Санитарно-микробиологическое исследование воздуха.
Атмосферный воздух является самой важной жизнеобеспечивающей природной средой и представляет собой смесь газов и аэрозолей приземного слоя атмосферы, сложившуюся в ходе эволюции Земли, деятельности человека и находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В атмосферный воздух микроорганизмы попадают главным образом из почвы, а также с растений, от животных, от людей. Обычно микроорганизмы содержатся в воздухе вместе с частицами пыли и в мельчайших капельках влаги, находящихся во взвешенном состоянии.
Воздух не является благоприятной средой для развития микроорганизмов, так как в нем отсутствует капельно - жидкая вода. В воздухе микроорганизмы могут сохранять свою жизнеспособность лишь временно, а многие более или менее быстро погибают под влиянием высушивания и солнечной радиации.
Микробиологическое исследование воздуха проводят для определения общего количества микроорганизмов (микробного числа) и количества санитарно-показательных микроорганизмов. Общее число микроорганизмов в воздухе определяют при посеве на МПА; санитарно-показательных микробов – на кровяном агаре, желточно-солевом или кровяно-солевом агаре. В случае необходимости исследуют на наличие спор, плесеней и дрожжей – на сусло-агаре или среде Сабуро; протеолитических бактерий – на МПЖ или молочном агаре [23].
Цель работы: Познакомиться с методами санитарно-микробиологического исследования воздуха.
Задачи работы:
1.Определить общее микробное число, которую находят исходя из классической формулы В.Л. Омельянского.
2.Сравнить общее микробное число в аудитории и в боксе
3.Оценить достоверность различий ОМЧ, выделенных их двух разных помещений по критерию Стьюдента.
Объекты исследования: воздух помещения учебное аудитории 2 кафедры и в микробиологическом боксе.
Ход работы: Исследуем воздух помещений кафедры с использованием наиболее простого и доступного метода «оседания», предложенного Кохом.
Эксперимент проводили в учебной аудитории, а в микробиологическом боксе после обработки бактерицидной лампой.
Чашки Петри со стерильным МПА оставляем открытыми в течении 15мин. (на уровне дыхания сидящего человека. После чего, посевы инкубированы при t=37 градусов. Через 48 часов произвели учёт полученных данных.
Результаты исследования приведены в таблице1.
Таблица 1
Учет выросших колоний при санитарно-микробиологическом исследовании воздуха.
Аудитория | Бокс | |
10+(1гриб) | ||
![]() | 6,80 | |
±m | 1,16 | |
tэксп | 5,76 |
Примечание:
- среднеарифметическое количество выросших в опыте;
±m-ошибка к сравниваемым средним;
tэксп- критерий Стьюдента;
Ниже приведены расчеты ОМЧ воздуха, где Х1- количество микробов выросших на чашке Петри в аудитории, Х2- количество микробов выросших на чашке Петри в боксе по формуле В.Л.Омелянского:
Х = кл/ м3
=
=
=297,2
=
=
=0 кл/ м3
Проводит статистический анализ полученных результатов по критерию Стьюдента [14]. В эксперименте получили tэксп=5,76, а табличное tтабл=2,306 таким образом мы доказали что различия ОМЧ между аудиторией и боксом доказаны. 5,76>2,306 – различия между сравниваемыми величинами считаются доказанными.
В таблице 2 представлены санитарно-микробиологические показатели воздуха, полученные результаты сравниваем с данными значениями.
Таблица 2
Санитарно-микробиологические показатели воздуха [15].
Степень чистоты воздуха | Общее количество бактерий в 1м³ | Количество гемолитических ююююстрептококков |
Чистый | До 2000 | До 10 |
Удовлетворенный | 2000-4000 | 11-40 |
Слабо загрязненный | 4000-7000 | 40-110 |
Сильно загрязненный | >7000 | >120 |
Вывод:
1.В пробах из аудитории наблюдаем рост мезофильных бактерий, также на одной из чашек присутствует рост гриба. ОМЧ в аудитории не превышает нормы.
2.В пробах из бокса не наблюдается рост микроорганизмов. ОМЧ в боксе соответствуют норме.
3. Сравнили количество ОМЧ в аудитории и в боксе и сделали вывод, что в аудитории ОМЧ превышает, чем в боксе.
Полученные различия считаются статистически доказанными.