Наблюдения и труд на участке детского сада




На участке детского сада, на прогулках дети наблюдают за летними явлениями в природе и их динамикой: увеличением продолжительности дня в начале лета и его сокращением в августе; изменением высоты стояния солнца — к концу лета она также существенно меняется, солнце и в полдень не так высоко, как в июне. Определяя высоту стояния солнца в течение дня (утром и в полдень), дети с удовольствием наблюдают за тенью — своей или окружающих предметов, измеряют ее при помощи условной мерки.

Температура воздуха летом также неодинакова в течение суток. Измеряя ее, дети могут пользоваться термометром. Интересно сравнить температуру воздуха в тени и на открытом месте, ребята смогут определить причину разницы температур.

Летом воспитатель организует наблюдения за такими явлениями природы, как гроза, радуга, роса и туман, дождь (ливень, мелкий моросящий, «грибной»), солнцепек и т. д. Причины некоторых из них воспитатель может установить совместно с детьми.

Воспитанники подготовительной к школе группы могут достаточно ответственно и самостоятельно, но под руководством взрослого осуществлять уход за растениями огорода и цветника. Усвоенные ранее знания, практические умения и навыки позволяют- им правильно определять необходимость основных видов ухода (полив, рыхление, прополка, прореживание, подвязка и т. д.) и выполнять их. Организуя труд, воспитатель помогает детям распределить обязанности, контролирует умение пользоваться орудиями труда, обращает внимание на качество выполненных работ.

Летом педагог организует прогулки на луг, водоем, в лес, а также экскурсии в поле, на ферму, птичник и т. д. На таких экскурсиях и прогулках проводятся как расширение представлений о растениях и животных, так и упорядочивание этих представлений, их обобщение и систематизация. Дети узнают тех, кто растет и живет в той или иной экологической системе, характеризующейся тем или иным комплексом условий, учатся устанавливать между ними связи, раскрывающие особенности сообщества растений и животных на лугу, в лесу, водоеме.

Так, дети очень любят летние прогулки на луг. Они испытывают при этом радостное ощущение простора, света. На луг следует приходить с детьми несколько раз — по мере смены цветущих растений. Воспитатель учит их различать луговые травы, с любовью относиться к каждому обитателю луга. Надо показать детям разновидности растений (разнотравье): розовый и белый клевер, луговой василек и подмаренник, тысячелистник и мышиный горошек. Следует рассмотреть с детьми злаковые травы, научить различать трясунку, мятлик, ежу сборную и овсяницу высокую. Интересно сравнить их со злаковыми культурными растениями поля, найти в них сходство и отличие. В результате таких прогулок, наблюдений за растениями дети увидят на лугу не просто траву, а разнообразие растений, имеющих яркие, неповторимые особенности.

На луг воспитатель может привести детей в разное время суток (утром, под вечер), в разную погоду (при ярком солнце и в пасмурный день). Внимательно присмотревшись к растениям, дети обнаружат движение цветов: венчики некоторых раскрываются утром, а вечером закрываются (одуванчик). Некоторые растения закрывают свои цветки перед дождем (чертополох, вьюнок). Наблюдение за подсолнечником и шиповником покажет, что их цветочные корзинки всегда обращены к солнцу и поворачиваются вслед за его движением.

 

Прогулки на луг воспитателю следует использовать и для обогащения представлений дошкольников о его обитателях — насекомых, птицах, мелких зверьках. Воспитатель может показать и рассказать детям об интересных проявлениях взаимодействия растительных и животных организмов, предложить подумать, почему они живут на лугу вместе.

Целевые прогулки на луг целесообразно проводить и в период сенокоса и уборки сена. Наблюдение за трудом взрослых обогатит представления детей о трудовых операциях, о машинах, помогающих людям, о том, как идет подготовка к зимовке домашних животных. Старшие дошкольники могут принять участие в уборке сена на небольшом участке луга (при условии, если есть детские грабли).

На прогулках в лес воспитатель обязательно дает детям возможность поиграть, насладиться прелестью леса, побродить вокруг, договорившись, чтобы дети не уходили далеко. Он учит ребят узнавать распространенные породы деревьев и кустов, определять их место произрастания, устанавливая потребности в свете и влаге. Дети учатся выделять характерные признаки лесных растений — окраска коры, строение листьев, форма кроны, цветки, плоды. В наблюдения воспитатель включает дидактические игры типа «Узнай, чей лист», «Чьи детки на ветке?», «Путаница» и т. д.

Воспитатель показывает детям опушку леса, учит отличать ее от поляны. Знакомя с кустарниками, травянистыми растениями, следует обратить внимание детей на полезные для человека (малина, черника, брусника и т. д.) и вредные (волчья ягода). Собирая ягоды на прогулках, дети учатся отличать зрелые от незрелых, замечают, в каких местах они растут в лесу. Ребят надо научить различать не только ягоды, но и листья, цветки ягодных кустов. Воспитатель обращает их внимание на то, что ягоды появляются из цветков, зреют постепенно.

Дети часто видят в лесу грибы. Воспитателю необходимо формировать умения отличать съедобные от несъедобных, правильно собирать грибы, пригодные к употреблению в пищу, рассказывать, что сырыми грибы есть нельзя. Следует приучать детей не уничтожать несъедобные грибы, рассказывать об их пользе для животных и растений леса.

Лес — это дом для многих животных. Гуляя по лесу, на поляне, дети наблюдают за насекомыми, птицами, их жизнью в естественных условиях. Воспитатель помогает им устанавливать признаки приспособления животных к среде, в которой они обитают, показывает, как они прячутся от врагов. На одной из прогулок в лес следует понаблюдать за муравейником: рассмотреть муравьиный дом (из чего он состоит, как устроен), найти муравьиные дорожки, посмотреть, что тащат муравьи в дом, Воспитатель раскрывает детям пользу, приносимую муравьями лесу, воспитывает бережное отношение к ним.

Устанавливая взаимосвязи между различными обитателями леса, воспитатель непосредственно показывает их. Например, увидев, как дятел долбит кору дерева, воспитатель может подвести детей к старому пню, отогнуть кусок коры и показать жуков-короедов, их личинок, поврежденную кору и древесину. Такое наблюдение поможет детям понять поведение дятла, приспособительные особенности строения его клюва, хвоста, ног.

Прогулки на луг, в лес летом вставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка и еще долгое время служат источником радостных переживаний, ярких впечатлений, новых знаний о природе. Накопленный за лето запас представлений питает мысли и чувства ребенка, покидающего детский сад, во многом служит основой его успешного обучения в школе.

Работа с календарем природы. Так же как и в предыдущих группах, в подготовительной к школе группе ведется календарь природы. Он помещается в уголок природы.

Важной частью календаря в подготовительной к школе группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца. В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца.

Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку.

Формы ведения календаря в подготовительной к школе группе могут быть различными. Можно использовать настенный календарь.

Формирование представлений о времени года может осуществляться с помощью календаря-ширмы, имеющего три графы: «Неделя», «Погода», «Живая природа». Первая графа включает четыре вертикальные полоски, обозначающие дни и недели месяца. Для того чтобы дети лучше ориентировались в днях недели, усвоили их порядок, можно ввести цветные изображения (например, понедельник — фиолетовый, вторник — синий, среда — голубой, четверг — зеленый, пятница — желтый, суббота — оранжевый и воскресенье — красный цвета).

Во второй графе («Погода») в течение одной недели (любой) ежедневно отмечается состояние погоды условными значками, понятными детям. Вместе с детьми воспитатель может выбрать такие значки и условиться о том, что они обозначают. В третьей графе помещаются детские рисунки, отражающие состояние растений, увиденных животных (птицы, насекомые, звери) на каком-либо определенном месте участка детского сада или ближайшего природного окружения. Это позволяет детям пронаблюдать, как изменяется в течение определенного времени года — весной, летом, осенью, зимой — одно и то же место, и сделать вывод о постепенности происходящих изменений, нарастании или уменьшении действия тех или иных факторов неживой природы, определяющих изменения живой природы в сезоне.

 

 

 

...





Читайте также:
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.