Запись экспериментальных данных




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия со студентами I курса

лечебного факультета по общей химии

 

Тема № 6: Коллигативные свойства растворов

Время: 3 часа

 

 

1. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Сформировать знания по вопросам, связанным с термодинамикой растворения, коллигативными свойствами растворов электролитов и неэлектролитов, растворимостью веществ и факторами, влияющими на нее.

МОТИВАЦИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

Изучение свойств растворов электролитов и неэлектролитов дает возможность будущему специалисту-медику сформировать представление о многогранной роли растворов в жизнедеятельности организма.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ:

а) понятие о растворах;

б) способы выражения состава растворов;

в) растворимость;

г) теория электролитической диссоциации.

В результате проведения занятия студент должен:

1) знать:

· основные положения теории электролитической диссоциации, понятие о сильных и слабых электролитах;

· термодинамику растворения;

· коллигативные свойства растворов электролитов и неэлектролитов.

2) уметь:

· решать расчетные задачи по термодинамике растворения;

· решать расчетные задачи на растворимость;

· решать расчетные задачи на коллигативные свойства растворов электролитов и неэлектролитов;

· определять молярные массы неэлектролитов криоскопическим методом;

· определять изотонический коэффициент и кажущуюся степень диссоциации электролитов криоскопическим методом.

 

2. СВЯЗЬ СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ:

Умения и навыки, приобретенные при изучении физических свойств растворов, потребуются при изучении мед. физики и биологии, общей и клинической фармакологии, клинической лабораторной диагностики.

 

3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

3.1 Растворы, растворимость, термодинамика растворения;

3.2 Коллигативные свойства растворов электролитов и неэлектролитов: понижение давления пара над раствором, криоскопический и эбулиоскопический законы, осмос;

3.3 Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

 

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:

 

Лабораторная работа № 1

Определение молярной массы лекарственного вещества

(неэлектролита) криоскопическим методом

Оснащение занятия: кристаллизатор, стакан на 200-250 мл, мерные цилиндры на 25 мл и 50 мл, термометр с делениями на 0,1-0,2оС, мешалка, металлический штатив, охлаждающая смесь, раствор глюкозы.

Методика проведения опыта: Определение молярной массы вещества по понижению температуры замерзания его раствора по сравнению с чистым растворителем выполняется с помощью криоскопа. Схема упрощенного криоскопа представлена на рисунке.

Рис. Упрощенный криоскоп

1 – кристаллизатор

2 – стакан

3 – мешалка

4 – термометр

 

3

2

1

 
 


Приготовьте в кристаллизаторе (1) охлаждающую смесь из мелких кусочков льда и поваренной соли. Температура охлаждающей смеси не должна опускаться ниже –6оС. В стакан (2) на 200-250 мл налейте 25 мл раствора глюкозы с известной массовой долей – плотность раствора 1 г/мл (раствор получите у лаборанта). Поместите стакан в охлаждающую смесь и накройте крышкой с отверстием для термометра. Термометр с делениями на 0,1-0,2оС закрепите в лапке штатива и опустите в стакан так, чтобы шарик с ртутью был погружен в раствор.

Наблюдайте за понижением температуры раствора в стакане, перемешивая раствор при помощи мешалки. Отметьте температуру появления первых кристаллов льда (t2), являющуюся температурой замерзания раствора в условиях данного опыта.

Запись экспериментальных данных

Масса глюкозы в растворе m1

Масса воды (растворителя) m2

Температура замерзания воды, оС t1 (t1 = 0oC)

Температура замерзания раствора, оС t2

Понижение температуры замерзания Δ t = t1 – t2

 

Используя математическое выражение криоскопического закона Рауля:

, (1)

рассчитайте молярную массу глюкозы. Криоскопическая константа воды Ккр = 1,86. Зная, что истинное значение молярной массы глюкозы 180,1 г/моль, рассчитайте абсолютную и относительную ошибки определения.

Лабораторная работа № 2

Определение изотонического коэффициента и кажущейся

степени диссоциации хлорида натрия криоскопическим методом

Методика проведения опыта: Соберите криоскоп, описание которого приведено выше. В стакан налейте 25 мл гипертонического раствора хлорида натрия с известной массовой долей (плотность раствора 1 г/мл) и опустите стакан в кристаллизатор с охлаждающей смесью. Определите температуру замерзания раствора по появлению первых кристаллов льда в исследуемом растворе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: