Становление мартинизма в современной России: 2006 – 2018




 

Мартинизм является эзотерическим орденом христианского духовного и мистического рыцарства, развивавшимся одновременно с масонством и параллельно с ним, однако по ряду признаков радикально отличающимся от масонства и имеющим особую, отличную от масонства, историю, идеологию, символику и методологию.

 

Учение и структура мартинизма

 

В сущности, говорить о мартинизме как о гомогенном движении или просто едином эзотерическом феномене нельзя, поскольку он представляет собой динамичную и открытую для изменений совокупность эзотерических традиций, практик и идей, в разное время сводившихся различными значимыми историческими личностями в доктрины, иногда довольно значительно различавшиеся между собой, но носившие общее название «мартинизма».

Наибольшее влияние на развитие мартинизма от истоков до нашего времени оказали Мартинес Паскуаллис, Луи-Клод де Сен-Мартен, Жан-Батист Виллермоз, Папюс, Огюстен Шабосо, Жан Брико, Виктор Бланшар, Робер Амбелен и их современные преемники. В России мартинизм был известен и насчитывал некоторое число преемников на всех этапах своей истории, в XVIII, XIX и XX вв. И в XXI веке он снова возвратился на российскую почву.

Учение мартинизма представляет собой синтез наследия нескольких ярких исторических фигур – учителей альтернативной духовности и эзотерических практик XVIII – XIX вв., поэтому было бы логично представить краткую историю мартинизма в виде перечня основных этапов его формирования. При этом необходимо учитывать, что формирование мартинизма как живого организма, развивающегося учения идет непрерывно и в наше время, и каждый отдельный мартинист обладает фактически ничем не ограниченной свободой в привнесении собственных духовных идей и наработок в общий массив мартинистского учения, которое он уже в обновленном виде передает своим ученикам и преемникам.

Итак, на протяжении XVIII – XX вв. мартинистские структура и учение складывались из следующих важных компонентов:

1. Мартинес Паскуалис – Орден Избранных Коэнов Вселенной, 1765 г. – теургические практики, неортодоксальное космогоническое учение, изложенное в «Трактате о реинтеграции существ», передача посвящения в ложе посредством теургической операции.

2. Луи-Клод де Сен-Мартен – Путь Сердца, 1777 г. – мистические озарения, внутренний путь поиска откровения в себе самом, отказ от ритуальной практики, передача посвящения индивидуально на духовном уровне.

3. Жан-Батист Виллермоз – Исправленный Шотландский Устав масонства, 1782 г. – включение космогонии и нравственных уроков Мартинеса Паскуалиса в учение высших рыцарских степеней. После смерти Виллермоза можно говорить о временном отмирании мартинизма за отсутствием последователей[1].

4. Папюс и Огюст Шабосо – Орден Мартинистов, 1884 г. – орденская структура на основе Пути Сердца с использованием ритуалов, переработанных из масонских, комплексная передача посвящения (в ложе или индивидуально), воссоздание движения после векового забвения[2].

5. Анри Дюпон, Робер Амбелен и Филипп Анкосс – Союз мартинистских орденов, 1955 г. – соединение линий Мартинеса Паскуалиса, Л.-К. де Сен-Мартена и Ж.-Б. Виллермоза, а также нескольких посвятительных линий рассорившихся преемников Папюса[3].

6. Робер Амбелен — Инициатический Орден Мартинистов, 1968 г. - внесение в мировой мартинизм русской рыцарской посвятительной традиции мартинизма XVIII в. и формирование нового направления, отличного от доминирующей в современном мартинизме традиции Папюса[4].

В общем и целом, мартинистская обрядность представляет собой смесь масонских ритуалов, церковной литургии (католического образца) и практик ритуальной магии (теургии) с существенным преобладанием масонского компонента, что неудивительно, поскольку и основатели движения пользовались в качестве образца масонскими ритуалами, и многие их современные последователи рассматривают мартинизм как извод масонства, его мистико-магическую ветвь.

Разработанная Папюсом орденская структура предусматривает не одну, согласно традиции Сен-Мартена, а фактически пять степеней посвящения. При этом официально мартинистское посвящение передается, как и ранее, только в третьей степени – Неведомого Высшего (Высшего Неизвестного), S.I. Но этой степени предшествуют два приготовительных (послушнических) звания Ассоциата и Инициата (Ассоциата-Инициата), которые формально не считаются отдельными посвятительными этапами, хотя прием в них и сопровождается определенными ритуалами.

Итак, основными мартинистскими посвятительными и административными степенями являются:

 

1. Ассоциат (Associé) – первая приготовительная степень.

2. Инициат, Ассоциат-Инициат, или Мистик (Initié, Associé-Initié, Mystique) – вторая приготовительная степень.

3. Неведомый Высший / Высший Неизвестный, или Неведомый Служитель (Supérieur Inconnu, Serviteur Inconnu, S.I.) – основная посвятительная степень.

4. Неведомый Служитель Посвятитель / Неведомый Высший Посвятитель / Неведомый Философ (Serviteur Inconnu Initiateur, Supérieur Inconnu Initiateur, S.I.I., Philosophe Inconnu, P.I.) – степень Мастера круга или ложи / гептады, дающая право проводить посвящения в три предшествующие степени и открывать собственные круг или ложу.

 

Также в различных мартинистских орденах традиции Папюса присваивается промежуточная высшая степень, которая называется Свободный Посвятитель (Liber Initiateur, L.I. или I.L.) и дает посвященному право проводить посвящение в три мартинистские степени, но не открывать собственные ложу или круг.

Исключительным правом на присвоение степеней S.I.I., P.I. и L.I. обладают члены мартинистского Верховного Совета определенного ордена (или его территориального подразделения). Члены такого совета в ряде орденов имеют еще один градус мартинистского посвящения – степень Неведомого Высшего Великого Посвятителя (Supérieur Inconnu Grand Initiateur, S.I.G.I.). В некоторых юрисдикциях названия степени S.I.I. и L.I. взаимозаменяемы[5].

Мартинисты собираются в структурных подразделениях, которые носят название лож (гептад) или кругов. Ложи или гептады представляют собой автономные самоуправляемые ячейки ордена, имеющие право проводить ритуальные работы и посвящение кандидатов в три степени ордена. Круги могут собираться только для теоретических дискуссий и бесед; обычно они создаются как прото-ложи при наличии недостаточного для открытия ложи количества членов[6].

При этом в отличие от масонства мартинистское посвящение индивидуально, оно осуществляется передачей духовной преемственности от посвященного – профану, поэтому, также в отличие от масонства, преемственность каждого отдельного мартиниста должна быть подтверждена патентом, документом о наследовании посвящения через любое количество посвященных от Луи-Клода де Сен-Мартена. Таким образом, при условии более либерального, чем в масонстве, подхода к организации посвятительных ячеек, очевидно, что мартинизм способен самоорганизовываться и распространяться значительно эффективнее масонства, однако, с другой стороны, результатом этого является невероятное изобилие и разнообразие мартинистских групп в мире, общее число которых превышает 200[7], и все они находятся в сложных взаимоотношениях между собой в связи с признанием или непризнанием легитимности посвятительной преемственности их лидеров.

Посвящение в третью, основную, степень открывает посвященному большинства мартинистских орденов дорогу в ряд связанных с мартинизмом организаций. Количество этих организаций различно в разных орденах. Например, дальнейшее посвящение для членов Инициатического Реформированного Ордена Мартинистов может осуществляться по трем «путям» - Путь Коэнов, Рыцарский путь и Гностическую церковь[8]. Первый из них подразумевает посвящение в Орден Избранных Коэнов Вселенной (степени до 10-й, Розового Креста, при учете мартинистских трех степеней), второй – в Исправленный Шотландский Устав (степени до 6-й, Рыцаря-Благодетеля Святого Града, или до 8-й, Рыцаря Великого Исповедника, с учетом первых трех мартинистских степеней или при прохождении масонских трех первых степеней), а третий путь означает членство в Гностической церкви с обычной иерархией верующих (мирянин – диакон – пресвитер – епископ – патриарх). Еще с 20-х гг. ХХ в. Гностическая церковь, основанная Жюлем Дуанелем в 1890 г., существует параллельно с некоторыми мартинистскими организациями; начало этому сосуществованию, а в ряде случаев — сотрудничеству и даже организационному слиянию было положено Ж.Брико[9]. Впрочем, в мартинизме является спорным вопрос о слиянии или сотрудничестве этого движения с масонством и Гностической церковью и некоторые мартинистские организации отвергают необходимость продвижения во все или в некоторые высшие степени[10].

 

История мартинизма в России

 

Истории мартинизма посвящена обильная исследовательская литература, поэтому в данной работе нет особой необходимости приводить обзор истории движения во всех подробностях. Достаточно будет упомянуть о том, что в России мартинизм существовал на протяжении двух сравнительно кратких периодов, и с 2006 г. в стране начался новый, третий этап его существования, который будет рассмотрен подробно.

Первый период развития мартинизма в России обычно датируют 1770-1780 гг., на которые приходится активная издательская и просветительская деятельность виднейшего российского масона и розенкрейцера Н.И.Новикова. По легенде, ему передал мартинистское посвящение напрямую от Л.-К. де Сен-Мартена князь А.Б.Куракин, ранее принявший его во Франции[11]. В университетской типографии под руководством Н.И.Новикова были изданы некоторые труды Л.-К. де Сен-Мартена, а также они служили источниками известных лекций И.Г.Шварца в Московском университете (1781)[12]. Однако не существует исторических документов, которыми можно было бы подтвердить наличие как мартинистского посвящения, так и ведения мартинистских работ кругом Н.И.Новикова. Напротив, вся его деятельность в эзотерическом пространстве была направлена на максимально широкое распространение идей и организационной структуры Ордена Златорозового креста, привезенного И.Г.Шварцем из Германии в 1781 г.[13] Для этого Новиковым и Шварцем использовались в качестве «зонтичных» структур масонские ложи, в которых они состояли и которые возглавляли, а также патент на учреждение организации Исправленного Шотландского Устава, который по ряду местных внутренне- и внешнеполитических причин хотя бы в какой-то степени гарантировал российским розенкрейцерам защиту от обвинений в нарушении присяге царице. Членство в организациях, управляемых из-за границы, в особенности если это членство сопряжено с принесением присяг и клятв иностранным вельможам, было в России того времени поводом для серьезнейшего уголовного и политического преследования. Работая под прикрытием Исправленного Шотландского Устава Виллермоза, члены розенкрейцерского братства Новикова с готовностью принимали название «мартинистов» - и из-за издаваемых ими работ Сен-Мартена и из-за формального членства в масонском ордене, основанном отчасти на учении Мартинеса Паскуаллиса. При этом важно понимать, что никакого отношения к мартинизму в строгом смысле слова они не имели[14]. С другой стороны, сама линия мартинистской преемственности в то время представляла собой лишь инициатическую передачу посвящения, в то время как целостное учение, отличное от иных учений посвятительных обществ, как указывалось ранее, отсутствовало, а совокупность ритуалов, позднее частично собранная и обобщенная Папюсом, Ж.Брико, К.Шевийоном и Р.Амбеленом, только создавалась. Поэтому можно говорить о принадлежности к собственно мартинистской традиции нескольких русских посвященных того времени, в частности, С.И.Плещеева, А.Б.Голицына, М.А.Голицына, В.Н.Зиновьева[15]. Этот период существования мартинизма в России окончился с запретом всякой масонской деятельности Екатериной II в 1792 г.[16]

Второй период истории мартинизма в России связан с личностью Папюса, который совершил несколько поездок в Россию в начале ХХ в., один или сопровождая другого видного эзотерика Филиппа Лионского, с целью чтения лекций об оккультизме и, согласно ряду мемуарных свидетельств, один раз был привлечен к консультированию императорской семьи в связи с беременностью царицы. Еще до его приезда несколько граждан Российской империи прошли обучение в его Академии Герметизма в Париже и были посвящены в его Орден Мартинистов. Наконец, Россия получает собственных делегатов от Ордена Мартинистов, и в первые годы ХХ в. в ней открываются первые ложи. Работы в них проводятся по традиции и ритуалам Ордена Мартинистов Папюса с привлечением сторонних источников и иных традиций[17]. В среде эзотериков и исследователей эзотеризма бытуют легенды о создании особой мартинистской ложи для членов императорской фамилии, впрочем, не подтвержденные соответствующими источниками[18]. Особую роль в российском мартинизме играет в то время известный своими лекциями по истории и теории оккультизма Г.О.Мебес, который провоцирует раскол в русском мартинизме в 1912 г. инициативой по изменению как орденской структуры, так и сути теоретических наставлений. Делегат по делам России Ч.И.Чинский передает права на управление орденом в России П.М.Казначееву, а Г.О.Мебес основывает собственный «Автономный разряд мартинистов русского послушания» на основе жесткой иерархической структуры и поклонения «неизвестным руководителям», который с тех пор не имеет ни инициатической связи, ни организационного единства с традиционным мартинизмом[19]. И традиционное направление, и орден Мебеса ненадолго пережили революцию, и если первое было уничтожено пришедшими к власти большевиками к 1920 г., то второй – к 1926 г.[20]

В оккультной российской (и зарубежной) среде широко распространены слухи и мифы о наличии сохранившейся неразрывной посвятительной тайной цепи, состоящей из отдельных носителей инициации, которые передавали членам семьи и близким друзьям мартинистское посвящение в период с 1792 по 1906 гг. и с 1926 по 2006 гг., однако никаких документальных подтверждений наличия такой цепи исследователям и самим мартинистам, по их сведениям, обнаружить пока не удается. Впрочем, признавая возможность передачи мартинистского посвящения в форме личной инициации до оформления мартинистских орденов современного вида, следует признать и вероятность таких посвящений, о которых пишет в своих дневниках В.С.Арсеньев[21].

 

Мартинистские ордена в современной России

 

Традиционный Мартинистский Орден

 

Историческое первенство в ведении мартинистских работ на территории России в пост-советский период принадлежит Традиционному Мартинистскому Ордену, который инкорпорирован в Древний Мистический Орден Розы и Креста[22] (ДМОРК – AMORC), который активно работает в России с начала 1990-х гг. (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 15 августа 1996 г.). Членство в ТМО доступно только для действительных (не ассоциированных) членов ДМОРК, и это единственный мартинистский орден в мире, который отказывает мартинистам других орденов в посещении своих собраний. Он был официально основан 14 августа 1951 г. Ральфом Льюисом, сыном Спенсера Льюиса, основателя ДМОРК, который вместе с отцом был посвящен в ТМО Огюстом Шабосо, другом Папюса. Шабосо назначил Р.Льюиса Великим Мастером своего ордена для Калифорнии и США, но тот счел за благо объявить об отделении американской ветви от ТМО и создании отдельного ордена, впрочем, под тем же названием[23]. Число посвященных ТМО в России достоверно не известно, но, по сведениям, полученным от членов ТМО в Москве, их общее число не превышает 20 человек.

В основном же история современного мартинизма в России исторически связана с историей масонства. Так сложилось, что большинство мартинистских организаций в стране основаны российскими вольными каменщиками, а многие члены единственной мартинистской организации, основанной не ими (ТМО), тем не менее, состоят в российских масонских ложах различных юрисдикций.

 

Древний Орден Мартинистов

 

Первые посвящения российских граждан в мартинистский орден совпали по времени с крупным расколом в масонской Великой Ложе России в 2006-2007 гг. К весне 2006 г. в результате неразрешимых противоречий в руководстве ВЛР произошел конфликт, разделивший организацию приблизительно в соотношении 1:3, и на месте единой великой ложи образовалось две организации, сохранивших название «Великая Ложа России», одна из которых, меньшая по числу членов, 30 мая 2006 г. переизбрала на пост своего руководителя Великого Мастера В.Д. (в значительной степени спровоцировавшего конфликтную ситуацию в ВЛР), а вторая в тот же день на своей ассамблее избрала нового Великого Мастера Р.Г. На протяжении года после раскола в ВЛР (Р.Г.) был проведен целый ряд реформ, касавшихся политики приема новых членов, финансовой отчетности, издательских проектов, благотворительных программ и работы по проведен целый ряд реформ, касавшихся политикиа после раскола в ВЛР Р.Г,В. ошел конфликт, разделивший организацию приблизителновым для России уставам[24]. Кроме традиционного для страны Древнего и Принятого Шотландского Устава, было решено инициировать процесс переноса в Россию ритуальных традиций Циннендорфского устава, системы Эмулейшен и Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима (ДИУММ). В этих целях руководство ВЛР (Р.Г.) наладило, в частности, связь с руководством Устава Мемфиса-Мицраима в США, первоначально через посредничество российского брата А.Ю., члена ВЛР, переехавшего в США на постоянное место жительства и имевшего отношение к работам ДИУММ в США.

Поскольку исторически Устав Мемфиса-Мицраима тесно связан с другими эзотерическими движениями – мартинизмом, розенкрейцерством, неотамплиерством, Гностической церковью, а также масонским Исправленным Шотландским Уставом – и его члены традиционно состоят также и в организациях этих движений, вполне ожидаемо и закономерно, что тогдашний руководитель ДИУММ в США Рональд Капелло также являлся руководителем Древнего Ордена Мартинистов[25], небольшой и относительно молодой мартинистской организации, учрежденной 8-9 апреля 2000 г. в Эвансвилле, штат Индиана, несколькими носителями степеней S.I., S.I.I. и L.I. из США, Канады и Франции, с целью объединения в одной организации мартинистов, фактически не имевших в США единого серьезного представительства. Одновременно с принятием прошения российских масонов об их аффилиации в ДИУММ для дальнейшей передачи этого прошения в международное руководство Устава Р.Капелло согласился рассмотреть и их прошения о приобщении к мартинистской традиции.

После переговоров и ряда встреч 11 ноября 2006 г. в Такахо, штат Нью-Йорк, состоялось посвящение российского гражданина Р.Г. в Древний Орден Мартинистов (ДОМ – АМО). Он был посвящен во все три орденские степени, а также получил звание Неведомого Философа (P.I.), в данной ритуальной системе аналогичное степени S.I.I., и ему был выдан патент на работы мартинистской ложи «Гиперборея» № 12 для посвящения новых членов в три степени мартинистского ордена и ведение работ в г. Москве. По возвращении Р.Г. в Москву он принял в число мартинистов троих Великих Офицеров ВЛР под своим руководством[26].

После окончательного оформления раскола ВЛР в июне 2007 г. и образования на месте ВЛР (Р.Г.) новой масонской юрисдикции – сначала ВЛР (А.С.), затем ОВЛР (Объединенной Великой Ложи России, с 11 октября 2008 г.), - группа под руководством Р.Г. приняла решение не участвовать в работе вновь образовавшихся масонских послушаний и сконцентрироваться на мартинистской работе, а также продолжать контакты с послушанием ДИУММ в лице его координирующего всемирного органа – Международного Державного Святилища. В 2008 г. этой группой велась пространная переписка с руководством данного послушания во Франции (которому Международным Державным Святилищем Устава были переданы полномочия на учреждение российской группы после получения от руководства Устава в США ее прошения в начале 2007 г.) и самим Международным Державным Святилищем. В июне этого же года Национальным Державным Святилищем Франции ДИУММ было принято решение аффилиировать российских масонов в свой Устав. 24 июля 2009 г. в Москве делегацией во главе с Международным Великим Мастером ДИУММ А.Дюменом прошла церемония аффилиации российских братьев и учреждения треугольника (прото-ложи) «Имхотеп» № 125 НДС Франции ДИУММ. Затем 31 октября 2009 г. ложа была официально учреждена патентом Национального Державного Святилища Франции, а 24 июня 2010 г. – торжественно освящена и инсталлирована делегацией этой руководящей организации, вновь посетившей Москву. Также 25 июня 2010 г. руководителями французского Державного Святилища в Москве была создана коллегия «Анубис» № 35 для проведения масонских работ в степенях с 4° по 14°[27], и с тех пор в России, как и в других странах, мартинистские работы велись параллельно с работами в этом масонском послушании.

В период вынужденного «силанума» в масонских работах российские вольные каменщики, ставшие мартинистами, занимались созданием условий для развития мартинистского послушания в Москве: переводили ритуальные тексты и учебные материалы, изготовляли ритуальные атрибуты и проводили регулярные мартинистские собрания для посвящения новых членов, обсуждения мартинистских текстов и насущных вопросов. В этот период в ДОМ было принято трое новых членов. Ритуальные работы первоначально проводились на квартирах членов ордена, затем переместились в арендованное храмовое помещение.

За 2009-2010 гг. российские мартинисты ДОМ наладили регулярную ритуальную работу, общее число членов ордена выросло до 12 человек, а 17 ноября 2010 г. руководителем АМО в США было принято решение учредить мартинистскую Великую Ложу России (№ 8 в международном реестре Верховного Совета «AGLA» Древнего Ордена Мартинистов), назначив Р.Г. ее Великим Мастером. Тогда же А.Ю. был назначен представителем Международного Великого Мастера ордена по делам Восточной Европы и России, в частности[28].

 

Инициатический Реформированный Орден Мартинистов

 

Развивались и контакты российских мартинистов с французской юрисдикцией Устава Мемфиса-Мицраима. В мае 2011 г. они получили приглашение аффилиироваться в мартинистский орден, в который входят многие члены французской юрисдикции ДИУММ – Инициатический Реформированный Орден Мартинистов (ИРОМ – OMIR). Принятие двух и более мартинистских филиаций является в мартинизме обычным, нормальным и не требует повторного посвящения в орденские степени. Первым и самым ярким примером этого является известный факт основания первого Ордена Мартинистов Папюсом и О.Шабосо после «обмена» инициациями, проведенного его учредителями, являвшимися посвященными разных линий мартинистской преемственности. 11 октября 2011 г. двое братьев и одна сестра российского отделения ДОМ прошли во Франции аффилиацию в орден ИРОМ и в тот же день получили патент на работы мартинистского круга ИРОМ в Москве. Для того, чтобы эта мартинистская прото-ложа, получившая имя «Небесный Иерусалим», могла проводить аффиляции и посвящения в первые три мартинистских градуса, одному из братьев ИРОМ в тот же день, 11 октября 2011 г., была присвоена степень Свободного Посвятителя (S.I. Libre de L.-C. de Saint-Martin).

Этот орден является прямым наследником Инициатического Ордена Мартинистов и Мартинистского Ордена Избранных Коэнов Робера Амбелена, в учение которого этим знаменитым эзотериком и исследователем эзотеризма были внесены элементы, обобщенные им под названием «русского мартинизма традиции мартинистских великих лож Москвы, 1788 – Санкт-Петербурга, 1802 – Чернигова, 1820»[29] и позаимствованные напрямую из архивов С.К.Маркотуна, преемника П.М.Казначеева, который сумел вывезти в эмиграцию часть наследия российских мартинистов, по отрывочным сведениям, содержавшую документы ритуального и наставительного свойства «рыцарской» традиции русских мартинистов XVIII в. В 1920-е годы С.К.Маркотун с согласия Ж.Брико организовал в Париже мартинистскую ложу «Святой Андрей Первозванный», работающую по «новиковскому обряду» на русском языке. Эта ложа работала вплоть до конца 1970-х годов, и после смерти С.К.Маркотуна, последовавшей 15 февраля 1971, ее возглавлял Ю.К.Терапиано. В конце 1960-х годов две французские мартинистские ложи под руководством Христианы Бюиссе примкнули к новиковскому русскому мартинизму и стали работать по «русскому» обряду.[30] Именно из рук Х.Бюиссе Р.Амбелен и получил ритуалы, по которым работали П.М.Казначеев, С.К.Маркотун и Ю.К.Терапиано, и которые легли в основу посвятительной практики Инициатического Ордена Мартинистов, а затем и ИРОМ.

Вскоре после этого из российского отделения ДОМ был исключен один из членов за недопустимое для мартиниста поведение, сокрытие криминальной биографии и психиатрического диагноза (с точки зрения властей ДОМ, делающего невозможным любую инициацию[31] и посвятительную деятельность), а также участившиеся провокации раскола в организации; он был поддержан еще двоими членами ордена, исключенными вслед за ним, но по истечении полугода один из них возвратился в организацию[32].

Аффилиация российских членов ДОМ в ИРОМ внезапно вызвала агрессивную реакцию представителя Международного Великого Мастера ДОМ А.Ю., который попытался на собрании в Москве 21 ноября 2011 г. и далее препятствовать работе мартинистов группы Р.Г. в Москве в нарушение принципов мартинистского ордена, с применением недопустимых авторитарных методов и перекрестной дезинформации (как российской группы – о неправомочности аффилиации в другой мартинистской организации, с точки зрения законов ДОМ, так и руководства ДОМ – о якобы добровольном выходе российской группы из послушания ДОМ). Инициированное российской ложей «Гиперборея» разбирательство в Верховном Совете ДОМ в США привело к подтверждению полномочий Р.Г. и статуса ложи «Гиперборея», приостановлению статуса Великой Ложи России ДОМ вплоть до формирования трех полноценных лож этого ордена (как обычно предусмотрено и масонской, и мартинистской традицией), а также к рекомендации А.Ю. покинуть Древний Орден Мартинистов[33].

Утратив официальный пост, А.Ю., не обладавший званием, дающим право основывать мартинистские ложи, тем не менее, пренебрег правилами и создал (по крайней мере, на бумаге) 22 июня 2012 г. вместе с двоими исключенными из ложи «Гиперборея» людьми собственный орден, несколько раз менявший название и в 2014 г. называвший себя «Суверенным Автономным Древним Орденом Мартинистов-Мартинезистов» (САДОММ). Попытавшись наладить контакты с руководством английского Мартинистского Ордена Неведомых Философов (МОНФ) в целях аффилиации, он потерпел неудачу, и эта организация существовала вне связей с мировой мартинистской традицией, являясь самопровозглашенной. Поскольку А.Ю. преимущественно проживает в США, руководство организацией, в основном, осуществлялось человеком, по традициям посвятительных обществ, не имеющим для этого прав и возможностей. Примечательно, что, не имея к этому никаких оснований, она провозгласила себя «духовной преемницей» мартинистской организации Г.О.Мебеса, и как раз это можно считать в определенной степени логичным (в значении «логики истории»), если вспомнить обстоятельства создания этой организации.

В период 2012-2014 гг. А.Ю. были созданы для работы в России еще четыре мартинистские ложи (по ряду данных, номинально), а также капитул для ведения «работ в высших степенях». Будучи посвящен в 4-7 градус канадской линии преемственности Ордена Избранных Коэнов, А.Ю., тем не менее, не обладал ни высшими степенями этого ордена, ни законным правом проводить в него посвящения или создавать его организации.

Данная структура, равно как и ее глава – А.Ю., не имеет никаких контактов с какими-либо существующими мартинистскими орденами и, соответственно, не признается кем бы то ни было как посвятительная организация. Перспективы ее признания в качества посвятительного звена в мировой орденской цепи равны нулю.

Тем не менее, по ряду данных, члены этого «мартинистского ордена» могли далее пройти посвящение в степени Избранных Коэнов и Розенкрейцерского братства А.-Э. Уэйта, по самостоятельно переведенным московскими членами организации А.Ю. ритуалам. Также на основе российских лож А.Ю. была учреждена мартинистская «великая ложа» России. В конце 2014 г. между А.Ю. и руководством его российской «великой ложи» назрели существенные противоречия, отягченные непрекращавшимися конфликтами внутри российской организации и компрометацией ее руководства[34], которому инкриминировались со стороны ряда ее членов целая череда уголовных обвинений (включая воровство и угроза убийства). Это привело к изданию А.Ю. 12 декабря 2014 г. указа о закрытии российской «великой ложи», капитула при ней и четырех отдельных лож, оставив лишь ложу «Аврора» № 5 (в ее состав вошло около пяти человек), которой был придан статус «путешествующей» и переданы полномочия на ведения работ в степенях САДОММ. Бывшее руководство САДОММ России было исключено А.Ю. из его организации[35] и, в свою очередь, намеревалось уничтожить орденские документы и сайты организации в интернете, а также выложило на интернет-ресурсе martinist.ru свою личную переписку с А.Ю., из которой все желающие легко могли почерпнуть сведения о том, как бывший глава САДОММ, человек, осужденный по статье 162ч.2 УК РФ и совершивший ряд разбойных нападений с использованием оружия и избивавший своих жертв ногами по голове вплоть до их впадения в кому, обвинял А.Ю. в «неумение общаться с людьми по-человечески», угрозах и стремлении всем навязывать свою волю. Нельзя не отметить, что вся эта позорная склока между людьми, печатно объявляющими себя главами самопровозглашенных российских мартинистских орденов, несла в себе и значительный гротескный подтекст, что придавало всему происходящему буффонадный характер. Так в своей размещенной на сайте https://auroralodge.ru/ прокламации от 12 декабря 2014 года А.Ю., объявляя об исторжении бывших конфидентов из своего «ордена» за преступление клятв, искажение учения и недостойное поведение, также одним росчерком пера ликвидировал (усыпил) все организации своего «ордена», из которых одна, как смогли узнать изумленные читатели, называлась «Новая Ишурия»[36].

Описанная история является яркой иллюстрацией того непростого состояния, в котором находятся многие переносимые ныне на российскую почву западные посвятительные сообщества. Возвышенные идеи инициатических орденов, в том числе и мартинистских, манят к себе далеко не только идеалистически и мистически настроенных людей, но и социально неадаптированных, нереализовавшихся в иных сферах субъектов, зачастую с уголовным прошлым, который невозможно выявить при их рекрутинге в посвятительные структуры. Еще одной колоссальной проблемой для руководства современных российских отделений мартинистских орденов является не сразу выявляемое нежелание со стороны ряда принятых членов калькировать основы функционирования и идеологию существующих посвятительных филиаций, стремление к самобытности и автономности от всех остальных инициатических организаций, существующих в мире. «Орден», основанный А.Ю. как мартинисткий (по крайней мере, провозглашающий себя таковым) будучи оторванным от мирового мартинистского древа буквально за два года своего существования в «свободном полете» стал полигоном для реализации безграмотных идеологических утопий и честолюбивых замашек его лидеров. Став отталкивающей карикатурой на сам термин «мартинизм», превратившись по сути в агрессивную и лживую секту, структура А.Ю. стремительно лопнула, оставив от себя только небольшой ряд скандальных деклараций и прокламаций в сети Интернет.

Несмотря на непростую новейшую историю ДОМ в мире, организация ДОМ[37] в Москве продолжает регулярную работу в настоящее время, посвящая новых братьев и сестер, и имеет представительства в интернете. 17 апреля 2015 в Москве был инициирован в степень S.I.I. ДОМ брат, состоящий в этой структуре с 2006 г., к которому перешло руководство ложей «Гиперборея». За все время существования российской ветви данной филиации это был первый случай проведения работ в этой степени.

Также продолжает работу и группа посвященных ИРОМ в Москве, которая выполняла с декабря 2011 г. по май 2012 г. (в период рассмотрения конфликта руководством ДОМ в США) функцию единственного работающего мартинистского представительства в России, а затем начала работать параллельно с ложей «Гиперборея» № 12 ДОМ в качестве ложи «Небесный Иерусалим» № 100 ИРОМ (патент выдан 16 июня 2012 г.). В настоящее время в составе этой ложи работают 15 мартинистов. 29 сентября 2012 года на востоке г. Парижа двое российских мартинистов, членов ИРОМ, были посвящены в высший градус данного Ордена – степень S.I.I. 5 июня 2016 г. во Франции еще двое российских посвященных ИРОМ были ритуально наделены званиями Неведомых Высших Посвятителей для руководства ложами Ордена в Санкт–Петербурге и Риге, а 14 августа 2017 г. орденская Коллегия Рыцарей Палестины, высший руководящий орган ИРОМ, наделил Р.Г. званием Великого Мастера России с присвоением ему также пожизненного звания Почетного Великого Мастера ИРОМ. Патент на работы ложи ИРОМ «Сияние» в г. Риге был выдан 27 сентября 2016 г.

 

Мартинистский Орден Неведомого Философа и розенкрейцерские общества

 

В рамках международных контактов российских мартинистов послушания ИРОМ ими были налажены связи с руководством Мартинистского Ордена Неведомых Философов (МОНФ - MOUP)[38] в Лондоне, и эта организация стала третьей мартинистской традицией, воспринятой российскими членами ордена. 28 сентября 2012 г. двое российских братьев и одна сестра, члены ИРОМ, были аффилиированы во Франции в МОНФ в степени S.I. и сразу вслед за этим посвящены в степень S.I.I., а также им были выданы патенты на работы трех капитулов данного ордена в России – «Святой Грааль», «Via Sacra» и «Иван Лопухин». 26 февраля 2013 г. состоялось первое ритуальное собрание капитула «Святой Грааль» МОНФ[39] в Москве, на котором аффилиацию в этот орден приняли 8 российских мартинистов, членов ИРОМ и ДОМ. Ритуальная инсталляция капитулов «Святой Грааль» и «Иван Лопухин» прошла 4 апреля 2013 г. при Востоке города Бар-ле-Дюк (Франция).

Говоря о посвятительных истоках МОНФ, следует указать, что орден был основан Майклом Бакли на основе посвящения и линий преемственности Герметического Мартинистского Ордена, основанного 14 марта 1978 г. группой английских мартинистов, состоявших в регулярном масонстве Великобритании и организации его высших степеней Societas Rosicruciana in Anglia (ранее получивших посвящение в Мартинистском и Синархическом Ордене), и люксембургского Мартинистского Ордена Неведомых Высших (линии преемственности от Филиппа Анкосса)[40].

До 1867 г. в Англии работали несколько малочисленных эзотерических групп, из которых впоследствии родилось Общество розенкрейцеров Англии (SRIA) Р.У. Литтла, У.Дж.Хьюэна и д-ра Вудмана. В разное время в нем состояли известные оккультисты ХХ в. У.У.Уэсткотт, Дж.Яркер, А.Э.Уэйт и Ф.Г.Ирвин — отцы так называемого «английского оккультного ренессанса». Уэсткотт и Яркер состояли в постоянной переписке с Папюсом — во Франции и Теодором Ройссом — в Германии. В результате этого общения Джон Яркер получил патент на основание Ордена Мартинистов в Англии. Мартинизмом в Англии занималась небольшая группа эзотериков, затем началась Вторая мировая война, и деятельность мартинистских объединений в континентальной Европе сошла на нет. Не могло идти речи и об активной мартинистской работе и в войсках союзников.

По окончании войны в Англии развернул мартинистскую деятельность переводчик Луи Бентен, Сар Гилон (Sar Guilon), Генеральный делегат Мартинистского и Синархического Ордена (OMS) в Великобритании и странах Содружества наций. Луи Бентен познакомился и подружился с английскими розенкрейцерами из SRIA и передал им патент на работы в МСО. Так 14 марта 1978 г. появился Герметический Мартинистский Орден (OMH). До недавнего времени его возглавлял бывший Помощник Великого Мага SRIA Майкл Бакли. В середине 1990-х гг. он познакомился с Марком Джонсом, носителем другой мар<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: