Одним из продуктивных способов номинации следует признать образование составных наименований с мотивированными обозначениями, что позволяет передавать большой круг вновь появляющихся реалий на базе одной лексемы. Развитие данного процесса хорошо прослеживается на материалах, включающих сложные образования с лексемой билет, функционирование которой основано на наличии глубокого и устойчивого понятийного центра.
Слово билет вошло в русский язык непосредственно из французского billet и через немецкий Billett в начале XVIII века и употреблялось в следующих значениях: «бумага, записка, жетон какого-л. назначения» («бумага с официальным распоряжением, приказом», «пропуск, разрешение (для проезда, прохода, вноса чего-л.)», «пропуск на какое-л. зрелище, увеселение; письменное приглашение куда-л.», «свидетельство о чем-л.», «письменное объявление, сообщение», «квитанция», «записка, короткое письмо», «бумажка с какой-либо пометой, номером»); «денежный, бумажный знак; ценная бумага». Все выделенные значения основаны на значении, заключенном в латинском слове Billa, – записка.
Многообразие употреблений, применений слова билет в XIX веке привело к образованию большого числа составных наименований, различающихся по способам и формам связи. Наиболее частотными являются адъективные сочетания: прилагательное + существительное (коночный билет, входной билет, свадебный билет, сотенный билет и др.).
Управление реализуется через сочетания с формой родительного падежа (билет почетного посетителя, билет приглашения, билет прямого сообщения, билет приказа общественного призрения), с предлогами на, для (билет на звание почетного члена, билет на воды, билет для входа в Эрмитаж, билет на танцы, билет на вещи, билет на прииски) и реже с предлогами в, из, о, по (билет в купальню, билет в сто пятьдесят тысяч, билет из цензуры, билет о выносе, билет по вкладам).
Следует отметить, что сочетания, включающие лексему билет, неоднородны по способу объединения значений и своему семантическому объему.
1. Характерное явление – возникновение парадигм составных наименований, построенных на отношении род – вид в определенной сфере употребления. Например, билет местного сообщения – билет прямого сообщения. Такие наименования составляют ряд, в котором перемена одного слова определяет различие выражаемого ими объема понятия.
2. Семантический объем понятия может определяться и факторами внеязыковой реальности. Например, льготные билеты в настоящее время дают привилегии при оплате проезда более широкому кругу лиц (школьникам, студентам, пенсионерам и т.д.).
3. Составное наименование может возникать в процессе калькирования при заимствовании понятия. Например, billet circulaire– круговой билет.
Помимо терминологии транспорта, сочетания со словом билет широко употреблялись в XIX веке в сфере финансовой и военной. К области финансовой терминологии следует отнести сочетания банковый б., вкладной б., депозитный б., закладной б., кредитный б., ломбардный б. <….>
Задание 8. Вставьте пропущенные буквы, расставьте в предложениях знаки препинания: Наступили жаркие летние дни. Уже отошла пора сен…коса и по всему займищу высились а…уратно вымета(н,нн)ые копны сена. Ярос(т)ное степное солнце припалило (не)выкоше(н,нн)ые оставле(н,нн)ые под выпас луговые травы и они тронутые желтизной стали ломкими и ж…сткими как проволока. Только в низинах вокруг озёр и на опушках равни(н,нн)ых перелесков там где густые кроны деревьев отбрасывали тень на горяч…ю землю ещё зеленело сочное разнотравье. На этих зелёных островках паслись станичные стада. Старые пастухи(колхозники) с заг…релыми тёмными лицами часами стояли опершись на посохи и всматриваясь в изжелта(бурую) вы(з,ж,жж)е(н,нн) солнцем степь.
ВАРИАНТ 10
Задание 1. Расставьте ударение в словах
Алкоголь, вручат, знахарка, иначе, каталог, кладбище.
Задание 2. Отметьте твердость/ мягкость произношения согласных перед «е».
Декан, декольте, дельта, сессия, сеттер, синтез, тезис, термос
Задание 3. Отметьте произношение «е»/ «ё».
Ерничать, желоб, засоренный, расщепленный, скрепленный, теша.
Задание 4. Расставьте в словах ударение, подробно объясните значение слова, укажите язык-источник, из которого это слово попало в русский. Составьте и запишите предложение с каждым из слов.
Адепт, плагиат, тьютор, сенситивный, форс-мажор.
Задание 5. Выполните задания:
Определите род существительных | забияка, салями, фрау, иваси, атташе, импресарио, визави, иврит |
Определите род аббревиатур | НАТО, ЕС, СССР |
Образуйте форму множественного числа существительных | инструктор, отпуск, слесарь, шофер |
Образуйте форму Р.п. мн.ч. существительных | гланды, башня, бигуди, букли, партизаны, бюллетень |
Просклоняйте словосочетание | 194 студента |
Выберите нужную форму (оба - обе) | у … деревень, в … тетрадях |
Образуйте форму повелительного наклонения от глагола | слышать |
Образуйте форму 1 лица ед.числа будущего и настоящего времени от глагола | возить |
Образуйте форму 3 лица ед.числа настоящего времени | капать |