Ответ:принадлежность страны и соседних стран к экономическим и политическим блокам




Практическая Работа

По географии

По теме: Оценка политико-географического положения Республики Беларусь, выявление его положительных и отрицательных черт, изменений во времени

Учащегося 10 класса

Должанской средней школы

Витебского района

Афанасенко Константина

Витебск 2012

Класс

Практическая работа № 1

Оценка политико-географического положения Республики Беларусь, выявление его положительных и отрицательных черт, изменений во времени

Цель: закрепить умения выполнять оценку политико-географического положения. Продолжить развивать умения работать с тематическими картами, обобщать и делать выводы.

Литература: географический атлас Беларуси с. 3-4, учебное пособие по географии §1.

 

Ход работы:

Выполните оценку политико-географического положения Республики Беларусь по следующему плану:

Политическая и экономическая оценка государственных границ:

а)уровень экономического развития соседних стран;

б) принадлежность страны и соседних стран к экономическим и политическим блокам;
Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:
а) возможность использования морского или речного транспорта;
б) торговые отношения с соседними странами;
в) обеспеченность страны сырьем.

Отношение к «горячим точкам» планеты :


а) прямое или косвенное отношение страны к международным конфликтам, наличие «горячих точек» в пограничных районах;


Сделайте вывод: оцените политико-географическое положение Республики Беларусь, выявив его положительные и отрицательные черты.

Известно, что политико-географическое положение – историческая категория, она изменяется во времени. Приведите доказательства этого тезиса.

Политическая и экономическая оценка государственных границ:

Ответ: Уровень экономического развития соседних стран.

Продолжительность жизни

 

Как сообщает заместитель председателя Национального статистического комитета Елена Кухаревич, в 2008 году продолжительность жизни в Беларуси составила 70.5 лет. У мужчин этот показатель составил 64.7, у женщин 75.6 года. По сравнению с Россией и Украиной это несколько выше, так например, у мужчин в России- 60.4, в Украине- 62.4, у женщин соответственно 73.2 и 74.1 года [1]. Что касается остальных соседних государств, то в Литве средняя продолжительность жизни мужчин – 65.3, у женщин- 77.1, в Латвии соответственно 65.9 и 76.8 лет. На лидирующем месте Польша, у мужчин данный показатель составил- 70.9, у женщин- 79.6 [1].

 

По индексу развития человеческого потенциала (показатель уровня жизни), Россия занимает 65 место в мире, уступая и Беларуси (61 место), и Латвии (48 место), и Литве (44 место), и Польше (41 место). Хуже чем в России ситуация только на Украине (67 место). Беларусь является соседкой Сербии и республики Коста-Рика по ИРЧП.

 

Если провести аналогии по заработной плате в Беларуси и у её соседей, то во главе опять окажется Польша, заработная плата в которой составила 1160 долларов США, в Латвии - 850 долларов США, Литва - 758 долларов США. Далее следует Россия, где заработная плата составила 484 доллара, затем Беларусь - 375, закрывает список Украина-300 долларов [10].

 

Одним из показателей уровня жизни населения является суточное потребление калорий на душу населения. На 2005 год этот показатель по странам следующий: Россия- 3157, Беларусь- 2983, Латвия- 3146, Литва- 3415, Польша- 3301, Украина-3182 калории [10].

 

Если вычислять самую высокую заработную плату по регионам, то в Беларуси на лидирующем месте город Минск, в Украине - Днепропетровская, Донецкая области, город Киев. В России в этом списке оказались Ямало-Немецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Республика Саха, город Москва [1, 7, 10].

 

Страны Заработная плата в долларах США
Беларусь  
Латвия  
Литва  
Польша  
Россия  
Украина  

Источник: [7, 10]

 

 

Страны Суточное потребление калорий Потр. мяса и мясопрод./ в год/кг Потр. Рыбы и рыбопрод./ в год/кг Потр. Молока и мол. Пр./ в год/л. Потр. овощей в год/кг
Беларусь          
Латвия          
Литва          
Польша          
Россия          
Украина     17,5    

Источник: [10]

 

Что можно купить на среднюю заработную плату в долларах
  Минск Астана Москва
Зарплата в долларах      
Говядина (кроме бескостного мяса), кг   127,4   185,6   213,4
Масло сливочное, кг 104,7 178,8 186,3
Молоко свежее (2,5-3,2 жирности), л 955,0 1374,4 1452,0
Хлеб пшеничный из муки в/с, кг 592,4 756,3 1121,3

Источник: [3]

 

ответ:принадлежность страны и соседних стран к экономическим и политическим блокам

Геополитическая ситуация вокруг Беларуси изменилась с окончанием "холодной войны". Распались СССР, Организация Варшавского Договора (ОВД). С 1991 г. Республика Беларусь — независимое государство. Страна находится в окружении влиятельных на региональном уровне государств со значительным ресурсным, экономическим и военным потенциалом.

Республика Беларусь по своему географическому положению находится в центре Европы, а также занимает срединную часть Евразийского континента в целом. Протяженность ее территории с севера на юг — 560 км, с запада на восток — 600 км. Республика Беларусь граничит с пятью государствами: на севере и востоке с Российской Федерацией (протяженность границ 990 км), на юге с Украиной (975 км), на западе с Польшей (399 км), на северо-западе с Литвой (462 км) и Латвией (143 км); общая протяженность границ составляет 2969 км1. Столица Республики Беларусь г. Минск находится в выгодном географическом положении. Расстояние до европейских центров небольшое. Так, до Вильнюса — 215 км, до Риги — 470 км, до Варшавы — 550 км, до Киева — 580 км, до Москвы — 700 км, до Берлина — 1060 км и 1300 км до Вены.

Республика Беларусь — внутриконтинентальная страна, одна из 37 стран мира, которые не имеют прямого выхода к морю. Однако этот недостаток можно компенсировать развитой внутрирегиональной речной системой и активным использованием близких морских портов соседних государств (Калининград, Гданьск, Вентспилс, Клайпеда), которые находятся на расстоянии 250—350 км от белорусских рубежей. Границы с соседними государствами проходят в основном по равнинным местностям, что способствует созданию удобных транспортных магистралей и развитию интенсивных экономических связей не только с непосредственными соседями, но и с другими, более отдаленными странами Европы и Азии2.

По размерам территории (207,6 тыс. км2) Беларусь занимает 13-е место среди более чем 40 стран Европы. На ее долю приходится 2,1 % площади и 1,5 % населения Европы. По площади территории Беларусь можно сравнить с Великобританией (244,1 тыс. км2) и Румынией (237,5 тыс. км2). Она имеет большую территорию, чем такие высокоразвитые европейские государства, как Австрия, Нидерланды, Греция, Португалия и др. По площади Беларусь превосходит совокупную территорию Литвы, Латвии и Эстонии в 1,2 раза3.

При оценке геополитического положения страны важное значение имеет численность населения. По численности населения Республика Беларусь занимает 14-е место в Европе (на январь 2001 г. — 9 990 400 чел.)4. В Беларуси проживает в 1,3 раза больше населения, чем в трех странах Балтии вместе взятых, в 2 раза больше, чем в Финляндии или Дании. Такую же численность населения, как в Беларуси, среди европейских государств имеют Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия, Чешская Республика и Югославия5. Средняя плотность населения в стране составляет 48,4 человека на 1км2, что соответствует уровню Ирландии (51 человек на 1 км2), Боснии и Герцоговины (51 человек на 1 км2), незначительно уступает Литве (56 человек на 1 км2), в 2—2,5 раза ниже, чем в странах Центрально-Восточной Европы (Польша — 124, Чешская Республика — 131, Словакия — 110 человек на 1 км2)6.

Беларусь имеет относительно однородный, благоприятный для стабильного развития национальный состав. Согласно переписи 1999 г. белорусы составляют 81,2 %, русские — 11,4 %, поляки — 3,9 %, украинцы — 2,4 %, евреи — 0,3 % и др.7 По европейским меркам Беларусь можно рассматривать как среднюю по размерам территории и населения страну, сопоставимую с Австрией, Бельгией, Венгрией, Грецией, Португалией.

В значительной степени устойчивость развития Республики Беларуси и ее путь к безопасному будущему зависят от грамотной оборонительной политики и учета интересов других народов. На момент обретения государственной независимости Беларусь была одним из самых милитаризованных государств мира. По количеству тяжелого вооружения она по состоянию на 1995 г. опережала многие страны Европы.

Что касается численности вооруженных сил Беларуси на момент распада СССР, то трудно найти среди многочисленных источников точную цифру, но наиболее часто встречающееся число — 160 0008. В результате проведенных мероприятий по реформированию организационно-штатных структур численность кадрового состава Вооруженных сил была сокращена. В 1999 г. общая численность вооруженных сил составляла 85 000 человек, из которых более 70 % — сухопутные войска, около 17 % — военно-воздушные силы, 13 % — войска ПВО9. В конце 1990-х гг. военные расходы в составе белорусского ВВП составляли немного более 1 %, что сравнимо с расходами на военные нужды многих европейских государств (например, страны Балтии, Польша на нужды обороны отчисляют около 2 % ВВП)10. Компактность территории государства, незначительная протяженность сухопутных границ облегчают задачу их охраны в условиях отсутствия естественных оборонительных рубежей.

В качестве самостоятельного субъекта международного права Республика Беларусь в 1992 г. присоединилась к Договору об ограничении вооруженных сил и вооружений в Европе, по которому были сокращены: танки (1800), артиллерия (1615), боевые самолеты (260), вертолеты (80), бронированные машины (2600)11. В 1991 г. в Россию было возвращено химическое оружие. В 1993 г. белорусский парламент ратифицировал Договор о стратегических наступательных вооружениях (СТАРТ-1) и Лиссабонский протокол, предусматривающий присоединение республики к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерной державы. В ноябре 1996 г. стратегическое ядерное вооружение было полностью выведено из страны.

12 декабря 2001 г. Палатой представителей Национального собрания была принята новая военная доктрина Республики Беларусь. Основными целями военной политики Республики Беларусь являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение угрозы развязывания войны и обеспечение национальной безопасности республики от возможных военных угроз. Приоритетными задачами Республики Беларусь являются защита государственного суверенитета и политической независимости, обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности границ государства. Принятие новой военной доктрины связано с тем, что военно-политическая ситуация изменилась с 1992 г., когда была принята предыдущая доктрина. Выведено ядерное оружие с территории республики, идет процесс образования союза Беларуси и России, трансформация страны из парламентской республики в президентскую, происходит расширение НАТО. Новая военная доктрина Республики Беларусь является чисто оборонительной и не предполагает никакой военной акции за пределами республики12.

Республика Беларусь и пять стран — участниц (Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) Договора о коллективной безопасности (ДКБ) создали в мае 2002 г. организацию ДКБ, которая призвана обеспечить защиту республики от военной угрозы извне. Нужно отметить, что Российская Федерация, которая относится к числу мировых лидеров по военно-стратегическому потенциалу, фактически является основным гарантом безопасности Беларуси.

В геополитическом аспекте Беларусь является страной, находящейся на стратегическом перекрестке; на пересечении транспортных путей "север — юг — запад — восток". К западу от нее находятся страны Центрально-Восточной Европы (Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия), стремящиеся войти в один из крупнейших формирующихся мировых центров сил — ЕС. К северо-западу лежат страны Балтии, интегрирующиеся с пятью северными балтийскими странами и между собой. К югу находятся страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова и государства Юго-Западной Азии). К востоку простирается Россия. Беларусь, по мнению украинского исследователя Г. Перепелицы, соединяет все эти три "подразделения" по двум осям. По восточно-западной оси она является жизненно важным коридором для России, желающей осуществлять экономические отношения с Западной Европой. По оси "север — юг" Беларусь могла бы стать "мостом" между Черноморским и Прибалтийским регионами13.

Объективная реальность геополитического положения Беларуси сегодня — это ее экономическая и политическая интеграция в Содружество Независимых Государств. Здесь приоритетными по многим направлениям являются белорусско-российские отношения. Россия — основной экономический и торговый партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства и является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов. Беларусь значительно усиливает геополитическое положение России. Она обеспечивает прямой доступ к границам восточноевропейских государств. Беларусь, как транспортный коридор, обеспечивает доступ российского сырья на европейские рынки сбыта (через территорию Беларуси проходит около 80 % российских транзитных грузоперевозок в страны ЕС)14. Общие исторические и социокультурные корни стимулируют развитие белорусско-российской интеграции.

Вызовы XXI века, процессы глобализации и трансформации, геоэкономические процессы меняют геополитическое положение стран и корректируют их геостратегию. Для Беларуси, как европейского государства, вхождение в европейское цивилизационное пространство будет означать интеграцию в мировое сообщество. Геополитическое положение Беларуси, ее исторической опыт, культурные традиции, научно-технический, экономический и интеллектуальный потенциал создают благоприятные предпосылки для ее развития в качестве европейского государства, полноценного участника всех европейских процессов.

Беларусь входит в группу стран со средним уровнем развития человеческого потенциала (ИРЧП) и на 2002 г. занимает 56-е место из 173 стран мира. Социально-экономическое развитие страны отстает от общего европейского уровня (реальный ВВП на душу населения по ППС (паритету покупательной способности) стран-лидеров Бельгии, Швейцарии, Дании составляет более 20 000 дол. США, аналогичный показатель в Беларуси в 2000 г. составил 7544 дол.). По этому показателю Беларусь также значительно уступает таким наименее развитым странам ЕС, как Португалия (17 290 дол.) и Греция (16 501 дол.), и странам — кандидатам в члены ЕС — Чешской Республике (13 991 дол.) и Венгрии (12 416 дол.)15. Вот почему для сокращения этого разрыва и наращивания экономического потенциала белорусскому государству важна структурная перестройка и реструктуризация экономики в целом.

Ведущими ресурсами республики при активной интеграции в мировое и европейское сообщество может стать фактор сравнительно развитой транспортной инфраструктуры и эффективного использования образовательного, интеллектуального капитала. Относительно высокой плотностью международной инфраструктуры отличается западная часть нашей границы, где на небольшой протяженности — около 350 км насчитывается пять железнодорожных (Гродно, Берестовица, Свислочь, Высокое, Брест)16 и несколько автомобильных (Гродно, Берестовица, Брест) пограничных переходов. По индексу уровня образования Беларусь опережает Швейцарию, Люксембург, Кипр, Грецию; уровень грамотности взрослого населения в Беларуси выше, чем в Италии, Испании17. В Беларуси на 10 тыс. населения приходится 262 студента, что соответствует показателю ряда европейских стран — Германии, Швеции, Финляндии18.

Республике Беларусь важно ориентироваться на активное участие в международных организациях, участие в экономических, социальных, гуманитарных международных проектах. И в этом направлении делаются определенные шаги — Республика Беларусь вступила в Международный валютный фонд и группу Всемирного банка, получила статус наблюдателя во Всемирной торговой организации, возобновила членство во Всемирной организации здравоохранения. На начало 2002 г. она является членом 12 специализированных учреждений ООН. В 1996 г. Беларусь вступила в Центрально-Европейскую инициативу, в 1995 г. присоединилась к Программе НАТО "Партнерство ради мира", в 1992 г. принята в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ/ОБСЕ).

Геополитическое положение Беларуси диктует необходимость поддержания и развития экономических, политических, культурных связей не только со странами СНГ и Россией, но и с государствами Центральной и Западной Европы.

 

Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

Ответ: возможность использования морского или речного транспорта

Транспорт

Транспортный комплекс Республики Беларусь образуют автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный виды транспорта. Его развитая современная инфраструктура, а также расположение республики в центре Европы, служат своеобразным «мостом», по которому проходят пути, соединяющие страны Евросоюза с Россией, Казахстаном, Китаем и другими странами. Благодаря этому открываются широкие возможности для стимулирования транзита пассажиров и грузов через республику.

Основной задачей государственной политики в области транспорта Республики Беларусь является формирование эффективной, стабильно и безопасно функционирующей транспортной системы, позволяющей обеспечить потребности экономики и личных потребностей граждан в перевозках, а также создать условия для реализации транзитного потенциала страны.

Выгодное географическое положение Республики Беларусь в Европе, наличие современных мультимодальных транспортных коридоров, развитие экспорта транспортных услуг является одной из основных составляющих стабильного развития экономики республики.

 

Правовое регулирование

В соответствии с Положением о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 985 "Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь" Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь:
реализует единую дорожно-транспортную политику, направленную на создание условий для удовлетворения потребностей экономики и населения в транспортных услугах;
осуществляет государственное регулирование и управление в области автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, городского электрического транспорта и метрополитена, гражданской авиации и использования части воздушного пространства Республики Беларусь, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс, местных воздушных линий, районов выполнения авиационных работ, аэродромов гражданской авиации и аэропортов, дорожной деятельности, транспортной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
осуществляет координацию деятельности других республиканских органов государственного управления в пределах своей компетенции.

 

Дорожное хозяйство

Переход Республики Беларусь на рыночный социально ориентированный путь развития экономики создал основу для ее интеграции в мировой процесс разделения труда. Увеличение объемов перевозок обуславливает новые, более высокие требования к качеству сети автомобильных дорог и их инфраструктуры. В этом аспекте развитие всего дорожного хозяйства Правительство страны считает приоритетной задачей.

Главными приоритетами государственной дорожной политики являются рациональное развитие и улучшение технического состояния сети автомобильных дорог общего пользования для удовлетворения потребностей экономики и населения республики в автотранспортных связях, создание условий для развития социальной сферы, а также интеграция магистральных дорог в Европейскую транспортную систему и в единую сеть международных автомагистралей Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества. Функции реализации дорожной политики возложены на Департамент «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций.

Дорожное хозяйство Беларуси представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс, включающий в себя сеть автомобильных дорог общего пользования, производственные базы дорожных организаций, осуществляющих проектирование, содержание, ремонт, реконструкцию, строительство, диагностику автомобильных дорог, проведение научных исследований, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку нерудных материалов и иную деятельность, связанную с обеспечением надежного функционирования дорожной сети.

Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 83,0 тыс. километров, в том числе 15,4 тыс. километров – республиканских и 67,6 тыс. километров местных дорог. На дорогах имеется 5,3 тыс. мостов и путепроводов общей длиной 173 километра. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 400 километров на 1000 кв. километров территории.

По территории Республики Беларусь проходят 5 международных автомобильных дорог категории «Е» общей протяженностью 1841 километр, а также трансъевропейский транспортный коридор II (Берлин-Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород), трансъевропейский транспортный коридор IX (Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва/Псков-Киев-Кишинев-Бухарест-Димитровград-Александрополис) и его ответвление IXB (Калининград/Клайпеда-Каунас-Вильнюс-Минск-Киев), которые имеют общую протяженность 1513 километров.

Дорожными организациями постоянно обеспечивается поддержание транспортно-эксплуатационного состояния входящих в состав трансъевропейских транспортных коридоров автомобильных дорог в соответствии с международными требованиями за счет обеспечения их надлежащего содержания, своевременного проведения текущих ремонтов, повышения безопасности дорожного движения, улучшения информации для водителей, внедрения системы маршрутного ориентирования, улучшения качества инженерного обустройства. Развитие объектов придорожного сервиса осуществляется за счет привлечения финансовых средств частных инвесторов.

Утвержденной Правительством программой «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы предусмотрена модернизация дорог на всех направлениях международных транспортных коридоров с увеличением их несущей способности до 11,5 тонны на одиночную ось; повышение технического уровня республиканских дорог, соединяющих Минск с областными центрами; реконструкция наиболее грузонапряженных участков дороги с четырьмя-шестью полосами движения общей протяженностью 314 км; строительство обходов 11 городов для разгрузки улиц от интенсивного транзитного движения и оздоровления экологической обстановки.

До 2011 года планируется построить свыше 600 объектов придорожного сервиса для улучшения обслуживания пользователей автомобильных дорог и повышения привлекательности Республики Беларусь в сфере иностранного туризма.

 

Транспортная инспекция

Выполнение работ, связанных с обеспечением выдачи Минтрансом специальных разрешений (лицензий) на право осуществления соответствующих видов деятельности, контроль за соблюдением производителями транспортных работ и услуг законодательства в области транспортной деятельности на территории Республики Беларусь, контроль в пунктах пропуска соблюдения требований и условий международных автоперевозок, а также контроль за проездом тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств через государственную границу Республики Беларусь осуществляет Транспортная инспекция.

В 2009 году Транспортная инспекция произвела обмен разрешениями на международные автомобильные перевозки пассажиров и грузов с 48 государствами.

В настоящее время на Государственной границе Республики Беларусь функционирует 34 автодорожных пункта пропуска.

 

Автомобильный транспорт

Общая протяженность маршрутной сети Беларуси по всем видам регулярного автобусного сообщения составляет около 210 тысяч километров.

Автобусная маршрутная сеть республики обслуживается автотранспортными организациями подведомственными Министерству транспорта и коммуникаций, а так же другими перевозчиками государственной и негосударственной формы собственности.

Ежедневно регулярными автобусными маршрутами перевозится более 4 миллионов пассажиров. Обслуживание пассажиров осуществляется на 244 пассажирских терминалах, в том числе на 35 автовокзалах, 101 автостанции.

Интеграция транспортного комплекса в международную транспортную систему, внедрение в перевозочный процесс достижений науки и техники способствуют стабильной и эффективной работе пассажирского и грузового автотранспорта Республики Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «О дорожном движении» в республике создана сеть диагностических станций и пунктов технического контроля, оснащенных самым современным оборудованием и обеспечивающих в полном объеме потребности в техническом осмотре транспортных средств. На основании Указа Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении выдаются республиканским унитарным сервисным предприятием "Белтехосмотр".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: