Таврическая академия ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» (г. Симферополь)




ПСИХОЛОГИЯ РЕБЁНКА ИЗ АЛКОГОЛЬНОЙ СЕМЬИ

Чакал Алие Алиевна

Таврическая академия ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

e-mail: alie.chakal@gmail.com

Аннотация. В данной работе рассмотрена проблема детско-родительских отношений в алкогольной семье. Влияние алкогольной зависимости родителей на формирование личности ребёнка.

Ключевые слова: семья, дети, родители, семейные отношения, созависимость, алкогольная семья, алгозависимость и т.д.

Постановка проблемы. Среди многих факторов, дестабилизирующих семейные отношения, крайне разрушительным является злоупотребление алкоголем. Многие специалисты считают созависимость хронической болезнью, оставляющей отпечаток на физическое, эмоциональное, психическое и духовное состояние человека, что не позволяет ему быть счастливым в обществе.

Таким образом, созависимость появляется в ответ на нескончаемую стрессовую ситуацию в семье и влечёт за собой страдания всех членов семейной группы. Особенно легкоранимыми в данной ситуации являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, несформировавшаяся психика – всё это приводит к тому, что когда в доме доминирует дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а также безразличное поведение родителей серьёзно травмируют детскую душу и последствия этого морально-психологического травмирования в большинстве случаев накладывают глубокий отпечаток на дальнейшую жизнь.

Актуальность исследования: Психологические особенности детей из алкогольных семей достаточно освещены в психолого-педагогической литературе. Однако наименее исследованным является вопрос о последствиях влияния алкогольных семей на детей из этих семей во взрослой жизни, не снимается актуальность данной проблемы и в юношеском возрасте. Особенно усиливается влияние алкоголизма близких людей в период бурного развития самосознания. Характер дисфункциональных отношений в алкогольной семье формирует специфический симптомокомплекс личностных дефицитов, которые сохраняются у взрослых детей из семей алкоголиков.
Цель исследования – выявить специфические аспекты развития самосознания
личности на этапе ранней взрослости, обусловленные алкоголизмом в семье.

Цель статьи: выявить психологические аспекты развития личности в алкогольной семье.

Изложение основного материала. Существует много факторов, которые дестабилизируют отношения внутри семьи, и самым деструктивным является - злоупотребление алкоголем. Большинство учёных придерживаются мнения, что созависимость является хронической болезнью, которая оставляет след на психическом, физическом, эмоциональном и духовном состоянии человека, который уже не в состоянии быть счастливым среди общества.

Таким образом, созависимость появляется в следствии нескончаемой стрессовой ситуации в семье, когда все находятся в перенапряжении и влечёт за собой страдания всех членов семейной группы. В особенности легкоранимыми в данной ситуации являются дети. Недостаточный жизненный опыт, несформировавшаяся психика – всё это ведёт к тому, что когда в доме доминирует дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а также безразличное поведение родителей серьёзно травмируют ребёнка и последствия этого морально-психологического травмирования в большинстве случаев накладывают глубокий отпечаток на дальнейшую жизнь.

Жизнь в семье алкоголиков очень непредсказуема. Обещания, которые давали родители, обычно не выполняются. То, что когда то было сказано, позже отрицается. Дети с раннего возраста приучаются никому не доверять, и прежде всего самому себе. Взрослые чаще всего не в состоянии прийти к одному мнению или компромиссу относительно какого-нибудь решения. Конфликты, которые являются следствием этих расхождений во мнениях, делают ситуацию ещё хуже.

По словам известного детского психиатра М. И. Буянова можно выделить, что не существует такой семьи, в которой бы алкозависимость обоих супругов или даже одного не приводило к беде. Для наглядного примера он приводит исследовательские данные, которые получил американский врач во время изучения психических особенностей 500 взрослых людей, у которых родители были алкозависимыми. Практически все эти 500 человек в последующем сами становились хроническими алкоголиками. Риск заболеть у них был намного выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляли спиртным. Помимо этого, практически у всех был нарушен жизненный уклад. У обследованных общим являлось то, что им было трудно принять какие-либо решение, они были склонны ко лжи, отличались заниженной самооценкой, слаборазвитым чувством юмора, имели проблемы в интимных отношениях. Самым важным является то, что все испытуемые стремились плыть по течению, вести себя как все, подстраиваться под окружающих. Эти люди не руководили событиями, а принимали вид их рабов. Все эти события сдерживали в них самость, творческое начало, заставляли сомневаться, и взрослые нуждались в подтверждении правильности их поступков и одобрении со стороны окружающих. Из этого можно сделать вывод, что дети родителей, которые пьют, входят в генетическую группу риска, чаще именно у этих детей развивается алкоголизм и наркомания. Помимо этого, у детей родителей-алкоголиков развит комплекс психологических проблем, которые чаще всего связаны именно с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что так же приводит к возможности попадания таких детей в группу социального риска. Для того, чтобы выжить и нормально сформироваться, ребенку жизненно необходимо усваивать привычную для такой семьи форму поведения, которая чаще всего отлична от социально приемлемого варианта. В семьях, где присутствует химическая (алкогольная) зависимость, как считают специалисты, вырабатываются три главных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становятся их жизненной идеологией: «не говори», «не доверяй», «не чувствуй».

Зачастую дети боятся просить помощь на стороне из-за клейма, которое накладывает общество из-за алкогольного и наркотического положения в семье, а также из-за мысли, что они таким образом предают свою семью. Даже дома они не могут говорить об истинном положении вещей. Помимо этого, такие дети учатся не доверять из-за несдерживаемых обещаний родителей, непостоянства, сексуального, вербального и даже физического насилия, объектом которого они часто становятся. Дети до такой степени привыкли к тому, что их обманывают и предают, что научились подозрительности.

Третье правило - «не чувствуй» - естественным образом исходит из предыдущих двух. То, что случается с детьми, обычно болезненно, грязно, безнадежно и вызывает стыд. Притупление этих ощущений – первое чему учатся дети в такой семье. Обстоятельства вынуждают их научаться скрывать, игнорировать или отрицать свои чувства. В школьный ранний период дети уже в совершенстве владеют умением отстраняться от своих чувств и мыслей по поводу происходящего в семье, уверяя себя и всех вокруг в том, что у них все хорошо. Но, судя по всему, в наибольшей степени уязвимыми в этом плане они становятся в подростковом возрасте. По мнению специалистов, подростки постоянно находятся в состоянии глубокого переживания за родителей алкоголиков и, зачастую, сами пытаются искать пути решения семейных проблем в алкоголе. Вследствие чего они запускают быстрый процесс разрушения, который влечет за собой деградацию личности, которая по своему проявлению сходна с нарушениями психического здоровья (в частности, с некоторыми формами шизофрении). Такой подросток начинает грубо и со злобой относится к родным, испытывает по отношению к ним негативные чувства, он перестает развиваться эмоционально, равнодушен ко всему и всем, ощущает опустошенность, апатию и вялость, появляется прокрастинация, и все это приводит к агрессии и криминальному поведению.

Безусловно, вышеописанные характерологические изменения личности ребенка и подростка проявляются не сразу, а развиваются поэтапно под воздействием жизненного устройства семьи алкоголиков и характерного поведения пьющих взрослых. Опыт в работе психологов-практиков с данными семьями и воспитывающимися в них детьми показал, что отклонения в психическом развитии и формировании личности ребенка в большей степени детерминированы совместной семейной атмосферой. Ребенок вынужден каждый день вникать в семейные проблемы, решать их и, наравне со взрослыми, нести груз ответственности за события, происходящие дома. Все это, естественно, отражается на особенностях мировосприятия ребенка, на развитии его чувств и поведения.

Зарубежные авторы, занимающиеся исследованием проблем детей из семей алкоголиков, выделили группу семейных условий (структурные компоненты психологического портрета ребенка из алкогольной семьи), которые преимущественно влияют на характер становления личности. Можно сделать предположение, что похожая ситуация типична и для российских семей, в которых есть алкозависимые. Поэтому необходимо уделить внимание описанию таких семей.

«Этот ужасный секрет семьи». В пьянствующей семье родители стараются скрыть от детей все плохое, что связано с пьянством, хотя сделать это довольно трудно. Поэтому семь вынуждено притворяется, утаивание семейных проблем становится их образом жизни. По этой причине дети оказываются жертвами двойного стандарта: с одной стороны, они видят и осознают, что на самом деле происходит в семье, а с другой – им боязно честно и открыто говорить о реальном положении вещей и о своих проблемах не только с окружающими людьми, но и с близкими, следовательно, дети становятся замкнутыми. Не смотря на то, что со временем секрет семьи раскрывается, дети уже привыкают жить в мире мнимого благополучия и перестают видеть правду, ведь их никто не учил быть открытыми по отношению своим проблемам и чувствам.

«Жизнь в укрытии». В ходе взросления дети начинают понимать, что окружающие осуждают пьянство а особенно пьющих родителей. Отсюда они стараются скрыть позор своей семьи от сверстников и соседей, не могут обсуждать волнующие их вопросы с друзьями и учителями из-за страха того, что те скажут им обратиться к родителям за объяснением и таким образом ужасная семейная тайна станет многим известна. Привычка к утаиванию обусловливает необходимость игнорировать реальность. В таких условиях секретность, отговорки, ложь становятся важными компонентами жизни, открытие коммуникации перестают существовать в семье и за ее пределами. Вечные ссоры и недоверие, они порождают зависть и ревность. Чем больше скрытности, тем больше запутанности, вины, конфликтов и скандалов, разделения членов семьи, психологической изоляции и одиночества. Ребенок которому приходиться жить в таком окружении, не в состоянии найти этому объяснения и вместо защищенности чувствует себя небезопасно в родительском доме.

«Что же реально». Ребенок вынужден с раннего детства находить алогичность в том, что он видит в своей семье, и в том, что ему говорят другие люди. Такое несоответствие формирует чувство недоверия к окружающему миру, и к самому себе. Мечты о порядке и комфорте в семье, а вместе с этим – надежности и безопасности так и остаются мечтами, они не могут воплотиться в реальности. Ребенок ощущает себя бессильным, не имеющим возможности найти выход из трудной ситуации, и именно поэтому в нем зреют страх, тревога, в последствии чего ребенок впадает в состояние фрустрации.

«Послания с двойным смыслом». Ребенок, который вынужден жить в семье пьющих родителей крайне часто слышит то, что содержит в себе алогичный смысл. Подобные обращения к детям именуют смешанными посланиями или информацией с двойным смыслом. К примеру, мать говорит ребенку: «Я тебя люблю, иди погуляй, ты мешаешь мне работать». Такое предложение можно разбить на две части, и, если бы мать сказала ребенку только первую его часть «Я тебя люблю», было бы сразу понятно, что за чувство она испытывает в данный момент. Но послание целиком заставляет ребенка сделать удручающий вывод, что маме совсем не до него, ее заботят иные вещи. И как при этом она может его любить? Его одолевает смятение, ребенок не понимает, в какую из частей послания он должен верить.

Противоречивой является также ситуация, в которой родители заставляют ребенка говорить только правду, в то время, когда сами любыми способами стараются скрыть от окружающих реальное положение дел в семье. Наиболее парадоксальным для ребенка является то, как развиваются его взаимоотношения с отцом алкоголиком. Когда отец находится в трезвом состоянии, он внимателен, ласков и заботлив, но как только выпьет, превращается в агрессивного, злого и жестокого. Ребенку, в силу своего возраста, трудно понять, каким его отец является на самом деле – добрый он или злой, и именно поэтому для него представляется невозможным поверить, что его папа плохой, маленький человек старается отрицать правду, связанную с его недостойным поведением. Неоднозначное отношение к отцу в зависимости от того, в каком состоянии он находится, склоняет ребенка к переживанию по поводу того, что окружающие его люди, да и сам отец могут это заметить. Подобная противоречивость чувств, которые ребенок испытывает по отношению к пьющему отцу, утомляет его, может привести даже к нервному истощению.

«Борьба, конфликты, ссоры». Дети часто видят, как пьяные родители пытаются выяснить между собой отношения, используя при этом нецензурные выражения и вербальное и физическое насилие. Такое поведение родителей всегда травмирует психику ребенка. Зачастую именно себя ребенок винит в конфликтах между родителями и пытается найти способы решения семейной проблемы внутри себя. Так же, такие ситуации приводят к тому, что дети перенимают поведение родителей и переносят его на взаимоотношения с людьми вообще (особенно это касается мальчиков). Порой при ссорах родителей дети обращаются за помощью и поддержкой к сверстникам, что приводит к формированию привязанности между ними и неприязни к пьющим и скандалящим родителям.

«Страхи, тревожные предчувствия». Как уже говорилось выше, поведение людей, зависимых от алкоголя, выделяется непредвиденностью. Нередко под воздействием алкоголя активизируются низменные чувства человека. Родители могут применять агрессивные угрозы для демонстрации своей силы. Все это формирует тревожную и тягостную атмосферу среди членов семьи.

В связи с этим дети вынуждены жить с чувством страха и ожидать неприятности, связанные с поступками пьяных родителей. Они переполнены страхом, что по возвращении домой их встретит агрессивный отец, и поэтому чаще всего проводят время вне дома. М.И. Буянов отмечал, что такие побеги детей из дома является защитным поведением на постоянно переживаемый страх и осознанную реакцию протеста в ответ на грубые действия пьяного отца. Задерживаясь вне дома, дети хотят уберечь себя от того ужаса, который там происходит.

«Какой бы напряжённой ситуация не была в семье между родителями и детьми, родители никогда не должны выгонять ребенка из дому, не должны отказывать ему в этом его самом последнем и самом надежном пристанище», - считает М. И. Буянов.

К сожалению, взрослые не всегда понимают это, особенно те, чье сознание затуманено алкоголем. Поэтому часто пьющий отец приводит домой собутыльников и вместе с ними бранится и хулиганит. А когда супруга делает им замечания или как-то проявляет нежелание их присутствия, муж выгоняет её с ребенком из дома, не смотря на непогоду. И его не в силах остановить ни плач, ни мольба, ни уговоры ребенка. И это происходит неоднократно, ребенок живет в вечном страхе, что отец вернётся домой пьяным и ситуация снова повторится. И поэтому он начинает убегать сам, если отец приходит в состоянии опьянения. Поэтому страх появляется не покидает ребёнка, страх за будущее, который с годами не затихнет, а все больше будет углубляться, вынуждая ребенка жить под тяжестью плохих предчувствий и в постоянном ожидании конфликтов в семье.

«Разочарования». В алкогольной семье родители перестают осуществлять свои обещания. Поначалу дети реагируют на такое очень мучительно, их подавляет такое безразличие и безответственность родителей. Но привыкшие скрывать свои чувства даже от самых близких людей, они не делятся своими переживаниями, а просто перестают ждать обещанного. Такое отношение родителей оставляет след при формировании личности ребёнка. Дети думают, что родители совершили предательство, следовательно они перестают доверять всем. Из-за подобных детских разочарований по такому поводу приводят к тому, что даже взрослыми выходцы из алкогольных семей продолжают относится к другим во всём с недоверием, предчувствовать разочарования, оставаясь социально незрелыми и инфантильными.

«Слишком быстрое взросление». При рассмотрении таких негативных условий формирования личности ребенка в алкогольной семье, можно условно выделить некий положительный момент, как быстрое взросление (по сравнению с детьми из благополучных семей). В следствии сложившейся в семье ситуации, связанной с алкогольной зависимостью одного или обоих родителей, старшим детям приходится брать на себя их функции по решению материально-бытовых проблем и оказанию поддержки младшим братьям и сестрам. Также они вынуждены заботиться и о пьющих родителях и прикрывают дезорганизацию семейной жизни. Нехарактерная данному возрасту ребёнка забота о семье, взятая родительская роль на себя не даёт возможности испытать детской радости. И только став взрослыми они понимают это. Им тяжело адаптироваться в большой социальной среде, в своей собственной семье, потому что они привыкли жить в ситуации постоянного жертвоприношения и ощущают себя ''псевдовзрослыми''. И всё это потому что у них не было возможности быть детьми: они не умеют играться, не понимают легкомыслия, не могут наслаждаться жизнью. В детстве им не довелось дождаться одобрения за свои какие-либо действия и поступки, и поэтому во взрослой жизни если они не получают одобрения от других, то у них бывают немотивированные вспышки гнева и злости. И уже дети, которые выросли, начинают мстить за свое тяжёлое детство, портя жизнь другим, - преемственность ненависти и жестокости продолжается. Жестокость родителей порождает жестокость их детей. И уже во взрослой жизни такие люди живут с ощущением, будто их обокрали, и проецируют свое неудовлетворение на людей, находящихся рядом с ними.

«Оскорбления и унижения, включая явное и скрытое сексуальное насилие». Пьющие родители не в состоянии контролировать свое поведение. Существует возможность проявления физического насилия в отношении детей, родители не ощущают и не соизмеряют свою силу, и могут невольно травмировать ребенка или даже нанести ему увечье. Достаточно часто в семьях алкоголиков можно встретить формы наказания, которые унижают достоинство человека, сюда можно включить: лишение ребенка пищи, одежды, запирание не на долгое время в непроветриваемом помещении (например, в туалете или ванной комнате), публичная порка и т.д.

Большинство детей, в особенности девочек, подвержены оскорблениям сексуального характера, исходящих от отца. Явную и скрытую сексуальную агрессию к детям очень часто можно встретить именно в семьях с больным алкоголизмом. Проявление сексуальной агрессии часто вызывает такие последствия как психологические травмы, которые оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, подвергшегося сексуальному насилию, особенно произошедшему в своей семье. Повзрослев, этот ребенок не утрачивает чувство вины, стыда, отчаяния, он ненавидит себя, принимает роль жертвы во всех жизненных ситуациях, чаще всего пассивен и впадает в депрессию.

«Заброшенный ребенок». Родители, склонные к алкоголизации не проявляют надлежащего внимания к своим детям. В случае, когда алкогольной зависимостью страдает только один из родителей, второй принимает роль созависимого и все силы направляет на помощь пьющему родителю, не думая о ребенке, который вынужден быть предоставленным самому себе. Обычно родители, отдающие предпочтение бутылке, не обеспечивают ребенку самый простой уход, что является серьезной угрозой для физического и психического здоровья. Надлежащее внимание также не уделяется и эмоциональным потребностям. В результате этого в первую очередь страдает эмпатийность ребенка, он не умеет общаться с людьми, не понимает состояние другого. Родители не прививают детям умения и навыки элементарных родительских обязанностей, что приводит к затруднению их адаптации в будущей собственной семье. Взрослея, дети из таких семей стараются скомпенсировать недостаток любви на собственных детях, они пытаются совершать «правильные» поступки, но не понимают, что в их отношениях отсутствует искренность, нет достоверной свободы выражения чувств и открытой любви.

«Заниженная самооценка, недостаток самоуважения». На формирование пониженной самооценки влияет отсутствие заботы, любви и внимания со стороны родителей. Ребенок начинает задаваться вопросом «почему родители меня не любят?» и приходит к выводу что причина в нем самом. Для того, что бы ребенок сам поверил в свою самоценность, ему необходимо одобрение со стороны значимого взрослого. Роль такого взрослого для ребенка в первую очередь исполняет родитель. Поэтому он ставит себе такую же оценку, какую получает от взрослого. Помимо этого, винит и стыдит себя за семью, что проявляется в виде недостаточного сознания чувства собственного достоинства.

«Жизнь в мире фантазий. Мифы, которые помогают выжить». Реальная действительность, в которую погружены дети пьющих родителей, привносит в их жизнь большое количество негативных переживаний, которые заставляют их скрываться в мире фантазий. Чаще всего фантазии связаны с ситуациями, типа «Что, если бы моя мать (мой отец) всегда были трезвые...» С одной стороны, у детей возникают фантазии о том, какой была бы их жизнь, если бы они появились на свет в другое время и т.д. С другой стороны, - в этих фантазиях, направленных на счастливый конец, зачастую содержатся мысли о смерти матери и отца как одним из возможных вариантов избавления от всех бед, причиной которых является пьянство. По итогу, после возникновения такой фантазии, у детей могут сформировываться искаженные представления об окружающем мире и своем месте в нем. Это склоняет их к мифотворчеству, где главными мотивами, по мнению исследователей, выступают:

1) Ребенок считает, что родители пьют именно из-за него, следовательно, если он сам поменяется в лучшую сторону, то и родители изменят свое отношение к алкоголю на негативное.

2) Переживают из-за того, что они социально ограничены в правах, думают, что отличаются от других и все это приводит к чувству психологического дискомфорта в их жизни;

3) У них появляется иллюзия по поводу того, что именно они контролируют создавшуюся ситуацию и все ее обстоятельства, но в реальности поменять что-либо не в состоянии. Отсутствие возможности воплотить миф в реальной жизни о своем всесилии вызывает чувство вины, безнадежность и смутность. Попытки удержания родителей от алкоголя и пьянства всегда заканчиваются поражением, контроль обстоятельств не удаётся, и ребенок еще больше начинает винить себя за невозможность что-либо изменить жизни;

4) находятся в ожидании кого-то, кто сможет изменить ситуацию в семье в положительную сторону. Эта иллюзия появляется на основе ощущения собственного бессилия, он убирает вину с ребенка и возлагает её на какую-то внешнюю силу. Тут появляется надежда, однако она препятствует внутренней активности, и члены семьи ничего не предпринимают, чтобы исправить положение. Такое положение в режиме ожидания помощи извне, отказ действовать, могут привести ребенка к депрессии.

Всем детям присуще выдумывание и мифотворчество, это не является чем-то необычным или патологическим. Поэтому тенденцию детей к фантазированию в алкогольных семьях можно было бы расценивать как закономерную особенность детской психологии. Однако очень часто фантазии и мифы замещают детям их реальность, используются вместо действительности. Следовательно способность быть хозяином своей судьбы не возрастает, а уменьшается, ребенок привыкает «плыть по течению».

Отсюда следует, что алкоголизм родителей приводит к душевной травматизации детей, и серьезным образом влияет на формирование их личности, негативные последствия которого испытываются всю жизнь.

 

 

Список литературы

1. Боулби, Дж. Привязанность: Пер с англ. / Общ. ред. и вступ. статья Г.В. Бур- менской. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с. 183

2. Вильданова, А.Р. Особенности самосознания, предопределяющие аддиктив- ное поведение: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07/ А.Р. Вильданова; Ташкентский гос. пед. университет им. Низами, 2005. – 21 с.

3. Зимняя, И.И. Педагогическая психология. / И.И. Зимняя. – М.: Логос, 1999. – 384 с.

4. Кибальченко, И.А. Проблемы семьи, отягощенной алкогольной зависимостью: актуальность, диагностика, коррекция. / А.А. Кибальченко [и др.] под ред.И.А. Кибальченко. – Ростов н /Д: Феникс, 2007. – 478 с.

5. Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие / В.М. Козубовский. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск.: Амал- фея, 2006. – 265 с.

6. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М., Политиздат, 1978. – 367 с.

7. Костина, Н.А. Динамика Я-концепции на этапе ранней взрослости: автореф.... дис. канд. психол. наук: 19.00.07/ Н.А. Костина; Санкт-Петербург, 2005. – 23 с.

8. Малейчук, Г.И. Роль родителей в формировании идентичности ребенка / Г.И. Малейчук, Н.И. Олиферович // Адукацыя і выхаванне. – 2009. – №4. – С.23-34.

9. Рубченко, А. К. Самоотношение и отношение юношей и девушек к родителям при семейной депривации: автореф.... дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / А.К. Рубченко; Институт психологии РАН. – М., 2007.– 24 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: