Тема: Вредные и полезные насекомые древесных пород




Наименование объектов контроля

Студент должен Знать:

З1 Основы теории образования очагов насекомых и прогнозирования их численности;

З2 Главнейшие виды вредителей и болезней леса;

З 3 - Диагностические признаки важнейших видов болезней растений, биологию и экологию их возбудителей;

З 4. Основы лесной профилактики и методы борьбы с вредителями и болезнями;

З.5 Особенности дереворазрушающих грибов и поражение ими древесины;

З.6. Основные отряды птиц, их строение, годовой жизненный цикл;

З.7. Главнейшие отряды, семейства, и виды лесных зверей.

Студент должен Уметь:

У1 Определять виды болезней и вредителей растущего леса и заготовленной древесины; У2 Определять виды повреждений древесных пород;

У3 Определять отряды птиц;

определять главнейшие отряды, семейства и виды лесных зверей.

 

Вопросы к контрольной работе №1

1. Дать характеристику внешнего и внутреннего строения насекомых.

2. Размножение насекомых. Фазы развития и их характеристика.

3. Классификация насекомых (классы, подклассы, отряды).

4. Классификация насекомых по группам вредности.

5. Типы повреждений растений насекомыми.Зарисовать.

6. Дайте общую характеристику группе вредителей плодов, шишек, семян.

7. Охарактеризуйте Шишковую смолевку: морфология, экология, ареал, кор­мовая порода,

8. Охарактеризуйте Шишковую огневку: морфология, экология, ареал, кор­мовая порода,

9. Охарактеризуйте Желудевого долгоносика: морфология, экология, ареал, кор­мовая порода.

10. Дайте общую характеристику группе вредителей питомников, молодняков, культур.

11. Охарактеризуйте Восточного майского хруща: морфология, экология, ареал, кор­мовая порода.

12. Охарактеризуйте Медведку обыкновенную: морфология, экология, ареал, кор­мовая порода,

13. Охарактеризуйте Соснового подкорного клопа: морфология, экология, ареал, кор­мовая порода,

14. Охарактеризуйте Большого соснового слоника: морфология, экология, ареал, кор­мовая порода,

15. Дайте общую характеристику группе хвое- и листогрызущих вредителей, постройте схему развития очага массового размножения.

14. Охарактеризуйте соснового коконопряда: морфология, экология, ареал, кор­мовая порода, постройте фенограмму его развития. Укажите основные меры борьбы.

15. Охарактеризуйте сибирского коконопряда: морфология, экология, ареал, кормовая порода, постройте фенограмму его развития. Укажите основные меры борьбы.

16. Охарактеризуйте монашенку: морфология, экология, ареал, кормовая порода, постройте фенограмму его развития. Укажите основные меры борьбы.

5. Охарактеризуйте сосновую совку: морфология, экология, ареал, кормовая порода, постройте фенограмму его развития. Укажите основные меры борьбы.

17. Охарактеризуйте сосновую пяденицу: морфология, экология, ареал, кормовая порода, постройте фенограмму его развития. Укажите основные меры борьбы.

18. Перечислите виды вредителей и типы болезней, существующих на территории Вашего лесничества. Укажите семейство, род, вид (латинское название) не менее 10 видов, их кормовую породу, возбудителя болезни.

Охарактеризуйте соснового обыкновенного пилильщика: морфология, эко­логия, ареал, кормовая порода, постройте фенограмму его развития. Укажите основные меры борьбы.

19. Охарактеризуйте рыжего соснового пилильщика: морфология, экология, ареал, кормовая порода, постройте фенограмму его развития. Укажите основные меры борьбы.

20. Охарактеризуйте непарного шелкопряда: морфология, экология, ареал, кор­мовая порода, постройте фенограмму его развития. Укажите основные меры борьбы.

21. Охарактеризуйте златогузку: морфология, экология, ареал, кормовая порода, постройте фенограмму его развития. Укажите основные меры борьбы.

22. Охарактеризуйте кольчатого коконопряда: морфология, экология, ареал, кормовая порода, постройте фенограмму его развития. Укажите основные меры борьбы.

23. Охарактеризуйте зеленую дубовую листовертку: морфология, экология, ареал, кормовая порода, постройте фенограмму его развития. Укажите основные меры борьбы

24. Охарактеризуйте зимнюю пяденицу: морфология, экология, ареал, кормовая порода, о постройте фенограмму его развития. Укажите основные меры борьбы.

25. Дайте общую характеристику группе стволовых вредителей. Заселение ими деревьев, очаги массового размножения.

26. Охарактеризуйте семейство короедов и типы короедных ходов.

27. Перечислите и охарактеризуйте короедов, повреждающих сосну, зарисуйте их ходы.

28. Перечислите и охарактеризуйте короедов, повреждающих ель, зарисуйте их ходы.

29. 3аболонники: березовые, ильмовые, дубовые - дайте им характеристику.

30. Перечислите и охарактеризуйте усачей, повреждающих хвойные породы.

31. Перечислите и охарактеризуйте усачей, повреждающих лиственные породы.

32. Семейство златки: образ жизни, представители, их характеристика.

33. Семейство рогохвостов: образ жизни, представители, их характеристика.

34. Стволовые вредители отряда чешуекрылых: семейства, их представители, образ жизни, кормовая порода, причиняемый вред.

35. Технические вредители: семейства, их представители, образ жизни, причи­няемый вред.

36. Насекомые-энтомофаги: представители, их образ жизни, значение для лесного хозяйства.

37.Общие сведения о болезнях. Типы заболеваний.

38.Грибы – как возбудители болезней древесных пород. Место грибов в системе растительного мира.

39.Строение вегетативного тела грибов. Видоизменение мицелия.

40.Размножение грибов. Классификация грибов.

41.Мумификация плодов и семян возбудители, их цикл развития, наносимый вред, меры борь­бы.

42.Ржавчина шишек возбудители, их цикл развития, наносимый вред, меры борь­бы.

43.Загнивание проростков возбудители, их цикл развития, наносимый вред, меры борь­бы.

44.Обыкновенное шютте сосны. Снежное шютте сосны: возбудители, их цикл развития, наносимый вред, меры борь­бы.

45.Мучнистая роса. возбудители, их цикл развития, наносимый вред, меры борь­бы.

46.Ржавчина побегов возбудители, их цикл развития, наносимый вред, меры борь­бы.

47.Основные виды некрозов на лиственных породах, характеристика возбуди­телей некрозов, течение болезни и диагностические признаки.

48. Ступенчатый рак: виды, возбудители, течение болезни, наносимый вред, ме­ры борьбы.

49.

50. Смоляной рак: возбудители, их цикл развития, наносимый вред, меры борь­бы.

51.Перечислите сосудистые болезни лиственных пород. Опишите голландскую болезнь ильмовых: течение болезни, диагностические признаки, возбудители болезни, наносимый ущерб, меры борьбы.

52. Классификация, характеристика и диагностические признаки гнилей корней и стволов.

53. Перечислите напенные и корневые гнили. Опишите биологические и эколо­гические особенности опенка, наносимый вред, меры борьбы.

54.Биологические и экологические особенности корневой губки, поражаемые породы, диагностические признаки, наносимый ущерб лесному хозяйству, меры борьбы.

55. Гнили стволов хвойных пород: возбудители гнилей, расположение гнили в стволе, тип гнили, влияние на выход деловой древесины, определение гнилей.

56. Гнили стволов дуба: возбудители гнилей, расположение гнили в стволе, тип гнили, влияние на выход деловой древесины, определение гнилей.

36. Гнили стволов березы и осины: возбудители гнилей, расположение гнили в стволе, тип гнили, влияние на выход деловой древесины, определение гнилей.

57. Перечислите и охарактеризуйте грибы, вызывающие гнили древесины на складах и в открытых сооружениях.

58. Охарактеризуйте важнейших представителей домовых грибов.

59.Место птиц в системе животного мира, особенности внешнего и внутреннего строения.

60. Характеристика отряда куриные, семейство тетеревиные: морфология, представители, образ жизни, значение.

61. Характеристика отряда дневные хищники, семейство ястребинные: морфология, представители, образ жизни, значение.

62. Характеристика отряда совы, классификация: морфология, представители, образ жизни, значение.

63. Характеристика отряда кукушки: морфология, представители, образ жизни, значение.

64. Характеристика отряда дятлообразные: морфология, представители, образ жизни, значение.

65. Характеристика отряда воробьиные, перечислите основные семейства: морфология, представители, образ жизни, значение.

66. Характеристика семейства врановые: морфология, представители, образ жизни, значение.

67. Характеристика семейства синициевые: морфология, представители, образ жизни, значение.

68. Характеристика семейства поползневые и пищуховые: морфология, представители, образ жизни, значение.

69. Характеристика семейства мухоловковые: морфология, представители, образ жизни, значение.

70. Характеристика семейства вьюрковые: морфология, представители, образ жизни, значение.

71.Место зверей в системе животного мира, особенности строения.

72. Характеристика отряда насекомоядные: представители, образ жизни, значение.

73. Характеристика отряда зайцеобразные: представители, образ жизни, значение.

74. Характеристика семейства беличьи и мышиные: представители, образ жизни, значение.

75. Характеристика отряда хищных млекопитающих: представители, образ жизни, значение.

76. Характеристика семейства медвежьи и кошачьи: представители, образ жизни, значение.

77. Характеристика семейства собачьи: представители, образ жизни, значение.

78. Характеристика отряда парнокопытные: представители, образ жизни, значение.

79. Характеристика семейства свиные и кабарожьи: морфология, представители, образ жизни, значение.

80. Характеристика семейства оленьи: морфология, представители, образ жизни, значение.

 

 

Изучение разделов «Лесная энтомология» и «Лесная фитопатология» сопровождается сбором коллекционного материала.

Коллекции насекомых – не менее 20 видов;

Образцы повреждений растений насекомыми – не менее 10 образцов;

Коллекции типов болезней – не менее 10 образцов.

 

Для выполнения контрольной работы № 1 необходимо использовать основной учебник:

Мозолевская Е.К., Семенкова И.Г., Беднова О.В. Лесозащита.: учебник. М.: Издательский дом «Лесная промышленность», 2006.

 

Самостоятельная работа № 2

Выполнить презентацию по основным группам вредителей леса.

Самостоятельная работа № 3

Выполнить презентацию по основным группам болезней леса.

 

Общие требования к презентации:

· Презентация не должна быть меньше 25 слайдов.

· Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; учебное заведение; фамилия, имя, отчество автора; учебная дисциплина.

· Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

· Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

· В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых ресурсов с гиперссылками.

· Последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.

· Представление информации:

Содержание информации · Используйте короткие слова и предложения. · Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. · Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице · Предпочтительно горизонтальное расположение информации. · Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. · Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты ·Для заголовков – не менее 24. ·Для информации не менее 18. ·Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. ·Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. ·Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. ·Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации ·Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. ·Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Распределение вопросов контрольной работы №1 по вариантам

Шифр студента Номера вопросов Шифр студента Номера вопросов
18, 1. 14.23.44.52.73 26. 18, 19.27.40.48.59.77
18,2.15.24.45.53.74 27. 18, 20.28.41.49.51.78
18, 3.16.25.46.54.75 28. 18, 21.29.42.50.52.79
18, 4.17.26.47.55.76 29. 18, 22.30.43.51.53.80
18, 5.19.27.48.56.77 30. 18, 1.23.31.44.52.73
18, 6.20.28.49.57.78 31. 18, 2.24.32.45.53.74
18, 7.21.29.50.58.79 32. 18, 3.25.33.46.54.75
18, 8.22.30.51.59.80 33. 18, 4.26.34.47.55.76
18, 1.9.23.31.52.71 34. 18, 5.27.35.48.56.77
18,2.10.24.32.53.61 35. 18, 6.28.36.49.57.78
18, 3.11.25.33.54.62 36. 18, 7.29.37.50.58.79
18, 4.12.26.34.55.63 37. 18, 8.30.38.51.59.80
18, 5.13.27.35.56.64 38. 18, 1.9.31.39.52.60
18, 6.14.28.36.57.65 39. 18, 2.10.32.40.53.61
18, 7.15.29.37.58.66 40. 18, 3.11.33.41.54.62
18, 8.16.30.38.59.67 41. 18, 4.12.34.42.55.63
18, 9.17.31.39.60.68 42. 18, 5.13.35.43.56.64
18, 10.19.32.40.51.69 43. 18, 6.14.36.44.57.65
18, 11.20.33.41.52.70 44. 18, 7.15.37.45.58.66
18, 12.21.34.42.53.71 45. 18, 8.16.38.46.59.67
18, 13.22.35.43.54.72 46. 18, 9.17.39.47.51.68
18, 14.23.36.44.55.73 47. 18, 10.18.40.48.52.69
18, 15.24.37.45.56.74 48. 18, 11.19.41.49.53.70
18, 16.25.38.46.57.75 49. 18, 12.20.42.50.54.71
18, 17.26.39.47.58.76 50. 18, 13.21.43.51.55.72

Тема: Вредные и полезные насекомые древесных пород

 

Студент должен

уметь:

- определять виды насекомых;

- визуально определять основные виды вредных насекомых по морфологическим признакам;

- проводить инвентаризацию муравьиных колоний и их охрану;

- визуально определять основные виды полезных насекомых по морфологическим признакам;

знать:

- основные виды вредителей, семейства, отряды;

- систематику, морфологию и биологию видов;

- фенограммы развития насекомых;

- хищных и паразитических насекомых;

- опылителей растений;

- охрану, методы, способы их использования;

- охрану и расселение муравейников;

- меры борьбы с вредными насекомыми.

 

Хвое - и листогрызущие вредители. Биологические особенности и общая характеристика группы. Фазы развития вспышек массового размножения. Прогнозирование вспышек массового размножения. Вредители хвои – сибирский и сосновый коконопряды, монашенка; сосновые – пяденица, совка, пилильщики. Вредители листвы – непарный шелкопряд, златогузка, кольчатый коконопряд, зимняя пяденица и другие виды пядениц, дубовая зеленая листовертка. Общая характеристика группы стволовых вредителей. Очаги массового размножения. Прогнозирование вспышек массового размножения. Характеристика семейств и главнейших видов короедов, усачей, смолевок, златок, рогохвостов, древоточцев, стеклянниц. Технические вредители древесины. Общая характеристика семейств и главных видов точильщиков, усачей. Краткие сведения по надзору. Действующая нормативная документация.

Паразитические насекомые. Хищные насекомые. Опылители растений. Охрана их, методы и способы использования. Охрана и расселение муравейников.

Литература

Основная: (16) с. 67-113

Дополнительная: (2)

Методические указания

Данная тема раздела является главнейшей для специалистов лесного хозяйства. Вредители леса наносят огромный ущерб лесному хозяйству, но бороться с ними можно только при хорошем знании их морфологии, биологии, экологии.

Г.Ф. Морозов писал: «В природе не существует полезных и вредных на­секомых, там все служит друг другу и взаимно приспособлено».

Вредными насекомые становятся в результате нарушения законов «об­щежития» в природе, т.е. когда численность какого-то живого организма (в данном случае насекомого) возрастает до такой степени, что начинает наносить вред другим компонентам леса.

Взаимосвязь всех живых организмов в природе хорошо показал академик В.Н. Сукачев, создав науку биоценологию.

Вам необходимо тщательно изучить морфологию (внешние отличитель­ные признаки), экологию (среду обитания), биологию (процессы жизнедеятель­ности) главнейших вредителей леса по группам вредности.

Учебный материал невозможно усвоить без наглядных пособий, поэтому необходимо пользоваться определителями, атласами, рисунками, собранным Вами практическим материалом (насекомые, повреждения растений), только таким образом Вы сможете приобрести знания.

Рекомендуем для лучшего усвоения и запоминания учебного материала составить конспект в форме таблицы по примерной схеме:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: