Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям




В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) реализация образовательной деятельности должна предусматривать практические занятия в качестве одного из основных установленных видов организации учебного процесса.

Подготовка к практическим занятиям включает: ознакомление с планом занятия; проработку учебного материала (лекции, учебная и научная литература по планам практических занятий); поиск и работа с нормативно-правовыми актами и актами судебной практики; выполнение творческого занятия (при наличии в плане).

Для более эффективной подготовки студенту рекомендуется конспектирование, так как оно способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память.

Конспект – это созданный студентом текст, который в той или иной форме отражает основные моменты конспектируемой литературы. Конспект должен быть составлен таким образом, чтобы, используя его, можно было выступить по любому вопросу плана практического занятия, ответить на вопросы преподавателя.

Можно выделить следующие виды конспектов:

- план-конспект - сначала пишется план текста, по каждому пункту которого дается комментарии в виде цитат или свободно излагаемого текста;

- тематический - краткое изложение каждого вопроса практического занятия по нескольким источникам;

- текстуальный - дословное закрепление цитат, которые связаны логическими переходами;

- свободный - включает в себя цитаты и изложение работы изучаемого автора собственными словами в виде краткого текста (реферата).

Выделяют также следующие способы конспектирования: тезисный, способ вопрос-ответ, схематичный, графический. комбинированный и т.п.

При решении ситуационных задач студенту необходимо:

- раскрыть содержание правоотношения;

- найти необходимые нормы права, уяснить их смысл и применить к конкретным правоотношениям;

- четко ответить на поставленные вопросы со ссылкой на нормативные источники и специальную литературу.

Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям традиционно считаются следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изученном материале, умение делать логические построения, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами. Выступление не должно сводиться к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.

 

Методические рекомендации по выполнению письменных практических домашних работ

 

1. Реферат (нем. referat, от лат. refere – докладывать, сообщать) – письменный доклад или выступление по определенной теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников.

Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста.

Реферат в учебном процессе представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления.

Рефератвключает следующие обязательные части: титульный лист; содержание; введение; основная часть (раскрывается сущность выбранной темы); заключение; список использованной литературы.

Примерный перечень тем рефератов содержится в рабочей программе учебной дисциплины «Гражданское право». Возможно, после консультации с преподавателем, обоснование и формулирование собственной темы.

Основные этапы подготовки реферата:

Подготовительный этаппредполагает составление плана, который служит организующим началом в самостоятельной работе студента, способствует систематизации материала и последовательности его изложения. Выделяются два способа составления плана: хронологический и проблемный. Хронологический предусматривает изучение явления в его историческом развитии. Проблемный предполагает рассмотрение нескольких явлений во взаимосвязи.

Подготовительный этап включает поиск источников. Тема реферата определяет предмет изучения и задача студента – найти информацию, относящуюся к данному предмету. Работу с источниками целесообразно начинать с предварительного чтения, при этом следует выделять структурные единицы текста (закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения). Исходя из результатов предварительного чтения, определяется дальнейший способ работы с источниками. Просмотр источников предусматривает выделение в тексте: 1) главного; 2) основных доводов (аргументов); 3) выводов.

Следует обращать внимание на то, чтобы тезис вытекал из аргумента. В качестве рационального приема применяют сравнение различных мнений по одному и тому же вопросу, анализ весомости и доказательности аргументов авторов текста, что позволяет сделать вывод о наибольшей убедительности одной из позиций.

Текст реферата должен раскрывать тему, обладать цельностью и связностью.

Обязательным элементом процесса написания письменных работ для текущего контроля являются методологические основы (методология).

Методология исследования – это научная база работы, на которой она строится. Методология характеризует поставленные в работе задачи.

Методы – это способы познания, при помощи которых изучаются общие закономерности возникновения и развития объекта исследования.

К числу основных (общенаучных) методов можно отнести: логический; системный, функциональный и др.

Введение. Во введении раскрываются цели и задачи, стоящие перед автором, объект и предмет изучения, дается общая характеристика использованным источникам. В письменных работах для текущего контроля указание объекта и предмета изучения обязательно.

Объект– это явление или процесс, порождающие проблемную ситуацию, на которые направлена исследовательская деятельность субъекта.

Предмет– это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объем введения не должен превышать 1–2 страницы.

Основная часть. В основной части рассматриваются вопросы, раскрывающие поставленную проблему. Если при подборе материала студент сталкивается с тем, что в литературе нет единой точки зрения на рассматриваемую проблему, то нужно привести основные, наиболее интересные точки зрения разных авторов и дать им свою оценку.

Заголовки разделов и подразделов печатаются без абзацного отступа, прописными буквами, без точки в конце, без подчеркивания, по центру. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Заключение. В заключении должны быть аргументированные, т.е. обоснованные, выводы и показано, насколько решены поставленные задачи. Здесь обобщаются изложенные в основной части материалы, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Делая выводы, необходимо учитывать различные опубликованные точки зрения на изложенную в работе проблему, сопоставить их и отметить, какая из них больше импонирует автору реферата.

В реферате, в частности, во введении и заключении, необходимо излагать личное отношение автора к раскрываемым вопросам. Заключение по объему, как правило, не должно превышать введения.

Объем заключения составляет 1 – 2 страницы.

Список использованной литературы. Списком использованной литературы завершается описание. Список источников следует за заключением и оформляется с новой страницы. Список использованной литературы призван показать научную, теоретическую и практическую базу проведенного исследования.

Устное сообщение по теме реферата делается на семинарских или практических занятиях. Время устного изложения реферата 10–15 минут. Затем он обсуждается аудиторией. Докладчику задают вопросы по теме реферата. Вопросы могут быть заданы как преподавателем, так и присутствующими на защите реферата студентами.

2. Подготовка презентаций, как разновидность работы в малых группах. Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучаемым возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

Презентации разрабатываются группами обучающихся по 5-7 человек.

Презентация – это краткое наглядное изложение информации по определенной теме, представленное посредством программы Microsoft Power Point.

Мультимедийная презентация – это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления. Мультимедийная презентация представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду.

Для разработки презентации студент должен владеть навыками работы с программой Microsoft Power Point. В разработке презентации выделяются два блока: а) создание слайдов; б) наполнение их информацией.

Компьютерная презентация должна включать в себя следующее:

1) титульный лист презентации (1 слайд – № 1);

2) план презентации (1 слайд – № 2) – представляет собой оглавление основной части презентации;

3) введение (1 – 2 слайда);

4) основную часть (10 – 15 слайдов);

5) заключение (1 слайд);

6) список основных информационных ресурсов (1 слайд).

Общие требования к оформлению слайдов. Минимум текста на слайде – он должен быть легко читаем. Максимум чертежей, рисунков и диаграмм – безупречно оформленных в стиле общего дизайна презентации и наглядных.

Дизайн презентации – единый, текст четко виден на фоне – темный шрифт и светлый фон или наоборот.

Особое внимание следует уделять деталям. Каждый слайд должен быть понятен. Немного привлекающих внимание зрителя элементов слайда. Например, анимация, которая хорошо вписываются в тему. Но следует знать меру.

Текстовые объекты. Оптимальное число строк на слайде от 6 до 11. Перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия. Пункты перечней должны состоять из коротких фраз, оптимально – одна строка, максимум две. Шрифт – не менее 24 пунктов. Рекомендуется цветом или жирным шрифтом выделять ключевые фрагменты, на которых Вы останавливаетесь при обсуждении. Некоторую часть текстовой информации можно преобразовать в графическую форму.

Восприятие цвета. Сочетание цвета и фона по степени восприятия.

Одиннадцать сочетаний, полученных экспериментально (расположены по степени ухудшения восприятия): синий на белом; черный на желтом; зеленый на белом; черный на белом; зеленый на красном; красный на желтом; красный на белом; оранжевый на черном; черный на пурпурном; оранжевый на белом; красный на зеленом[1].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: