О предложениях по дополнительным мерам, направленным на выявление и пресечение незаконной предпринимательской деятельности




ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 14 мая 2018 года № ЕД-4-2/9126@

О предложениях по дополнительным мерам, направленным на выявление и пресечение незаконной предпринимательской деятельности

Федеральная налоговая служба в связи с письмом Минфина России от 06.03.2018 № 03-01-10/14259 (вх. № 077239/В от 06.03.2018) и в соответствии с пунктом 7 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 27.12.2017 № Пр-321ГС и пункта 15 поручения Правительства Российской Федерации от 02.03.2018 № ИШ-П13-1173 по вопросу представления предложений по дополнительным мерам, направленным на выявление и пресечение незаконной предпринимательской деятельности, сообщает следующее.

Внедрение ФНС России риск - ориентированного подхода к проведению проверок, усиление аналитической составляющей в контрольной работе, а также применение новейших автоматизированных аналитических инструментов, позволили значительно повысить дисциплинированность налогоплательщиков, сделать основной упор не на наказание, а на побуждение к добровольному уточнению и исполнению своих налоговых обязательств.

Потенциал роста налоговых поступлений напрямую связан со значительной модернизацией механизмов налогового администрирования, использованием современных IT-решений и облачных технологий.

ФНС России повышена эффективность проверок возмещения НДС за счет внедрения в октябре 2013 года системы автоматизированного контроля АСК «НДС», которая на основе определенных критериев и алгоритмов без участия инспектора в автоматическом режиме распределяет организации, заявившие налог к возмещению, на три группы: высокий риск, средний риск и низкий риск. Под налогоплательщиками высокого риска понимаются организации, вероятность совершения налогового правонарушения которыми максимальна. В общем случае -это организации, не имеющие «налоговой истории», ресурсов и имущества. В отношении рисковых налогоплательщиков проводится максимальный комплекс контрольных мероприятий в целях недопущения неправомерного возмещения налога. За время работы АСК «НДС» значительно снизилось количество случаев заявления возмещения налога на добавленную стоимость высокорисковыми организациями.

С 01.04.2015 ФНС России введен в опытно-промышленную эксплуатацию программный комплекс «АСК НДС-2», позволяющий централизованно на федеральном уровне сравнивать пооперационные данные контрагентов и выявлять налоговые разрывы. Кроме того, централизованная система позволила автоматизировать и унифицировать бизнес-процессы налогового контроля.

Ежеквартально в ПК «АСК НДС-2» обрабатывается 1,5 млн. налоговых деклараций. По результатам сопоставления операций контрагентов в ПК «АСК НДС-2» по налоговым разрывам формируются требования о представлении пояснений и документов и в автоматизированном режиме направляются налогоплательщикам.

В целях контроля движения товара и формирования «цепочки» контрагентов в ПК «АСК НДС-2» реализован инструментарий для выявления и пресечения схем уклонения от налогообложения. Контроль формирования добавленной стоимости от производителя до конечного потребителя позволяет исключить незаконную налоговую оптимизацию и выстраивать прозрачную экономику.

Конечной целью стратегии ФНС России является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

Таким образом, ФНС России создает условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами, взаимодействовать с государством, получать от него контракты на общественно значимые проекты, а не просто уходить в «тень».

Кроме того, создан электронный ресурс - «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов», которые носят обобщающий характер и готовятся по наиболее массовым запросам налогоплательщиков.

Учитывая изложенное, в настоящее время ФНС России создан достаточный комплекс мер по выявлению случаев незаконной предпринимательской деятельности, и дальнейшая модернизация применяемых способов выявления проблем будет целесообразна по мере развития и изменения экономической ситуации и включения в поле рисков дополнительных дестабилизирующих здоровую экономическую среду факторов.

Вместе с тем, при осуществлении налогового администрирования, а также в ходе анализа информации из внешних источников, выявляются факты, устранить которые возможно посредством внесения изменений в законодательство Российской Федерации.

1. В ФНС России поступают обращения, в которых заявители обращают внимание на наличие фактов, когда индивидуальные предприниматели предлагают перечислять денежные средства в оплату товаров (работ, услуг) на свои карточные счета, открытые им как физическим лицам либо на счета третьих лиц, что может свидетельствовать о занижении налоговой базы. Действующее законодательство не запрещает предпринимателям использовать текущие (личные) счета для ведения бизнеса.

При этом у налоговых органов отсутствует возможность истребовать выписку по операциям на таких счетах физических лиц, открытых в банках, вне рамок налоговой проверки, что затрудняет выявление фактов занижения налоговой базы индивидуальными предпринимателями.

В целях совершенствования работы по выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, связанной с расширением полномочий налоговых органов. В частности, распространить полномочия налоговых органов по истребованию информации по счетам физических лиц, открытых в банках, вне рамок налоговой проверки.

В настоящее время запросить у банка выписки по операциям на счетах физических лиц, по их вкладам (депозитам), налоговый орган вправе только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России и сделать соответствующий запрос возможно исключительно в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих физических лиц или истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса. Вместе с тем, на основании указанного пункта документы (информация) истребуются при проведении налоговой проверки, а также при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

То есть, основанием для истребования выписок по операциям на счетах физических лиц, по их вкладам (депозитам) является налоговая проверка либо самого физического лица, либо его контрагента.

Учитывая изложенное, целесообразно рассмотреть вопрос о расширении полномочий налоговых органов по истребованию информации по счетам физических лиц, открытых в банках, вне рамок проверки.

2. Учитывая значительные масштабы неформальных практик на рынке труда (по оценкам, объем «серого» фонда оплаты труда - с которого налоги не уплачиваются либо уплачиваются не полностью - достигает 10 трлн. рублей в год), можно говорить о целесообразности перевода в электронную форму заключения трудовых договоров между работником и работодателем, что может существенно облегчить контроль в сфере трудовых отношений с одной стороны и защитить права работников с другой.

В настоящее время электронный документооборот используется участникам гражданского оборота при совершении ими сделок. Вместо бумажной волокиты они могут заключить договор в электронной форме, подписав его электронной подписью, что позволяет оптимизировать временные и финансовые ресурсы.

Внедрение системы электронных договоров в сфере трудовых отношений может способствовать повышению прозрачности трудовой активности населения.

Ведение уполномоченным органом в сфере труда и занятости населения информационного ресурса, в котором отражаются все заключенные в электронной форме трудовые договоры, а также доступ к этим сведениям налоговых органов позволит выявлять и оперативно пресекать схемы ухода от налогообложения.

Доступ налоговых органов к такому информационному ресурсу позволит без назначения выездной налоговой проверки анализировать трудовые договора на предмет выявления ошибок и противоречий на этапе заключения трудовых договоров с работниками, в частности: указание или, наоборот, замалчивание в трудовом договоре размера реальных выплат работнику.

С другой стороны, это позволит защитить права работников, которые через личный кабинет смогут видеть, что с ними заключен трудовой договор, размер оплаты труда, а также все вносимые в указанный договор изменения и дополнения.

Кроме того, мерой, направленной на пресечение незаконной предпринимательской деятельности, можно считать проект федерального закона №414542-7 «О внесении изменений в статью 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», который предусматривает усиление административной ответственности для физических и должностных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица либо без специального разрешения.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
Д.В. Егоров

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: