ББК 30.10
М 54
Составитель: преподаватель Федорова Т.А.
Рецензенты:
Бурлаченко Н.Л., старший преподаватель
Кожемякин Э.Г., кандидат технических наук, доцент.
Метрология, стандартизация и сертификация: методические указания/ Сост.Т.А. Федорова. – Бендеры: 2011. – 24 с.
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения инженерных специальностей, выполняющих контрольную работу по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» могут быть использованы в расчетах других технических дисциплин, в курсовом и дипломном проектировании.
ББК 30.10
М 54
Рекомендуется к изданию Научно-методическим советом «Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1. Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация». 6
2. Общие требования. 9
3. Порядок выбора номера индивидуальных заданий. 10
Варианты заданий контрольной работы.. 11
Приложение 1. 17
Приложение 2. 18
Приложение 3. 26
Приложение 4 Список рекомендуемой литературы………………………......30
Введение
Метрология, стандартизация и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг - важного аспекта многогранной деятельности предприятий. Овладение методами обеспечения качества, в настоящее время является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.
Стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления. Любое сложное техническое изделие массового производства во всех своих качествах является объектом стандартизации, как в нашей стране, так и за рубежом. Стандартизация решает проблемы взаимозаменяемости и совместимости, помогает организации производства, обеспечивает безопасность самого изделия и инфраструктуры, обслуживающей его эксплуатацию, охраняет природу от вредных воздействий. Сочетание относительно низкой стоимости и высокого качества продукции также можно обеспечить, повышая степень стандартизации составных частей изделий.
|
Например, в автомобильной промышленности сегодняшний фонд нормативных документов состоит более чем из 150 государственных стандартов, определяющих конструкцию автотранспортных средств, регламентирующих показатели безопасности, экологии, эргономики, надежности и экономичности, требования унификации, совместимости и взаимозаменяемости отдельных узлов, агрегатов и деталей, а также методы испытаний. Кроме того, фонд насчитывает свыше 300 действующих отраслевых стандартов, что связано с повышенными требованиями к изделиям общемашиностроительного применения, используемых в автомобилестроении.
Вопросы стандартизации непосредственно связаны с сертификацией продукции и услуг. Поставщику недостаточно строго следовать требованиям прогрессивных стандартов — надо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности или качества. Наибольшее доверие у заказчиков и потребителей вызывает сертификат на систему качества. Он создает уверенность в стабильности качества, в достоверности и точности измеренных показателей качества, свидетельствует о высокой культуре процессов производства продукции и предоставляемых услуг.
|
Стабильность технологий производства обеспечивается в первую очередь его метрологической подготовкой и метрологическим обеспечением производства и испытаний готовой продукции. Соблюдение правил метрологии в различных сферах позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов измерений.
Программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по техническим специальностям высшего профессионального образования. При изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» обеспечивается фундаментальная подготовка студентов в области стандартизации, соблюдается связь с дисциплинами специальности, происходит знакомство со стержневыми проблемами обеспечения сертификации продукции, базовыми положениями метрологии и экономической эффективности, понятиями стандартизации, взаимозаменяемости, допускам, обязательными для использования полученных знаний в решении практических, научно-технических задач по профилю специальности.
Цель контрольной работы:
Расширить, углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания студентов, полученные в процессе изучения дисциплины, привить навыки работы со стандартами, справочной литературой. Развить и закрепить навыки самостоятельной работы.
|
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство» Указания разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для специальности 150200 «А и АХ». Содержат требования к контрольной работе, задания, пояснения и порядок ее выполнения.
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» имеет важное значение при обучении будущих специалистов и посвящена изучению основных положений стандартизации, взаимозаменяемости, метрологии, сертификации продукции, работ, услуг, которые являются инструментами обеспечения качества.
Контрольная работа (КР) по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» состоит из теоретической части и выполнения практических заданий.
Структурными элементами КР являются:
– титульный лист;
– содержание;
– основная часть;
– список литературы.
Объем контрольной работы должен составлять не менее 12 страниц компьютерного текста, шрифт № 14, интервал 1,5, Times New Roman.
Вариант задания выбирается по последним двум цифрам номера зачетной книжки (см. табл.1).Вариант выполнения практического задания №2 выбирается также по последним двум цифрам номера зачетной книжки, значения составляющих размерной цепи см. приложение 3.
Вариант задания включает 2 вопроса и два практических задания. На каждый из вопросов следует дать в письменной форме полный ответ. Работая с учебной литературой, определите, в чем назначение и область применения технического объекта, о котором поставлен вопрос. Источники литературы приведены в приложении 3. Возможно, использовать собственные источники учебной, технической литературы, нормативной документации.
Вопрос №1 сформулирован по деятельности органов Национальной системы стандартизации РФ и ПМР, требует предоставления сведений о межотраслевых системах стандартов (охарактеризовать системы стандартов ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, ССБТ и другие) и изучение материалов по проведению сертификации, видам сертификационных документов.
Вопрос №2 сосредоточен на изучении основ метрологии и метрологического обеспечения.
При ответе на вопросы 1,2 следует придерживаться следующего плана:
- дать определение понятия, или технического термина – объекта вопроса;
- отразить сущность, состав, структуру, принцип действия для данного объекта:
- указать область применения, привести (если возможно) примеры применения в профессиональной деятельности.
Практическое задание содержит две задачи:
Задача 1 Расчет допусков и посадок гладких цилиндрических соединений. (Последовательность решения см. в приложении 2.)
Задача 2. Расчет размерных цепей методом максимум-минимум.
(Последовательность решения см. в приложении 2.)
Для выполнения задачи 1 требуется изучить:
1.Основные положения, термины, определения, обозначения, установленные на допуски размеров гладких элементов деталей и на посадки, образуемые при присоединении этих деталей.
2.Поверхности («отверстие», «вал», и другие виды), размеры и отклонения. Допуск размеров, как разность предельных размеров и отклонений. Обозначения отклонений. Нулевая линия, основное отклонение, поле допуска.
3.Графическое изображение полей допусков. Единица допуска. Понятие о квалитетах. Общие сведения о посадках, три вида посадок. Допуск посадки. Образование посадок в системе отверстия и в системе вала. Графическое изображение допусков и посадок.
Основные понятия по допускам и посадкам изложены в ГОСТ 25346-82, а ряды допусков и основных отклонений даны в ГОСТ 25347-82.
В данных методических указаниях при решении практического задания №1 приняты следующие обозначения:
D- диаметр отверстия;
d - диаметр вала;
D - номинальный размер отверстия;
Dmax - наибольший предельный размер отверстия;
Dmin - наименьший предельный размер отверстия;
d - номинальный размер вала;
dmax - наибольший предельный размер вала;
dmin - наименьший предельный размер вала;
ES - верхнее отклонение отверстия;
EI - нижнее отклонение отверстия;
es - верхнее отклонение вала;
ei - нижнее отклонение вала;
TD - допуск отверстия;
Td - допуск вала;
S - зазор;
N - натяг.
Для выполнения задачи 2 требуется изучить:
1.Что называют размерной цепью, для решения каких задач используют расчеты размерных цепей?
2.Что называется звеном размерной цепи? Их обозначения и виды.
3.Какие две основные задачи встречаются при расчете размерных цепей? Особенности и области применения этих задач.
4.Суть и принципиальное отличие методов расчета размерных цепей на максимум – минимум и вероятностного.
5.Какое звено называют увязочным и как определяют допуск этого звена при расчете размерных цепей:
на максимум – минимум;
вероятностным методом.
В данных методических указаниях при решении практического задания №2 приняты следующие обозначения:
АD – номинальный размер замыкающего (исходного) звена размерной цепи;
Аi – номинальный размер i-того составляющего звена размерной цепи А;
yв – увеличивающее составляющее звано;
yм – уменьшающее составляющее звено;
m – количество всех звеньев в цепи;
Z – количество увеличивающих звеньев;
Р – количество уменьшающих звеньев;
D0 - координата середины поля допуска;
Т – допуск звена;
Db -верхнее предельное отклонение звена;
DН - нижнее предельное отклонение звена;
Общие требования.
1. КР должна быть выполнена на листах формата А 4.
2. Титульный лист оформляется согласно Приложению 1 (образец)
3. Основная часть контрольной работы содержит два вопроса и практическое задание.
4. Ответы на каждый вопрос необходимо начинать с новой страницы, они должны быть полными, соответствовать заданному вопросу, логичными и конкретными. Сначала записываются номер и название вопроса, затем ответ на поставленный вопрос; страницы должны быть пронумерованы.
5. Нумерация страниц КР должна быть сквозной: первой страницей является титульный лист, второй - содержание и т.д. На титульном листе номер страницы не ставят.
6. Иллюстрации (чертежи, схемы) располагают непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки. Иллюстрации номеруют последовательно в пределах всей КР.
7. Таблицы номеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей КР. Номер таблицы размещают перед её заголовком, например: «Таблица 1 - Исходные данные». Заголовок пишут с прописной буквы.
8. Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже формулы оставляют не менее одной свободной строки. Формулы в КР номеруют порядковой нумерацией в пределах всей контрольной работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
9. Ссылки в тексте КР на литературные источники обозначают порядковым номером списка литературы, выделенным квадратными скобками, например: [4], [11] и т.п.
10. Контрольная работа считается выполненной, если содержит полные и правильные ответы на все вопросы и решенные задачи.
11. Контрольная работа выполняется и сдается в сроки, установленные учебным графиком.
12. В том случае, если контрольная работа не зачтена, она возвращается студенту для переработки. Студент обязан предоставить работу на повторное рецензирование.