Рассмотрим наиболее характерные проблемы глобализации. В числе наиболее характерных сложностей, отражающих процесс, о котором идет речь, эксперты называют следующие. Угроза суверенитету некоторых государств. Есть тезис, что многие страны мира, принимая ту или иную глобальную модель развития в экономике, социуме или в политической системе, попадают под прямое влияние международных структур. В связи с чем есть вероятность, что государственный суверенитет, самостоятельное принятие решений властями могут пострадать. Неравенство в распределении ресурсов Во многих случаях государства, как считают аналитики, неспособны договариваться о равном доступе в отношении тех или иных преференций. Это могут быть природные ресурсы, территории, инвестиционные потоки. В этом случае, действуя глобально, государства в ряде случаев придерживаются локальных интересов.
Недовольство социума Возможен вариант, считают некоторые аналитики, при котором общество окажется неготовым к "насаждению" международных правил и стандартов в тех или иных сферах. Люди могут захотеть возврата к родной культуре, национальным традициям. Однако при слишком большой вовлеченности властей в глобальные процессы желание нации может остаться без внимания. Глобальные политические противоречия Эта проблема в числе наиболее актуальных, как считают многие эксперты. Страны мира подчас попросту неспособны договариваться между собой. Готовность пойти на уступки, компромиссы подчас выражается только на словах. Работа в режиме соблюдения взаимных интересов, полагают аналитики, то, к чему современные страны мира далеко не в полной мере готовы.
|
Художественные произведения.
Мысли писателей анти - утопистов.
Роман Е.И.Замятина «Мы»
«Мы» — роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры (1920). Действие разворачивается в далёком будущем. Этот роман описывает общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь), идейно основанное на отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».
«Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики» (статья «Я боюсь»). Это было писательское кредо Замятина. И роман «Мы», написанный в 1920 году, стал художественным его воплощением. Во время революции и Гражданской войны автор был близким к левым эсерам, и это отразилось на произведении — например, «четвёртая революция», за которую борются повстанцы, отчётлив о перекликается с концепцией «третьей революции» анархистов и левых эсеров.
Тогда в Советской России роман не был опубликован: литературные критики восприняли его как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего. К тому же роман содержал аллюзии на некоторые события Гражданской войны («война города против деревни»). В конце 20-х годов на Замятина обрушилась кампания травли со стороны литературных властей. «Литературная газета» писала: «Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя».
|
Роман повлиял на творчество Олдоса Хаксли (роман «О дивный новый мир», 1932) и Джорджа Оруэлла (роман «1984», 1949).
Общество в романе «Мы»
Общество в романе представляется нам абсолютно унифицированным и подчиненным власти «Единого государства».
Жизнь всех его обитателей подчинена строгому, одинаковому для всех распорядку. Люди проживают в квартирах со стеклянными стенами, таким образом, каждый может следить за тем, что делают его ближайшие соседи. Также, в обществе, которое рисует нам Замятин помимо личной свободы, граждане фактически не имеют право на свободу мысли. Если человек начинает задумываться, размышлять над тем как он живёт, что происходит вокруг – это приравнивается к заболеванию, и такому человеку проводят «операцию по удалению фантазии», после которой он уже утрачивает всяческую способность как-либо мыслить.
Кроме того, нельзя не отметить, как уже говорилось выше, противопоставление «города и деревни». Вся территория «Единого Государства», представляющая собой городскую местность, отделена от настоящей природы непроницаемой стеной, барьером, который оставляет гражданам государство только небо, последнюю крупинку чего-то живого, что государство уже не в силах отобрать.
Конечно, когда Замятин писал свой роман, он, вероятно ставил целью показать экстраполированную модель будущего Советской России. Но многие черты «Единого Государства», отмеченные выше, мы с лёгкостью можем встретить и в нашем обществе. Конечно, речь идёт лишь об отголосках, не о прямой связи, однако многие сходства очевидны.
Среди них:
- процессы стандартизации мышления (культурная глобализация)
- тенденции к посягательству государствами на право частной переписки граждан
-унификация образа жизни граждан
-цензура
-размывание национальных границ государств
-слом старых морально-нравственных реалий
Эти черты, заметные в современном обществе, дают основание полагать, что в своей трактовке «общества будущего» Е.Замятин оказался во многом прав.