Дения: Дидро и Кант // Западноевропейская художественная культура
XVIII века. М., 1980; Культура эпохи Просвещения / Ред. К.Андерсон.
М., 1993; Разумовская М.В. От «Персидских писем» до «Энциклопе-
дии»: (Роман и наука во Франции в XVIII веке). СПб., 1994; Аверин-
цев С.С. Два рождения европейского рационализма // Он же. Ритори-
Ка и истоки европейской литературной традиции. М., 1996; Человек
эпохи Просвещения / Отв. ред. Г.С.Кучеренко. М., 1999; Europaische
Aufklarung. Wiesbaden, 1974-84. VQI. 1-3; SambrookJ. The eighteenth
century. L.; N.Y, 1986; Mortier R. Le Coeur et la Raison. P., 1990; Tatin-
Gourier J.-J. Lire les Lumieres. P., 1996. H. Т.Пахсарьян
В России идеи французского П. получают распрост-
ранение во второй половине 18 в., в годы правления
Екатерины II. В отличие от Франции, средой, питавшей
просветительскую литературу в России, было не «тре-
тье сословие», а дворянство, критически настроенное
по отношению к современным общественным нравам.
Адресатом литературы, выражающей просветительские
идеи, также было дворянство. Целью русских просве-
тителей было напомнить дворянам об их долге; для это-
го в сочинениях просветителей порочным дворянам ча-
сто противопоставлялись добродетельные мещане. Хотя
во второй половине 18 в. словесность в значительной мере
эмансипировалась от власти, основными сферами
бытования литературы были двор Екатерины II, поддер-
живавшей просветительские идеи и писавшей пьесы и жур-
нальные заметки; двор наследника Павла Петровича (при
дворе Павла Петровича служил Д.И.Фонвизин, бывший сек-
ретарем графа Н.И.Панина — воспитателя Павла). Ли-
тературная и издательская деятельность Н.И.Новико-
ва в конце 1770-х-80-х была связана с Московскимуниверситетом. Литературные салоны, не связанные с дво-
|
ром и государственными институтами и возглавляемые
дамами, были в России исключением, а не правилом (са-
лон княгини Е.Р.Дашковой). Именно власть изначально
инициировала и поддерживала просветительские идеи:
проект нового законодательства — «Наказ Комиссии для
составления нового Уложения» (1767) был основан на про-
светительских идеях книги французского политического
мыслителя Ш.Монтескье «О духе законов» (1748) и книги
итальянского юриста Ч.Беккариа «О преступлениях и на-
казаниях» (1764), вкоторой были обобщены идеи фран-
цузского П. Екатерина II участвовала в переводе книги
Ж.Ф.де Мармонтеля «Велизарий» (1776), содержащей на-
ставление просвещенным монархам и обличающей дес-
потизм. Придворные императрицы перевели избранные
статьи из «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера. Екате-
рина II состояла в переписке с Дидро и Вольтером. Ради-
кальные просветители во Франции отрицали монархию
и склонялись к республике. Русские литераторы, даже
весьма критически относившиеся к деятельности импе-
ратрицы, не сомневались в истинности идеала просвещен-
ной монархии. Исключением была позиция А.Н.Радище-
ва, который в оде «Вольность» (ок. 1783) и в «Путешествии
из Петербурга в Москву» (1790) выразил идею о несов-
местимости монархии и народной свободы. Роль про-
свещенной государыни, разыгрываемая Екатериной II,
по-видимому, не свидетельствовала о лицемерии импе-
ратрицы: Екатерина II действительно рассчитывала осу-
ществить идеи просветителей в России, но отказалась
от этой мысли, встретив сопротивление дворянства.
|
Тяжелый удар просветительским надеждам нанесло пуга-
чёвское восстание 1773-74, а французская революция
1789-94 вызвала в России репрессии против независи-
мо мыслящих людей, в т.ч. литераторов.
Просветительские идеи находят выражение прежде всего
в сатирических комедиях («Недоросль», 1782, Д.И.Фонви-
зина; пьесы Екатерины II) и в сатирической журналисти-
ке (журналы Н.И.Новикова «Трутень» и «Живописец»,
1769-72). Главные темы русской просветительской литера-
туры — воспитание молодого дворянина и отношение
дворян к своим государственным обязанностям (государ-
ственная служба как служение Отечеству) и к крепост-
ным крестьянам; неизменный предмет осмеяния — «ще-
гольство» дворянства, бездумное подражание французским
модам. События французской революции, наполеоновские
войны, распространение романтических веяний привели
в Европе к осознанию наивности и утопичности просвети-
тельских идей. В России они сохраняют значение на протя-
жении 1800-20-х: установка на пропаганду истинных идей,
на воспитание гражданина-патриота присуща декабрист-
ской литературе и «Горю от ума» (1822-24) А.С.Грибое-
дова. Внимание к литературе П. было характерно и для
русских литераторов позднейшего времени—для писате-
лей радикально-демократического круга, Л.Н.Толстого,
воспринявшего идеи Руссо.
Лит.: Афанасьев А.Н. Русские
ПОЭТИКА (греч. poietike techne — творческое ис-
кусство) — наука о системе средств выражения в лите-
ратурных произведениях, одна из старейших дисциплин
литературоведения. В расширенном смысле слова П.
|
совпадает с теорией литературы, в суженном — с од-
ной из областей теоретической П. Как область теории
литературы, П. изучает специфику литературных родов
и жанров, течений и направлений, стилей и методов,
исследует законы внутренней связи и соотношения раз-
личных уровней художественного целого. В зависимос-
ти от того, какой аспект (и объем понятия) выдвигается
в центр исследования, говорят, напр., о П .романтизма,
И.романа, П. творчества какого-либо писателя в целом
или одного произведения. Поскольку все средства выра-
жения в литературе в конечном счете сводятся к языку, П.
может быть определена и как наука о художественном
использовании средств языка (см. Язык художественной
литературы). Словесный (т.е. языковой) текст произ-
ведения является единственной материальной формой
существования его содержания; по нему сознание чита-
телей и исследователей реконструирует содержание про-
изведения, стремясь или воссоздать его место в культу-
ре его времени («чем был Гамлет для Шекспира?»), или
вписать его в культуру меняющихся эпох («что значит
Гамлет для нас?»); но и тот и другой подходы опирают-
ся в конечном счете на словесный текст, исследуемый
П. Отсюда — важность П. в системе отраслей литерату-
роведения.
Целью П. является выделение и систематизация эле-
ментов текста, участвующих в формировании эстети-
ческого впечатления от произведения. В конечном счете
в этом участвуют все элементы художественной речи,
но в различной степени: напр., в лирических стихах ма-
лую роль играют элементы сюжета и большую — ритми-
ка и фоника, а в повествовательной прозе — наоборот.
Всякая культура имеет свой набор средств, выделяющих
литературные произведения на фоне нелитературных:
ограничения накладываются на ритмику (стих), лекси-
ку и синтаксис («поэтический язык»), тематику (излюб-
ленные типы героев и событий). На фоне этой системы
средств не менее сильным эстетическим возбудителем
являются и ее нарушения: «прозаизмы» в поэзии, вве-
дение новых, нетрадиционных тем в прозе и пр. Ис-
следователь, принадлежащий к той же культуре, что
и исследуемое произведение, лучше ощущает эти по-
этические перебои, а фон их воспринимает как нечто
само собой разумеющееся; исследователь чужой куль-
туры, наоборот, прежде всего ощущает общую систему
приемов (преимущественно в ее отличиях от привычной
ему) и меньше — систему ее нарушений. Исследование
поэтической системы «изнутри» данной культуры приво-
дит к построению нормативной П. (более осознанной, как__в эпоху классицизма, или менее осознанной, как в евро-
пейской литературе 19 в.), исследование «извне» — к по-
строению описательной П. До 19 в., пока региональные
литературы были замкнуты и традиционалистичны, гос-
подствовал нормативный тип П.; становление всемирной
литературы (начиная с эпохи романтизма) выдвигает на
первый план задачу создания описательной П.
Обычно различаются П. общая (теоретическая или си-
стематическая —«макропоэтика»), частная (или собствен-
но описательная — «микропоэтика») и историческая.
Общая П. делится на три области, изучающие соот-
ветственно звуковое, словесное и образное строение
текста; цель общей П. — составить полный системати-
зированный репертуар приемов (эстетически действен-
ных элементов), охватывающих все эти три области.
В звуковом строе произведения изучается фоника и рит-
мика, а применительно к стиху—также метрика и стро-
фика. Т.к. преимущественный материал для изучения
здесь дают стихотворные тексты, то эта область часто
называется (слишком узко) стиховедением. В словесном
строе изучаются особенности лексики, морфологии
и синтаксиса произведения; соответствующая область
называется стилистикой (насколько совпадают между
собой стилистика как литературоведческая и как линг-
вистическая дисциплина, единого мнения нет). Особен-
ности лексики («отбор слов») и синтаксиса («соедине-
ние слов») издавна изучались П. и риторикой, где они
учитывались как стилистические фигуры и тропы; осо-
бенности морфологии («поэзия грамматики») стали в П.
предметом рассмотрения лишь в самое последнее вре-
мя. В образном строе произведения изучаются образы
(персонажи и предметы), мотивы (действия и поступ-
ки), сюжеты (связные совокупности действий); эта об-
ласть называется «топикой» (традиционное название),
«тематикой» (Б.В.Томашевский) или «П.» в узком смысле
слова (Б.Ярхо). Если стиховедение и стилистика разраба-
тывались в П. с древнейших времен, то топика, наоборот,
разрабатывалась мало, т.к. казалось, что художественный
мир произведения ничем не отличается от действительно-
го мира; поэтому здесь еще не выработана даже общепри-
нятая классификация материала.
Частная П. занимается описанием литературного
произведения во всех перечисленных выше аспектах, что
позволяет создать «модель» — индивидуальную систе-
му эстетически действенных свойств произведения.
Главная проблема частной П. — композиция, т.е. взаим-
ная соотнесенность всех эстетически значимых элемен-
тов произведения (композиция фоническая, метрическая,
стилистическая, образно-сюжетная и общая, их объеди-
няющая) в их функциональной взаимности с художествен-
ным целым. Здесь существенна разница между малой
и большой литературной формой: в малой (напр., в по-
словице) число связей между элементами хоть и велико,
но не неисчерпаемо, и роль каждого в системе целого мо-
жет быть показана всесторонне; в большой форме это
невозможно, и, значит, часть внутренних связей остается
неучтенной как эстетически неощутимая (напр., связи
между фоникой и сюжетом). При этом следует помнить,
что одни связи актуальны при первочтении текста (когда
ожидания читателя еще не ориентированы) и отбрасыва-
ются при перечтении, другие — наоборот. Конечными
понятиями, к которым могут быть возведены при анали-
зе все средства выражения, являются «образ мира» (сего
основными характеристиками, художественным време- __ нем и художественным пространством) и «образ ав-
тора», взаимодействие которых дает «точку зрения»,
определяющую все главное в структуре произведения.
Эти три понятия выдвинулись в П. на опыте изучения
литературы 12-20 вв.; до этого европейская П. доволь-
ствовалась упрощенным различением трех литературных
родов: драмы (дающей образ мира), лирики (дающей
образ автора) и промежуточного между ними эпоса (так
у Аристотеля). Основой частной П. («микропоэтики») яв-
ляются описания отдельного произведения, но возмож-
ны и более обобщенные описания групп произведений
(одного цикла, одного автора, жанра, литературного на-
правления, исторической эпохи). Такие описания могут
быть формализованы до перечня исходных элементов
модели и списка правил их соединения; в результате
последовательного применения этих правил как бы
имитируется процесс постепенного создания произведения
от тематического и идейного замысла до окончательного
словесного оформления (т.наз. генеративная П.).
Историческая П. изучает эволюцию отдельных по-
этических приемов и их систем с помощью сравнитель-
но-исторического литературоведения, выявляя общие
черты поэтических систем различных культур и сводя
их или (генетически) к общему источнику, или (типоло-
гически) к универсальным закономерностям человечес-
кого сознания. Корни литературной словесности уходят
в устную словесность, которая и представляет собой
основной материал исторической П., позволяющий
иногда реконструировать ход развития отдельных обра-
зов, стилистических фигур и стихотворных размеров до
глубокой (напр., общеиндоевропейской) древности.
Главная проблема исторической П. — жанр в самом
широком смысле слова, от художественной словесно-
сти в целом до таких ее разновидностей, как «евро-
пейская любовная элегия», «классицистическая траге-
дия», «светская повесть», «психологический роман»
и пр., — т.е. исторически сложившаяся совокупность
поэтических элементов разного рода, невыводимых друг
из друга, но ассоциирующихся друг с другом в резуль-
тате долгого сосуществования. И границы, отделяющие
литературу от нелитературы, и границы, отделяющие
жанр от жанра, изменчивы, причем эпохи относитель-
ной устойчивости этих поэтических систем чередуют-
ся с эпохами деканонизации и формотворчества; эти
изменения и изучаются исторической поэтикой. Здесь
существенна разница между близкими и исторически
(или географически) далекими поэтическими системами:
последние обычно представляются более каноничными
и безличными, а первые — более разнообразными и свое-
образными, но обычно это — иллюзия. В традицион-
ной нормативной П. жанры рассматривались общей
поэтикой как общезначимая, от природы установлен-
ная система.
Философская повесть – в этом словаре нет, так что из гугла
Философская повесть
Вольтер. XVIII век называют еще "веком Вольтера". Никто из писателей не мог тогда сравниться с Вольтером в известности и влиятельности. Литературная слава главы французских просветителей покоилась на его философских сочинениях, классицистических трагедиях, эпических поэмах, исторических сочинениях, но секрет его авторитета заключался в том, что Вольтер первым понял роль и возможности общественного мнения и научился им управлять. Вольтер был по складу дарования прежде всего публицистом, обладал талантом идти в ногу со временем, всегда на шаг впереди времени. Кроме оперативности, ему были свойственны полемический азарт, темперамент, непревзойденное остроумие, умение себя подать, сознание своей культурной миссии. Его цель — пробудить общественное сознание, быть руководителем общественного мнения во Франции и в Европе, и эта цель была им достигнута. Это первый литератор, общавшийся с королями на равных; состоять с ним в переписке считали для себя честью Фридрих Великий и Екатерина II. Всю массу своих разнообразных знаний он превратил в боевой таран, которым громил все то, что, по его мнению, тормозило прогресс.
Франсуа-Мари Аруэ (1694–1778 гг.), вошедший в литературу под именем Вольтер, сын парижского нотариуса, прожил долгую, яркую жизнь. Смолоду он заявил о себе не только как о наследнике Корнеля и Расина, но как о политическом оппозиционере. Он был заключен в Бастилию, позже — выслан в Англию, где усвоил идеи Просвещения из первоисточника. В начале пятидесятых годов он гостит у прусского короля Фридриха Великого, а вернувшись из Берлина, устраивается, поскольку ему было запрещено жить во Франции, в Швейцарии, в замке Ферней, откуда забрасывает Европу своими радикальными, антиклерикальными памфлетами и брошюрами. Только перед самой смертью ему суждено было вернуться в Париж, где он принял давно заслуженные почести. В юности Вольтер видел себя великим трагическим актером, в тридцать лет — историком, в сорок — эпическим поэтом и не предвидел, что самой живой частью его творческого наследия окажутся произведения, которые он считал безделками. В 1747 году в гостях у герцогини де Мэн для ее развлечения Вольтер написал несколько произведений в новом жанре. Это и были первые философские повести — "Мир как он есть", "Мемнон", "Задиг, или Судьба". В течение следующих двадцати лет Вольтер продолжал пополнять цикл философских повестей, создав всего несколько десятков. Самые значительные из них — "Микромегас" (1752 г.), "Кандид, или Оптимизм" (1759 г.), "Простодушный" (1767 г.).
Жанр философской повести возник из элементов эссе, памфлета и романа. В философской повести нет непринужденной строгости эссе, нет романного правдоподобия. Задача жанра — доказательство или опровержение какой-либо философской доктрины, поэтому его характерная черта — игра ума. Художественный мир философской повести шокирует, активизирует читательское восприятие, в нем подчеркнуты фантастические, неправдоподобные черты. Это пространство, в котором идет испытание идей; герои — марионетки, воплощающие те или иные позиции в философском споре; обилие событий в философской повести нарочитое, позволяющее замаскировать смелость обращения с идеями, сделать для читателя более мягкими, приемлемыми нелицеприятные истины философии.
№4
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (англ. sentimental — чув-
ствительный; фр. sentiment — чувство) — одно из ос-
новных, наряду с классицизмом и рококо, художествен-
ных течений в европейской литературе 18 в. Подобно
рококо, С. возникает как реакция на господствовавшие
в предыдущем столетии классицистические тенденции
в литературе. Свое имя С. получил после выхода в свет
неоконченного романа «Сентиментальное путешествие
по Франции и Италии» (1768) английского писателя
Л.Стерна, закрепившего, как полагают современные ис-
следователи, новое значение слова «sentimental» в англий-
ском языке. Если раньше (первое употребление этого сло-
ва Большой Оксфордский словарь относит к 1749) оно
означало либо «разумный», «здравомыслящий», либо «вы-
соконравственный», «назидательный», то к 1760-м в нем
усиливается оттенок, связанный не столько с принад-
лежностью к области разума, сколько — к области чув-
ства. Теперь «sentimental» значит также «способный
к сочувствию», а Стерн окончательно закрепляет за ним
значение «чувствительный», «способный к пережива-
нию возвышенных и тонких эмоций» и вводит его в круг
наиболее модных слов своего времени. Впоследствии
мода на «сентиментальное» прошла, и в 19 в. слово
«sentimental» в английском языке приобретает негатив-
ный оттенок, означая «склонный потакать излишней
чувствительности», «легко поддающийся наплыву эмо-
ций». Современные словари и справочники уже разво-
дят понятия «чувство» (sentiment) и «чувствительность»,
«сентиментальщина» (sentimentality), противопоставляя
их друг другу. Однако слово «С.» в английском языке, рав-
но как и в других западноевропейских языках, куда оно
пришло под влиянием успеха романов Стерна, так и не
приобрело характера строго литературоведческого тер-
мина, который охватывал бы целое и внутренне единое
художественное направление. У англоязычных исследо-
вателей до сих пор остаются в ходу главным образом
такие понятия, как «сентиментальный роман», «сенти-
ментальная драма» или «сентиментальная поэзия», тог-
да как французские и немецкие критики выделяют ско-
рее «сентиментальность» (фр. sentimentalite, нем.
sentimentalitat) как особую категорию, в той или иной
мере присущую художественным произведениям самых
различных эпох и направлений. Лишь в России, начи-
ная с конца 19 в., предпринимались попытки осмыслить
С. как целостное историко-литературное явление. Глав-
ной чертой С. все отечественные исследователи призна-
ют «культ чувства» (или «сердца»), которое в данной
системе взглядов становится «мерилом добра и зла».
Чаще всего появление этого культа в западной литера-
туре 18 в. объясняется, с одной стороны, реакцией на
просветительский рационализм (при этом чувство пря-
мо противопоставляется разуму), а с другой — реакци-
ей на господствовавший ранее аристократический тип
культуры. Тот факт, что С. как самостоятельное явле-
ние впервые возникает именно в Англии уже в конце
1720-х — начале 1730-х обычно связывают с обще-
ственными изменениями, наступившими в этой стране
в 17 в., когда в результате революции 1688-89 третье
сословие стало самостоятельной и влиятельной силой.
Одной из главных категорий, определяющих внимание
сентименталистов к жизни человеческого сердца, все ис-
следователи называют понятие «естественного», вооб-
ще очень важное для философии и литературы эпохи
Просвещения. Это понятие объединяет внешний мир
природы с внутренним миром человеческой души, кото-
рые, с точки зрения сентименталистов, созвучны и сущ-
ностно сопричастны друг другу. Отсюда проистекает, во-
первых, особое внимание авторов этого направления
к природе — ее внешнему облику и происходящим в ней
процессам; во-вторых, напряженный интерес к эмоцио-
нальной сфере и переживаниям отдельного человека. При
этом человек интересует авторов-сентименталистов не
столько как носитель разумного волевого начала, сколько
как средоточие лучших природных качеств, от рождения
заложенных в его сердце. Герой сентименталистской ли-
тературы выступает как человек чувствующий, и поэто-
му психологический анализ авторов этого направления
чаще всего основывается на субъективных излияниях ге-
роя. С. «нисходит» с высот величественных потрясений,
разворачивающихся в аристократической среде, к буднич-
ному быту простых людей, ничем не примечательных,
кроме силы своих переживаний. Возвышенное начало,
столь излюбленное теоретиками классицизма, сменяется
в С. категорией трогательного. Благодаря этому, отмеча-
ют исследователи, С., как правило, культивирует сочув-
ствие к ближнему, филантропизм, становится «школой
человеколюбия», в противовес «холодно-рассудочному»
классицизму и вообще «господству разума» на началь-
ных этапах развития европейского Просвещения. Од-
нако слишком прямое противопоставление разума и чув-
ства, «философа» и «чувствительного человека», которое
встречается в трудах ряда отечественных и зарубежных
исследователей, неоправданно упрощает представление
о С. Зачастую при этом «разум» ассоциируется исключи-
тельно с просветительским классицизмом, а вся область
«чувств» выпадает на долю С. Но подобный подход, ко-
торый основывается.на другом весьма распространенном
мнении — будто в основе своей С. целиком выводится
из сенсуалистической философии Дж.Локка (1632-
1704), — затемняет гораздо более тонкие взаимоотно-
шения между «разумом» и «чувством» в 18 в., а кроме
того, не объясняет суть расхождения между С. и таким
самостоятельным художественным направлением это-
го столетия, как рококо. Наиболее дискуссионной про-
блемой изучения С. остается его отношение, с одной
стороны, к другим эстетическим направлениям 18 в.,
а с другой, — к Просвещению в целом.
Предпосылки ддя возникновения С. содержались уже
в самом новом способе мышления, отличавшем фило-
софов и литераторов 18 в. и определившем весь строй
и дух эпохи Просвещения. В этом мышлении чувстви-
тельность и рациональность не выступают и не суще-
ствуют друг без друга: в противовес умозрительным ра-
ционалистическим системам 17 в., рационализм 18 в.
ограничен рамками человеческого опыта, т.е. рамками
восприятия чувствующей души. Человек с присущим
ему стремлением к счастью в этой, земной жизни, ста-
новится главным мерилом состоятельности любых воз-
зрений. Рационалисты 18 в. не просто критикуют те или
иные недолжные, по их мнению, явления действитель-
ности, но и выдвигают образ действительности идеаль-
ной, способствующей человеческому счастью, и этот
образ в конечном итоге оказывается подсказан не разу-
мом, а чувством. Способность к критическому сужде-
нию и чувствительное сердце выступают двумя сторо-
нами единого интеллектуального инструмента, который
помогал литераторам 18 в. вырабатывать новый взгляд
на человека, отказавшегося от чувства первородного
греха и пытавшегося обосновать свое существование,
исходя из врожденного ему стремления к счастью. Раз-
личные эстетические направления 18 в., включая С.,
пытались по-своему рисовать образ новой действитель-
ности. До тех пор, пока они оставались в рамках про-
светительской идеологии, им в равной мере были близ-
ки критические взгляды Локка, отрицавшего с позиций
сенсуализма существование т.наз. «врожденных идей».
С этой точки зрения С. отличается от рококо или класси-
цизма не столько «культом чувства» (потому что в дан-
ном специфическом понимании чувство играло не ме-
нее важную роль и в других эстетических течениях) или
тенденцией изображать преимущественно представите-
лей третьего сословия (вся литература эпохи Просвеще-
ния так или иначе интересовалась человеческой приро-
дой «вообще», оставляя за рамками вопросы сословных
различий), сколько особыми представлениями о воз-
можностях и путях достижения человеком счастья. Как
и искусство рококо, С. исповедует чувство разочарова-
ния в «большой Истории», обращается к сфере частной,
интимной жизни отдельного человека, придает ей «есте-
ственное» измерение. Но если рокайльная литература трак-
тует «естественность» прежде всего как возможность вы-
хода за пределы традиционно установленных нравственных
норм и, т.о., освещает в основном «скандальную», закулис-
ную сторону жизни, снисходя к простительным слабостям
человеческой натуры, то С. стремится к примирению ес-
тественного и нравственного начал, пытаясь представить
добродетель не привнесенным, а врожденным свойством
человеческого сердца. Поэтому сентименталистам был
ближе не Локк с его решительным отрицанием всяких
«врожденных идей», а его последователь А.Э.К.Шефтс-
бери (1671-1713), утверждавший, что нравственное на-
чало заложено в самой природе человека и связано нес разумом,
а с особым моральным чувством, которое одно
может указать путь к счастью. Поступать нравственно че-
ловека побуждает не осознание долга, а веление сердца.
Счастье, следовательно, заключается не в тяге к чувствен-
ным наслаждениям, а в тяге к добродетели. Т.о., «естествен-
ность» натуры человека трактуется у Шефтсбери, а вслед
за ним и у сентименталистов, не как ее «скандальность»,
но как потребность и возможность добродетельного пове-
дения, а сердце становится особым надындивидуальным
органом чувств, соединяющим конкретного человека с об-
щим гармоничным и нравственно-оправданным устрой-
ством мироздания.
Первые элементы поэтики С. проникают в английс-
кую литературу конца 1720-х, когда особенно актуаль-
ным становится жанр описательно-дидактических поэм,
посвященных трудам и досугам на фоне сельской при-
роды (георгики). В поэме Дж.Томсона «Времена года»
(1726-30) уже можно обнаружить вполне «сентиментали-
стскую» идиллию, построенную на чувстве нравственного
удовлетворения, возникающего от созерцания сельских
пейзажей. Впоследствии подобные мотивы оказались
развиты Э.Юнгом (1683-1765) и особенно Т.Греем, от-
крывшим элегию как жанр, наиболее подходящий для
возвышенных медитаций на фоне природы (наиболее
знаменитое произведение «Элегия, написанная на сель-
ском кладбище», 1751). Значительное влияние на ста-
новление С. оказало творчество С.Ричардсона, рома-
ны которого («Памела», 1740; «Кларисса», 1747-48;
«История сэра Чарлза Грандиссона», 1754) не только
впервые представили героев, во всем отвечавших духу
С., но и популяризовали особую жанровую форму эпис-
толярного романа, столь любимую впоследствии мно-
гими сентименталистами. К числу последних некоторые
исследователи относят и главного оппонента Ричардсона
Генри Филдинга, «комические эпопеи» которого («Исто-
рия приключения Джозефа Эндруса», 1742, и «История
Тома Джонса, найденыша», 1749) во многом строятся на
основании сентименталистских представлений о чело-
веческой природе. Во второй половине 18 в. тенденции
С. в английской литературе крепнут, но теперь они все
больше вступают в противоречие с собственно просве-
тительским пафосом жизнестроительства, совершен-
ствования мира и воспитания человека. Мир уже не
кажется средоточием нравственной гармонии героям
романов О.Голдсмита «Векфилдский священник» (1766)
и Г.Макензи «Человек чувства» (1773). Романы Стерна
«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»
(1760-67) и «Сентиментальное путешествие» являют
собой образец едкой полемики с сенсуализмом Локка
и многими расхожими взглядами английских просвети-
телей. К числу поэтов, развивавших сентименталистс-
кие тенденции на фольклорном и псевдоисторическом
материале, относятся шотландцы Р.Бёрнс (1759-96)
и Дж.Макферсон (1736-96). К концу столетия английс-
кий С., все более склоняясь в сторону «чувствительнос-
ти», порывает с просветительской гармонией между чув-
ством и разумом и порождает жанр т.наз. готического
романа (Х.Уолпол, А.Радклиф и др.), который некото-
рые исследователи соотносят с самостоятельным худо-
жественным течением — предромантизмом. Во Фран-
ции поэтика С. вступает в спор с рококо уже в творче-
стве Д.Дидро, испытавшего на себе влияние Ричардсона
(«Монахиня», 1760) и, отчасти, Стерна («Жак-фата-
лист», 1773). Наиболее созвучны принципы С. оказались__
взглядам и вкусам Ж.Ж.Руссо, создавшего образцо-
вый сентименталистский эпистолярный роман
«Юлия, или Новая Элоиза» (1761). Однако уже в сво-
ей «Исповеди» (опубл. 1782-89) Руссо отходит от важ-
ного принципа сентименталистской поэтики — нор-
мативности изображаемой личности, провозглашая
самоценность своего единственного и неповторимо-
го «я», взятого в индивидуальном своеобразии. В даль-
нейшем С. во Франции тесно смыкается со специфи-
ческим понятием «руссоизм». Проникнув в Германию,
С. сначала оказал влияние на творчество Х.Ф.Геллерта
(1715-69) и Ф.Г.Клопштока (1724-1803), а в 1870-е,
после появления «Новой Элоизы» Руссо, породил ра-
дикальный вариант немецкого С., получивший назва-
ние движения «Бури и натиска », к которому принад-
лежали молодые И.В.Гёте и Ф.Шиллер. Роман Гёте
«Страдания молодого Вертера» (1774) хоть и считает-
ся вершиной С. в Германии, на самом деле содержит
скрытую полемику с идеалами штюрмерства и не сво-
дится к воспеванию «чувствительной натуры» главно-
го героя. Особое влияние творчества Стерна испытал
на себе «последний сентименталист» Германии Жан
Поль (1763-1825).
В России все наиболее значительные образцы запад-
ноевропейской сентименталистской литературы были
переведены еще в 18 в., оказав влияние на Ф.Эмина,
Н.Львова, отчасти А.Радищева («Путешествие из Петер-
бурга в Москву», 1790). Наивысшего расцвета русский
С. достиг в творчестве Н.Карамзина («Письма русского
путешественника», 1790; «Бедная Лиза», 1792; «Ната-
лья, боярская дочь», 1792, и др.). Впоследствии к по-
этике сентиментализма обращались А.Измайлов, В.Жу-
ковский и др.
МЕЩАНСКАЯ ДРАМА — литературный жанр,
возникший и получивший распространение в 18 в. в Анг-
лии (Дж.Лилло, Э.Мур), Франции (Д.Дидро, М.Седен,
Л.С.Мерсье, П.Бомарше), Германии (Г.Э.Лессинг,
Я.М.Р.Ленц, Г.Л.Вагнер). М.д. воспроизводила жизнь
«нетитулованных», буржазно-мещанских кругов, рас-
крывая серьезные, исполненные драматизма конфлик-
ты морального и социально-бытового характера. Она как
бы взглянула с трагической точки зрения на те неравен-
ства, которые для Мольера как автора «Мещанина во
дворянстве» (1670) и «Жоржа Дандена» (1668) служили
лишь источником комического. Это отличает М.д. от
классицистической драматургии — и от трагедии сее
аристократическими героями, и от комедии, где проти-
воречия в жизни третьего сословия выступали лишь
в форме комических случайностей и недоразумений.
М.д. воссоздавала не сами по себе идеи и страсти, доб-
родетели и пороки, а «общественные положения» — быт
и нравы определенной социальной среды. Тем самым
Она преодолевала отвлеченность изображения, присущую
классицистической драме. Представители третьего сосло-
вия — центральные герои М.д. — изображались как по-
борники добродетели и гуманности. Пафос пьес этого
жанра—протест против социального неравенства. Наи-
более известные образцы М.д.: «Побочный сын, или Ис-
пытание добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758)
Дидро; «Мисс Сара Сампсон» (1755) и «Эмилия Галот-
ти» (1772) Лессинга, а также «Евгения» (1767) Бомарше.
Остротой социальной проблематики характеризуется
драматургия Мерсье, который, развивая традиции М.д.,
пытался создать реалистическую драму героического
характера. Многое сближает с этим жанром трагедию
Ф. Шиллера «Коварство и любовь» (1784). Появление
М.д. отвечало задачам демократизации литературы
и театра. Мерсье утверждал, что этот жанр «бесконечно
более полезен, более верен и более интересен», чем тра-
гедия и комедия, «потому что он более доступен массе
граждан» (Мокульский С.С. Хрестоматия по истории запад-
но-европейского театра. 1939. Ч. 2. С. 245). Разрабатывая
новые эстетические принципы, создатели М.д. выступали
против выспренности и самодовлеющей декламационнос-
ти, характерных для классицизма, за натуральность, разго-
ворность интонаций и пантонимическую действенность,
за «простой стиль без цветистости и орнаментики»
(Бомарше П. // Мокульский, 256). Произведения жанра,
за которым впоследствии утвердился термин «М.д.»
(в иных случаях — «буржуазная драма»), писатели 18 в.
называли по-разному: «слезная комедия » применитель-
но к ранним образцам М.д., «пьеса чувств», нравоучи-
тельная драма», «серьезный жанр», «драма». Наиболее
значительные теоретические работы о М.д.: Беседы о «По-
бочном сыне» (1757) и «О драматической поэзии»
(1758) Дидро, «Очерк о серьезном драматическом жанре»
(1767) Бомарше, «Гамбургская драматургия» (1767-69)
Лессинга, «О театре, или Новый опыт о драматическом