Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста




Экономико-правовой колледж

 

 

Кафедра педагогической

психологии и педагогики

 

 

Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

 

Специальность «Дошкольное образование»

 

Выполнила: студентка гр. К971

очного отделения

Кудинова Лилия Андреевна

Научный руководитель:

Нургатина Алсу Рамилевна

 

Казань 2019

Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

 

 

Качества самооценки дошкольника напрямую зависит и от его личности. Как пишет В. Брагинский что, на протяжении всего этапа развития новорожденного ребенка до момента вступления в школьную жизнь происходит развитие психических и личностных качеств. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование основных черт личности, типа поведения личности. Импульсивность в действиях, более характерных для младшего и раннего возраста, начинает сменяться ближе к старшему дошкольному возрасту способностью произвольным управлением собственных поступков и эмоций.

Процесс развития самосознания у дошкольника подробно описан В.С. Мухиной, которая считает, что правильная оценка себя предваряется обретением умения правильно оцени­вать других. Это в начале возраста вызывает затруднения, поскольку самостоятельная оценка ребенком качеств и по­ступков других людей зависит от его отношения к этим лю­дям. Постепенно оценка поступков и качеств людей отделяет­ся от общего отношения к ним и начинает строиться на по­нимании ситуации и того значения, которое имеют эти по­ступки и качества.

Л.И Божович отмечает, что формирование мотивационной сферы у детей дошкольно­го возраста неразрывно связано с их игровой деятельностью, которая занимает центральное место в жизни ребенка этого возраста и представляет собой важнейшую форму его актив­ности. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка ‒ по­требность в общении, автономии, потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, удовлетворить свое лю­бопытство, познать окружающий мир.

Особую роль в развитии личности играет возникновение роли как способности к управлению поведением. Как было показано выше, Д.Б. Эльконин связывал произвольность по­ведения с соподчинением мотивов и возникновением пер­вичных этических инстанций. Л.А. Венгера связывает воз­никновение воли с:

1. развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания);

2. установлением отношения между целью действий и их мотивом;

3. возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий.

Как пишет А.Н. Леонтьев весь дошкольный возраст как период развития личности ребенка можно разделить на 3 подпериода:

1) 1-3 года, когда преимущественно развивается эмоциональная саморегуляция;

2) 4-5 лет, когда происходит преимущественное развитие нравственной саморегуляции;

3) около 6 лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка[14].

Божович выделяет основные изменения личности ребенка, возникающие к концу дошкольного возраста, в общем виде можно сформулировать следующим образом:

1. Возникают новые мотивы поступков и действий, и прежде всего мотивы общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми. Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка.

2. Формируются первые этические инстанции и на их основе моральная оценка, которая начинает определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям.

3. Формируется произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача.

4. Вычленяются отдельные действия и операции, овладение которыми становится взрослыми перед ребенком как важная задача.

Э.Т. Малиночкин отмечает что, на основе этого возникает оценка своих возможностей осуществить то или иное задание: «могу» и «не могу» начинает мотивироваться наличием или отсутствием необходимых умений.

Ананьев и Кудрина объясняют, что развитие взаимоотношений ребенка и взрослых и усложнение содержания основных видов деятельности приводит, во-первых, к осознанию общественной значимости труда взрослых, во-вторых, к выделению особых функций взрослых в отношении ребенка – функций руководства и обучения, в-третьих, к выделению ребенком своего места «маленького» в системе общественных отношений.

В.А. Артемов отмечает, что самооценка задает направление формирования полноценной личности ребенка в будущем, однако закладываются процессы самооценки в период старшего дошкольного возраста. Ведущая роль самооценки заключается в самосознании ребенка: ее функция в становлении своеобразного стержня личностного развития. Самооценку связывают процессы оценки качественного самопознания. Ориентир при самооценке направлен на ценностно-эмоциональные ощущения себя.

Р.С. Немов считает, что основные условия для формирования качественной самооценки считается собственная деятельность и общение с окружающими людьми. Благодаря общению происходит закладка норм общения, модели поведения, критерии оценок. При общении с взрослыми и ровесниками дошкольник совершает пробу уже имеющихся форм поведения, что предполагает дальнейшее усовершенствование этих форм. Из общения ребенок старшего дошкольного возраста формирует умение правильно оценивать себя и окружающих. Как было замечено ранее, впоследствии когнитивная оценка позволяет ребенку отразить оценку общества на себе, эмоциональная оценка же отражает отношение ребенка к себе.

О.Ю. Емельянова отмечает, что в старшем дошкольном возрасте у детей отмечается слабое развитие когнитивного компонента самооценки, в образе самого себя превалирует эмоциональная составляющая, отражающая глобально-позитивное отношение ребенка к себе, заимствованное из отношения взрослых.

Такие авторы как Эльконин и Венгер считают, что вступив в дошкольный возраст, ребенок осознает факт того, что существует оценка окружающих людей. Однако будучи уже перед порогом школьного возраста ребенок сформировал устоявшиеся нормы оценок окружающих и близких для дальнейшего развития. Стремясь к взрослению, ребенок шести лет начинает постепенно осваивать свои реальные возможности. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются.

Эльконин и Венгер утверждают, что развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.

Для адекватного формирования самооценки ребенок прежде должен научиться давать оценку чужим людям, что происходит не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при оценивании себя.

Один из авторов работ о возрастной и детской психологии Б.Г. Ананьев отмечает, что самооценка дошкольника на первых этапах развития формируется из сознательной оценки взрослых. Подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием, благодаря "личному участию" в ее производстве самого ребенка. В. В. Столин, Л.И. Божович объясняет развитие самооценки феноменом само выделения в окружающем мире. Со временем по причине интеллектуального развития ребенок воспринимает оценку окружающих как данное, в результате с дальнейшим развитием принятия и осознания себя

Как сказал Л.И. Божович дети старшего дошкольного возраста уже имеют осознанное понятие собственных достоинств и недостатков на основе оценки окружающего мира. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

Л.А. Венгер добавляет, что окончательное формирование оценки происходит в старшем дошкольном возрасте, на границе от 5 до 7 лет, поэтому этот период является самым важным. В этом возрасте дети быстро растут, взрослеют, развивается физическое, умственное и эмоциональное состояние дошкольника. Нервная система и интеллект ребенка готовится к увеличенным нагрузкам более зрелого возраста – школьного возраста. Именно осознанность ребенка в каждой ситуации оказывает влияние на самооценку. Перед вступлением в школьную жизнь ребенок понимает что такое «плохо» и «хорошо». Работа педагога и родителя имеют главные роли в формировании этих понятий. Однако большинство решений и оценок ситуаций и собственного Я происходит уже на основе самостоятельных мыслительных процессов, а не мнения взрослых людей. В результате этого старший дошкольный возраст балансирует когнитивную и эмоциональную оценку. Условия развития становятся благоприятными для развития интеллектуальной оценки и когнитивной самооценки ребенка для того, чтобы уметь преодолевать воздействие давления взрослой оценки.

Е.А. Герасина полагает, что с возрастом ребенок овладевает более совершенными способами оценивания, его знания о себе расширяются и углубляются, интегрируются, становятся более осознанными, усиливается их побудительно-мотивационная роль; эмоционально-ценностное отношение к себе также дифференцируется, становится избирательным и приобретает стабильность.

Один из детских психологов Н. Е. Веракса рассматривает самооценку как главную причину успеха или неудачи ребенка. Под самооценкой автор понимала способность индивида адекватно оценивать самого себя. Именно положительная, но адекватная самооценка создает вокруг личности атмосферу ля благоприятного развития. Эта личность способна принимать окружающий мир со всеми недостатками и достоинствами, верно оценивать условия, чувствовать мир и пытаться его усовершенствовать. Ребенок начинает полагаться на собственные силы, одновременно с этим искать поддержку в близком окружении. Старший дошкольник с адекватной самооценкой уверен, что способен искать верные решения независимо от посторонней помощи. Осознавая собственную важность и оценку себя, дошкольник способен принимать и уважать окружающих людей.

Также Н. Е. Веракса полагал, что оценка собственного Я у дошкольника старшего возраста, несмотря на интенсивное развитие интеллектуальных свойств, все еще имеет эмоциональную окраску. Все еще подвергаясь оценке окружающих, старший дошкольник наиболее близко принимает именно положительную оценку, например, доверие, признание, похвалу.

Г. А. Урунтаева считает, что старшие дошкольники так же подвержены формированию неоптимальной самооценки. Дети 5-7 лет с завышенной самооценки чаще всего несдержанные, не имеют устойчивого внимания на определенной деятельности, не доводят дела до конца. Дети с подобной самооценкой не склонны проводить самоанализ собственных поступков и качеств. Большинство таких детей стараются решить самые сложные задачи, даже если они не соответствуют их реальным способностям. Встречая на пути проблемы, дети с завышенной самооценкой начинают капризничать, сопротивляться помощи посторонних, проявлять агрессию и нежелание совершить дело до конца. В конце концов, дети подобной самооценки склонны к публичному доминированию над окружающими. Они стараются получить общественное внимание, проявить свои достоинства, выделится на фоне своих сверстников.

В. Брагинский утверждает, что впоследствии своей деятельности и публичной демонстративности, дети, не получив должного по их мнению внимания, нарушают нормы поведения и правила. Во время занятий в детском саду подобные личности перебивают, выкрикивают, балуются, комментируют учителя. Дети с завышенной самооценкой стремятся к лидерству в группе сверстников, однако эти желания не всегда оправдываются – многие сверстники склонны сопротивляться доминированию постороннего человека.

Эльконин отмечает, что похвала воспитателя для детей с завышенной самооценкой воспринимается как должное. Отсутствие этой похвалы может вызвать недоумение, раздражение, агрессию и обиду. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью. Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них – быть в центре внимания взрослого. Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

Е.В. Герасина утверждает, что полной противоположностью завышенной самооценки является ребенок с заниженной самооценкой. Данные дети застенчивы, недоверчивы, испытывают проблемы с общением. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, не уверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый.

П.Ф. Лесгафт полагает, что дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

Выготский сообщает, что у многих детей старшего дошкольного возраста самооценка зачастую имеет высокий уровень. Дети стремятся к успехам не смотря на свои реальные возможности, и чаще всего это приводит к негативной реакции на замечания посторонних людей. Это происходит по причине неумения ребенка отличить критику близких людей от справедливых замечаний. По этой причине отрицательные оценки и замечания не оказывают необходимого воспитательного эффекта.

Также Выготский утверждает, что еще одним важным процессом старшего дошкольника возраста является половая идентификация личности. Самооценка мальчиков и девочек отличается. Отношение к себе у девочек и мальчиков формируется на основе окружающего отношения к себе на основе половой идентификации. Исследования гендерных отличий самооценки дошкольников являются значимыми как социально-психологические, так и с позиции возрастной психологии. Отношение к себе и к другим людям строится на гендерных стереотипах, под которыми понимаются традиционные и устойчивые роли и образы, типичные характеристики, которыми наделяют мужчин и женщин.

Н.Е. Веракса утверждает, что известны несколько факторов, имеющие влияние на гендерные отличия по устойчивости самооценки:

1) степень открытости во взаимоотношениях;

2) реакция на обратную связь;

3) стресс, связанный с отношениями с близкими людьми;

4) эмоции.

Старший дошкольник осознано оценивает себя, отделяя свою оценку от оценки окружающих людей. Дети формируют самооценку не только как основе общения, как описывалось выше, но и на основе своего собственного опыта. Старшие дошкольники с неоптимальной самооценкой наиболее чувствительны к влиянию окружающих людей.

Липкина пишет, что оценивая самого себя, старший дошкольник испытывает трудности, в отличие от оценки сверстника. Оценка ровесника происходит на более высоком уровне, имея большие требования. Оценка сверстника более объективная по отношению к оценке самого себя. Отрицательные самооценки ребенка в дошкольном возрасте же наблюдаются редко.

Таким образом А.И. Липкина объясняет, что касаемо физических данных, ребенок старшего дошкольного возраста уже имеет возможность оценивать свои возможности. Адекватная самооценка всех своих физических и умственных способностей основывается на представлениях о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: