Структура предпринимательских отношений




Как любые другие общественные отношения урегулированные нормами права, предпринимательские отношения имеют определенную структуру и включают в себя объект правоотношения, субъекты правоотношения и содержание правоотношения.

Объект правоотношения – это то, по поводу чего возникает правоотношение. В предпринимательских отношениях объектом может быть товар, работа, услуги и т.д.

Субъекты правоотношения – это конкретные его участники, наделенные взаимными правами и обязанностями.

Содержание правоотношения включает в себя субъективные права и юридические обязанности. (субъективные права- права связаны с удовлетворением интересов лиц в конкретном единичном правоотношении).
(юридические обязанности-определенная законом мера должного поведения участника данного (конкретного) правоотношения - носителя этой обязанности).
Права всегда субъективны, т.к. носят диспозитивный характер, и их использование зависит от воли субъекта. Обязанности, как правило, закреплены либо в нормативном правовом акте либо в договоре.

Права и обязанности в конкретном правоотношении всегда взаимосвязаны. Если у одного субъекта возникает какое-либо право, то у его контрагента появляется соответствующая обязанность.

В современных условиях каждое предприятие, чтобы выжить, должно заниматься предпринимательской деятельностью: и производственным, и коммерческим, и финансовым предпринимательством. Предприятия наделены правом юридического лица, имеют своё наименование и зарегистрированы в уполномоченных государственных органах. Предпринимательство как вид человеческой деятельности возникает и существует только в рамках товарного производства и рыночного товарообмена, что характерно для существующей российской действительности.

Таким образом, предпринимательские структуры – это самостоятельно функционирующие экономические единицы, деятельность которых подчиняется законам предпринимательства и заключается в постоянном поиске оптимальной формы соответствия рыночным требованиям в конкретный момент развития рынка [1, c. 98].

В настоящее время на развитие предпринимательства влияет ряд факторов.

Факторы предпринимательства — это параметры, определяющие возможности и характер проявления свойств предпринимательской функции.

Различают внешние факторы, обусловленные характером окружающей среды, и внутренние, обусловленные особенностями внутренней организации предпринимательства.

К внешним факторам, определяющим конкретные условия деятельности предпринимательства, относят:

- природно-демографические факторы;

- социально-культурные факторы;

- технологические факторы;

- экономические факторы.

- правовые факторы;

- политические факторы.

К внутренним факторам предпринимательства относятся факторы, которые отражают уровень развития самой организации.

Важно иметь в виду, что в процессе развития общественного хозяйства роль одних факторов ослабевает, роль других, наоборот, увеличивается или начинает действовать новые ранее отсутствующие факторы.

Система хозяйствования в условиях рынка не возможна без бизнес-деятельности. Бизнес-деятельность – предпринимательская деятельность, где имеет место новаторство, инновации, риск.

Бизнес-деятельность в её классическом виде порождена рыночной системой хозяйствования и является одновременно её основным звеном.

Основной структурной единицей, субъектом бизнес-деятельности, является фирма (предприятие). Характеристика фирмы предполагает определение её основных черт, выделяющих её в самостоятельный субъект рыночных отношений. Такими чертами являются:

– производственно-техническое единство, предполагающее общность процессов производства, капитала, технологии;

– организационное единство: предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;

– экономическое единство, выражающееся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также экономических результатов работы.

В соответствии с законом РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предприятие не должно нарушать нормальных условий деятельности других предприятий и организаций [2].

Однако, несмотря на самостоятельность, следует подчеркнуть, что фирма не освобождается от государственного контроля за своей деятельностью, который может вестись, например, за уплатой налогов, ограничением монопольных тенденций, соблюдением технических стандартов и технических условий производства и т. п.

Рыночные отношения требуют не только производства продукции, но и ее сбыта, реализации. Лишь на этой основе возможна нормальная деятельность фирмы (предприятия).

В то же время самостоятельность в качестве платы обусловливает возможность несостоятельности и банкротства. Таким образом, поведение фирмы в рыночных условиях существенно видоизменяется. Эти изменения касаются многих вопросов деятельности фирмы.

Фирмы можно классифицировать по различным параметрам:

- отраслевой принадлежности;

- структуре производства;

- мощности производственного потенциала (размер предприятия).

Важнейшей характеристикой фирмы выступает отраслевое различие выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. В зависимости от этого различия фирмы (предприятия) делятся на:

- промышленные предприятия;

- сельскохозяйственные фирмы (предприятия);

- фирмы (предприятия) строительной индустрии.

С правовой стороны согласно законодательству Российской Федерации предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Важнейшими задачами действующего предприятия (фирмы) являются:

- получение дохода владельцем предприятия;

- обеспечение потребителей продукцией предприятия;

- обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

- создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

- охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

- недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения рентабельности производства).

Задачи фирмы определяются:

- интересами владельца;

- размерами капитала;

- ситуацией внутри фирмы;

- внешней средой.

Сегодня, чтобы стать более конкурентоспособными, крупные фирмы проводят реструктуризацию, чтобы использовать эффекты малых фирм, а малые предприятия вступают в широкие альянсы, чтобы получить эффекты масштаба.

Крупные предприятия необходимы малому и среднему предпринимательству как источник факторов производства, как рынок сбыта готовой продукции, как источник личной предпринимательской инициативы, в частности, передачи части производственных заказов малым и средним предприятиям.

Это указывает на необходимость достижения синергического эффекта в деятельности сектора малого и среднего предпринимательства и крупных предприятий; при этом речь не идет о нулевом суммарном выигрыше, когда успех малого может быть достигнут лишь ценой уничтожения крупного.

Можно ожидать положительных и взаимовыгодных действий, если будет найден способ стимулировать образование целевых альянсов и установление подрядных отношений. Во многих современных (и прежних) экономических системах большие и малые предприятия вовлечены в сложные взаимоотношения, дающие обоюдные выгоды.

С теоретической точки зрения предприятия малого и среднего бизнеса имеют ряд преимуществ перед крупными предприятиями. Стимулы, как для менеджеров, так и для рабочих на предприятиях малого и среднего бизнеса гораздо сильнее и яснее, чем в крупных организациях.

Проблем с управлением меньше, поскольку зачастую и менеджер, и владелец – одно и то же лицо, а небольшой размер предприятия позволяет его владельцу с легкостью следить за работой менеджеров, и рабочих [3].

Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

Основу любой рыночной системы хозяйства составляет множество экономически активных субъектов — предпринимателей, которые формируют и развивают производство, устанавливают рыночные связи. Но не каждый субъект рынка может быть назван в полной мере предпринимателем.

В общем же - предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых на рынке отличается поисковым характером. Поиск нового, организация работы персонала предприятия, направленная на выявление новых возможностей для хозяйственной активности, освоение новых рынков, переход к производству товаров и услуг - это и есть предпринимательская деятельность.

Совершенно не обязательно, чтобы предприниматель лично занимался всеми проблемами предприятия. Выполнение отдельных задач может быть делегировано отдельным лицам. Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников предприятия.

Центральную роль в практической деятельности предпринимателя играет его личность. Предпринимательство – это не род занятий, а склад ума и свойство натуры.

Быть предпринимателем – значит, делать не то, что делают другие. Необходимо обладать воображением, быть способным найти новое и использовать новые возможности, уметь рисковать и преодолевать страх.

То есть, предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда. Одна из самых сложных задач предпринимателя — поиск новых идей (от нового промышленного продукта до новой организационной структуры) и их реализация.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что в настоящее время предпринимательские структуры России представлены в большей степени индивидуальными предпринимателями, но так же есть среднее и крупное предпринимательство. Как мелкое, так и крупное предпринимательство решает свои задачи, поставленные для достижения цели, и сталкивается с проблемами, которые часто схожи.

 

Субъекты предпринимательства различаются в зависимости от роли, выполняемой каждым из них в экономике. Наиболее распространенными являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Они играют наиболее важную роль в объединении и использовании капитала и иных видов материальных ресурсов. Именно поэтому они в соответствии с законом подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью (Правосубъе́ктность — способность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений). и самостоятельно от своего имени выступают в экономическом обороте.
К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия
(ст. 50 ГК РФ).

Хозяйственные общества обладают самой сложной корпоративной структурой, включающей несколько уровней управления (общее собрание акционеров или участников, совет директоров, исполнительные органы, рядовые менеджеры). При этом лица, входящие в различные органы управления, могут иметь совершенно различные и даже противоречащие друг другу интересы. Это порождает постоянные конфликты внутри обществ, что приводит к непрекращающемуся перераспределению полномочий между указанными органами управления. Отчасти это объясняется различными стратегическими целями, которые ставят перед собой собственники (акционеры, участники) и некоторые управленцы (члены исполнительного органа или совета директоров), разными мерами их достижения в силу многообразия подходов к развитию предпринимательской деятельности (поглощение других компаний, увеличение капитализации и рост рыночной стоимости акций, регулярная выплата дивидендов, повышение эффективности капиталовложений). Проблема гармонизации корпоративного управления является, таким образом, самой острой и актуальной в сфере корпоративного права.

Надо отметить, что к субъектам предпринимательства можно отнести любого гражданина, который даже без регистрации оказывает услуги, производит товары, выполняет работы или использует иным образом свое имущество самостоятельно и на постоянной основе в целях получения дохода, поскольку суд может применить к сделкам такого лица правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23
ГК РФ).

Вместе с тем существуют и такие субъекты предпринимательской деятельности (некоммерческие организации), основная задача которых - ведение нехозяйственной, некоммерческой деятельности. Для достижения своих целей они могут заниматься предпринимательством, но правосубъектность таких лиц строго ограничена целями, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК). Предпринимательские интересы таких организаций обычно ограничены лишь более полным использованием принадлежащей им собственности и получением дохода, поскольку они не заинтересованы в расширении производства, максимизации чистой прибыли или увеличении доли своего товара на рынке, что характерно для коммерческих организаций. Если некоммерческая организация начинает проявлять указанные интересы, она должна быть ликвидирована в силу осуществления деятельности, противоречащей своим уставным целям.

 

Практическая работа:

1. «Организационно-правовые формы юридических лиц» (Приложение № 1).

2. «Правовое положение субъектов предпринимательского права» (Приложение №2)

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Изучить ОПФ юридических лиц их учредительные документы, порядок регистрации, ликвидации и реорганизации используя Гражданский кодекс РФ.

 

Форма контроля самостоятельной работы:

1. Применение знаний при выполнении практической работы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое коммерческие организации?

2. Что такое некоммерческие организации?

3. Что такое организационно-правовая форма юридического лица?

4. Что такое реорганизация юрлица?

5. Какие виды реорганизации юрлица?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: