Тема: Волновые явления. Длина волны. Скорость волны.
Цель: Дать определение механических волн. Виды механической волны: продольная, поперечная. Ввести понятия длина и скорость волны, научить обучающихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны.
Задачи:
ознакомить обучающихся с происхождением термина «длина волны, скорость волны»
уметь сравнивать виды волн и, делать выводы
получить связь между скоростью распространения волны, длиной волны и частотой
познакомить с новым понятием: длина волны
научить обучающихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны
уметь анализировать график, сравнивать, делать выводы
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие. Объявление темы и целей урока
- Фронтальный опрос
Повторение ранее изученного материала.
Мозговой штурм
· Амплитуда колебаний (максимальное отклонение от положения равновесия)
· Минимальный промежуток времени, через который движение повторяется (период)
· Формула периода (T = )
· Частота колебаний (число колебаний за 1 с)
· Как изменится частота колебаний математического маятника, если длину уменьшить 4 раза? (увеличится 2 раза)
· Чему равен период, если циклическая частота равна 2π? (1 с)
· Математический маятник совершает за 2 минуты 60 полных колебаний. Чему равна частота колебаний математического маятника? (0,5 Гц)
· В Исаакиевском соборе в Петербурге висел маятник с длиной подвеса 98 м. Сколько колебаний он совершает за одну минуту? (1 колебание)
· Материальная точка колеблется с частотой 10кГц. Определите период колебаний и число колебаний в минуту (0,0001с, 600000 колебаний)
· Крылья пчелы, летящий за нектаром, колеблется с частотой 420 Гц. Если она летит за нектаром со скоростью 7 м/с, сколько раз сделает взмахов крыльями, на расстояний 500 м (, ; n = = = 30000)
|
Мотивация учебной и познавательной деятельности.
Учитель: Мы живем в мире волн и насквозь ими пронизаны, да и сами являемся источниками волн. Многие из вас думают, что волна бывает только на воде. Мы кожей чувствуем волну холода и тепла, вся поверхность кожи является приемником тепловых процессов, происходящих в воздухе. Наш нос чувствует волну запаха, исходящего от пахучих веществ. Наши глаза видят волны на пруду, на озере, волну ржи в поле. Наши уши слышат звуковые волны, голоса, музыку, шум. В этом случае мы являемся приемниками волн.
Основной физической моделью вещества является совокупность движущихся и взаимодействующих между собой атомов и молекул. Использование этой модели позволяет объяснить с помощью молекулярно-кинетической теории свойства различных состояний вещества и физический механизм переноса энергии и импульса в этих средах. При этом под средой мы можем понимать газ, жидкость, твердое тело.
1.Зреет рожь над жаркой нивой
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
(А. Фет)
2.Куда ни погляди –
Пшеница
За валом вал ползет на взгорье,
До горизонта без границы
Бушует солнечное море.
(Ю. Оболенцев)
Запишите тему урока: «Волновые явления. Длина волны. Скорость распространения волны».