Занятие 4: ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ. ГОСУДАРСТВО КАК УЧАСТНИК ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ




(2 часа)

 

1. Юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, как субъекты международного частного права. Определение их государственной принадлежности и личного статуса. Закон юридического лица

2. Правовое положение иностранных юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами, в Республике Беларусь. Особенности осуществления хозяйственной (коммерческой) деятельности на территории Республики Беларусь через представительства

3. Понятие и виды коммерческих организаций с иностранными инвестициями по законодательству Республики Беларусь. Создание и деятельность в Республике Беларусь коммерческих организаций с иностранными инвестициями

4. Создание юридических лиц с участием инвесторов Республики Беларусь за рубежом

5. Государство как субъект имущественных отношений

6. Иммунитет государства: понятие и виды. Теория абсолютного иммунитета государства. Теория ограниченного (функционального) иммунитета государства. Законодательство и судебная практика зарубежных стран об иммунитете иностранного государства. Международно-правовые кодификации по вопросам иммунитета государства. Законодательство Республики Беларусь по вопросам иммунитета иностранного государства

7. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством

8. Международные организации как участники гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.

 

Международные договоры и национальное законодательство:

  1. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (Ашгабат, 24 декабря 1993 г.); ратифицировано постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 17 октября 1994 г.
  2. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (г.Москва, 21.04.1995).ратифицировано постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 25.04.1996 N 230-XIII// Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1996. N 19. ст. 341.
  3. Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Вильнюс, 20 октября 1992 г.); ратифицирован постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 03.02.1993 N 2158-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. N 17. ст. 202.
  4. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. (ред. от 17 июля 2006г.) (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 113. 2/1243; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2012, 2/1968.
  5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З (глава 14) (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. № 4. 2/1623; № 253. 2/1726; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.11.2012, 2/1983.
  6. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (с изм. и доп.), раздел VII.
  7. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. (ред. от 06.08.2004, с изм. и доп.).
  8. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. (с изм. и доп.), раздел X.

9. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 62. 2/780; 2004. № 126. 2/1062; 2006. № 122. 2/1256; 2009. № 276. 2/1607.

10. Указ Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 380 «Об утверждении Положения о Посольстве Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 55. 1/494; 2006. № 24. 1/7260; 2008. № 120. 1/9707.

11. Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. № 17. 1/10418; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.01.2013, 1/14032.

12. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 193. 2/1096.

13. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 1997 г. № 929 «О порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций» (с изм. и доп.) // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 19. Ст. 672; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 29.5/5465; № 72. 5/6471; 2002. № 32. 5/10103; 2003. № 112. 5/13116; 2004. № 87. 5/14300; 2006. № 86. 5/22336; 2007. № 5. 5/24454; № 292. 5/26293; 2009. № 14. 5/29066; № 119. 5/29736; 2010. № 120. 5/31820; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.07.2012, 5/35959.

 

Литература:

  1. Ануфриева Л. П. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть: Учебник. М., 2000. С. 1-110.
  2. Богуславский М. М. Международное частное право: Учебник. М., 2004. С. 119-189.
  3. Звеков В. П. Международное частное право: Курс лекций. М., 1999. С. 163-237.

4. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): В 3 Кн. Кн. 3. Разд. IV. (главы 51-59). Разд. V, VI, VII, VIII /Отв. ред. и руководитель авторского коллектива д-р юрид. наук, проф., засл. юрист БССР В. Ф. Чигир. – Мн.: Амалфея, 2006. С. 657-702.

  1. Лунц Л. А. Курс международного частного права. В трех томах. М., 2002. С. 337-415.
  2. Международное частное право: Учебник / Под ред. Н. И. Марышевой. М., 2000. С. 97-174.
  3. Международное частное право: Учебник / Под ред. Г. К. Дмитриевой. М., 2004. С. 195-213, 221-243, 248-262.
  4. Международное частное право. Учебное пособие / Отв. ред. Н. И. Марышева. М., 2006. С. 91-117.
  5. Тихиня В. Г. Международное частное право: Учебник. Мн., 2004. С. 60-103.

 

 

Задачи:

1. В хозяйственный суд Республики Беларусь поступило исковое заявление литовского ЗАО к РУП «Минский тракторный завод» о взыскании с ответчика неустойки за непоставку товара согласно заключенному контракту. Представитель РУП «Минский тракторный завод» просил суд истцу в иске отказать, поскольку договорных отношений между РУП «Минский тракторный завод» и литовским ЗАО не было, а контракт был заключен с РУП «Сморгонский агрегатный завод». Истец настаивал на своих требованиях к РУП «Минский тракторный завод», обосновывая это тем, что РУП «Сморгонский агрегатный завод», так же как и РУП «Минский тракторный завод», входит в состав ПО «Минский тракторный завод», а потому должно нести ответственность по долгам другого юридического лица, входящего в состав объединения.

Какое решение должен вынести суд?

Вариант: иск предъявлен к ПО «Минский тракторный завод».

ДОГОВОР МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ

И ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И ПРАВОВЫХ

ОТНОШЕНИЯХ ПО ГРАЖДАНСКИМ, СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Статья 20. Компетенция судов

1. Если настоящий Договор не определяет иного, суды каждой из Договаривающихся Сторон компетентны рассматривать гражданские и семейные дела, если ответчик имеет на ее территории местопроживание. По искам к юридическим лицам они компетентны, если на территории настоящей Стороны находится орган управления, представительства или филиал юридического лица.

Статья 1111. Закон юридического лица

Законом юридического лица считается право страны, где это юридическое лицо учреждено.(общее правило, просто привела т.к не знаю или она здесь надо)

Статья 1113ГК. Национальный режим деятельности иностранных юридических лиц в Республике Беларусь

Иностранные юридические лица осуществляют в Республике Беларусь предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством, в соответствии с правилами, установленными этим законодательством для такой деятельности юридических лиц Республики Беларусь, если законодательством Республики Беларусь для иностранных юридических лиц не предусмотрено иное.

Статья 113 ГК. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

ч.3 п2 В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.

8. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 123-1. Основные положения о государственном объединении

1. Государственным объединением (концерном, производственным, научно-производственным или иным объединением) признается объединение государственных юридических лиц, государственных и иных юридических лиц, а также государственных и иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создаваемое по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению (разрешению) республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления.

Статья 123-2. Участники государственного объединения

2. Участники государственных объединений сохраняют права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть ограничены или иным образом изменены в соответствии с законодательством.

5. Государственное объединение не отвечает по обязательствам его участников, а участники государственного объединения не отвечают по обязательствам этого государственного объединения, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Статья 123-3. Имущество государственного объединения

2. Имущество участников государственного объединения не входит в состав имущества государственного объединения.

 

 

2. Белорусские и австрийские инвесторы намерены создать в Республике Беларусь юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью. Между ними возник спор, законодательство какого государства следует использовать для совершения процедуры по созданию этого юридического лица. Белорусские инвесторы полагают, что применить нужно законодательство Республики Беларусь, поскольку юридическое лицо создается на ее территории. Австрийские инвесторы исходят из того, что поскольку их законодательство, регулирующее создание юридических лиц более либерально, его и следует использовать. Белорусские инвесторы согласились создать данное юридическое лицо по законодательству Австрии.

Имеет ли указанное соглашение юридическую силу?

С Австрией у нас нет договоров!!!!

Статья 1111ГК. Закон юридического лица

Законом юридического лица считается право страны, где это юридическое лицо учреждено.

Значит применяем наше законодательство, а именно Инвестиционный кодекс

 

Статья 77 ИК. Деятельность иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь

Иностранные инвесторы вправе осуществлять на территории Республики Беларусь инвестиционную деятельность в любых формах, определенных статьей 5 настоящего Кодекса.

Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

 

3. Гражданин Республики Беларусь, один из учредителей СООО «А», обратился в хозяйственный суд с иском к СООО «А» о его ликвидации. В ходе судебного разбирательства установлено, что истец является участником СООО «А»; кроме него участниками общества являются двое граждан Федеративной Республики Германии. В обоснование своих требований истец представил доказательства того, что заявленный уставный фонд общества в размере 90000 долларов США не был сформирован в соответствии с законодательством по вине иностранных участников, которые фактически самоустранились от формирования фонда и участия в управлении делами общества.

Какое решение должен вынести суд? Проанализируйте данную ситуацию и постановление Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.11.2007 (дело № 315-7/07/1125К) (СПС «КонсультантПлюс») с точки зрения действующего законодательства Республики Беларусь.

???????4. В Международном арбитражном суде при БелТПП рассматривалось дело по иску компании «M. inc.» к белорусскому предприятию. В ходе рассмотрения дела было установлено, что компания «M. inc.» зарегистрирована на Британских Виргинских Островах в соответствии с Актом о международных коммерческих компаниях, местонахождение ее головного офиса – Осло (Норвегия), а доверенность представителю компании на участие в суде выдана в Лимассоле в соответствии с законодательством Кипра. Представитель ответчика в заседании указал на ненадлежащим образом оформленные полномочия представителя истца, поскольку, по его мнению, доверенность должны быть выдана в соответствии с законом Британских Виргинских Островов.

Прав ли представитель ответчика? не решена!!!

Статья 1111. Закон юридического лица

Законом юридического лица считается право страны, где это юридическое лицо учреждено.

Статья 1112. Правоспособность иностранного юридического лица

1. Гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо.

 

 

5. Руководитель иностранной организации обратился к юристу с просьбой разъяснить порядок открытия представительства его организации в Республике Беларусь.

Дайте квалифицированную консультацию.

Вариант: Проконсультируйте иностранного партнера о возможности и порядке открытия иностранным банком своего представительства либо филиала в Республике Беларусь.

Открытие представительства:

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь

22.07.1997 N 929

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Представительства юридических лиц и иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, административно-территориальных единиц иностранных государств (далее - организации) открываются и осуществляют деятельность на территории Республики Беларусь на основании разрешений, выдаваемых Министерством иностранных дел, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Виды деятельности, на осуществление которых требуется получение специального разрешения (лицензии), могут осуществляться представительством только на основании такого специального разрешения (лицензии), полученного организацией в установленном законодательством порядке.

3. Представительства организаций могут быть открыты в целях осуществления деятельности от имени и по поручению представляемой им организации, наименование которой указано в разрешении на открытие представительства, в том числе: (виды деятельности)

3.1. для представительства коммерческой организации:

эффективного содействия реализации международных договоров Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере торговли, экономики, финансов, науки и техники, транспорта, поиска возможностей для их дальнейшего развития, совершенствования форм этого сотрудничества, установления и расширения объема экономической, коммерческой и научно-технической информации;

изучения товарных рынков Республики Беларусь;

изучения возможностей для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;

создания иностранных и совместных предприятий;

содействия развитию торгово-экономических связей между странами;

представления и защиты интересов коммерческой организации;

продажи билетов и бронирования мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта;

осуществления деятельности в других, в том числе общественно полезных целях, не запрещенных законодательством Республики Беларусь для этих представительств;

3.2. для представительства некоммерческой организации:

социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, этнических, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, этнических и религиозных конфликтов;

содействия укреплению престижа семьи в обществе;

содействия защите материнства, детства и отцовства;

содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

охраны окружающей среды и защиты животных;

охраны и должного содержания зданий, иных объектов и территорий, имеющих историческое, культурное, культовое или природоохранное значение, и мест захоронения;

в иных общественно полезных целях.

В целях проведения рекламно-информационной работы, изучения опыта деятельности организаций образования Республики Беларусь, содействия заключению договоров о сотрудничестве между организациями образования, содействия обмену опытом и информацией в сфере образования и науки могут быть открыты представительства организаций образования.

(часть вторая пункта 3 введена постановлением Совмина от 22.05.2004 N 599)

Выдача разрешения на открытие представительства в иных общественно полезных целях осуществляется Министерством иностранных дел по согласованию с заинтересованными государственными органами.

4. Деятельность представительства некоммерческой организации и коммерческой организации в целях, предусмотренных подпунктом 3.2 пункта 3 настоящего Положения, осуществляется на основании программ и проектов, соответствующих приоритетным направлениям деятельности организации, утвержденных этой организацией.

Для получения разрешения на открытие представительства организация представляет в Министерство иностранных дел следующие документы:

5.1. заявление, в котором должно быть указано:

цель (цели) открытия представительства;

полное наименование организации;

дата создания организации;

место нахождения главного офиса;

описание деятельности организации;

сведения о лицах, уполномоченных вести дела от имени организации в Республике Беларусь;

срок, на который открывается представительство;

(абзац введен постановлением Совмина от 06.05.2009 N 599)

5.2. копии учредительных документов организации, легализованные в установленном порядке;

5.3. копию документа, подтверждающего государственную регистрацию организации в уполномоченном органе страны-заявителя (выписку из торгового реестра, сертификат о регистрации организации и т.д.), легализованную в установленном порядке;

5.4. доверенность на руководителя представительства, легализованную в установленном порядке;

5.7. положение о представительстве, утвержденное организацией, в котором указывается цель (цели) открытия представительства на территории Республики Беларусь, адрес, организационная структура, компетенция руководителя представительства, порядок закрытия представительства;

5.8. легализованную в установленном порядке доверенность на лицо, уполномоченное осуществлять действия, связанные с открытием представительства;

5.9. оригинал документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за получение разрешения на открытие представительства.

6. Указанные в пункте 5 настоящего Положения документы представляются на одном из государственных языков Республики Беларусь. Перевод документов, указанных в подпунктах 5.2 - 5.4, 5.8 пункта 5 настоящего Положения, должен быть заверен в установленном порядке нотариально либо дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Беларусь.

9. Продление срока деятельности представительства осуществляется Министерством иностранных дел в десятидневный срок со дня поступления соответствующего заявления и оригинала документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. Документы на продление должны быть представлены организацией не позднее десяти дней до истечения срока действующего разрешения.

В случае нарушения десятидневного срока подачи обращения Министерство иностранных дел вправе принять решение о продлении срока деятельности представительства до истечения срока действия разрешения на открытие представительства.

10. Представительство считается созданным на территории Республики Беларусь с момента получения в Министерстве иностранных дел разрешения на его открытие, в котором указываются:

(в ред. постановления Совмина от 23.07.2001 N 1086)

(см. текст в предыдущей редакции)

наименование организации;

цель открытия представительства;

условия, на которых организации разрешается открыть представительство;

дата выдачи и номер;

срок, на который выдается разрешение;

число иностранных граждан - сотрудников представительства.

17. Министерство иностранных дел:

в десятидневный срок со дня подачи документов выдает или отказывает в выдаче разрешения. При необходимости получения дополнительной информации у республиканских органов государственного управления, дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь о деятельности организации срок рассмотрения документов продлевается до одного месяца;

18. Руководитель представительства:

в случае изменения местонахождения представительства в течение десяти рабочих дней уведомляет заинтересованные государственные органы о местонахождении представительства с указанием почтового адреса, номеров телефонов, факса и обеспечивает внесение соответствующих изменений в положение о представительстве;

один раз в полугодие (с 1 по 10 июля и с 1 по 10 января) представляет в Министерство иностранных дел письменный отчет о деятельности представительства.

19. Разрешение на изготовление печати представительства выдается уполномоченным органом внутренних дел.

21. Министерство иностранных дел в пределах численности, указанной в разрешении на открытие представительства, выдает руководителю и работникам представительств организаций из числа иностранных граждан служебные карточки. Изготовление служебной карточки производится в десятидневный срок со дня поступления заявления.

Получение служебной карточки не освобождает ее владельца и членов семьи, прибывших с ним, от необходимости получения разрешения органов внутренних дел на временное проживание в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

22. Трудоустройство граждан Республики Беларусь в представительствах организаций осуществляется на основании трудовых договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

24. Деятельность представительства организации прекращается:

в случае ликвидации организации;

в случае прекращения действия заключенного международного договора, на основании которого открыто представительство, если это предусмотрено договором;

по решению организации, открывшей представительство;

по решению суда в случае нарушения законодательства Республики Беларусь;

в случае истечения срока действия разрешения на открытие или продление срока деятельности представительства.

25. После прекращения деятельности представительства организация обязана выполнить процедуры, связанные с прекращением деятельности представительства, и в месячный срок представить в Министерство иностранных дел следующие документы:

копию справки банка о закрытии текущего счета;

копию справки об отсутствии задолженности перед бюджетом по взимаемым налоговыми органами платежам;

копию справки об отсутствии задолженностей перед бюджетом по платежам, взимаемым таможенными органами, и обязательств, не прекращенных перед таможенными органами;

копию квитанции органов внутренних дел, подтверждающей факт уничтожения печатей;

оригинал разрешения на открытие представительства;

служебные карточки.

Копии документов заверяются печатью организации либо подписью лица, уполномоченного на совершение действий по прекращению деятельности представительства.

Представительство банка:

Статья 91 БК. Представительство иностранного банка

Иностранный банк вправе открывать на территории Республики Беларусь представительства в порядке, установленном Национальным банком.

(часть первая статьи 91 в ред. Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 416-З)

Представительство иностранного банка не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения о нем, утверждаемого создавшим его банком.

Представительство иностранного банка не имеет права осуществлять банковские операции и иную деятельность, предусмотренные статьей 14 настоящего Кодекса, за исключением осуществления защиты и представительства интересов создавшего его иностранного банка, в том числе оказания консультационных и (или) информационных услуг.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

7 декабря 2012 г. N 640

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

45. Для открытия представительства иностранного банка на территории Республики Беларусь иностранный банк представляет в Национальный банк следующие документы:

заявление с ходатайством об открытии представительства на территории Республики Беларусь с указанием полного наименования банка, даты, места его регистрации, а также информации о том, что представительство не имеет намерения осуществлять банковские операции и иную деятельность, предусмотренные статьей 14 Банковского кодекса Республики Беларусь, за исключением осуществления защиты и представительства интересов создавшего его иностранного банка, в том числе оказания консультационных и (или) информационных услуг;

решение уполномоченного органа банка об открытии представительства;

положение о представительстве;

документ, подтверждающий право на размещение представительства по его месту нахождения;

документ, подтверждающий регистрацию иностранного банка, - легализованную выписку из торгового регистра страны его учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса банка в соответствии с законодательством страны его учреждения;

копии учредительных документов и лицензий иностранного банка;

письменное разрешение уполномоченного органа страны места учреждения банка на открытие представительства на территории Республики Беларусь в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны места учреждения банка или в соответствии с международными соглашениями.

46. По результатам рассмотрения представленных документов структурное подразделение центрального аппарата Национального банка, осуществляющее банковский надзор, готовит заключение о возможности открытия представительства иностранного банка на территории Республики Беларусь.

Решение об открытии представительства иностранного банка либо отказе в его открытии принимается Правлением Национального банка в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, указанных в пункте 45 настоящей Инструкции.

47. Основаниями для отказа в открытии представительства иностранного банка являются:

представление недостоверных сведений;

несоответствие положения о представительстве законодательству Республики Беларусь.

48. Структурное подразделение центрального аппарата Национального банка, осуществляющее банковский надзор, на основании принятого решения об открытии представительства иностранного банка производит запись в книге учета представительств иностранных банков.

49. Представительства иностранных банков на территории Республики Беларусь открываются на срок до трех лет.

Срок деятельности представительства иностранного банка продлевается решением заместителяПредседателя Правления Национального банка по ходатайству иностранного банка при условии его обращения в Национальный банк не позднее одного месяца до истечения срока действия решения о его открытии. При непредставлении ходатайства в установленный срок структурное подразделение центрального аппарата Национального банка, осуществляющее банковский надзор, по истечении срока деятельности представительства иностранного банка исключает запись о нем из книги учета представительств иностранных банков и в пятидневный срок уведомляет об этом иностранный банк.

При внесении изменений и (или) дополнений в положение о представительстве иностранный банк в срок не позднее десяти дней с момента принятия решения о внесении соответствующих изменений и (или) дополнений направляет на согласование в Национальный банк положение о представительстве, а также документ, подтверждающий право на размещение представительства по новому месту нахождения (в случае изменения места нахождения представительства).

50. При принятии решения о закрытии своего представительства иностранный банк направляет в Национальный банк уведомление о закрытии представительства со ссылкой на решение уполномоченного органа иностранного банка. На основании представленного уведомления Национальный банк исключает запись о представительстве из книги учета представительств иностранных банков и в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения уведомления информирует об этом иностранный банк.

 

6. ЗАО (Российская Федерация) обратилось в хозяйственный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции МНС Республики Беларусь о применении экономических санкций. В судебном заседании установлено, что в результате проведенной проверки налоговый орган констатировал деятельность ЗАО по реализации товаров на территории Республики Беларусь, в силу чего доначислил ему налоги и применил экономические санкции. Вывод о необходимости доначисления налогов был сделан на том основании, что ЗАО арендовало склад на территории Республики Беларусь, на котором хранились товары, ввозимые с территории Российской Федерации и предназначенные для белорусских покупателей. По мнению истца, факт аренды склада для хранения товаров, импортируемых из Российской Федерации, не свидетельствует о факте продажи товаров на территории Республики Беларусь.

Какое решение должен вынести суд? Что понимается под постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, для целей налогообложения?

7. В Международном арбитражном суде при БелТПП рассматривался спор между белорусским предприятием и немецкой фирмой в связи с неисполнением заключенного между ними договора. Немецкая фирма, ответчик по делу, просила суд истцу в иске отказать, так как, по ее мнению, она не является связанной данным договором, поскольку он был подписан ее представителем в нарушение порядка, установленного законодательством Германии. Как пояснил ответчик, этот порядок предусматривает регистрацию прокуры (генеральной доверенности), на основе которой действовал представитель фирмы, в торговом реестре. В случае отсутствия такой регистрации прокура является недействительной. Поскольку выданная представителю прокура была только подписана, но не была зарегистрирована в торговом реестре, то, по мнению ответчика, договор является недействительным.

Возражая, белорусский истец указал, что в соответствии с договором, заключенным сторонами в Минске, в качестве применимого права было выбрано право Республики Беларусь, поэтому какие-либо ограничения полномочий представителя юридического лица, установленные по германскому законодательству, не являются обязательными для его контрагента.

Какое решение должен вынести суд?

 

8. Между отделением Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации и Нижегородским территориальным управлением Федерального агентства по управлению госимуществом для размещения отделения Посольства в 2002 г. был заключен договор аренды помещения в Нижегородском Кремле. В соответствии с договором арендная плата за помещение площадью 87,3 кв.м. составила 14 122 рубля в месяц. В 2005 г. в результате переоценки арендная ставка была увеличена до 77 600 рублей в месяц, о чем отделение Посольства было официально уведомлено. Однако в течение последующих 5 лет арендная плата уплачивалась по ставке, установленной в 2002 г. На начало 2011 г. у арендатора образовалась задолженность перед арендодателем в размере 3 964 157 рублей.

С целью взыскания образовавшейся задолженности арендодатель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к отделению Посольства Республики Беларусь. Представители Посольства в суд не явились, а в направленном суду письме было указано, что «привлечение отделения посольства к участию в деле в качестве ответчика противоречит нормам международного права, сложившейся в наших государствах практике и подходам к дипломатическим иммунитетам». В связи с этим Посольство просило суд прекратить дело, применив норму о судебном иммунитете. Истец же полагал, что правоотношения, вытекающие из договора аренды, необходимо рассматривать как правоотношения, связанные с коммерческой деятельностью, а не выполнением Посольством «публичных функций носителя власти». Кроме того, в подписанном договоре аренды стороны согласились на рассмотрение возможных споров Арбитражным судом Нижегородской области. В связи с этим, по мнению истца, для данных правоотношений правила о судебном иммунитете применяться не должны.

Какое решение должен вынести суд?

Какие виды иммунитета государства существуют? В чем различие между концепцией абсолютного иммунитета и концепцией ограниченного (функционального) иммунитета государства?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: