Приемы работы с текстом биологического содержания.




III Международные Мартыновские чтения

Секция для педагогов

«Читательская грамотность современного школьника»

Ткаченко С.Г.- учитель географии и биологии МОУ «СОШ п Нива Питерского района Саратовской области»

 

«Методические приемы работы с текстом

По биологии при подготовке к ГИА»

«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить»

В. А. Сухомлинский

 

Одна из задач школы в современных условиях развития общества — формирование у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний. Чтение для человека является важным навыком познания нового. Современные дети мало и поверхностно читают, испытывают трудности в понимании и запоминании прочитанного. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи всех школьных предметов, в том числе и биологии. В примерной программе: «Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: «… умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую…». Одним из главных универсальный учебных действий является умение читать осмысленно, т.е. читать вдумчиво. Вдумчивое чтение – это важнейший навык, который следует развивать у школьников, так как:

- это позволяет понять, зачем мы вообще читаем;

- способствует развитию критического мышления, навыков общения и понимания;

- считается главным аналитическим инструментом для обучения в дальнейшем;

- помогает выжить в современном мире, переполненном информацией.

Чтение является видом речевой деятельности, направленным на восприятие и переработку информации письменного текста.

Проблема обучения смысловому чтению и работы с текстом на уроках биологии и во внеурочной деятельности действительно актуальна и требует особого внимания.

Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закреплённых в ФГОС ООО.

Во-вторых, проблемы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект).

В-третьих, анализ выполнения учащимися основной школы комплексной работы, направленной на оценку достижений планируемых метапредметных результатов, в том числе сформированности умений читать и понимать текст, использовать полученную информацию для проведения рассуждений, показывает, что только малая доля учащихся смогли показать детальное понимание текста и полностью использовать информацию для различных целей.

Из вышесказанного следует, что развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии как средство формирования метапредметных результатов является актуальным.

Для повышения читательской грамотности школьников, ФГОС ООО предусматривает формирование навыков смыслового (вдумчивого) чтения.

Вдумчивое чтение – это важнейший навык, который следует развивать у школьников, так как

- это позволяет понять, зачем мы вообще читаем;

- способствует развитию критического мышления, навыков общения и понимания;

- считается главным аналитическим инструментом для обучения в дальнейшем;

- помогает выжить в современном мире, переполненном информацией.

Цель смыслового чтения состоит в понимании содержания текста.

Виды чтения

1. Поисковое (просмотровое) чтение- это такой вид чтения, при котором ставится задача получить самое общее представление о содержании текста

2. Ознакомительное (ориентировачное) чтение. Ознакомительное чтение может использоваться, когда необходимо выделить основное содержание. К приемам ознакомительного чтения относятся: выделение главного и второстепенного в тексте, определение ключевых слов.

3. Изучающее (аналитическое) чтение – это чтение углубленное, вдумчивое. При изучающем чтении научного текста по биологии учителю необходимо научить школьников приемам осмысления и анализа текста, способствующим более глубокому его осознанию.

Для достижения успеха в процессе обучения биологии мною используются известные и широко применяемые педагогические технологии:

- продуктивного чтения;

- развития критического мышления.

Приемы работы с текстом биологического содержания.

Прочитайте название текста. Знакомы ли вам слова, указанные в названии? Понятно ли вам, о чем пойдет речь в тексте? Если слова вам не знакомы, есть возможность пополнить свой багаж знаний.

Посмотрите на тест. Установите сколько в нем абзацев.

Прочтите вопросы к тексту (их должно быть три).

В каждом вопросе подчеркните главное (ключевое слово).

Приступайте к прочтению текста. Читаем по одному предложению. Устанавливаем, есть ли в каждом прочитанном предложении информация необходимая для ответа на вопросы к тексту. Предложения,в которых содержаться информация необходимая для ответа на поставленные вопросы нумеруем согласно номерам вопросов.

Из выделенных предложений формулируем ответы. Для более точного ответа следует использовать слова вопроса. (Почему – потому-что…; Какой характер – характер ….). Свой ответ на каждый вопрос постарайтесь сформулировать в одно-два предложения. Будьте внимательны и постарайтесь не копировать текст целиком.

Для закрепления понимания смысла о чём текст или статья в учебнике, применяю следующие типы учебных задач:

1. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

2. Прием «Установление соответствие»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.Более простой вариант работы с понятиями и их определениями представлен в виде упражнения на установление соответствия между понятием и его определением

3. Прием «Верные и неверные утверждения»

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

4. Установить верную последовательность

Цель: установить верную последовательность таксономических групп — царство, тип, класс, отряд, семейство, род и вид. Также встречаются задания на знание стадий жизненного цикла тех или иных организмов, порядок расположения органов в теле человека и последовательность проведения эксперимента.

5. Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Заранее готовится текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагается учащимся выявить допущенные ошибки. Обучающиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения. Мною применяется данный прием в основном на этапе закрепления изученного материала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: