Связь методики обучения ИЯ с другими науками
План:
Методика изучения ИЯ как самостоятельная наука.
Лингвистические основы обучения ИЯ.
Психологические основы обучения ИЯ.
Дидактические основы обучения ИЯ.
1. Вопрос о научной самостоятельности методики обучения ИЯ на разных этапах ее развития решался по-разному.
В 30-е гг. 20в. методика считалась приложением сравнительного языкознания, затем прикладной отраслью общего языкознания. В 50-е гг. считалась прикладной психологией.
В настоящее время научная самостоятельность методики является общепризнанной в виду выделения основных факторов, важнейшими из которых являются закономерность в процессе обучения ИЯ.
Методика обучения связана с другими науками и использует факты и разработанные ими закономерности. Существенными для методики являются базисные и смежные науки.
Данные базисных наук используются для формирования собственных исследовательских и обучающих концепций.
Базисные науки для методики:
• Лингвистика
• Психология
• Психолингвистика
Данные смежных наук используются методикой как средства обеспечения эффективности и достоверности своих исследований:
Кибернетика
Теория информации
Дефектология
Нейрофизиология
Статистика и другие.
2. Методика опирается на данные и закономерности лингвистики, поскольку язык - предмет обучения, исследуется лингвистикой. Лингвистика изучает язык как определенные кодовые системы, принятые в том или ином коллективе людей, и следующий этим коллективам для осуществления коммуникаций.
Методики изучает проблемы обучения языку и проблемы развития речи у учащихся, то есть тому феномену, который изучает лингвистика.
|
2.1. Для методики существенно разграничение понятий языка" и "речи".
Язык - система языковых средств, необходимых и достаточных для общения и правил их использований.
Речь - реализация языковой системы, конкретных актов коммуникаций, т.е. включающий сам процесс общения, так и речевые произведения - продукты этого процесса.
Речь - способ формирования т формулирования мыслей посредством языка (И.А. Зимняя)
Изучение языка, по мнению академика Л.В. Щербы, обеспечивает лишь знания системы языка, но не ведёт пользованию этой системы как средством общения.
Для овладения речью необходимо не только знания языковых средств и правил их использованию, но и автоматизированное их применение в общении.
Следовательно, в процессе обучения необходимо предусмотреть не только запоминание и в памяти языковых средств, формирования навыков пользования ими, но и практику в коммуникации.
Различают единицы языка и речи.
Единица языка: фонемы, морфемы, слова, предложения.
Единица речи: ситуативное обусловленные высказывания разной протяжённости, в которых элементы языка организованы по семантико-коммуникативному признаку. Лингвистика текста (отрасль лингвистики) в качестве основной отрасли речи, выражающее законченное высказывание считается текст - микротекст, макротекст.
Академик Щерба считал наименьшую единицу речи синтагму - кратчайший отрезок речи, не выделяемый далее.
Подобное разграничение таких единиц важно для методики: для усвоения единиц языка необходимо знать их особенности и возможности трудности для уч-ся, а этот материал даёт лингвистика. Для обучения речевой деятельности и организации речевой практики важно знать особенности единицы речи, что позволяет произвести отбор необходимого материала из живой речи.
|
2.2. С развитием структурной лингвистики особое значение приобретает моделирование.
Различаю два типа моделей:
-Базисные лингвистические модели
-Статистические лингвистические модели
Разработка модели в лингвистике значимо для методики преподавания ИЯ, так как методикой используются лингвистические модели для создания речевых образцов.
Статистические лингвистические модели помогают выяснить особенности в текстах различных разновидностей книжно-письменного стиля =>
-дают материал для построения учебных текстов, которые подводит уч-ся к оригинальным текстам;
-определяет набор языковых средств необходимых для овладения чтением;
-устанавливают допустимый процент незнакомого материала.
Ещё большее значение имеют базисные модели, так как из них выводятся бесконечное количество реально существующих предложений.
Базисные модели представляют собой абстракции характерной структуры на уровне предложения.
S+P+O
He is reading a book.
Подобные предложения отражают ту или иную модель называют речевыми образцами.
Речевой образец - исходная единица при обучении устной речи.
He is a pupil.
2.3. При овладении ИЯ навыки и умения РД формируются в условиях существования у учащихся сложившейся системы РЯ, которые оказывают двоякое воздействие: положительное и отрицательное.
|
Положительное влияние РЯ является переносом и сводится к тому, что ряд умений сформированных в РЯ переносится на овладение ИЯ. Например: умение читать.
РЯ оказывает отрицательное влияние на овладение ИЯ, которое называется интерференцией, при котором учащийся переносит привычные нормы РЯ на ИЯ.
Интерференция проявляется на фоне фонетических, лексических, грамматических уровнях. Она может быть межъязыковой и внутриязыковой.
[и] [I: - I] [I:] [I]
Вывод: Учитывая явления интерференции и переноса, методика должна основывать образовательный процесс на учете особенностей изучения ИЯ по сравнению с РЯ, чтобы обеспечить широкое использование переноса и предотвращение явления интерференции.
Другие отрасли общей лингвистики:
ü Паралингвистика - изучаемые языковые средства, сопровождающие речь: ритм, интонацию, распределение пауз, особенности мимики и жестикуляции в процессе общения.
ü Экстралингвистика (внешняя лингвистика) – отрасль лингвистики, изучающая совокупность этнических, исторических, социальных, географических и других факторов.
ü Математическая лингвистика – изучает применение математических методов в изучении речи
3. Методика связана с психологией:
1. по линии использования данных психологии речи
2. по линии педагогической психологии, которая исследует как пути формирования ЗУН, так и осуществление высших психических функций в процессе обучения.