Эталон ответа к задаче № 1.




1. Уровень физической подготовленности школьника 10 лет:

Изучаемые показатели Полученные данные Результаты оценки
Мышечная сила правой кисти (кг)   Средний уровень
«Подтягивание на перекладине» (раз)   Ниже среднего
«Прыжок в длину с места» (см)   Средний уровень
«Бег на 30 м» (сек.) 6,5 Ниже среднего
«Бег на 1000 м» (мин.)   Низкий уровень

2. Для повышения уровня физической подготовленности школьника можно использовать следующие формы и средства физического воспитания (таблицы № 1 и № 2): Тест «Мышечная сила» и «Подтягивание на перекладине» показывают силу и выносливость мышц верхнего плечевого пояса (при низких уровнях рекомендуется занятия на тренажерах, плавание). Тест «Прыжок в длину с места» - позволяет оценить динамическую силу мышц нижних конечностей (при низких уровнях рекомендуются кроссы, туристические походы, спортивные тренировки). Тесты «Бег на 30 метров с высокого старта» и «Бег на 1000 метров» позволяют оценить быстроту и скорость движений, общую и скоростную выносливость (при низких уровнях рекомендуются кроссы, туристические походы, спортивные тренировки по легкой атлетике, спортивные танцы, спортивные соревнования).

3. Рекомендации по оптимизации двигательного режима учащегося во время пребывания его в школе с учетом возрастных потребностей в движении:

3.1. Физкультминутки 5 мин.; гимнастика перед уроком 6 мин.; подвижные перемены 15-20 минут; спортивный час в группе продленного дня. В целом объем двигательной активности учащегося в школе должен быть не менее 2-х часов без учета урока физкультуры (Табл. № 3, СанПиН 2.4.2.2821-10 п. п. 10.21., 10.22., 10.23.).

3.2. Посещение спортивных секций в школе (1,3 часа/нед.), участие в школьных соревнованиях (6-8 раз/год), днях здоровья (1 раз/мес.). Посещений с родителями бассейна 1 раз в неделю по 1 часу = 4 часа; и физических упражнений по выходным на даче (35-45 минут 1-2 раза в месяц = 1,5 часа) не достаточно. Самостоятельные занятия физкультурой составляют 5,5 часов в месяц, или 11 минут в день при медико-профилактическом регламенте – не менее 15-20 мин./день для учащихся 10 лет (Табл. № 4).

4. При оценке качества уроков физической культуры установлено:

Уроки физкультуры проводятся по 3 часа 2 раза в месяц (ГН 3 часа в неделю по СанПиН 2.4.2.2821-10 п. 10.20.); моторная плотность урока составляет 60 % (ГН 70 % СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.24.), отсутствует медицинский контроль за физической нагрузкой учащихся и за условиями обучения в нарушение п. п. 10.23., 10.24. СанПиН 2.4.2.2821-10.

Занятия физической культурой для детей 10 лет на спортплощадке в зимний период в безветренную погоду должны проводиться до -10-11 град. С (СанПиН 2.4.2.2821-10, Приложение № 7).

5. Набор вспомогательных помещений в школьном спортивном зале не соответствует п. 4.13., п. 4.15. СанПиН 2.4.2.2821-10 (при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря площадью не менее 4,0 м2; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты площадью не менее 8,0 м2 каждый).

Освещенность искусственная на полу физкультурного зала занижена (75-85 лк при ГН 200 лк); естественная освещенность отсутствует (ГН 1,5 %) (п. 7.1.6., п. 7.2.4.). Температура воздуха, скорость движения воздуха не соответствуют п. п. 6.2., 6.4. СанПиН 2.4.2.2821-10; проветривание не проводится (п. п. 6.6., 6.7., 6.8.)., вентиляционная система отсутствует (п. 6.1).

6. Нормативный документ, содержащий гигиенические требования к планировке и оборудованию физкультурных залов в школах: СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

7. Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую потребность ребенка в движении (кинезофилия). Дефицит движений (гипокинезия) вызывает развитие астенического синдрома, нарушение вегетативных функций и опорно-двигательного аппарата; снижение функциональных возможностей. Причины гипокинезии: снижение физических затрат на самообслуживание (лифт, бытовая техника); изменения в социально-культурной жизни (телевидение, интернет); учебная перегрузка учащихся; снижение двигательной инициативы; суровый климат; отсутствие спортивных сооружений во многих отдаленных населенных местах.

При чрезмерной двигательной активности (гиперкинезии) встречается в связи с ранней спортивной специализацией; наблюдается истощение симпатико-адреналовой системы, дефицит белка и снижение иммунитета.

Задача № 2.

В общеобразовательной школе проведена оценка уровней физической подготовленности школьников и условий физического воспитания. У школьников проведено измерение мышечной силы правой кисти, а также стандартное тестирование по 4-м показателям физической подготовленности.

Результаты тестирования школьника 7 лет приведены в таблице.

Изучаемые показатели Полученные данные Результаты оценки
Мышечная сила правой кисти (кг) 17,5  
«Подтягивание на перекладине» (раз)    
«Прыжок в длину с места» (см)    
«Бег на 30 м» (сек.) 6,5  
«Бег на 1000 м» (мин.)    

При проверке школьного плана физкультурно-оздоровительных мероприятий выявлено, что с целью профилактики гипокинезии во время пребывания детей в школе проводится гимнастика перед первым уроком (3 мин.); подвижные игры на переменах разрешаются только в середине недели и в последний день недели (не более 10 минут). В группе продленного дня, которую посещает школьник, проводится физкультминутка (5 мин.).

При опросе учащегося установлено, что он посещает спортивную секцию «вольная борьба» в школе (1,5 ч/нед.), участвует во всех организованных школьных соревнованиях (2 раза/год). Праздники и дни здоровья в школе не проводятся. В свободное время с родителями посещает бассейн 1 раз в неделю (1 час) и по выходным дням помогает родителям на даче (по 30 минут 4 раза в месяц).

При оценке урока физической культуры было установлено, что уроки физкультуры проводятся еженедельно по 2 часа; моторная плотность урока составляет 30 %; школьный врач не приходит на уроки физической культуры; но под руководством учителя физической культуры учащиеся проверяют пульс; наибольшая ЧСС не превышает 85-95 уд/мин.

При проверке условий обучения установлено, что физкультурный зал для учащихся начальной школы расположен на 3-м этаже над учебными кабинетами старшеклассников, поэтому бегать, прыгать и играть в спортивные игры запрещается. Уроки физкультуры состоят из гимнастических упражнений, подтягивания на перекладине, отжимания от пола, лазания по канату и по «шведской стенке».

Высота спортивного зала 3,3 м. Из вспомогательных помещений в спортивном зале для учащихся начальных классов оборудована одна общая раздевалки для девочек и мальчиков, площадью 5 кв. м, и кабинет тренера 20 кв. м, где также хранится спортивный инвентарь. Освещенность искусственная на полу физкультурного зала составляет 250 лк; естественная освещенность (КЕО, %) – 1,5 %. Температура воздуха в раздевалке составляет 25 °C, в физкультурном зале – 22 °C, скорость движения воздуха – 0,01 м/сек; проветривание не проводится (фрамуги не функционируют), вентиляционной системой спортивный зал не оборудован.

Занятия физической культурой с учащимися начальных классов в зимний период проводятся при температуре -3-5 °C в безветренную погоду и при 0-2°C при скорости ветра до 5 м/сек. При скорости ветра 6-10 м/сек занятия на открытом воздухе с первоклассниками не проводятся.

 

Задание:

1. Установите уровень физической подготовленности школьника по оценочным таблицам (используя таблицу № 7). Заполните таблицу.

2. По результатам каждого теста дайте рекомендации по повышению уровня физической подготовленности школьника путем использования различных форм и средств физического воспитания (таблицы № 1 и № 2).

3. Дайте рекомендации по организации оптимального двигательного режима учащегося во время пребывания его в школе с учетом возрастных потребностей в движении (используя таблицы № 3 и № 4).

4. Дайте гигиеническую оценку уроку физкультуры и рекомендации по его правильной организации, в том числе в зимний период года (таблица № 5).

5. Дайте оценку гигиеническим условиям обучения физической культуре (размещению в здании, планировке спортивного зала, освещенности, микроклимату, вентиляции). Предложите мероприятия по доведению условий обучения в спортивном зале школы до нормативных.

6. Назовите нормативный документ, содержащий гигиенические требования к планировке и оборудованию физкультурных залов в школах.

7. Дайте определение процессу физического воспитания. Перечислите основные задачи физического воспитания детей и подростков в образовательных организациях.

Задача № 3.

В общеобразовательной школе проведена оценка уровней физической подготовленности школьников и условий физического воспитания. У школьников проведено измерение мышечной силы правой кисти, а также стандартное тестирование по 4-м показателям физической подготовленности.

Результаты тестирования школьника 8 лет приведены в таблице.

Изучаемые показатели Полученные данные Результаты оценки
Мышечная сила правой кисти (кг) 10,5  
«Подтягивание на перекладине» (раз)    
«Прыжок в длину с места» (см)    
«Бег на 30 м» (сек.) 4,4  
«Бег на 1000 м» (мин.) 6,0  

При проверке школьного плана физкультурно-оздоровительных мероприятий выявлено, что с целью профилактики гипокинезии во время пребывания детей в школе проводится гимнастика перед первым уроком (5 мин.) и физкультминутки (2 мин.); подвижные игры на переменах не организуются. В группе продленного дня, которую посещает школьник, проводятся 2 физкультминутки (по 10 мин.).

При опросе учащегося установлено, что он 2 раза в неделю посещает школьную спортивную секцию по плаванию, где занимается по 0,5 часа. Кроме того, участвует межшкольных соревнованиях по плаванию 1-2 раза в году. По утрам с отцом и братом 2-3 раза в неделю осуществляет пробежку по скверу (по 20 мин.). Праздники и дни здоровья в школе не организуются.

При оценке урока физической культуры установлено, что уроки физкультуры проводятся еженедельно по 2 часа; моторная плотность урока составляет 70 %; под руководством учителя физической культуры учащиеся проверяют пульс; наибольшая ЧСС 140 уд/мин.

При проверке условий обучения установлено, что физкультурный зал для учащихся начальной школы расположен на 1-м этаже, имеет выход на участок в спортивную зону. Уроки физкультуры состоят в основном из спортивных игр, таких как волейбол, баскетбол, футбол.

Устройство: высота 4,0 м, длина 30 м, ширина – 30 м. При спортивном зале для учащихся оборудованы раздевалки, раздельные для девочек и мальчиков, площадью по 7 кв. м, туалетные раздельные площадью по 1,5 кв. м, кабинет тренера 10 кв. м, комната для хранения спортивного инвентаря 3 кв. м, помещение для хранения уборочного инвентаря 1,8 кв. м. Душевая одна, и ей пользуются девочки и мальчики по очереди; площадь душевой 12 кв. м; душевая общая для бассейна и физкультурного зала.

Результаты измерения физических факторов: искусственная освещенность на полу в наиболее освещенной точке 170 лк, в наиболее затемненной точке – 45 лк; естественная освещенность (КЕО, %) – 0,7 %. Температура воздуха в раздевалке и душевой - 25 °C, в физкультурном зале – 15 °C, скорость движения воздуха – 0,2 м/сек; проветривание не проводится, так как и так прохладно. Вентиляция не оборудована.

Занятия физической культурой в зимний период на спортплощадке проводятся при температуре до -25 °C, независимо от скорости ветра.

 

Задание:

1. Установите уровень физической подготовленности школьника по оценочным таблицам (используя таблицу № 7). Заполните таблицу.

2. По результатам каждого теста дайте рекомендации по повышению уровня физической подготовленности школьника путем использования различных форм и средств физического воспитания (таблицы № 1 и № 2).

3. Дайте рекомендации по организации оптимального двигательного режима учащегося во время пребывания его в школе с учетом возрастных потребностей в движении (используя таблицы № 3 и № 4).

4. Дайте гигиеническую оценку уроку физкультуры и рекомендации по его правильной организации, в том числе в зимний период года (таблица № 5).

5. Дайте оценку гигиеническим условиям проведения уроков физкультуры (размещению в здании, планировке спортивного зала, освещенности, микроклимату, вентиляции). Предложите мероприятия по доведению условий обучения в спортивном зале школы до нормативных.

6. Назовите нормативный документ, содержащий гигиенические требования к планировке и оборудованию физкультурных залов в школах.

7. Какова гигиеническая значимость показателей физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи?

 

Задача № 4.

В общеобразовательной школе проведена оценка уровней физической подготовленности школьников и условий физического воспитания. У школьников проведено измерение мышечной силы правой кисти, а также стандартное тестирование по 4-м показателям физической подготовленности.

Результаты тестирования школьника 9 лет приведены в таблице.

Изучаемые показатели Полученные данные Результаты оценки
Мышечная сила правой кисти (кг) 25,0  
«Подтягивание на перекладине» (раз)    
«Прыжок в длину с места» (см) 1,35  
«Бег на 30 м» (сек.) 6,5  
«Бег на 1000 м» (мин.) 8,2  

При проверке школьного плана физкультурно-оздоровительных мероприятий выявлено, что мероприятия по профилактике гипокинезии во время пребывания детей в школе не проводятся; подвижные игры на переменах запрещены. Группу продленного дня школьник не посещает. В свободное время с братом и друзьями играет во дворе в настольный теннис (3-4 раза в неделю по 20 мин.). Остальное свободное время проводит за компьютером, чтением или телевизором. При опросе учащегося установлено, что он 2 раза в неделю посещает школьную спортивную секцию по спортивной гимнастике, где занимается по 1,5 часа, участвует в школьных соревнованиях по спортивной гимнастике 1-2 раза в году, в празднике и днях здоровья, которые организуются по 2 раза в год.

При оценке урока физической культуры установлено, что уроки физкультуры проводятся еженедельно по 2 часа; моторная плотность урока составляет 40-45 %. Уроки физкультуры состоят в основном из занятий аэробикой, ритмикой, гимнастикой. Медицинский работник уроки физкультуры не посещает; под руководством учителя физкультуры учащиеся проверяют пульс; наибольшая ЧСС 120-125 уд/мин.

При проверке условий обучения установлено, что физкультурный зал расположен на 1-м этаже, имеет выход на участок в спортивную зону. Устройство спортзала: высота 5,5 м, длина 30 м, ширина – 12 м. При спортивном зале для учащихся оборудована снарядная 10 м2; помещение для хранения уборочного инвентаря 2,0 м2; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью по 7,0 м2 каждая; общая для мальчиков и девочек душевая площадью 7 м2, которая используется мальчиками и девочками по очереди; один (общий) для всех детей и персонала туалет площадью 1,5 м2. Раковина для мытья рук в туалете оборудована, в душевой и раздевалках – отсутствуют. Измеренные физические факторы в спортивном зале: искусственная освещенность на полу в наиболее освещенной точке 130 лк, в наиболее затемненной точке – 30 лк; естественная освещенность (КЕО, %) в наиболее освещенной точке 3,5 %, в наименее освещенной точке – 0,8 %. Температура воздуха в раздевалке и душевой - 15 °C, в физкультурном зале – 35 °C, скорость движения воздуха – 0,03 м/сек; естественное проветривание не проводится из-за высокого расположения окон. Искусственной вентиляционной системы – нет. Занятия физической культурой в зимний период не проводятся (только в весенние и осенние теплые дни).

 

Задание:

1. Установите уровень физической подготовленности школьника по оценочным таблицам (используя таблицу № 7). Заполните таблицу.

2. По результатам каждого теста дайте рекомендации по повышению уровня физической подготовленности школьника путем использования различных форм и средств физического воспитания (таблицы № 1 и № 2).

3. Дайте рекомендации по организации оптимального двигательного режима учащегося во время пребывания его в школе с учетом возрастных потребностей в движении (используя таблицы № 3 и № 4).

4. Дайте гигиеническую оценку уроку физкультуры и рекомендации по его правильной организации, в том числе в зимний период года (таблица № 5).

5. Дайте оценку гигиеническим условиям проведения уроков физкультуры (размещению спортивного зала в здании, планировке, системам естественной и искусственной освещенности, микроклимату, вентиляции). Предложите мероприятия по доведению условий обучения до нормативных.

6. Назовите нормативный документ, содержащий гигиенические требования к планировке и оборудованию физкультурных залов в школах.

7. Ответьте на вопрос, какова причина гипокинезии у современных школьников? Перечислите мероприятия по профилактике гипокинезии.

 

Задача № 5.

В общеобразовательной школе проведена оценка уровней физической подготовленности школьников и условий физического воспитания. У школьников проведено измерение мышечной силы правой кисти, а также стандартное тестирование по 4-м показателям физической подготовленности.

Результаты тестирования школьника 12 лет приведены в таблице.

Изучаемые показатели Полученные данные Результаты оценки
Мышечная сила правой кисти (кг) 17,5  
«Подтягивание на перекладине» (раз)    
«Прыжок в длину с места» (см)    
«Бег на 30 м» (сек.) 6,7  
«Бег на 1000 м» (мин.) 8,2  

В школе уроки физкультуры проводятся регулярно, по 2 часа еженедельно; моторная плотность урока составляет 90 %; медицинский контроль за физической нагрузкой учащихся отсутствует. При проверке пульса учащихся в основной части урока установлена ЧСС 95-100 уд/мин. На уроке физкультуры школьники в основном прыгают в длину, в высоту и через гимнастического коня; проводят упражнения на растяжку и гибкость.

Планировочное устройство: в школьном спортивном зале оборудованы раздевалки для девочек и мальчиков, раздельные, площадью по 8,3 и 9,5 кв. м, общая для всех туалетная комната 2,5 кв. м, где установлен умывальник с подводкой холодной воды. Душевая оборудована 10,6 кв. м, общая для девочек и мальчиков, подведена холодная и горячая вода. Освещенность искусственная на полу физкультурного зала составляет 175 лк; естественная освещенность (КЕО, %) – 0,5 %. Температура воздуха в душевой 22°C, в раздевалках 19-20 °C, в физкультурном зале – 15-16 °C, скорость движения воздуха – 0,5 м/сек. Системы отопления, водоснабжения, канализации – централизованные; вентиляция – естественная посредством вентиляционных каналов, расположенных в верхней части спортзала. Из спортзала имеется самостоятельный выход на участок, где проводятся занятия физической культурой в зимний период при температуре 5-6 °C в безветренную погоду.

При проверке школьного плана физкультурно-оздоровительных мероприятий выявлено, что физкультминутки на уроках проводятся только на уроках русского языка, который включен в расписание 3 раза в неделю. Гимнастика перед первым уроком не проводится; подвижные игры на переменах разрешены только в теплый период года на открытом воздухе по 5-10 минут. В целом двигательная активность учащегося во время пребывания в школе составляет 25-35 минут и состоит из естественных локомоций (ходьба).

При опросе учащегося установлено, что он не посещает спортивных секций в школе, не участвует в школьных соревнованиях и днях здоровья. В свободное время с родителями по утрам ежедневно делает утреннюю гимнастику (10-15 минут). В зимнее время 2 раза в неделю катается на коньках на катке для массовых катаний возле городского Дома Культуры вместе со сверстниками по 1,5 часа. При осмотре городского наливного катка установлено, что толщина льда – 3 см; поверхность льда не гладкая, с трещинами и выбоинами; помещений для обогрева - нет. Размер ледяной поверхности катка – 20 кв. м на одного катающегося. Искусственная освещенность катка не предусмотрена, уровень средней горизонтальной освещенности на поверхности льда составляет 3-5 лк.

 

Задание:

1. Установите уровень физической подготовленности школьника по оценочным таблицам (используя таблицу № 7). Заполните таблицу.

2. По результатам каждого теста дайте рекомендации по повышению уровня физической подготовленности школьника путем использования различных форм и средств физического воспитания (таблицы № 1 и № 2).

3. Дайте рекомендации по организации оптимального двигательного режима учащегося во время пребывания его в школе с учетом возрастных потребностей в движении (используя таблицы № 3 и № 4).

4. Дайте гигиеническую оценку уроку физкультуры и рекомендации по его правильной организации, в том числе в зимний период года (таблица № 5).

5. Дайте оценку гигиеническим условиям обучения физической культуре (размещению и планировке спортивного зала, освещенности, микроклимату, вентиляции). Предложите мероприятия по доведению условий обучения в спортивном зале школы до нормативных.

6. Дайте гигиеническую оценку городскому наливному катку. Каковы условия для самостоятельных занятий населением физкультурой и спортом?

7. Назовите нормативные документы, содержащие гигиенические требования к школьным физкультурным залам и местам массовых самостоятельных занятий спортом.

8. Назовите виды физического воспитания детей школьного возраста.

Задача № 6.

В учреждении начального профессионального образования (ПУ) проведена оценка уровня физической подготовленности обучающихся в возрасте 16-18 лет и условия физического воспитания. Тестирование проведено по двум тестам – бег на 30 м и бег на 1000 м. Результаты тестирования обучающихся (средние показатели по ПУ) приведены в таблице.

Возраст лет Изучаемые показатели Средние показатели М±m Результаты оценки
  «Бег на 30 м» (сек.) 5,0±0,03  
«Бег на 1000 м» (мин.) 6,2±0,05  
  «Бег на 30 м» (сек.) 5,3±0,04  
«Бег на 1000 м» (мин.) 5,5±0,06  
  «Бег на 30 м» (сек.) 4,5±0,04  
«Бег на 1000 м» (мин.) 5,1±0,07  

При экспертизе условий физического воспитания обучающихся было установлено, что занятия проводятся в плоскостных физкультурно-спортивных сооружениях, не имеющих разрешений (санитарно-эпидемиологических заключений) органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора на их эксплуатацию. На стадионе и лыжной базе отсутствуют медицинские посты. Стадион и лыжная база не обеспечены питьевой водой и питьевыми фонтанчиками. По периметру земельных участков ветро- и пылезащитные полосы древесных насаждений отсутствуют. Общая площадь озеленения стадиона составляет 0,5 %, лыжной базы – 10 %.

Стадион. На стадионе пути передвижения физкультурников пересекаются с путями движения зрителей. Поверхность беговых дорожек неровная, в выбоинах. Площадки для тенниса не имеют ограждения; ямы для прыжков заполняются крупными опилками, закупленными на деревообрабатывающем предприятии; при проверке качества опилок установлено, что исследования опилок не проводились и разрешения на использование в спортивно-оздоровительных целях отсутствует. Борты ямы для прыжков в длину не обиты изолирующим мягким материалом. Бытовые помещения для занимающихся, комнаты инструктора и врача – отсутствуют.

Лыжная база рассчитана на 300 посетителей. Площадь земельного участка (без площади трассы) – 0,7 га. Вход в здание лыжной базы имеет тамбур с двумя последовательно расположенными дверями. В здании лыжной базы оборудован вестибюль 22 кв. м, гардероб для верхней одежды 7,5 кв. м, раздевалка 17,5 кв. м (общая для женщин и мужчин), два туалета (для мужчин и женщин раздельные), оборудованные унитазом и умывальником каждый, лыжехранилище 20 кв. м и учебный класс-методкабинет 10 кв. м. Высота всех помещений 2,7 м. Световой коэффициент (отношение площади пола к площади окон) составляет во всех помещениях 1:9-1:10, в учебном классе – 1:8. Температура воздуха в вестибюле – 12 °C, в гардеробе – 17 °C. В раздевалке – 25 °C, в туалетах – 10 °C, в учебном классе – 18 °C.

Лыжня проложена по ровной местности без подъемов и спусков; в 2-х местах пересекает автомагистраль. Перед стартом имеется склон, а перед финишем (соответственно) подъем, превышающий 25°; ровная, горизонтальная стартовая площадка имеет площадь 5,5 кв. м. Уровень искусственной освещенности лыжни в темное время суток – 5-10 лк.

 

Задание:

1. Установите уровень физической подготовленности учащихся ПУ по оценочным таблицам (используя таблицу № 7). Заполните таблицу.

2. Какие показатели физической подготовленности не оценены?

3. Проведите гигиеническую оценку условий занятий физической культурой на стадионе и лыжной базе (размещение, планировка плоскостных спортивных сооружений, набор и площади помещений, медицинское и бытовое обеспечение). Каковы условия для самостоятельных занятий населением физкультурой и спортом?

4. Проведите гигиеническую оценку светового и воздушно-теплового режима в зданиях и на территориях спортивных сооружений, используемых училищем для занятий физической культурой.

5. Назовите нормативные документы, содержащие гигиенические требования к урокам физкультуры и помещениям для занятий физкультурой в училищах (ПУ) и местам массовых самостоятельных занятий спортом.

6. Назовите гигиенические принципы организации физического воспитания в детских и подростковых образовательных учреждениях.

Задача № 7.

В дошкольной образовательной организации (ДО) проведена оценка уровней физической подготовленности мальчиков в возрасте 7 лет перед поступлением в школу. Проведено измерение мышечной силы правой кисти, а также стандартное тестирование по 4-м показателям физической подготовленности. Результаты тестирования мальчиков приведены в таблице.

Изучаемые показатели Средние показатели М±m Результаты оценки
Мышечная сила правой кисти (кг) 14,2±0,7  
«Подтягивание на перекладине» (раз) 0,5±0,01  
«Прыжок в длину с места» (см) 120,7±9,4  
«Бег на 30 м» (сек.) 7,6±2,6  
«Бег на 1000 м» (мин.) 7,7±1,3  

В ДО занятия по физическому воспитанию детей 7 лет осуществляются регулярно 2 раза в неделю по 20 минут. Медицинский контроль за физическим воспитанием детей осуществляется только младшей и средней группах; в старшей и подготовительной группах – отсутствует. На занятиях проводятся только подвижные игры. Физкультурная площадка на территории ДО не выделена из-за отсутствия места; занятия и подвижные игры проводятся на территории групповой площадки. Инсоляция 30 % площадки 1,5 часа.

Помещение для занятий физической культурой размещено в цокольном этаже, имеет площадь 60 кв. м, кладовая для хранения инвентаря – 3 кв. м. Помещение оборудовано системами центрального отопления, отопительные приборы не оборудованы регулируемыми устройствами. Окна расположены на высоте 2 м от пола, защищены металлическими решетками; использование фрамуг ограничено; искусственная вентиляционная система в помещении не предусмотрена. Температура воздуха в физкультурном зале – 25-26 °C, скорость движения воздуха – 0,01 м/сек, относительная влажность – 75 %.

Внутренняя отделка помещения имеет коэффициент отражения: пол – 0,2; верхняя часть стен – 0,5; панели – 0,4; потолок – 0,7. Освещенность искусственная на полу физкультурного зала составляет 125 лк; естественная освещенность (КЕО, %) – 0,3 %. Неравномерность естественного освещения 1:6. Чистка оконных стекол осуществляется 4 раза в году, но из-за металлических решеток мытье окон снаружи не представляется возможным.

При опросе родителей установлено, что они недовольны уровнем физической подготовленности своих детей и многих из мальчиков записали в близлежащую ДЮСШ в секцию спортивной гимнастики. Родители сообщили, что их устраивает близкое расположение ДЮСШ – не более 15 минут ходьбы, и что занятия будут проводиться 4 раза в неделю по 3 часа, а один раз в год их дети будут проходить профилактический медицинский осмотр.

Родители попросили дать гигиеническую характеристику спортивному учреждению дополнительного образования (ДЮСШ), куда записаны их дети, так как опасаются за здоровье и безопасность своих детей.

При экспертизе условий обучения в ДЮСШ установлено следующее: ДЮСШ размещена на расстоянии 30 м от хлебозавода мощностью более 2,5 тонн/сутки. Через территорию ДЮСШ проходит канализационный коллектор от хлебозавода. Территория ДЮСШ не имеет ограждения, не озеленена и не освещается. Спортивная площадка на территории ДЮСШ не организована.

 

Задание:

1. Установите уровень физической подготовленности мальчиков 7 лет перед поступлением в школу по оценочным таблицам (используя таблицу 7).

2. Дайте гигиеническую оценку режиму физвоспитания в ДО и рекомендации по его оптимизации.

3. Проведите гигиеническую оценку физкультурной площадки в ДО.

4. Проведите гигиеническую оценку помещений для занятий физической культурой в дошкольной организации (размещение в здании, отопление, вентиляция, планировка, отделка, микроклимат, освещенность). Дайте рекомендации по оптимизации условий физического воспитания в ДО.

5. Могут ли начинать заниматься спортивной гимнастикой в ДЮСШ мальчики в возрасте 7 лет?

6. С какой целью организуются учреждения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности (ДЮСШ)?

7. Дайте гигиеническую оценку пешеходной доступности ДЮСШ.

8. Дайте гигиеническую оценку условиям размещения ДЮСШ, которую планируют посещать дети для повышения уровня физической подготовленности и реализации потребностей в движениях, относительно хлебозавода. С помощью п. 7.1.8. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установите величину санитарно-защитной зоны хлебозавода и определите возможность размещения ДЮСШ на расстоянии 30 м от этого предприятия пищевой промышленности. Предложите мероприятия по оптимизации сан-эпид. ситуации.

9. Назовите нормативные документы, содержащие гигиенические требования к: а) местам занятий физкультурой в ДО; б) искусственной и естественной освещенности в помещениях ДО; в) условиям размещения учреждений дополнительного образования детей ДЮСШ.

Задача № 8.

В общеобразовательной школе проведена оценка уровней физической подготовленности школьников и условий физического воспитания. У мальчиков проведено измерение мышечной силы правой кисти, а также стандартное тестирование по 4-м показателям физической подготовленности.

Результаты тестирования школьников 11 лет приведены в таблице.

Изучаемые показатели Средние показатели М±m Результаты оценки
Мышечная сила правой кисти (кг) 10±0,01  
«Подтягивание на перекладине» (раз) 10±0,01  
«Прыжок в длину с места» (см) 130±7,4  
«Бег на 30 м» (сек.) 5,5±2,1  
«Бег на 1000 м» (мин.) 5,2±0,8  

При оценке качества уроков физической культуры установлено, что уроки физкультуры проводятся по 2 часа 2 раза в неделю; моторная плотность урока составляет 75,0 %. Медицинский контроль за уроками физкультуры ведется; со слов медицинского работника ЧСС во время максимальной нагрузки достигает 160-170 ударов в минуту. Уроки физкультуры максимально проводятся на физкультурной площадке, расположенной в 10 м от здания школы; полоса зеленых насаждений между спортплощадкой и зданием школы отсутствует. Чтобы не создавать шум в учебных кабинетах, на уроке физкультуры спортивные игры не проводятся, дети занимаются бегом на короткие и длинные дистанции, в промежутках – мальчики подтягиваются на перекладине, а девочки отжимаются от пола. Школьный спортзал размещен на 4-м этаже школы, высота 3,3 м, ширина 12х18 кв. м. При спортзале оборудованы раздевалки для девочек и мальчиков, площадью 13,0 и 15,0 кв. м, снарядная 5 кв. м, душевые для мальчиков и девочек по 10 кв. м, туалет общий 4 кв. м, помещение для уборочного инвентаря 1,5 кв. м, кабинет тренера 6,5 кв. м. Освещенность искусственная на полу спортзала в максимально освещенной точке 275 лк, в самой темной точке 56 лк. Естественная освещенность (КЕО, %) – 1,3 %. Температура воздуха в физкультурном зале – 23 °C, скорость движения воздуха – 0,05 м/сек; проветривание не проводится (фрамуги не функционируют), вентиляционной системой спортивный зал не оборудован. Занятия физической культурой на спортплощадке в зимний период проводятся при температуре до - 25°C в безветренную погоду.

 

Задание:

1. Установите уровень физической подготовленности школьников по оценочным таблицам (используя таблицу № 7). Заполните таблицу.

2. По результатам каждого теста дайте рекомендации по повышению уровня физической подготовленности школьников путем использования различных форм и средств физического воспитания (таблицы № 1 и № 2).

3. Дайте гигиеническую оценку уроку физкультуры и рекомендации по его правильной организации, в том числе в зимний период года (таблица № 5).

4. Дайте оценку гигиеническим условиям обучения физической культуре в школе (размещению и планировке физкультурной площадки, спортивного зала, освещенности, микроклимату, вентиляции). Предложите мероприятия по приведению условий обучения в спортивном зале и на участке школы до нормативных.

5. Назовите нормативный документ, содержащий гигиенические требования к планировке и оборудованию спортивных площадок и физкультурных залов в школах.

6. Каковы цель и задачи мониторинга состояния физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи?

 

Задача № 9.

В учреждении начального профессионального образования (ПУ) в зимний период года уроки физкультуры проводятся на лыжной базе по договору с организацией. Уроки продолжительностью 2 часа проводятся 1 раз в неделю. Моторная плотность занятий физкультуры составляет 70-75 %; медицинский контроль за физической нагрузкой учащихся отсутствует. При проверке пульса учащихся в основной части урока установлена ЧСС 150-160 уд/мин. Занятия физкультурой в зимний период на лыжной базе проводятся в безветренную погоду при температуре до -30°C, при скорости ветра до 5 м/сек до -20 °C и при скорости ветра более 5 м/сек от 0 °C до -15 °C.

При экспертизе условий физического воспитания обучающихся было установлено, что занятия проводятся на лыжном стадионе, не имеющем санитарно-эпидемиологического заключения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии санитарным правилам. На лыжной базе отсутствует медицинский пост. Лыжная база обеспечена питьевой водой (централизованное водоснабжение) и канализацией. Питьевые фонтанчики в здании н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: