Картины из путешествия по русскому северу.
Как вспоминает сам художник; Стараюсь создать в просторном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое я испытал сам на Севере. Вешаю необделанные меха белых медведей. Ставлю грубые бочки с рыбой. Вешаю кожи тюленей, шерстяные рубашки поморов.
Среди морских канатов,снастей – чудовищные шкуры белух, челюсти кита».Северные мотивы, навеянные путешествиями Коровина по Русскому Северу в 1890-х гг., легли в основу всего комплекса.
Поморы. 1894
Участие Коровина в оформлении Парижской выставки было высоко оценено и в России, и за рубежом. Художник получил одиннадцать наград – две золотые и девять больших серебряных медалей.
Составитель: Акимова И.П.
с.Лувеньга 2021
МБУ «Кандалакшская ЦБС»
Лувеньгская сельская библиотека
Север глазами художников.
Константин Коровин
(к 160-летнему юбилею К.Коровина)
Путешествия по русскому Северу.
В истории изучения и освоения Русского Севера особо выделяется период с 1870-х до конца 1910-х годов. Это время повышенного интереса человечества к Арктике. Общее увлечение охватывает не только ученых и исследователей. Ему поддаются журналисты, писатели и художники. Именно на рубеже веков на Русский Север устремляются художники К.А. Коровин, В.А. Серов, А.А. Борисов, Л.Ф. Пищалкин, В.В. Переплетчиков и др.
Культурная жизнь России конца XIX – начала ХХ в. Немыслима без творчества выдающегося отечественного художника Константина Алексеевича Коровина (1861–1939), блестящего портретиста, живописца-станковиста и театрального декоратора.
Но Коровин был не менее талантливым пейзажистом и автором панно.
Именно эти направления его творчества по особому проявились во время его знакомства с Русским Севером, куда он впервые попал, в общем-то случайно, в 1894 г. и которым остался очарован до конца жизни.
Купец и меценат, покровительствующий многим деятелям русской культуры, один из инициаторов освоения Севера Савва Иванович Мамонтов предложил Коровину вместе со своим другом, Валентином Александровичем Серовым, совершить путешествие по Архангельской губернии, Белому морю и Кольскому полуострову и далее в Швецию и Норвегию. Мамонтов привлекает К.А. Коровина к работе по оформлению предстоящей в 1896 г. в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставки. Итак, в августе 1894 г. Коровин с Серовым отправились на два месяца в путешествие по Русскому Северу.
На обоих Север произвел огромное впечатление. Им нравились суровость северной природы, строгость и монохромность ее красок. Коровин и впоследствии не раз ездил на Север и северные пейзажи причислял к любимым своим работам. Север буквально очаровал Константина Коровина, в восторге он говорил Серову: «Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, подумай, и какая красота!.. Тоша, я бы хотел остаться здесь навсегда».
Коровин много и увлеченно работал. Итогом этого явилось большое количество этюдов. Пораженный величественной и могучей красотой Заполярья, укладом жизни людей.которым изо дня в день приходилось бороться за свое существование, мастер старался запечатлеть самые существенные стороны Севера: «Каждый его северный этюд — это переживание, часто не лишенное драматичности и отсюда внутренней напряженности, каждое полотно имеет четко выраженный сюжет.
Ручей Святого
Трифона в Печенге1894.
Всего Коровиным написано около трех десятков картин, этюдов и набросков, объединенных в общий северный цикл. Одно из лучших произведений северного цикла Коровина, несмотря на его миниатюрные размеры, – этюд «Зима в Лапландии».
Зима в Лапландии. 1894
На полотне изображены две старые крестьянские избы и сарай, затерявшиеся на необъятных просторах среди сугробов под мглистым, серым небом. Предельной скудности и суровости природы соответствует предельная скупость изобразительных средств – строгость и простота композиционного построения, стальная цветовая гамма.
«Крайний Север» – воплощенный в жизнь архитектором Л.Н. Кекушевым проект Коровина – представлял из себя строгий павильон, рубленный топором из мощных деревьев. По своему внешнему виду напоминал промысловые деревянные фактории и становища северного морского