I. Организация класса.
Эмоциональный настрой
Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе».
На доске эпиграф:
Крепко накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
II. Сообщение темы и цели
-Давайте каждый задумается и сам себе ответит на вопрос: «А есть ли у меня друг?» Кого мы называем другом? Давайте об этом и поразмышляем. На нашем занятии мы будем говорить о дружбе, о том, какую роль играют друзья в нашей жизни и какими качествами должен обладать настоящий друг.
Разговор о дружбе
Какой я? Какой мой друг? Каким бы я хотел быть? Каким бы я не хотел быть? Каким бы я хотел видеть своего друга? Какую черту характера вы больше всего цените в своем друге? А в себе?
Словарь русского языка С. И. Ожегова:
«Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
«Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой».
«Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, дружески расположенный к кому-нибудь».
(Примечание: можно составить предложения со словами друг, товарищ, дружба).
Итак, другом можно назвать не каждого. Прежде всего – это близкий человек по взглядам, по интересам. Человек, к которому можно всегда обратиться за помощью, доверить тайны.
Во всех людях, а в особенности в друзьях нужно замечать хорошее. Давайте поучимся замечать положительное в наших одноклассниках.
Игра «Волшебный стул»
Цель: Развитие интереса к человеку, содействие формированию положительных качеств личности, изменение положения человека в группе, смягчение психологического климата в группе.
|
На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза.
Ученики называют качества (умный, добрый, внимательный); указывают на поведенческие характеристики (он всегда помогает; к нему можно обратиться с просьбой…); у неё красивые волосы).
Игра проводится неоднократно, чтобы через момент возвышения прошел каждый член группы.
-Как вы думаете в чем же состоит ценность дружбы, её значение в жизни?
-Настоящий друг обладает такими качествами, как доброта, внимательность, честность. Друг поможет, укажет на ошибки. Истинный друг всегда подметит положительные качества, увидит в товарище все хорошее.
Чтение и обсуждение стихотворения А.Л. Барто
«Песня о дружбе»
Детская дружба чиста и крепка.
Жили на свете два верных дружка,
Бегали вместе весной по полям,
Горе привыкли делить пополам,
Вместе учились и вместе росли,
В армию вместе пошли.
Светлая дружба, ты греешь сердца-
Сердце ребенка и сердце бойца.
В школе за партой и в смертной борьбе.
Верный товарищ поможет тебе.
Жили на свете два верных дружка,
Два пулеметчика, два смельчака
Надо к реке пробираться вперед:
Воду достать- охладить пулемет.
Река под обстрелом, река вдалеке,
Вместе друзья пробирались к реке.
Огненным ливнем бушует река
Ранила пуля бойца смельчака,
Гул несмолкаемый, грохот вокруг.
К другу на выручку бросился друг.
Верность товарищу в битве храня,
Бережно вынес его из огня.
Светлая дружба- ты греешь сердца-
|
Сердце ребенка и сердце бойца.
В школе за партой и в смертной борьбе
Верный товарищ поможет тебе.
-Как метко подметила А.Л. Барто «Светлая дружба греет сердца». А какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?
-И задумаемся над тем, что дружба нужна и ребенку, и бойцу, то есть и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.
Дружба – великое чувство, которое нужно каждому человеку, без которого очень трудно.
А с кем вы дружите?
- Дружите ли вы со своими родителями?
- Должны ли родители быть друзьями своих детей?
- Есть ли у ваших родителей друзья детства?(Расспросите их дома об этом).
- Как по вашему, можно сохранить друзей детства?
- Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей вашей жизни?
- Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными? Природой? Книгами?
Человек, который умеет дружить, несет это качество через всю жизнь. Поэтому настоящая дружба берет начало в детстве и длится в течение всей жизни.
- Мимическая гимнастика
- Улыбнитесь друг другу;
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно -настроенного человека.
- А какое выражение лица бывает у враждебно - настроенного человека?
-Могут ли руки помочь подружиться?
- Какими бывают наши руки?
- Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
- Пожмите дружеские руки друг друга. Говорят: рука друга, локоть друга. Как вы это понимаете?
-Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение, прощаться.
Вы взяли яркие, теплые тона красок. Это говорит о том, что дружба - это тёплое чувство, которое сопровождается яркими эмоциональными состояниями. Когда люди дружат, в их отношениях присутствуют не только радость, но бывает и горе. Настоящие друзья вместе переживают и хорошее, и плохое.
III. Подведение итогов урока
- Кого мы называет другом?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
- А каким другом является каждый из нас?