КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
«В Царстве камней»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Разработала воспитатель первой
Квалификационной категории
Бобровская Светлана Ивановна
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.
Возрастная группа старшая
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):
Тема НОД (ИОС): «В Царстве камней» познавательное развитие
(с указанием ведущей образовательной области и программной области)
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами
Задачи:
· Обратить внимание детей на особенности камней. Нацелить детей на поисковую и исследовательскую деятельность
· Формировать умение классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
· Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление.
· Способствовать развитию эстетического вкуса,слухового восприятия.
· Побуждать детей выражать словами свои тактильные ощущения.
· Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
· Воспитывать интерес к исследованиям.
(развитие, воспитание, обучение с указанием образовательной области)
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора,
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, отгадывание загадки, экспериментирование, коллекционирование.
|
1. Оборудование: Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
2. Фотографии драгоценных камней.
3. Сказочная героиня – Хозяйка медной горы.
4. Шкатулка с сокровищами.
5. Ящик ощущений.
6. Набор схем – рисунков.
7. Шапка ученого.
8. Знаки: вопросительный, восклицательный.
9. Набор камней на каждого ребенка.
10. Лупы.
11. Стакан с водой, ложка.
12. Весы.
13. Пластилин.
14. Карандаши цветные и простые.
15. Салфетки.
16. Коллекция камней и изделий из них.
17. Мел, грифель от простого карандаша, соль.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Беседы: «Как человек использует камни », «Подземная кладовая», «Какими бывают камни?»; Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”
ХОД НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Вводная часть (мотивация) | |
В группе на столе лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку: В серёжках у мамы огнём он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелким – в ладошке лежать. Тяжелый, большой – одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю побеседовать о камнях и об их свойствах. Воспитатель: Где мы можем увидеть камни? Дети: на улице, в горах, в море, на даче, в реке… Воспитатель: Камни бывают очень разные. Хотите в этом убедиться? Воспитатель: предлагаю вам, ребята, стать учёными-исследователями и изучать камни? Это очень сложная, но интересная работа. Мы будем, как настоящие учёные, исследовать свойства камней. В нашей группе есть коллекция камней, очень интересных, необычных. Эту коллекцию мы собрали вместе с вами. Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и отправимся в лабораторию, проводить исследования. | Дети заходят в группу и встают полукругом вокруг демонстрационного стола Дети: камень. Дети надевают белые халатики |
Основная часть | |
Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни. Я попрошу каждого из вас выбрать для себя любой понравившийся камень. И мы начнём их исследовать. Каждый получит карточки. Мы должны будем вместе с вами их заполнить по мере проведения опытов с камнями. Когда мы отметим в карточках все свойства камней, о которых узнаем при проведении наших исследований, то у нас получатся настоящие паспорта для исследуемых камней. Готовы? Тогда давайте приступим… Каждому ребёнку раздаётся карточка с изображением знаков, символов, используя которые, необходимо заполнить таблицу. (см. Приложение 1) Определение цвета. Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте воспользуемся помощниками вашей умной головы. Будут работать ваши глаза.Рассмотрите свой камень, какого он цвета? Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.). Определение формы. (Ребята определяют форму камня и результат фиксируют в карточке) Определение размера. Воспитатель –Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней? Опыт определение характера поверхности. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. В этом нам помогут ещё одни помощники вашей умной головы – органы осязания. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Какой вывод мы можем сделать? Издают ли камни звуки? Дети, а давайте теперь выясним, могут ли камни издавать звуки? Призовём на помощь органы слуха. Для того, чтобы узнать, издают ли камни звуки, мы возьмём два камешка: один из которых был тяжелее, а другой легче. Затем мы постучим камешками друг о друга. Что происходит? Что вы слышите, ребята? Легкий камень издал тихий звук, а тяжелый- громкий. А теперь, ребята, давайте перейдём с вами в следующую лабораторию. Что вы видите на столе? (ЛУПЫ, ВЕСЫ, СТАКАНЫС ВОДОЙ) Рассматривание камней через лупу. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. Воспитатель:что интересного вы увидели ребята? Молодцы, очень внимательные дети. Определение веса.Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Затем опускают камешки в емкость с водой. Определение температуры.Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень. Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Плавучесть. Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? Давайте проверим. А почему камень утонул? Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. Ребята, этот опыт поможет нам выяснить, что камни могут менять цвет. Мы взяли камешки разного цвета и поместили их в емкость с водой. Давайте достанем его из воды. Посмотрите, что произошло с камнями? Молодцы, вы очень внимательные дети. Мокрые камешки стали темнее и ярче. Твердый или мягкий? Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. Пластилин изменил форму, а почему Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней. Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на ваши карты, которые мы начали заполнять с начала наших исследований. У нас получилось необычный «паспорт» о камнях, в рисунках и схемах. Это паспорт камня, который вы исследовали. Кто хочет сделать важный вывод о свойствах камней? | Ребенок берет в руки камень и будущий «паспорт» Ответы детей Камни по цвету бывают разные Камни бывают разных размеров. Дети делятся открытиями. камни бывают гладкие и шероховатые. камни издают звуки, не похожие друг на друга. Дети рассматривают все свои камни, высказывают свои предположения: есть крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры бывают разные: легкие, тяжелые. Дети предлагают способы действий, проводят опыт. камни могут быть холодными и теплыми. Ответы детей: он утонул, потому что тяжелый Камни стали мокрыми и цвет поменяли они стали яркими Пластилин мягкий, а камень твердый Мы определили, что камень может быть гладким или, шершавым; тяжелым или легким, издавать звук; камень плотный материал |
Заключительная часть (рефлексия) | |
Вы сегодня, как настоящие учёные провели исследования с нашей коллекцией камней. Теперь на каждый камень коллекции появится «паспорт». Наши исследования мы продолжим, посмотрите сама хозяйка Медной горы решила заглянуть к нам в гости! Она расскажет нам об драгоценных камнях. | Дети показывают заполненные «паспорта» на камни друг другу, обсуждают их. |
|
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |