Тактильно-кинестетической чувствительности и




Чудеса на песке

Методический практикум по песочной игротерапии

Санкт-Петербург 1999



Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т.

Чудеса на песке. Методический практикум по песочной

игротерапии. — СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.

Рецензент: Л.А. Нисневич, доцент Института специальной

педагогики и психологии Международного универ­ситета семьи и ребенка им. Р.Валленберга

Зав. редакцией: А.В. Голубев а, канд. филол. наук

Редактор: И.В. Евстратова

Корректор: Г.А. Седова

Художник: Р.И. Ш у с т р о в

Оригинал-макет: Л.О. П а щ у к

Книгу «Чудеса на песке» авторы адресуют родителям, педагогам и пси­хологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребен­ка через игру, близкую и понятную ему. Рекомендациями авторов можно воспользоваться для работы как с дошкольниками, так и с млад­шими и старшими школьниками.

ISBN 5-86547-080-9

Авторские права охраняются законом.

Перепечатка всей книги, а также отдельных частей запрещена. Всякое коммерческое использование данного издания возможно лишь с ведома авторов.

© Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., текст, 1999. © Шустров Р.И., иллюстрации, 1999. © АОЗТ "Златоуст", 1999.

Подготовка оригинал-макета: издательство "Златоуст".

Подписано в печать 21.04.99. Формат 60x90/16. Печ.л. 5. Печать офсетная.

Тираж 1000 экз.

Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 062426 от 23 апреля 1998 года.

Издательство "Златоуст": 191011, С.-Петербург, Инженерная ул., 13, зал 29. Тел. 7-812-315-25-12, факс 7-812-314-09-20, e-mail: zlat@peterlink.ru.

Отпечатано с готовых диапозитивов в издательски-полиграфической фирме "Береста". С.-Петербург, ул. К.Томчака, 28. Тел. 298-90-00.


Авторы выражают искреннюю признательность своим семьям за проявленное сотворчество, терпение и «героизм», а также Ларисе Виноградовойдиректору школы-интерната N 20, Надежде Кравцовойдиректору Центра «Симба» за содействие в творческих экспе­риментах.

Огромное спасибо Людмиле

Нисневич за ценные советы

и методическую помощь

и Дмитрию Фролову за

очаровательный

стихотворный

материал.


Об авторах

Грабенко Татьяна Михайловна —

дефектолог (сурдопедагог, логопед), игротерапевт. Ведущий сотрудник Ин­ститута сказкотерапии, преподаватель Института специальной психологии и педагогики Международного универ­ситета семьи и ребенка им. Р.Валлен-берга, автор уникальных программ по игровой сказкотерапевтической фоне­тической ритмике, лауреат Премии мэра, победитель многих конкурсов педагогического мастерства.

Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмит­риевна — доктор психологических наук, сказкотерапевт, автор психолого-педагогической технологии «Комплек­сная сказкотерапия», ректор Институ­та сказкотерапии.

Проходила профессиональную подго­товку у лучших психотерапевтов: по техникам креативной терапии (д-р Р.Гарднер; 1995, 1997), по основам по­веденческой терапии (д-рХ.Зенг; 1994), по технологии данс-терапии (д-р

М.Бергер; 1995), по технике песочной терапии (д-р Д.Бержер; 1996, 1997), по игротерапии (М.Кондратова; 1997).


От авторов

М ногие родители часто задают себе и специалистам вопрос: «Когда начинать учить ребенка?». Одни говорят — еще в утробе матери; другие — не учи­те вообще, школа научит; третьи посоветуют отдать Вашего любимца в руки грамотных специалистов как только он нач­нет ходить и говорить. Сделать выбор непросто.

Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Действи­тельно, ребенок начинает познавать мир, находясь в утробе ма­тери. Причем учеными установлено, что основой этого процес­са является тактильная (кожная) чувствительность. Недаром говорят: «Кожей чувствую». Появившись на свет, ребенок ак­тивно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть про­цесс САМООБУЧЕНИЯ. Может, все чаще Вам приходится слы­шать от специалистов фразу: «Главное, ребенку не мешать!»

«Как не мешать? Чем я могу ему помешать?» — задаете Вы себе вопрос. Оказывается, помешать можно, если подходить к ребенку со взрослыми мерками. Как же этого избежать?

Давайте понаблюдаем за нашими детьми. Они тянутся к ярким и далеко небезопасным предметам; могут запустить обе руки в тарелку с манной кашей и с большим удовольствием размажут ее по себе, столу и любимому родителю; им нужно все попробовать на зуб; но главное — их просто тянет к тому, что НЕЛЬЗЯ. Безусловно, все это доставляет взрослым множе­ство хлопот. И мы ВЫНУЖДЕНЫ, как заботливые родители и педагоги, ставить перед ребенком череду запретов. Так кирпи­чик за кирпичиком растет и крепнет «Стена Плача», отделяя и отдаляя миры Ребенка и Взрослого.

Как же сохранить связь между нашими мирами: предоста­вить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе, направлять, не ограничивая? Давайте отложим на вре­мя эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему ВНУТРИ каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое;


 

ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом ощущать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с пес­ком.

С каким упоением дети парят супы и каши из песка и кор­мят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку на маму, ложку за папу» и др. Именно на песке строится пер-в жизнидом, сажается дерево, создается «семья». Все это — Мир Ребенка, и котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это — отражение нашего Взрослого Мира.

Теперь, наверное, Вам легче будет ответить на вопрос: ког­да и как начинать обучение ребенка. Быть может, тогда, когда Вы интуитивно почувствуете готовность подключиться к про-цессу его саморазвития. Надеемся, что наша книга поможет Вам

в этом.

С уважением, Авторы


Введение

то из нас в детстве не играл в куличики? Ведерко, формочки, совок — первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом

происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы с Вами посмотрим на возможности использования песочни­цы с педагогической стороны.

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя кар­тины из песка, придумывая различные истории, мы в наибо­лее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную душу, раскрывая своего Внутреннего Ребенка.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Часто на наши вопросы: «Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?» многие работники отвечают: «Пе­сок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как ле­том, а играть с ними даже не надо - они это делают сами». Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству пе­сочной терапии, в основе которой лежит спонтанность прояв­ления индивидуальности ребенка в песочных играх.

Принцип терапии песком был предложен еще Карлом Гус­та вом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной.


Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очи­щает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В иг-роном помещении созданного ею Лондонского института детс­кой психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный пес ком, а другой—водой, и формоч­ки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробку с песком они называли «миром». Поэтому М.Ловен- фельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».

Формированием концепции песочной терапии (или «sand play») занимались, в основном, представители юнги- анской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возмож­ности песка до недавнего времени практически не исполь­зовались. Чтобы заполнить этот пробел, нами создана сис­тема песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

Основные принципы игр па песке

1. Создание естественной стимулирующей среды, в кото­рой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, прояв­ляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возмож­ностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказоч­ной форме; И( исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.


2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геомет­
рических фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и уси­лить положительную мотивацию к занятиям и личностную за­интересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных си­
туаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный пе­реход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, ока­завшись в роли спасителя Принцессы, ребенок не просто пред­лагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он на деле убеж­дается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленьких набор Возьмем в игру... Подобно Богу Мы создадим свой Мир Чудес, Пройдя Познания Дорогу.

Что нужно для игры в песок?

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Если Вы будете заниматься с детьми в малой группе (3—4 человека) или ин­дивидуально, его размер — 50x70x8 сантиметров. Такой раз­мер ящика соответствует оптимальному полю зрительного вос­приятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом» —


по бокам его могут быть ручки для удобства транспорти­ровки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятель­ность. Однако не беда, если Ваш ящик будет из другого ма­териала.

Дли занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашива­ются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прока-ливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком круп­ным пли слишком мелким.

Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, ес ли он будет влажным.

Таким образом, песок задает символическую линию гори­зонта.

3. Коллекции миниатюрных фигурок высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:

человеческие персонажи;

— здания: дома, школы, церкви, замки;

— животные: домашние, дикие, доисторические, морские
и пр.;

— машины: сухопутные, водные, космические, боевые;

— растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.;

— постройки: мосты, ограды, в орота, порталы, загоны для
скота;

естественные предметы: ракушки, неточки, камни, кос­
ти, яйца и пр.;

— символические предметы: источники для загадывания
желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.;

— сказочные герои: злые и добрые;

— религиозные предметы и сувениры;
живая зелень и пр.;

- домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, бол­тики и др.;


- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различ­ные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямо­угольники, пирамиды и др.).

Слоном, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей «коллекции». Сбор оборудо­вания для игр не будет для Вас обременительным, так как се­годня каждый ребенок поможет Вам в этом (фигурками из «Киндер сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок образов, их можно вы­лепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Теперь у Вас есть все, чтобы отправиться вместе с ребен­ком в увлекательное путешествие по (/гране Песочных Игр.

Первая глава нашей книги посвящена ОБУЧАЮЩИМ иг­рам. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.

Вторая глава поведет Вас в страну ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ игр. С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш мир, познакомятся с историей своего города, историческими героями и событиями.

В третьей главе описаны ПРОЕКТИВНЫЕ игры. Вы узнае­те о том, что «делает» бессознательное, когда ребенок играет с песком; откроете потенциальные возможности ребенка; уви- дите творческий полет его фантазии; шагнете вместе с ним в детский мир; научитесь вместе с ним сочинять и разыгрывать сказки.

Итак, в путь!

 


 

ГЛАВА 1 Песочные уроки

(обучающие игры на песке)

Просто сыграем, как делают дети, Что «вне игры», то для них — мишура, Это сладчайшее дело на свете — Общая наша игра!

еред Вами песок. Естественное желание — погру-зить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцами, чувствуя при этом тепло соб-

ственных рук. Приятные воспоминания охватили Вас: детство, Море, солнце, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют Вас, и хочет поделиться ими. А ря­дом ребенок.- Он делает то же, что и Вы. Его маленькие руч­ки только что соприкоснулись, с уникальностью мироздания, вечностью. Он стоит на пороге открытия. Сейчас Вы вместе сделаете самые важные шаги по дороге познания. А наши игры помогут ВАМ в этом.


«Чувствительные ладошки»

(игры, направленные на развитие

тактильно-кинестетической чувствительности и

Мелкой моторики рук)

ак Вы уже знаете, тактильная форма ощущений шляется наиболее древней для человека. Это ощу пения, которые мы получаем через кожу: горя-

чее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. Они помогают нам узнать, насколько удоб­но мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движе­нии. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связа­ны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности.

Серия игр «Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по оче­реди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней сто­роной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и при­слушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощу­щениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) пес­ка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребе-нок в точности воспроизводит ваши слона, передавая свои ощу­щения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он


научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. По­старайтесь не навязывать ему своего мнения.

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно дер­жать так руки. А тебе?» Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить, что лучше сделать, чтобы их изменить. Мо­жет, подвигать руками?

— Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя
зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки,
санки и др.),

— выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

— пройтись ладошками по проложенным трассам, остав­
ляя на них свои следы,

— создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками
кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узо­
ры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с
объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождин­
ки, травки, дерево, ежик и пр.),

— пройтись по поверхности песка отдельно каждым паль­
цем поочередно правой и левой рукой, после — одновремен­
но (сначала только указательным, потом — средним, затем —
безымянным, большим, и наконец — мизинчиком).

— Далее можно группировать пальцы по два, по три, по
четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадоч­
ные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?

— Поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пиа­
нино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы,
но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для
сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать
то же упражнение на поверхности стола.

Эти незатейливые упражнения на самом деле имеют колос­сальное значение для развития психики ребенка. Во-первых,


такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоцио­нальное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится по­нимать себя и других. Так закладывается база для дальнейше­го формирования навыков позитивной коммуникации.

Серия игр «Что же спрятано в песке?»

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменя­ется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от теска, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

Всем известна пляжная игра «Мина». Рука одного играю-щего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего — «сапера» — откопать «мину», не дотрагиваясь до нее.

«Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помо­гать себе тонкими палочками.

Взрослый вместо руки может закопать любую игрушку ■ важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе рас­копок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытает-ся догадаться, что же было закопано.

• Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек и наощупь узнавать: что или кто это (вариация игры (Чудесный мешочек»), и т.п.

Любую из игр можно предлагать ребенку в форме сказки. Например:


«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.

Это было не по вкусу Дракону, жившему по-соседству. За­думал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...

Чтобы Принцесса никогда больше не могла дарить радость людям, Дракон заколдовал ее в невиданное существо и зато­чил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.

Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказоч­ной страны? Попробуй!..»

Наверное, дорогие друзья, многие из Вас в детстве делали «секретики». Каждый из Вас, наверняка, до сих пор помнит свои стеклышки, фантики, блестки, цветочки и пр. А ведь «засекре­чивать» можно буквы, цифры, геометрические фигуры.

Итак, наш малыш получил первый опыт успешного взаи­модействия с песком. А теперь можно уже начинать учиться. Безусловно, наши игры не заменят Вам и ребенку учебники, но помогут подготовить ребенка к школе, создадут базу для более органичного усвоения учебного материала. В этом по­может следующая серия наших игр.


«Песочная грамота» (игры, направленные на развитие фонематического

слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение
чтению и письму)

ачнем с игр-сказок о звуках, а потом познакомимся с основами письма.

Серия игр «Путешествия к звукам» Путешествие в страну «А»

Есть прекрасная страна — Где принцессу зовут А,

(взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрач­ным скотчем приклеена буква А)

В море плещутся А-кулы,

(в песочнице создается море и помещаются акулята из коллек­ции «Киндер-сюрприза», на них тоже наклеена буква А)

А-исты в садах живут,

(в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы, на них также наклеена буква А)

А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут,

(в песочнице появляются растения, на которых изображена бук­ва А)

Чтобы здесь нам поиграть, Надо много слов назвать. ■ Привести сюда друзей, В чьих названьях — А. — Смелей!

(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает ин­тонационный акцент на звук А)


Для того чтобы начать игру, взрослому придется немнож­ко подготовиться:

— отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5—
10 штук),

— наклеить на них букву А,

— подготовленные к игре фигурки расставить рядом с пе­
сочницей,

— если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисо­вать, вырезать, вылепить,

— приготовить деревянную или пластмассовую букву А
или карточку с ее изображением.

Взрослый проговаривает стихотворение-инструкцию и од­новременно вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится не­посредственным участником процесса — положительная моти­вация сформирована... И тут Вы даете задание, требующее са­мостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не ме­нее 3-х слов, в которых есть звук А. Важно помнить о последова­тельности предъявления слов, содержащих звук, который Вы отрабатываете. Первыми предъявляются слова, содержащие звук в начале слова, потом — в конце, потом — в середине. Причем мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится нечетко. Ребенку могут помочь Ваши вопросы. Например:

«Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон и...?»

«Кто может жить в этой стране? Мама, папа, бабушка и...?»

«Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук А?»

«Как ты думаешь, что любит есть принцесса? Кашу, варе­нье, малину и...?»

Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ от страны принцессы А и являет­ся ее Почетным гостем (при этом вручается приготовленная Вами буква или ее изображение на карточке). Он может играть


с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу дру­гих героев.

Маленький комментарий. Эта простая игра поможет нам решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них — развитие фонематического слуха, то есть уме­ния слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правиль­ного звукопроизношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным су­ществом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями и как можно дольше не расставаться. Подбираемый Вами материал и формы его по­дачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем мы усложним ребен­ку задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты ин­струкций. Так мы познакомим ребенка со множеством звуков.

Как Вы обратили внимание, пока мы не вводили понятие «буква», хотя и использовали их в играх. Таким образом, опира­ясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое вос­приятие, мы готовим ребенка к обучению чтению. Не оперируя пока понятием, он уже узнает буквы. И начинает, на первых по­рах неосознанно, соотносить звуки и их графическое изображе­ние. Это один из элементов опережающего обучения грамоте.

Важно помнить, что у каждого ребенка свой темп усвоения материала. Одному нужно подольше задержаться в одной стра­не. Другой, схватывая все на лету, ждет новых игр, приключе­ний, знакомств. Пожалуйста, давайте познакомимся!..

С милым звуком Е

«Живет в той сказочной стране Спокойный, добрый, милый Е. Он утром Ели объезжает И все игрушки проверяет. И мчатся с ним по веткам Ели,


Как по зеленой карусели, Медведь и Белочка, Скворец И Лев, и даже... Огурец! Но вот, друзья мои, беда — Забыл другие он слова, Где тоже есть наш милый Е. Поможем мы его беде?»

С волшебником И

«На облаке мягком,

Что в небе парит,

Звук И, как волшебник,

Над миром летит...

Он счастье несет

И добра всем желает,

И, где что рассыпалось,

Соединяет!

Он любит Индейцев,

Изюм и Икру

И любит в песочке

Простую Игру!

Он рад и с тобою

В песок поиграть,

Чтоб ты все слова

С звуком И мог назвать!»

(В стихотворной инструкции уже не дается конкретных указа­ний по строительству определенной страны. Это позволит Вам и ребенку проявить творческое воображение.)

С бедным О

«В огромной, пустынной стране Лимпопо Живет одиноко прекрасный звук О. Он сирота: ни друзей, ни реки, Зачахнет звук О там один от тоски!


Что делать, ребята? Страну как найти? Как бедный звук О поскорее спасти?»

(Стихи Д.Фролова)

Отметим, что мы не даем последовательность изучения зву­ков, т.к. эту методику несложно найти в учебниках и пособи­ях. Мы предлагаем лишь принцип работы со звуком. На при­веденных примерах Вы сможете сами познакомить ребенка с другими звуками (как гласными, так и согласными), опираясь на свою фантазию, знания и жизненный опыт. Не обязатель­но, чтобы инструкции к играм были стихотворными. Главное, чтобы они были увлекательными и близкими ребенку.

Опыт показывает, что в такого рода игры с увлечением иг­рают дети уже с 3-х лет. Играя, Вы можете вводить понятия гласных и согласных звуков.

Серия игр «Живые буквы»

Непросто маленькому ребенку понять разницу между зву­ком и буквой. Для него это лишь абстракция. С миром звуков мы знакомы. Давайте узнаем, кто же такие буквы. Конечно, дорогой читатель, Вы знаете, что буква — это графическое изображение звука. Но такая терминология — не для ребенка. Привычное объяснение, что «звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем» — тоже пока рановато. Позовем на помощь игру-сказку.

«Мы с тобой уже побывали в царстве звуков. И ты, навер­ное, заметил, что на одежде каждого звука нарисованы какие-то таинственные знаки. Ты, может быть, уже догадался, что если звуки не произносят своего имени вслух, то они находят друг друга по этим знакам на одежде. Это нужно не только самим жителям страны звуков, но и нам, путешественникам, гостям этих стран. Давай вспомним наших старых друзей и внимательно рассмотрим их одежду. (В это время взрослый выставляет фигурки звуков, которые были использованы в


предыдущих играх. На каждой фигурке наклеена буква.) Вот они, эти знаки! Путешественники по стране звуков назвали эти знаки буквами. Правда, интересное название? Давай его запом­ним».

Таким образом, мы разделили понятия звук и буква. Теперь мы можем вызывать сказочных жителей не только голосом, проговаривая, пропевая звуки, но и прописывая знаки-буквы на песке. Итак, в наших играх появляются новые персонажи — буквы (пластмассовые и деревянные, вырезанные из плотного картона, наждачной, бархатной бумаги). Это важно для ману­ального осознания ребенком абстрактных символов. Он дол­жен не только зрительно запоминать буквы, но и подключать к этому телесную память.

Вернемся к игре-сказке.

«В одной сказочной стране, где текла река (или было озеро, море — в зависимости от того, что захочет построить ребе­нок), стоял красивый лес (были поля и долины), жил малень­кий гномик (или другой сказочный герой). (В это время Вы достаете фигурку и ставите ее в песочницу.) У гномика был домик (в это время вы предлагаете ребенку поставить домик в любое место в песочнице). Он в нем жил (Вы ставите фигурку рядом с домиком или просите это сделать ребенка). Рядом с домиком росло дерево (прекрасный сад и пр.). (Вы просите ре­бенка посадить дерево.) Гномик о нем заботился, поливал его, разговаривал с ним, укрывал, когда было холодно. У нашего гномика было интересное имя — его звали С. Он носил кур­точку с изображением своего имени (Вы прозрачным скотчем наклеиваете на спину фигурки заранее изготовленную Вами букву С). Но самое удивительное было то, что гномик мог про­износить, говорить только свое имя: "С-с-с"! Когда он радо­вался солнышку, выходя утром на крыльцо (ребенок в это время манипулирует фигуркой), он произносил радостно: "С-с-с!". Когда ему было холодно, он прятался у себя в домике, разводил огонь в печи и дрожал. А при этом опять произно­сил только свое имя: "С-с-с". Когда он злился, он говорил:


"С-с-с!". Когда ему было приятно, он ел что-то вкусненькое и получал от этого удовольствие, он говорил: "С-с-с!" (Важно вместе с ребенком произносить этот звук, с различной эмоци­ональной окраской, чтобы он ожил.) Но оставим на некоторое время гномика С и познакомимся еще с одним героем нашей сказки.

На другом конце этой сказочной страны тоже стоял домик (мы просим ребенка поставить домик туда, куда он считает нужным). И рядом с ним росло прекрасное дерево (ребенок сажает его). А жил в этом домике другой гномик (Вы достаете фигурку и ставите ее рядом с домиком). Звали его — О. Так же как и гномик С, гномик О умел произносить, говорить только свое имя. Когда ему было весело, он говорил: "О-о-о-о!" Когда он грустил, он тихонько говорил: "О-о-о!" Когда он узнавал что-то новое, удивлялся, он говорил: "О-о-о-о!" Гномик О но­сил курточку с изображением своего имени (Вы наклеиваете прозрачным скотчем на спину фигурке заранее изготовленную букву О). Но оставим ненадолго гномика О и посмотрим, кто еще живет в этой сказочной стране.

Посмотрите, в нашей стране есть еще один домик (кото­рый Вы сейчас незаметно поставили на другой край песочни­цы)! Кто же в нем живет? Кто поливает все эти прекрасные цветы (ребенок сажает цветы около домика)? Это еще один житель сказочной страны. Познакомьтесь — гномик К! Он носит курточку с изображением своего имени. Как и другие жители этой сказочной страны, он может произносить только свое имя: "К-к-к!" Как он говорит, когда радуется? А когда гру­стит? А когда сердится? А когда удивляется?

Как-то раз гномикам наскучило сидеть по своим домикам, И они пошли страну посмотреть да себя показать. Ведь им так хотелось иметь друзей. (В это время, совместно с детьми, Вы начинаете передвигать фигурки гномиков по песочнице.)

Вот на поляне встретились два гномика — С и О. Они очень удивились друг другу, и каждый из них, естественно, произнес свое имя (дети говорят удивленно: "С-с-с!" и "О-о-о!"). Наши


гномики были очень любопытны, они подходили все ближе и ближе друг к другу. Им даже захотелось прикоснуться друг к другу, проверить: не сон ли это?! И когда их руки соединились, вдруг..! Каждый из них произнес: "С-о!" и "О-с!" Когда их руки соединялись, они могли произносить не только свое имя, но и имя другого! А когда руки разъединялись, каждый мог произ­носить только свое имя: "С-с!" и "О-о!"

Гномиков очень обрадовало то, что они могут произносить что-то новое. И они, взявшись за руки, пошли по дорожке, ве­село распевая: "С-с-о-о!" и "О-о-с-с!"

В это время гномик К тоже гулял и вот вышел на дорожку, по которой шли гномики С и О.

Когда гномик К увидел весело шагающих и поющих С и О, он очень удивился и произнес: "К-к-к!" С и О уже знали, какие интересные вещи происходят, когда соединяются их руки. По­этому они подбежали к гномику К и взяли его за руки. Но вдруг-Вдруг все загрохотало, засверкало. Гномики закрыли глаза и плотнее прижались друг к другу. Но все стихло так же вне­запно и быстро, как и началось. Гномики открыли глаза и удив­ленно произнесли: "СОК!" Неожиданно... у каждого из них в руке оказалось по стаканчику вкусного сока!

Они выпили сок. И радостно заплясали. Разъединяя руки, они произносили только свои имена. Но когда им хотелось сока, они соединяли руки. Они поняли, что умеют творить на­стоящие чудеса!

А когда солнышко закатилось, наступил вечер, наши гно­мики разошлись по своим домам. Но каждый из них теперь знал, что он не одинок и когда им захочется, они вновь встре­тятся.

Мы попрощаемся с нашими гномиками, а в другой раз по­участвуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказоч­ной стране еще много тех, с кем мы не знакомы...»

В процесс подобных игр наряду с игрушками Вы вводите буквы. Например: гномик С (фигурка гномика) жил в домике


1 (строится домик). На крышу, дверь или окна Вы помещаете букву С. Рассказывая историю гномика, Вы неоднократно ак­центируете внимание ребенка на эту букву. Важно, чтобы ре­бенок научился соотносить изображение буквы на домике и на одежде сказочного существа (чтобы гномик нашел дорогу к своему домику). То же происходит и с другими персонажами. Ваша задача постепенно изъять игрушки из песочницы, оста­вив одни буквы. Вот так мы учимся читать!

Теперь мы можем усложнить наши игры-сказки.

«Ночь. Уснула детвора, Вдруг в кладовке из угла Вылез сам Король Мышей, Выкрал буквы у детей. Спрятал тут же их в песок, Чтоб никто найти не смог, Чтобы дети не читали, Чтобы букв они не знали, Чтобы не было веселья, Чтоб их дом стал подземельем... Побыстрей детей спасайте, Буквы мигом раскопайте, Назовите все, кто знает, Пусть Король в норе рыдает!»

(Стихи Д.Фролова)

Как Вы уже поняли, к этой игре нужно подготовиться:

— отобрать те буквы, с которыми ребенок уже знаком,

— найти фигурки Короля Мышей и детей (или других сказочных персонажей).

Помните, один из наших принципов — непосредственное, полное проживание процесса. Поэтому в песочнице развора-чивается настоящая пьеса. Сначала ребенок строит дом, гд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: