Анализ «Второе крещенье»




Анализ стихотворения «Второе крещение»

Стихотворение «Второе крещение», написанное 3 января 1907гг, относится ко второму тому стихотворений и входит в цикл «Снежная маска».

2 том - стихи расположены по хронологии. Самый декадентский из 3х томов, "переходная книга". Уходит от соловьёвской мистики. Создает другую реальность. Книга ориентирована на декадентскую поэзию (Ремизов, Сологуб, переклички с Брюсовым).

Стихи внутренне дисгармоничны, Блок в кризисе, в каких-то изломах, разрывах, трещинах. Порвал с традиционной классической формой стиха, у Блока стих-выкрик, стон, вопль.

Город Достоевского у Блока (стих "Последний день"), воплощение безысходного ужаса.

Блок, распрощавшись с философией Соловьёва ищет единства с миром, но не находит, потому что реальная жизнь ужасна. Интонации стихов: отчаяние, ужас, боль, растерянность, страх - всё это и есть Декаданс/ упадничество.

Стихи этого тома в том числе о революции 1905г, но они зашифрованы. ("О, весна без конца и без края" - нехарактерные радостные стихи).

Потеряв вкус к религиозной мистике Соловьёва, Блок открыл новую богатую тему "мистицизм в повседневности" ("Незнакомка", "Холодный день", "В октябре", "Окна во двор", "На чердаке").

Цикл «Снежная маска» – одно из самых противоречивых и загадочных произведений А. Блока. В нем лирический герой, пережив утрату идеальной любви, с высоких небес духовного спускается в хаос материального, пытаясь переосмыслить окружающий его мир.

В эти годы осложнились не только литературные и дружеские отношения Блока с кругом символистов, но и семейные. Любовь Дмитриевна поддалась после зимы 1906–1907 модным, ложно понятым настроениям «свободы», которую по-декадентски трактовали как необузданную анархическую вседозволенность (в дневниковых записях этих годов пишет о любовнике, которого называет Паж Декаберт, об их буйном огненном вихре между ними – это все в лучших традициях того Серебряного века, о котором напишет свой 2ой том – 2ой адский, огненный – как писал об этом Даниил Андреев).

Блок все больше проникается ощущением, что причиной трагизма российской жизни стал давний отрыв культуры от народно-национальных корней, особенно обострившийся в сознании и душе поэта после революции 1905 года. В связи с этим гибель «страшного мира» представлялась поэту неизбежной. Он жил в ожидании великих катаклизмов, чреватых гибелью. Трагизм эпохи и трагизм личной жизни слились в сознании Блока. Он усугублялся тем, что впереди не открывалось никакого положительного содержания жизни. Вследствие всего этого в лирике недоверие к современной жизни выливалось порой в отрицание ее ценности, в насмешку над ней, в господство в отдельных стихотворениях не знающей пределов иронии и все разъедающего ядовитого скепсиса, в кокетство гибелью («Нет исхода из вьюг, и погибнуть мне весело»).

«Снежная маска», все тридцать составляющих её стихотворений, была написана буквально залпом – за десять дней. Блок разделил цикл на два раздела: «Снега» и «Маски».

Этот цикл был навеян образом актрисы театра Комиссаржевской Натальи Николаевны Волоховой, с которой Блок познакомился зимой 1906 года. Реальными декорациями, в которых проживался цикл, были зима 1907 года и маскарадные ночи в кругу театральной и литературной богемы Петербурга.

Многозначно и название цикла. Прежде всего, оно указывает на соединение двух стихий – снега и масок, что тоже олицетворяет смерть. Снег, холод, метель, пустота, мрак, бездна – все это скрывается под маской и символизирует гибель. Маска – кажимость, покрывало Майи, поверхностность, за которой ничего нет, только глубина.

Ветер и море – поэтические образы Блока, встречающиеся практически в каждом стихотворении «Снежной маски», – это тоже символы смерти, ее спутники. Море обманчиво: как маска, оно скрывает таящуюся в нем глубину и “дали невозвратные” – гибель. Ветер срывает эту маску и топит корабли. Беспокойной стихии противостоит христианский Бог, “опустивший меч на струи”, чтобы покарать море и тех, кто, “непокорный и свободный”, решил отправиться в плаванье на свой страх и риск, отважившись определять свою судьбу сам.

Анализ «Второе крещенье»

Открыли дверь мою метели,

Застыла горница моя,

И в новой снеговой купели

Крещен вторым крещеньем я.

И, в новый мир вступая, знаю,

Что люди есть, и есть дела,

Что путь открыт наверно к раю

Всем, кто идет путями зла.

Я так устал от ласк подруги

На застывающей земле.

И драгоценный камень вьюги

Сверкает льдиной на челе.

И гордость нового крещенья

Мне сердце обратила в лед.

Ты мне сулишь еще мгновенья?

Пророчишь, что весна придет?

Но посмотри, как сердце радо!

Заграждена снегами твердь.

Весны не будет, и не надо:

Крещеньем третьим будет - Смерть.

 

«Второе крещение» — программное произведение цикла «Снежная маска». Его главной темой становится вторжение стихий в духовный мир человека, размывающих порог между добром и злом. Об этом поэт сообщает в первых двух строках:

Открыли дверь мою метели,
Застыла горница моя…

В предшествующих «Второму крещению» стихотворениях цикла лирический герой встречался с героиней, представляющей собой мир стихии, во вьюжном пространстве. Как замечено выше, в рассматриваемом произведении ситуация кардинально меняется. Исчезает последняя граница, отделявшая их друг от друга. В связи с этим возникает мотив смерти. Женщина желает соблазнить и обмануть лирического героя. Стремление быть с ней вместе, любить ее несет в себе угрозу гибели: «Крещеньем третьим будет — Смерть ». Впрочем, герой такого исхода не боится. Больше того — он его жаждет. Ему радостно, что не придет весна, символизирующая жизнь.

Но посмотри, как сердце радо!

Заграждена снегами твердь.

Весны не будет, и не надо:

Крещеньем третьим будет - Смерть.

 

Твердь не просто земля, это опора. Она не просто покрыта снегами, а заграждена – пути назад нет. И весна не только время года, но и символ пробуждения жизни, возрождения. И заключительный аккорд – смерть, провоцирующий семы гибели во всем тексте. Итак, страстная любовь предстала в «Снежной маске» мучительной, холодной, гибельной, разрушительной в своем безоглядном, бескорыстном и беспредельном существе. Прежние идеалы Блока ускользнули от него и растаяли, а новые еще не родились. Этот душевный вакуум заполнился крутящимися вихрями хаоса, воплотившимися в безумную и гибельную любовную игру. Она символически выразила, с одной стороны, падение героя с надзвездных высот, а с другой — недовольство пошлостью ординарной, повседневной жизни и стремление к жизни насыщенной, богатой большими чувствами и свершениями.

Второе крещение — понятие религиозное. В христианстве им обозначается отступничество от истинной православной веры. По мнению ряда современных исследователей, идею второго крещения Блок мог позаимствовать у секты хлыстов, деятельностью которой поэт интересовался. Александр Александрович прекрасно осознавал свою измену христианству. Поэтому второе крещение становится одновременно символом ужаса душевного падения и мистического восторга душевного взлета. Напрашиваются сравнения с метельной стихией, когда погружение в бездну становится полетом в небеса.

Писатель Даниил Андреев назвал цикл «Снежная маска» шедевром из шедевров. При этом он отметил, что в серии стихотворений с огромной художественной силой говорится о желании быть проклятым, духовно погибшим. Фактически речь идет о своеобразном духовном самоубийстве.

В цикле можно выделить две группы символов. К первой группе символов, связанной с идеалами прошлого, относятся символы, характерные для творчества периода ПД (корабль, солнце, весна, жизнь, меч, царь, герой), ко второй, связанной со стихийным ощущением настоящего, – новые символы хаоса (метель, комета, зима, снег, лёд, вода). Постепенное исчезновение или переосмысление символов идеального прошлого и усиление роли символов хаоса передаёт постепенное подчинение лирического героя героине, воплощающей мир стихии.

В начальных стихотворениях цикла можно наблюдать двойное символическое определение героини. Символы (закат, корабли в стихотворении «Последний путь») связывают её с идеалом периода ПД и, в то же время, героиня получает и новые символические определения (вино, змея, снег в стихотворении «Снежное вино»). Символ крещения в стихотворении Второе крешенье приобретает роль символа нового завета, связавшего героя с героиней.

снег — белый, стало быть, он входит в круг Прекрасной Дамы и связан с ее светлым небесным обликом, но снег — холодный и в этом качестве он отнесен к грешной земле. Образы зимы — трагический символ безответной горестной любви.

«Твердь» (небесный свод, небо) — иной, звездный или надзвездный мир, неземной. «Заграждена снегами твердь» — поэт остается в материальном, земном мире природы. «Второе крещенье» — новая любовь, новое приобщенье к природе, к ее стихиям. «Весны не будет, и не надо...» — поэт не верит в счастливую любовь, сулящую ему потусторонние откровения. Можно и по-другому истолковать: сердце очерствело, любовь невозможна для человека, который «устал», который охладел не только к этой подруге, сейчас, но вообще к любви. Здесь — осознание своего движения в сторону смерти, но движение сулит не только утраты, но и духовные приобретения.

СНЕЖНОЕ ВИНО И вновь, сверкнув из чаши винной, Ты поселила в сердце страх Своей улыбкою невинной В тяжелозмейных волосах. Я опрокинут в темных струях И вновь вдыхаю, не любя, Забытый сон о поцелуях, О снежных вьюгах вкруг тебя. И ты смеешься дивным смехом, Змеишься в чаше золотой, И над твоим собольим мехом Гуляет ветер голубой. И как, глядясь в живые струи, Не увидать себя в венце? Твои не вспомнить поцелуи На запрокинутом лице? 29 декабря 1906   Четырехстопный ямб ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ В снежной пене - предзакатная - Ты встаешь за мной вдали, Там, где в дали невозвратные Повернули корабли. Не видать ни мачт, ни паруса, Что манил от снежных мест, И на дальнем храме безрадостно Догорел последний крест. И на этот путь осне'женный Если встанешь - не сойдешь. И душою безнадежной Безотзывное поймешь. Ты услышишь с белой пристани Отдаленные рога. Ты поймешь растущий издали Зов закованной в снега. 3 января 1907 НА СТРАЖЕ Я - непокорный и свободный. Я правлю вольною судьбой. А Он - простерт над бездной водной С подъятой к небесам трубой. Он видит все мои измены, Он исчисляет все дела. И за грядой туманной пены Его труба всегда светла. И, опустивший меч на струи, Он не смежит упорный взор. Он стережет все поцелуи, Паденья, клятвы и позор. И Он потребует ответа, Подъемля засветлевший меч. И канет темная комета В пучины новых темных встреч. 3 января 1907 Четырехстопный ямб   ВТОРОЕ КРЕЩЕНЬЕ Открыли дверь мою метели, Застыла горница моя, И в новой снеговой купели Крещен вторым крещеньем я.   И, в новый мир вступая, знаю, Что люди есть, и есть дела, Что путь открыт наверно к раю Всем, кто идет путями зла.   Я так устал от ласк подруги На застывающей земле. И драгоценный камень вьюги Сверкает льдиной на челе.   И гордость нового крещенья Мне сердце обратила в лед. Ты мне сулишь еще мгновенья? Пророчишь, что весна придет?   Но посмотри, как сердце радо! Заграждена снегами твердь. Весны не будет, и не надо: Крещеньем третьим будет - Смерть.   3 января 1907 2 том – драматически повествовательный Четырехстопный ямб

Строфа – 5 катренов

Размер – 4хстопный ямб со стопой пиррихий и с усеченной стопой

 

ОткрЫ/ли двЕрь/ моЮ/ метЕ/ли,

ЗастЫ/ла гОр/ница/ моЯ/,

Рифма – перекрестная, смешенная жен и муж, точная, простая

Открыли дверь мою метЕли,

Застыла горница моЯ,

И в новой снеговой купЕли

Крещен вторым крещеньем Я.

 

Список литературы:

1. Гинзбург, Л.Я О лирике / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель. 1974. 407 с.

2. Зара Минц, Блок и русский символизм. З. Г. Минц; [сост. Л. Л. Пильд]. - Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 1999-2004.

3. История русской литературы Серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов) в 3 ч. Часть 2. Символизм: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. В. Михайлова [и др.]; ответственный редактор М. В. Михайлова, Н. М. Солнцева. - Москва: Издательство Юрайт, 2019

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: