Антимонопольное регулирование в Евразийском экономическом союзе




Одной из фундаментальных целей Евразийского экономического союза Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России, ставшего логическим продолжением Таможенного союза и Единого экономического пространства (Россия, Беларусь, Казахстан, 2008–2015 гг.), является формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.

Ни для кого не секрет, что данная цель соответствует классической модели развития интеграционных объединений и уже реализуется в полном масштабе, к примеру, в Европейском союзе (ЕС).

При этом опыт ЕС показывает, что для достижения поставленной цели необходимо не только устранение торговых и административных барьеров, ограничений для взаимного доступа товаров, услуг, капитала и рабочей силы, но и предотвращение тех барьеров, которые могут быть созданы хозяйствующими субъектами. К таким препятствиям для свободного рынка относятся, в частности, антиконкурентные соглашения или акты недобросовестной конкуренции.

В связи с этим нельзя недооценивать роль конкурентной политики, которая является ключевым и неотъемлемым элементом беспрепятственного функционирования единого рынка.

Развитие интеграционных процессов внутри ЕАЭС

Конкурентная политика Евразийского экономического союза сочетает в себе национальное и трансграничное антимонопольное регулирование, которое осуществляется антимонопольными органами государств-членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией.

Формирование единой конкурентной политики на территории ЕАЭС уже прошло значительный этап, нацеленный на гармонизацию национального антимонопольного законодательства входящих в ЕАЭС государств и обеспечение эффективности функционирования и взаимодействия их антимонопольных органов, включая информационный обмен и проведение совместных расследований о нарушении правил конкуренции. Эта задача была поставлена первым международным договором Единого экономического пространства в антимонопольной сфере – Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции, принятым в 2010 году (Соглашение).

Следует отметить, что к моменту начала реализации Соглашения антимонопольные органы государств-членов ЕАЭС уже имели опыт практического взаимодействия друг с другом, в том числе в рамках Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства в государствах-участниках СНГ, созданного решением Межгосударственного совета по антимонопольной политике. Накопленный опыт, безусловно, способствовал выстраиванию плодотворного диалога для осуществления согласованной политики в области конкуренции.

В качестве базового инструментария для гармонизации стало принятие в 2013 г. Модельного закона «О конкуренции», который стал необходимым средством для сближения правового регулирования экономических отношений в области конкурентной политики на территории Единого экономического пространства, диалога государств-членов и выработки взаимоприемлемых подходов к содержанию антимонопольного законодательства.

В Модельном законе удалось объединить лучшие практики антимонопольного регулирования в России, Казахстане и Беларуси, учесть мировой опыт, в том числе рекомендации ОЭСР. Текст закона был также дополнен нормами, которые отражают практику, тенденции и перспективы будущего развития антимонопольного законодательства государств-членов ЕАЭС (подходы к квалификации запретов на злоупотребление доминирующим положением и антиконкурентные соглашения, в том числе картельные сговоры, а также правила по контролю за сделками по экономической концентрации, процедурам проведения расследований и т.д.).

Стоит, в частности, отметить факт принятия в Республике Беларусь нового Закона от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», которым были сделаны качественные нововведения, в том числе уточнены понятийный аппарат, основные антимонопольные запреты и полномочия регулятора.

В Российской Федерации был принят Четвертый антимонопольный пакет[1], который концептуально направлен на либерализацию антимонопольного регулирования, в том числе на расширение положительно зарекомендовавших себя норм предупредительного контроля, подробную регламентацию института пресечения недобросовестной конкуренции (введение специальной главы в законе), уточнение норм о запрете злоупотребления доминирующим положением, на существенное совершенствование процедурных норм в части рассмотрения антимонопольных дел, а также на процедуры административного пересмотра решений территориальных органов.

Положительно следует оценить и опыт Республики Казахстан: в стране не только был обновлен Закон «О конкуренции» от 2008 г., но и позднее был принят Предпринимательский кодекс Республики, четыре главы которого посвящены антимонопольному регулированию, проведению расследований и пресечению правонарушений.

Активная работа по гармонизации антимонопольного законодательства также идет в Республике Армения и Кыргызской Республике.

В настоящий момент базовым международным договором в части конкурентной политики ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе. Раздел XVIII этого Договора закрепляет основные антимонопольные запреты (общие правила конкуренции), основные принципы (базовые элементы национального регулирования), базовые понятия (конкуренция, доминирующее положение, соглашения и т.д.), правовые основы антимонопольных полномочий Евразийской экономической комиссии, включая нормы о штрафах за нарушение общих правил конкуренции, правила взаимодействия наднационального и национальных антимонопольных органов.

В соответствии с Договором подлежат запрету и пресекаются злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция. Как отмечалось выше, данные запреты являются общими правилами конкуренции.

Полномочия Евразийской экономической комиссии в области конкуренции

Евразийская экономическая комиссия является наднациональным антимонопольным органом, уполномоченным проводить антимонопольные расследования только в отношении компаний – резидентов государств-членов Союза и только в случае, если совершенные ими правонарушения оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территориях двух и более государств-членов ЕАЭС, за исключением финансовых рынков.

Для целей распределения компетенций между национальными антимонопольными органами и Евразийской экономической комиссией решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств от 19 декабря 2012 г. № 29 были утверждены Критерии отнесения рынка к трансграничному.

Согласно пункту 2 Критериев, трансграничным рынком может быть признан только тот товарный рынок, географические границы которого включают территорию двух и более государств-членов ЕАЭС.

Вместе с тем предусматривается, что наличия указанных географических границ недостаточно для возникновения компетенции ЕЭК и требуется выполнение ряда дополнительных условий, чтобы у ЕЭК возникли полномочия рассмотреть и пресечь возможное нарушение одного из общих правил конкуренции. К ведению ЕЭК могут относиться, например, случаи участия в картеле резидентов как минимум двух государств-членов Союза, наличие определенной доли компании на каждой из территорий государств, входящих в трансграничный рынок, и т.д.

Выявление нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках осуществляется в порядке проведения расследований совместно с национальными антимонопольными органами государств-членов и дальнейшего рассмотрения антимонопольных дел с участием возможных заявителей и обвиняемых компаний на основании принципов гласности и состязательности.

ЕЭК в рамках проведения расследований вправе направлять в национальные антимонопольные органы государств-членов ЕАЭС мотивированные представления об осуществлении отдельных процессуальных действий, включая проведение выездных проверок компаний с присутствием сотрудников ЕЭК и антимонопольного органа, на территории деятельности которого было совершено правонарушение или наступили негативные последствия для конкуренции.

Обмен конфиденциальной информацией осуществляется Комиссией с соблюдением требований международного договора, а именно: Соглашения о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении ЕЭК полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции, подписанного в г. Москве 12 ноября 2014 года.

Процедуры проведения Комиссией анализа трансграничных рынков, расследований и рассмотрения дел закреплены в специальных регламентах.

По итогам рассмотрения дела Комиссия самостоятельно принимает решение о наличии или об отсутствии нарушения общих правил конкуренции, а также привлекает виновных компаний к ответственности в виде штрафа, который может составить до 15% от годового оборота компании на трансграничном рынке, где было совершено правонарушение. Решение ЕЭК может быть обжаловано в Суде Союза.

На текущий момент ЕЭК активно осуществляет экономический анализ рынков на предмет трансграничности. Специалисты ЕЭК совместно с национальными регуляторами уже рассмотрели ряд вопросов, затрагивающих интересы компаний и потребителей на территориях нескольких государств-членов Союза. Так, были проанализированы рынки услуг международного роуминга в пределах территории ЕАЭС, ценообразование на апатитовый концентрат и фосфатное сырье, рассмотрены вопросы доступа на рынки лифтового оборудования.

Отдельно можно выделить проведенный анализ практики компании Caterpillar по наделению дилеров эксклюзивными правами дистрибуции на территориях отдельных государств-членов ЕАЭС. По результатам проверки и взаимодействия с Евразийской экономической комиссией компания внесла изменения в основные дистрибуторские соглашения для обеспечения надлежащего уровня внутрибрендовой конкуренции.

Международный вектор конкурентной политики ЕАЭС

Интеграционные процессы внутри ЕАЭС в части вопросов конкуренции непосредственно связаны с выстраиванием сотрудничества с третьими странами в данной сфере.

В международной практике подобное сотрудничество в договорно-правовом плане осуществляется посредством заключения межведомственных меморандумов о взаимопонимании, включения положений о конкуренции в торговые соглашения, а также разработки межправительственных соглашений о сотрудничестве.

На сегодняшний день Евразийской экономической комиссией заключено три меморандума о взаимопонимании: с Федеральным конкурентным ведомством Австрийской Республики (2012 г.), Межгосударственным советом по антимонопольной политике (2013 г.), а также Национальной комиссией по развитию и реформам КНР (2016 г.). Основной целью этих меморандумов является установление диалога между компетентными органами и создание механизма для их дальнейшего взаимодействия (назначение лиц, ответственных за координацию взаимодействия Сторон меморандумов). В целом данная форма сотрудничества предполагает достаточно стандартный набор обязательств, к примеру, обмен информацией о законодательстве, обмен опытом по проведению расследований, участие в совместных семинарах или конференциях, проведение исследований товарных рынков и т.д. Кроме того, эти меморандумы не имеют юридической силы, а значит, не влекут за собой правовых и финансовых обязательств.

Заключение Комиссией таких меморандумов придает ей определенный статус (признание профильным органом иностранного государства Евразийской экономической комиссии как наднационального органа, наделенного компетенцией по данному вопросу) и предоставляет возможности для выстраивания сотрудничества с соответствующими органами.

Вопросы конкуренции также включаются Евразийским экономическим союзом в торговые соглашения с третьими странами. Так, пока единственное соглашение ЕАЭС о свободной торговле с Вьетнамом содержит главу по конкуренции, в рамках которой такие антиконкурентные действия, как злоупотребление доминирующим положением, недобросовестная конкуренция и антиконкурентные соглашения, а также согласованные действия признаются несовместимыми с нормальным функционированием Соглашения. Кроме того, в рассматриваемой главе, помимо достаточно общих положений о сотрудничестве, предусматривается возможность направления запроса другой Стороне об инициировании расследования и обязательство этой Стороны должным образом на него отреагировать.

Повестка торговых переговоров ЕАЭС постоянно растет. Уже начаты переговоры с Израилем по заключению соглашения о свободной торговле. В скором времени могут быть запущены переговоры по таким соглашениям с Индией, Египтом и Кореей. Кроме того, уже стартовали переговоры по непреференциальному соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР. Вопросы конкурентной политики, скорее всего, будут фигурировать в этих договоренностях.

Стоит отметить, что включение вопросов конкуренции в соглашения о свободной торговле прежде всего объясняется стремлением стран обеспечить максимальный эффект от снижения тарифов или либерализации в сфере услуг и инвестиций. Договаривающиеся стороны хотят предотвратить ситуацию, при которой выгоды, полученные в результате заключения данных соглашений, могут быть нивелированы нарушениями конкурентного законодательства, отсутствием у партнера конкурентной политики в целом или ее неэффективным применением.

Наиболее продвинутой формой международных договоренностей в области конкурентной политики являются межправительственные соглашения. Отличительной особенностью таких соглашений является наличие более глубоких обязательств по развитию сотрудничества между компетентными органами сторон, к примеру, координация действий компетентных органов в ходе проводимых ими расследований, направление друг другу уведомлений о тех расследованиях, которые могут затронуть интересы одной из сторон, обмен информацией вплоть до конфиденциальной и т.д. Заключение подобных соглашений в основном продиктовано необходимостью установления тесных отношений между антимонопольными органами для более эффективной борьбы со случаями трансграничных антиконкурентных практик.

Учитывая, что Комиссия активно заключает меморандумы о взаимопонимании с антимонопольными органами других стран, а также включает вопросы конкуренции в соглашения о свободной торговле, следующим шагом может стать закрепление в торговых соглашениях положений, стимулирующих или даже обязывающих начать переговоры о разработке договоренностей, предусматривающих наиболее продвинутые формы сотрудничества в этой сфере. О перспективах такого подхода свидетельствует международный опыт, когда, к примеру, соглашение об экономическом партнерстве между Японией и Австралией (2014 г.) стало отправной точкой для заключения отдельного узконаправленного соглашения между компетентными органами этих стран (2015 г.).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе прохождения производственной практики были выполнены следующие виды работ:

- было произведено ознакомление с должностными инструкциями Российско-белорусского торгового представительства «ОстВест»;

- были изучены основные направления деятельности организации;

- была изучена нормативно-правовая база в сфере работы отдела логистики в частности, необходимая при проведении таможенного оформления товаров;

- было проведено ознакомление с документальным контролем, проводимым директором организации;

- были выполнены все поручения начальника отдела логистики РБП «ОстВест»;

- были получены практические навыки по работе с таможенной документацией (внешнеторговые контракты, обязательства, запросы);

- было выполнено индивидуальное задание на заданную тему.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на производственной практике были закреплены теоретические знания в процессе практической работы, сложилось формирование практических знаний, умение и навыков работы в отделе логистики, а также был собран материал для написания отчета по практике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: