Раздел 4. Административное право.




Основные понятия и термины по разделу: Понятие об административных правоотношениях и административных правонарушениях. Виды административных наказаний. Органы, уполномоченные принимать решения по делам об административных правонарушениях.

План изучения:

1. Административные правонарушения и административная ответственность..

 

Краткое изложение теоретических вопросов:

Административные правоотношения - это часть общественных отношений, регулируемых нормами административного права путем воздействия на поведение субъектов в сфере государственного управления, что ведет к возникновению между такими субъектами правовых связей государственно-властного характера.

Основные признаки административных правоотношений:

1) они возникают на основе административно-правовых норм;

2) характеризуются наличием сторон, именуемых субъектами административного права;

3) по содержанию включают в себя административные права властей и юридические обязанности;

4) является видом общественных отношений государственных органов, физических или юридических лиц, организаций и общностей;

5) осуществление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспечивается государством.

Административные правоотношения включают такие элементы, как субъекты, объекты, содержание правоотношений.

Административное правонарушение: признаки, состав

Административное правонарушение представляет собой общественно опасное, противоправное, виновное деяние в виде действия или бездействия, за которое установлена административная ответственность.

Административные правонарушения обладают рядом признаков. Важнейший из них - противоправность - означает, что проступок представляет собой деяние, запрещенное нормативным правовым актом. Виновность состоит в том, что ответственность за проступок наступает только при наличии вины правонарушителя. Наказуемость проступка означает, что привлечь к ответственности за правонарушение можно только в том случае, если за это деяние нормативными правовыми актами установлена ответственность. Общественная опасность административного проступка состоит в посягательстве на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и некоторых других объектов.

 

Состав административного проступка образуют четыре элемента: объект правонарушения, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

 

Объект административного проступка - это урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности общественные отношения, на которые посягает проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:

причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения);

воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);

устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанности (отсутствие регистрации по месту жительства). Объективная сторона административного правонарушения

это деяние, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права и за которое предусмотрена административная ответственность.

 

О наличии объективной стороны можно говорить только в том случае, если в основе деяния лежит осознанное, волевое поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического воздействия, принуждения.

 

В некоторых случаях необходимо наступление общественно- вредных последствий. О присутствии объективной стороны можно говорить в данном случае лишь при наличии причинно-следственной связи между деянием и последствиями.

 

Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторяемость.

 

Неоднократность - это совершение однородного деяния несколько раз. В данном случае неоднократные деяния составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько однородных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав административного проступка, принято говорить о повторяемости. Повторяемость — это совершение одним и тем же лицом в течение одного года однократного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

 

В зависимости от объекта посягательства, административные правонарушения делятся на виды:

посягающие на права граждан и здоровье населения;

посягающие на собственность;

в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры;

в области промышленности;

в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства;

в области финансов и торговли;

посягающие на общественный порядок и установленный порядок управления.

Содержание административной ответственности

 

Административная ответственность представляет собой применение административных взысканий за совершение административного правонарушения. Она выражается в применении государственными органами и их должностными лицами власти мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях -и к организациям за нарушение законности.

 

Административная ответственность имеет специфические особенности:

 

1. Устанавливать административную ответственность могут только органы законодательной, а в пределах своей компетенции - и органы исполнительной власти.

 

2. Если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим м:еры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).

 

3. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов.

 

4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность. Правонарушитель должен претерпеть нежелательные последствия морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера.

 

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждения совершения в дальнейшем административных правонарушений. В результате привлечения к административной ответственности на правонарушителя оказывается воздействие в виде государственного осуждения, осуществляемого уполномоченным органом, возлагающим взыскание.

 

Административной ответственности присущ всеобщий характер, который проявляется в следующем: 1) во всеобщей обязательности правил для всех граждан, несоблюдение которых влечет административную ответственность; 2) ответственность возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

 

Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать - это и законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов, органы исполнительной власти Федерации и субъектов, органы местного самоуправления по вопросам стихийных бедствий и эпидемий. Разнообразны органы, применяющие административную ответственность: административные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; главы органов местного самоуправления; органы внутренних дел, государственного пожарного надзора, железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и иные органы исполнительной власти.

 

Административная ответственность не влечет судимости и не является основанием увольнения с работы.

 

Кодекс об административных правонарушениях содержит общие правила наложения взысканий за административные правонарушения. Взыскания налагаются с учетом характера правонарушения, его последствий, личности правонарушителя и других обстоятельств.

 

Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев после совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

 

Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения. С истечением этого срока совершение этим же лицом аналогичного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного.

Виды административной ответственности

 

Предупреждение - вид взыскания, преследующий целью моральное осуждение правонарушителя. Предупреждение, как правило, производится в письменной форме и применяется за неосторожные правонарушения, совершаемые лицом впервые.

 

Административный штраф - это разовое денежное взыскание, назначаемое в определенной денежной сумме. Величина штрафа может устанавливаться: 1) кратно минимальному размеру оплаты труда; 2) кратно стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества; 3) фиксированной денежной суммой. Возмездное изъятие предметов применяется в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Это взыскание состоит в принудительном изъятии предмета и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета (например, нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте влечет в том числе возмездное изъятие этих объектов).

 

Конфискация - это принудительное безвозмездное отчуждение в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершенного правонарушения (например, конфискация таможенным органом предмета, провоз которого через границу запрещен).

 

Лишение специальных прав представляет собой взыскание, направленное на права, которые предоставлены лицу компетентным органом власти. Правонарушитель может быть лишен следующих прав: управления транспортным средством; охоты; эксплуатации радиоэлектронных устройств.

 

Исправительные работы представляют собой удержание в доход государства сумм из заработка нарушителя. Удержание устанавливается в процентном отношении (но не более 20 %) к заработной плате и производится в течение некоторого периода.

 

Административный арест - кратковременное (не более 15 суток) лишение свободы, применяемое за наиболее опасные правонарушения. Данное взыскание налагается судом.

 

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства - это принудительное (самостоятельное) и контролируемое перемещение через государственную границу Российской Федерации за пределы страны. Данное взыскание применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным правилам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений.

 

Практические работы:

1. Административные правонарушения и административная ответственность» (Приложение № 5)

 

Задания для самостоятельного выполнения:

1.Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере государственного управления.

Форма контроля самостоятельной работы:

1. Устные ответы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими нормативно-правовыми актами регулируются административные правоотношения?

2. Что такое административное правонарушение?

3. Виды административных наказаний.

4. Уполномоченные органы, принимающие решение по делам об административных правонарушениях.

Раздел 5. Экономические споры.

 

Основные понятия и термины по разделу: Досудебный и судебный порядок урегулирования споров. Способы защиты нарушенных прав. Мировое соглашение. Исполнительные документы.

План изучения:

1. Гражданско-процессуальное право. Особенности разрешения споров в досудебном и судебном порядке.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. Защита прав предпринимателя

У каждого из субъектов права, ведущих предпринимательскую деятельность, есть свои собственные интересы, преследуя которые они могут вступить в конфликт друг с другом. Для разрешения конфликта нужна третья сторона, объективная и независимая. Такой стороной выступает арбитражный суд, который разрешает споры между организациями. Порядок рассмотрения дел арбитражными судами устанавливается Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ).

Экономические споры – это разногласия, возникшие между участниками экономической жизни, которыми являются юридические лица, а также граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Экономические споры довольно многочисленны по количеству. Многообразны и виды экономических споров. Рассмотрим основные виды экономических споров встречающихся на практике.

1. Преддоговорные споры. Они возникают в самом начале договорных отношений, когда еще и договор-то сторонами не подписан. Спорят стороны о договорных условиях. От того, как эти условия будут определены, потом будет зависеть очень многое. Если стороны вдруг поссорятся, то суд, рассматривая их спор, будет неукоснительно исходить из условий договора точно так же, как если бы это был закон.

2. Договорные споры. Это споры о правах и обязанностях сторон, вытекающих из уже заключенного договора. Именно они чаще всего и встречаются в арбитражном суде. Как правило, это споры о неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств. В этих случаях закон дает право взыскать все убытки, причиненные срывом договорных обязательств, или заставить исполнить обязательство в натуре, или взыскать долг с уплатой процентов, или применить иные меры гражданско-правовой ответственности.

Гораздо реже стороны договора спорят об изменении или расторжении договорных обязательств. Однако здесь стороне, пожелавшей изменить или расторгнуть договор, нужно доказать, что обстоятельства существенно изменились и в момент заключения договора их нельзя было предусмотреть. Например, в связи с повышением курса доллара поездки за товаром в другие страны стали невыгодными, и поэтому поставщик хочет расторгнуть договорные отношения с торговым предприятием. Разумеется, можно потребовать расторжения договора, если контрагент нарушает договор.

3. Споры о нарушении прав собственника (законного владельца). В этих спорах истец может требовать либо устранить препятствия в пользовании принадлежащим ему имуществом или истребовать свое имущество у того, кто каким-либо образом завладел им незаконно.

4. Споры, связанные с причинением убытков. Убытки могут причиняться как в результате исполнения договоров, так и в случаях, когда между сторонами спора договор не заключался.

5. Споры с государственными органами. Государство в определенной мере регулирует бизнес. Но иногда государственные органы делают это с нарушением норм законодательства. Множество споров связано с местными органами власти, допустим, отказывающими в государственной регистрации или уклоняющимся от регистрации предприятий в определенный срок. Помочь бизнесменам может арбитражный суд, если они в него обратятся. Часто приходится спорить с налоговыми органами. Например, если они взыскивают с банковского счета предприятия излишнюю сумму или незаконно накладывают штрафы. Возвратить свои деньги можно через арбитражный суд.

6. Споры о деловой репутации, товарных знаках.

2. Система и функции арбитражных судов в Российской Федерации

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Для субъектов предпринимательской деятельности основными органами, разрешающими возникшие споры, являются арбитражные и третейские суды.

Судебная форма защиты нарушенных или оспариваемых прав в настоящее время все же остается основной и наиболее эффективной, так как исполнение принятого судебного решения обеспечивается принудительной силой государства.

Система арбитражных судов Российской Федерации закреплена в ст. 127 Конституции РФ, Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Порядок рассмотрения споров в системе арбитражных судов регулируется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Арбитражный суд представляет собой орган государственной власти, призванный рассматривать и разрешать в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом экономические, а также иные подведомственные ему споры в основном между предприятиями, учреждениями, организациями, а также между гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Правосудие осуществляется арбитражными судами в строго определенной законом процессуальной форме, т.е. последовательном порядке рассмотрения и разрешения спора, включающем в себя систему гарантий прав и законных интересов участников процесса. Арбитражный процесс – это урегулированная норма арбитражного процессуального законодательства деятельность суда, участвующих в деле лиц и других участников процесса, а также органов исполнения судебных постановлений.

Арбитражные суды строят свою деятельность на основе принципов законности, гласности, осуществления правосудия только судом, сочетания единоличного и коллегиального начал в рассмотрении дел, независимости судей, равенства граждан и организаций перед законом, диспозитивности, состязательности, процессуального равенства сторон, сочетания устности и письменности, непосредственности и непрерывности судопроизводства.

3. Подведомственность дел арбитражному суду

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: