Принципы организации и деятельности прокуратуры
| Закрепленные в законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие построение прокурорского надзора, характерные признаки деятельности прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней. Принципы организации и деятельности прокуратуры представляют собой устойчивую общность признаваемых Конституцией РФ и федеральными законами базовых положений, составляющих системообразующее ядро прокурорской системы, определяющих функции прокуратуры, ее структуру, характер взаимоотношений между входящими в прокурорскую систему элементами.
|
Сущность принципов организации и деятельности прокуратуры
| Заключается: во-первых, в определении системного построения органов и учреждений прокуратуры, а также отношений прокуратуры с другими органами; во-вторых, в определении наиболее существенных черт и требований организации и деятельности прокуратуры; в-третьих, в их обязательности для прокурорского работника независимо от занимаемой должности.
|
Система принципов организации и деятельности прокуратуры
| Принципы организации и деятельности прокуратуры образуют самостоятельную, завершенную, сформированную систему, каждый принцип в этой системе выполняет самостоятельную роль. Принципы действуют только как единое целое в своей совокупности, реализация каждого самостоятельно невозможна. Исключение одного принципа из общей системы принципов организации и деятельности прокуратуры может привести к качественной иной прокурорской деятельности. Каждый принцип несет в себе организационные и функциональные элементы.
|
Классификация принципов организации и деятельности прокуратуры
| Принципы организации и деятельности прокуратуры подразделяются на общие и внутриорганизационные принципы.
|
Общие принципы организации и деятельности прокуратуры
| Закреплены в Конституции РФ (ст. 129) и Законе о прокуратуре (ст. 4). К ним относятся: 1) законность; 2) единство и централизация прокуратуры; 3) независимость; 4) гласность.
|
Внутриорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры
| Зональный (территориальный), предметный, предметно-зональный.
|
Принцип законности
| Закреплен в Конституции РФ (ч. 2 ст. 15), определяющей, что органы государственной власти (в том числе прокуратура), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
|
Законность как принцип прокурорского надзора
| Является общеправовым началом и универсальным принципом деятельности. Означает, что реализация надзорной функции осуществляется в соответствии с требованием закона, при безусловном соблюдении закрепленных законом прав и интересов физических и юридических лиц. Законность - необходимое условие для реализации всех остальных принципов данной системы. Законность составляет предмет прокурорского надзора, так как на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности направлена вся деятельность прокуратуры. Задача обеспечения единства законности является основополагающей при формировании прокуратуры.
|
Принцип законности в деятельности прокуратуры
| Выражается не только в предпринимаемых ею мерах по выявлению и устранению правонарушений, привлечению правонарушителей к установленной законом ответственности, но и в обязательном соблюдении самими работниками прокуратуры Конституции РФ и требований законов.
|
Принцип единства прокуратуры
| Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура - это единая федеральная система территориальных и специализированных (военные, транспортные, природоохранные и др.) прокуратур, подчиняющихся единому центру - Генеральной прокуратуре РФ. Единство прокуратуры РФ проявляется в единстве принципов ее организации и деятельности, целей и задач, решаемых всеми структурными элементами прокурорской системы, в едином характере и содержании полномочий, которыми наделены органы прокуратуры, независимо от места, занимаемого ими в прокурорской системе. Принцип единства означает общность целей и задач, единство форм и методов организации и деятельности прокуратуры, правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему органов, организация и деятельность которых осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства. Принцип единства обеспечивает заменимость прокурорских работников равного ранга. Оптимальные возможности для реализации принципа единства создает централизация прокурорской системы.
|
Принцип централизации прокуратуры
| Характеризует организацию системы прокуратуры выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящих, а всех прокуроров – Генеральному прокурору РФ. Централизация системы прокуратуры выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех прокуроров - Генеральному прокурору РФ. Централизация прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения и соблюдения единой законности на всей территории единых требований осуществления прокурорского надзора во всех административно-территориальных единицах.
|
Принцип независимости
| Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре заключается в том, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов независимо от федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений, руководствуются законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Прокуроры и следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ ограждены от вмешательства в их профессиональную деятельность, каких бы то ни было федеральных и местных органов. Воздействие на них в любой форме является недопустимым и преследуется по закону. Недопустимыми являются не только прямые указания прокурорам или следователям, но и любые обращения иного рода, преследующие цели повлиять на принимаемые ими решения по конкретному делу или материалу.
|
Реализация принципа независимости
| Обеспечивается организационным построением прокуратуры, установленным порядком назначения прокуроров и следователей на должность, определенной законом системой подчиненности и подотчетности прокурорских работников, порядком материально-технического обеспечения прокурорских органов (финансирование всех органов и учреждений прокуратуры осуществляется за счет федерального бюджета независимо от бюджета местных органов), материальным и социальным обеспечением работников прокуратуры.
|
Соблюдение принципа независимости
| Гарантируется ст. 5 Закона о прокуратуре, закрепившей недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора.
|
Политическая независимость
| Является признаком принципа независимости. Согласно п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
|
Принцип гласности
| Закреплен в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре и означает, что прокуратура действует гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.
|
Реализация принципа гласности
| Обеспечивается сообщением в печати о назначении и освобождении прокурора от должности; информированием федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о состоянии законности; ежегодным представлением Генеральным прокурором РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчета о проделанной работе по их укреплению; созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений (помощников прокурора), отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах (в Генеральной прокуратуре РФ создано структурное подразделение - Управление взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью; работает официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ).
|
Зональный (территориальный) принцип организации и деятельности прокуратуры
| Предусматривает организацию деятельности прокуратуры посредством распределения работы структурных подразделений между работниками по определенным территориям (территориальным зонам). Закрепление за прокурором определенной территории наделяет его компетенцией контролировать соблюдение и исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора РФ. В этих целях он изучает и анализирует состояние законности в «зоне», и организацию деятельности органов прокуратуры путем систематического ознакомления со статистическими данными, текущими и перспективными планами работы, обобщениями и обзорами практики; непосредственного участия в осуществлении проверок деятельности нижестоящей подчиненной (зональной) прокуратуры; оказания практической помощи прокурорам «зоны».
|
Предметный принцип организации и деятельности прокуратуры
| Связан с предметом прокурорского надзора и характеризуется распределением обязанностей между прокурорами по различным направлениям правового регулирования. В соответствии с предметным принципом за прокурором закрепляется определенное, конкретное направление деятельности, относящееся к предмету его ведения. Организация работы по предметному принципу обязывает прокурора обобщать относящиеся к предмету ведения статистические и другие данные об исполнении законов; анализировать соответствующие материалы (доклады, решения коллегий, обзоры и др.), участвовать в подготовке документов о реализации результатов обобщений, подготавливать материалы для рассмотрения на коллегии, координационном совещании правоохранительных органов и т.д.
|
Предметно-зональный принцип организации и деятельности прокуратуры
| Означает закрепление за зональными прокурорами определенных сфер правового регулирования (предметов ведения). Распределение объема обязанностей в органах прокуратуры в соответствии с зональным и предметным принципами реализуется прокурором - руководителем или начальником управления (отдела) и оформляется письменным распоряжением (приказом).
|