Основные направляющие линии рисунка изменяются в зависимости от линии горизонта.




В рисунке вертикальные направляющие не изменяются в наклоне, они подчиняются линейной перспективе только изменением размера - чем дальше предмет, тем меньше его размер. Но горизонтальные и диагональные направляющие выглядят диагоналями, находящимися под разными углами к линии горизонта (подробнее о перспективных сокращениях можно почитать в словаре художественных терминов - https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/linejnaja-perspektiva).

Но положение линии относительно линии горизонта имеет колоссальное значение, поэтому, прежде чем наносить линию на лист, проанализируйте, над или под линией горизонта расположена данная часть объекта, чтобы точно показать направление линий, стремящихся в точку схода на линии горизонта. Чем ближе горизонтальная или диагональная линия к линии горизонта, тем менее явно будет выражен её диагональный уклон. Линия, находящаяся на самой линии горизонта, будет выглядеть горизонтальной.
Точка зрения художника на объект, а конкретно, уровень линии горизонта по отношению к предметам и объектам и расположение точек схода дают зрителю чёткое понимание как выглядит и насколько убедительно показаны изображаемые объекты. Нарушение или неточное воспроизведение видимого художником усложняет восприятие картины зрителем и делает его путанным, а само изображение - не реалистичным.

Горизонтальные плоскости объектов и предметов в рисунке по разному раскрываются по отношению к линии горизонта, если они находятся на разной высоте относительно неё и друг друга.
Чем ближе к линии горизонта горизонтальная плоскость предмета или объекта, тем меньше её визуальная площадь и степень раскрытия. Поэтому при рисовании следует обращать внимание не только на то, в какую сторону направлены направляющие и под каким именно углом, но и как выглядят находящиеся друг под другом горизонтальные плоскости по раскрытию. Чем выше или ниже они расположены от линии горизонта, тем они выглядят крупнее и менее сокращены в перспективе.

Александр Дейнека «Оборо́на Севасто́поля» (1942 год)

Экстремальные ракурсы.
Иногда художники, чтобы наиболее ярко и полно выразить свою идею, изображают предметы и объекты подчёркнуто сильно выявляя ракурсные сокращения в перспективе и по отношению к линии горизонта. Например, сильно разворачивают предметную плоскость, так что кажется, будто художник, а вместе с ним и зритель, стоят у самого края стола и смотрят на предметы не сбоку и чуть сверху (в привычном ракурсе), а сильно сверху, заглядывая внутрь посуды, показывая верхние плоскости объектов, сердцевины цветов и т. д.. Или возводят архитектурно-скульптурные сооружения в рисунках и картинах так, что выглядят они огромными небоскрёбами, резко уходя вверх и сильно сокращаясь в перспективе, зритель вместе с художником, как-будто находится у самого их подножия и рассматривает объекты, задрав голову вверх.
Конечно, такие изображения производят нужный эффект и впечатляют, но и требуют тщательно продуманного логического обоснования в процессе рисования, иначе идея художника будет не явно выражена и зритель просто не поймёт почему предметы и объекты изображены так, а не иначе и точно ли они воспроизведены в рисунке или картине.

Экстремальные ракурсы в картинах художников особенно хорошо ощутимы, если автор находится очень близко к предметам или предметной плоскости (натюрморты Сарьяна, Петрова-Водкина) или изображаемый предмет или объект большого размера (Камиль Жакоб Писсарро. «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно», Андреа дель Поццо “Апофеоз Святого Игнасио”).

Такое впечатление монументальности в некоторых случаях специально создаётся или усиливается художниками для наилучшего выражения собственной творческой идеи (линия горизонта в помощь) - Александр Дейнека «Оборо́на Севасто́поля» (1942 год), фрески Сикстинской капеллы Микеланджело.

Камиль Жакоб Писсарро. «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно»

Вот так влияет линия горизонта на всё, что изображает художник, вернее, наоборот, художник строит своё произведение с учётом положения линии горизонта со всеми вытекающими последствиями (при рисовании с натуры) или сам задаёт необходимые условия (при создании эскиза картины из головы, придумывая идею будущего произведения). При рисовании по фотографии линия горизонта не менее важна - в самом начале создания рисунка неплохо бы определиться, где именно она расположена и как выглядят предметы и объекты по отношению к ней. Это позволит избежать досадных ошибок в рисовании и создать реалистический и правильный рисунок, даже если вы художник-самоучка или совсем начинающий живописец.

Творческих вам успехов, дорогие коллеги! Ровного горизонта и интересных идей!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: