145. Установите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.
1. Принцип фальсификации 2. Смена парадигмы в научном познании
3. Принципа пролиферации
К. Поппер П. Фейерабенд Аристотель Т. Кун
146. Т. Кун вводит в научный оборот понятия:
| интроекция | |||
| нормальная наука | |||
| парадигма | |||
| фаллибилизм | |||
| научная революция |
147. К общенаучным методам относятся …
| препарирование | |||
| Анализ | |||
| Индукция | |||
| абстрагирование | |||
| Тестирование | |||
| Анкетирование |
148. Основными методами эмпирического исследования являются …а) научное наблюдение б) эксперимент в) описание объекта г) аксиоматический метод в) формализация
149. Укажите соответствие между основными направлениями в философии науки и их представителями:
1. Конвенциализм
2. Эмпириокритицизм
3. «Венский кружок»
4. Эволюционная эпистемология
| Э. Мах | |||
| А. Пуанкаре | |||
| М. Шлик | |||
| С. Тулмин | |||
| З. Бжезинский |
150. Установите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий «культура» и «цивилизация».
1. А. Тойнби 2. Э. Тайлор 3. О. Шпенглер 4. Ф. Бродель
| Цивилизация – определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность. | |||
| «Культура» и «цивилизация» – синонимы. | |||
| «Цивилизация» – умирающая культура. | |||
| Цивилизация – база культуры. | |||
| Понятия «культура» и «цивилизация» никак не связаны друг с другом. |
151. Установите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.
1. К. Маркс 2. Ш. Монтескьё 3. М. Вебер 4. З. Фрейд
| материалистический детерминизм | |||
| географический детерминизм | |||
| теория факторов | |||
| психологический детерминизм | |||
| идеалистический детерминизм |
152. Установите соответствие между подходом к изучению истории и его характерными особенностями.
1. Деление исторического процесса на формации
2. Развитие общества во многом зависит от субъективного фактора
3. Мир разделен на центр и периферию.
| нелинейный подход | |||
| линейный подход | |||
| Мир-системный подход | |||
| статичный подход |
Решение:
Линейный подход к пониманию истории заключается в том, что внимание концентрируется только на «вертикальных» связях во времени, связи между стадиями развития внутри одних и тех же социоисторических организмов понимаются односторонне, при этом учитываются только причинно-следственные связи. К таким подходам можно отнести, прежде всего, формационный подход К. Маркса.
Под нелинейностью понимаются отступления от пропорциональной зависимости между причиной и следствием. Для нелинейного процесса характерны ситуации, в которых будущее неоднозначно определяется настоящим, так как у людей есть свобода воли. Таким образом, в общественное развитие вмешивается субъективный фактор.
И. Валлерстайн – американский социолог, является автором Мир-системного подхода к периодизации истории. Его главный вклад состоит в координации большого числа исследований, которые включают в себя междисциплинарные исследования в социологии, политэкономии, политике и истории. Данный подход рассматривает мир как целостность, которая связанна с международным разделением труда и не регулируется никакой политической структурой. Основной идеей Мир-системного подхода является тезис о том, что капиталистический мир разделен на центр и периферию. Во главе мировой торговли стоят США.
153. Установите соответствие между именами учёных и этапами развития науки.
1. Н. Коперник
2. Эвклид
3. А. Эйнштейн
4. Г. Лейбниц
| эпоха научных революций | |||
| преднаука | |||
| неклассическая наука | |||
| классическая наука | |||
| научно-техническая революция |
Тема: Культура, цивилизация, формации
154. Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:
1. Культурно-исторический тип
2. Рабовладельческое общество
3. Мир-империя
| цивилизационный подход | |||
| формационный подход | |||
| миросистемный подход | |||
| стадиальный подход |
Тема: Картины мира
155. Установите соответствие между основными идеями об изменчивости мира и философскими направлениями.
1. Развитие – неизменный атрибут существования материи, связанное с конкретными системами
2. Вещи не изменяются в своей сущности, атсуществуют обособленно друг от друга
3. Развитие – волнообразный переход от хаоса к порядку
| диалектика | |||
| метафизика | |||
| синергетика | |||
| эклектика |
Решение:
Одним их важнейших для философии вопросов является вопрос о сущности движения и развития. Его можно сформулировать следующим образом: «Развивается мир или он остается неизменным?» Идея развития природы и общества в ее современном виде возникла только в XVIII – XIX вв. В древности, например, у Гераклита – речь шла только о всеобщей изменчивости мира, его непостоянстве и об источнике всех изменений – противоречии. Гераклит стал создателем философского учения о всеобщей изменчивости природы – диалектики. В XIX веке Гегель создает философскую систему, в основе которой лежит объективный идеализм и диалектика. К. Маркс и Ф.Энгельс разрабатывают диалектику на основе материализма.
Диалектике противоположна метафизика, древние представители данного направления утверждали, что мир неизменчив (Парменид, Зенон). Позже метафизическая концепция природы и общества постепенно изменяется – метафизики признают существование изменения, а иногда и развития. Однако они понимают изменение и развитие упрощенно.
Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х гг. ХХ века. Представители: И. Пригожин, Г. Хакен и т.д. В рамках синергетики формируется энергетическая стратегия в понимании природы, в которой подчеркивается нелинейность, неустойчивость, неравновесность и самоорганизация природных процессов, а природа предстает как открытая динамическая система нелинейных процессов становления или изменений, где «выбор» пути определяется точкой бифуркации и аттракторами. Синергетика раскрывает механизмы самоорганизации систем, или перехода из хаоса к порядку, к организации (внутренней упорядоченности).