ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ




Профессионально важные качества.

 

Цель урока: ознакомить учащихся с классификациями профессий, пояснить понятие «формула профессий», изучить профессионально важные качества.

Задачи урока: подготовить учащихся к восприятию нового материала, добиться наиболее полного усвоения материала всеми обучающимися.

Ход урока.

I. Повторение пройденного материала.

II. Изложение программного материала.

- Сообщение темы и цели урока.

- Изложение материала:

Общий обзор классификации профессий.

В мире существуют тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии? Выбрать среди них ту, с которой начнется трудовой жизненный путь? Помочь в этом может классификация профессий.

В основу классификации профессий могут быть положены разные признаки. Распределить профессии, например, можно по первой букве их названия. Правда, пользоваться такой квалификацией для выбора профессий не совсем удобно: ведь для выбора профессии нужно знать ее название. Например, вы неплохо рисуете, вам нравится это занятие, и в дальнейшем вы хотели бы работать там, где способности к рисованию пригодятся. Но как называется эта профессия? А знаете ли вы, что в производстве тканей есть профессия копировщик рисунков, в полиграфии – колорист, ретушер, на предприятиях художественно-ювелирных изделий – инкрустатор, в моделировании - художник-оформитель и художник-модельер и т.д.?

Распределить профессии можно и по принадлежности к отрасли народного хозяйства. Такая классификация удобна для руководителей предприятий и учебных заведений.

Но выбирающему профессию лучше всего пользоваться классификацией, построенной не по отраслевым признакам, а по признакам, непосредственно идущим от человека как участника труда.

Когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль, а на предмет (объект) труда. С предметом труда надо что-то сделать (цель труда). В любом труде есть орудия, средства. Также, для человека существенно, в каких условиях протекает его работа.

Вот по этим четырем признакам и строится классификация профессий, удобная для обдумывающего свой выбор.

Схематично эту классификацию профессий можно представить в виде лестницы из четырех ярусов: типы профессий; классы профессий; отделы профессий; группы профессий.

 

ГРУППЫПРОФЕССИЙ (Б О Н М)  
ОТДЕЛЫПРОФЕССИЙ (Р М А Ф)  
КЛАССЫПРОФЕССИЙ (Г П И)  
ТИПЫПРОФЕССИЙ (П Т Ч З Х)
       

 

Эту схему можно рассматривать как «лестницу», по которой вы можете подниматься, обдумывая выбор будущего трудового пути.

ТИПЫПРОФЕССИЙ

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

1. «Человек – природа» (П). Предметом труда является живая природа, биологические процессы. Примером профессий этого типа можно назвать зоотехник, агроном, лаборант химико-бактериологического анализа, мастер-животновод.

2. «Человек - техника» (Т). В этом типе профессий главный, ведущий предмет труда – технические объекты (машины, механизмы и т.п.), материалы, виды энергии. Примером профессий этого типа можно назвать машинист бульдозера, столяр, токарь, электросварщик, инженер-механик, повар и др.

3. «Человек - человек» (Ч). Здесь главный предмет труда – люди. Среди этого типа профессий можно выделить: учитель, диспетчер, продавец, парикмахер, экскурсовод, дирижер, врач и др. Важной частью этого взаимодействия являются взаимоотношения.

4. «Человек – знаковые системы» (З). В этом типе профессий главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки. Профессии типа «человек – знаковые системы» включают: переводчик, секретарь-машинистка, программист, бухгалтер, чертежник, инженер.

5. «Человек – художественный образ» (Х). В этом типе профессий ведущий предмет труда –

художественный образ, способы его построения. Здесь можно выделить профессии: столяр по производству художественной мебели, резчик по камню, художник-оформитель, композитор, литературный редактор, артист театра и эстрады.

 

 

КЛАССЫПРОФЕССИЙ

Существенной характеристикой содержания деятельности человека является цель труда. Несмотря на то, что цели труда разнообразны, их можно свести к трем большим группам: узнать, преобразовать, придумать.

В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий.

1. «Гностические профессии» (Г). Название этих профессий происходит от латинского «гнозис» - знание, познание. Цели труда в этом классе профессий могут быть разнообразными: сортировать, распознать, оценить, проверить. Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти рассмотренных ранее типов. Например: тип П – сортировщик продукции, лаборант химико-бактериологического анализа; тип Т – контролер аппаратуры, осмотрщик техники; тип Ч – нормировщик на транспорте, следователь, санитарный врач; тип З – корректор, нормировщик; тип Х – настройщик музыкальных инструментов, литературный критик.

2. «Преобразующие профессии» (П). Преобразующая деятельность человека может быть направлена не только на вещи, но и на виды энергии, информацию, процессы, устройство общественной жизни. Целями труда этого класса профессий являются: сортировка, обработка, размещение, организация, преобразование и др. Примерами профессий здесь уместно назвать: слесарь, портной, водитель, преподаватель, живописец.

3. «Изыскательские профессии» (И). Профессии данного класса не обязательно связанные с изыскательской деятельностью(например, геология) или научными исследованиями. Здесь речь пойдет о профессиях, близких к классу преобразующих. Цель труда профессий этого класса – поиск чего-то неизвестного, причем часто в условиях ограниченного времени. Также здесь важно придумать, найти новый вариант, сконструировать. Примерами профессий этого класса можно выделить: закройщик, разметчик, селекционер, конструктор, художник-оформитель.

 

Приведенное выше деление профессий на три класса условное. Есть профессии, сочетающие в себе признаки двух или даже всех трех классов, но в разной степени. Так, профессия учителя относится к классу преобразующих, но в период экзаменов, когда он проверяет, оценивает знания учеников, цель труда его становится гностической. Другой пример: слесарь-ремонтник сначала находит неисправность в механизме, потом устраняет ее, обдумывает, как сделать, чтобы таких поломок больше не было. Тут имеют место все три цели труда – познавательная, преобразующая и изыскательская.

Но в любой профессии можно установить главную цель труда и по этой цели отнести ее к определенному классу.

 

ОТДЕЛЫПРОФЕССИЙ

В зависимости от средств труда профессии подразделяются на отделы.

1. Профессии, связанные с использованием ручного труда (Р). Люди этих профессий используют ручные и механизированные орудия труда. К ним относятся, например, отвертка, скальпель, электрическая дрель, отбойный молоток и др.

2. Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (М). Иначе их можно назвать профессиями машинно-ручного труда – токарь, фрезеровщик, машинист крана, тракторист, машинист тепловоза, комбайнер горно-выемочной машины и др.

3. Профессии, связанные с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (А). Представители данного отдела профессий – оператор прокатного стана, диспетчер энергосистемы, аппаратчик химического производства, оператор автоматических линий, сталевар и др.

4. Профессии, в которых преобладают функциональные средства, орудия труда (Ф). К этому отделу относятся профессии: учитель, воспитатель, диктор, актер, дирижер, певец, цирковой акробат.

 

ГРУППЫПРОФЕССИЙ

Классификация профессий по условиям труда подразделяется на четыре группы профессий.

1. Труд в условиях обычного («бытового») микроклимата (Б). К этой группе можно отнести профессии бухгалтера, экономиста, чертежника, учителя и др.

2. Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температур, влажности (О). Пример профессий: строитель, пожарный, полевод и др.

3. Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в горячих цехах(Н). Пример профессий: летчик, шахтер, водолаз, сталевар и др.

4. Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (М). К этой группе можно отнести профессии учителя, врача, инженера по технике безопасности, президента, директора банка.

 

ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Используя характеристики профессий можно составить формулу выбора профессии. Выписав буквы соответствующие предпочитаемому вами типу, классу, отделу, группе профессий можно сопоставить характеристики профессий и попытаться найти конкретный род занятий, подходящий вашим желаниям.

Однако надо понимать, что только условно можно отнести профессию к определенной разновидности классификации. Практически же часто очень явной является принадлежность профессии к нескольким разновидностям. Ведь каждая профессия одного типа обязательно имеет признаки и других. Весь вопрос в том, какие из них являются основными, а какие отступают на второй план, оставаясь тоже важными.

Может случиться так, что полученной формуле пока ничего не соответствует, т.е. в действительности нет такой профессии. Тогда формулу следует перестроить, приближая ее к реальности. При этом в основу выбора должен быть положен девиз «нужно, смогу, хочу».

Слово «нужно» указывает на существующую в обществе потребность в кадрах определенных профессий. Если вы хотите заниматься каким-то делом, но оно не нужно обществу, то и ваши интересы и способности теряют смысл.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: