Задание 1. Прочитайте текст лекции.




Основные параметры научной коммуникации

Научная коммуникация – особая область речи, которая обслуживает научную деятельность. Общение людей в каждой сфере деятельности осуществляется по особым правилам: в быту, дома мы общаемся не так, как на работе или делая покупки в магазинах. Научная коммуникация — это одновременно общение ученых, представляющих результаты своих исследований, и система текстов, которые создаются для описания этих результатов. Научная коммуникация отличается от других форм коммуникации определенными параметрами. Рассмотрим их более подробно.

Участники научной коммуникации — это всегда ученые, исследователи, формирующие определенные научные сообщества. В процессе научной коммуникации все ученые занимают равные социальные позиции: в ходе научного диалога это подчеркивается общепринятым обращением «коллега/коллеги».

Если речь идет о дискуссии (научном споре) возможно обращение к ученым, защищающим другую точку зрения, «оппонент/оппоненты». Таким образом, в рамках научной коммуникации в сообществе устанавливается информационное равенство.

Однако сообщество ученых стремится к обособлению по отношению к остальному социуму, как и всякое профессиональное сообщество. Это подтверждается особыми квалификационными действиями, такими как защита диссертаций, участие в открытых научных мероприятиях, членство в официальных научных сообществах, а также ведение коммуникации и создание текстов по особым правилам[1].

Цель научной коммуникации получение и представление нового знания. Ученый обязан обсуждать результаты своей работы с другими членами сообщества. При этом ученый должен учесть всю научную информацию, полученную ранее другими исследователями и важную для него. Автор новой теории должен, с одной стороны, показать, что уже было сделано до него, с другой — максимально полно представить собственные научные результаты, а также объяснить, каким образом были получены новые научные данные. Ученый всегда занимает в коммуникации позицию профессионала, предлагающего и разъясняющего другому профессионалу новую научную модель представления объекта исследования.

Ценности научной коммуникации. В качестве значимых для всех представителей научного сообщества ценностей предлагается рассматривать истину, знание, исследование [2].

Научная истина, с одной стороны, представляет собой объективные знания об устройстве мира, с другой – это знание изменяется со временем, потому что познают мир люди и происходит это постепенно. Знание о мире не является данностью, оно требует четкой логической аргументации и эмпирических (на основе опыта, эксперимента) доказательств, которые не всегда могут быть получены сразу. Например, теория относительности Альберта Энштейна доказывалась в течение всего ХХ века. И в этом смысле противоположность научной истины составляет не ложь, а «недостаточная аргументированность» знания. Полученная на определенном этапе развития науки истина не является абсолютной и, как правило, относится только к части исследуемого объекта: результаты новых исследований могут опровергать, изменять истину. Однако ценность полученного ранее знания при этом не утрачивается, они не становятся ложными, так как только благодаря им оказалось возможным новое открытие. Так, теория относительности Альберта Эйнштейна не отрицает теории пространства и времени Исаака Ньютона.

Критерии научной коммуникации. Именно поэтому столь же значимыми для научной коммуникации являются другие понятия, связанные с принципами научного познания. М.Л. Макаров дает описание этих понятий как критериев научности:

С истематичность — научное познание должно иметь логическую организацию.

Методичность — исследовательские действия должны быть оформлены в систему методов – способов осуществления познания на различных его этапах. При этом метод должен быть предъявлен научному сообществу и одобрен им в качестве адекватного инструмента познания.

Критичность — исследовательская деятельность в науке должна подвергаться двойной критике: 1) со стороны самого исследователя; 2) со стороны научного сообщества, оценивающего и принимающего/отвергающего результаты исследования как истинные.

Общезначимость результатов — полученные результаты должны быть важны более чем для одной ситуации, в которой они были получены[3].

Эти критерии также могут быть рассмотрены как ценности научной коммуникации, от которых непосредственно зависят качество и истинность полученных результатов.

Тематика научной коммуникации необычайно широка и соотносима с разделением сферы науки на отдельные научные дисциплины.

Формы научной коммуникации. Научная коммуникация происходит посредством научных текстов. Она может проходить в устной (доклад на научной конференции или семинаре, дискуссия) или письменной (тезисы, статья, монография, диссертация, рецензия) форме.

Устная форма научной коммуникации предполагает непосредственное общение и обмен мнениями. Письменная форма научной коммуникации протекает как скрытый диалог, именно это условие является ключевым и обязательным для научного текста. Ученый, проводя собственное научное исследование, обязан вступать в диалог с другими теориями, обсуждать свое открытие на их фоне. Таким образом, научный монолог или диалог фактически является полилогом, где отдельные научные концепции, мнения расцениваются в качестве отдельных высказываний. Научная коммуникация за счет этого выходит за пределы определенного времени в силу того, что научная значимость той или иной концепции зависит не от времени ее появления и развития, а от важности в системе знания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: