Корреспондент канала «Al Jazeera» (Катар, Доха), сообщает: гуманитарная миссия «Muslim Human Rights Center» и «Amnesty International», направленная из Абу-Даби, успешно прибыла в Джакарту. Миссией приобретены два океанских катера в порту
Панкалпинанг, на которых правозащитники намерены выйти в море, чтобы мирными средствами добиться освобождения 11 мусульман, принудительно доставленных на корвет «Индевер» ВМС Австралии в Таиланде, и сейчас транспортируемых на юг к Зондскому проливу, для доставки на базу ВМС Австралии на острове Рождества.
Официальные источники в Таиланде, Австралии и Новой Зеландии утверждают, что арестованные мусульмане, это террористы, виновные в похищении 4 граждан Новой Зеландии. Источники в исламском мире считают, что похищение новозеландцев было инсценировкой тайских и австралийских спецслужб, с участием нелегальной РККА (вооруженного формирования Красных кхмеров), а арестованные мусульмане – это медицинский персонал одной из клиник в Паттайе, виновный только в том, что своей качественной работой показывал преимущества исламского подхода к медицине.
Власти Индонезии заняли индифферентную позицию. Президент Ледан Бану, дал следующий комментарий для прессы: «Борьба против терроризма должна вестись с соблюдением некоторых норм, и международные организации могут проверять это, однако, сами должны тоже соблюдать закон. Наша полиция досмотрела имущество миссии на предмет наличия оружия и других запрещенных вещей, а лидеры миссии предупреждены об обязанности выполнять требования морского права». Президент отказался встречаться с лидерами миссии лично, сказав, что (цитируем): «Индонезия светское, а не исламское государство, и никто из представителей властей не может участвовать в мероприятиях религиозного характера, это нарушило бы закон».
|
Эксперты «Amnesty International» считают, что 11 мусульман, которые находятся на «Индевере», лишены свободы незаконно, внесудебным путем, и должны считаться невиновными до решения компетентного и независимого суда. В письме экспертов отмечено, что юстиция Австралии и Новой Зеландии необъективна к мусульманам, а последние события указывают на дискриминацию представителей этой религии.
Вечером 31 октября (по местному времени) в Австралии арестовано несколько тысяч мусульман, включая известных исламских общественных и религиозных деятелей. Закрыты исламские культурно-религиозные учреждения, включая мечети. Власти утверждают, что эти жесткие меры приняты, чтобы избежать масштабного насилия на улицах, и эти меры поддержаны общественностью. Международные правозащитные организации придерживаются иного мнения, а именно: что власти пошли на поводу у расистских группировок и начали копировать методы соседних Меганезии и Папуа.
Аналитики напоминают, что в апреле этого года корвет «Индевер» являлся основной ударной силой при аннексии Австралией острова Роти (западнее Тимора). Команда «Индевера» вела боевые действия против гражданского населения. Более ста человек погибло, а несколько десятков захвачены и увезены на «Индевере» в нечеловеческих условиях, на австралийскую военную базу Картье. Интернированных держат там без допуска адвокатов и без суда. Аналитики полагают, что не случайно в таиландской операции «Индевера» участвовал вместе с тиморскими красными радикалами: Ним Гоком, Лон Бусаном и Кайемао Хаамеа. Это вызывает особую тревогу, поскольку…
|
-----------------------------------------------------------
Билл Сеймур дочитал текст и щелчком выбросил за борт окурок сигареты, успевшей догореть до самого фильтра.
- Дерьмовые там аналитики. Кай Хаамеа даже с перепоя не бывает красным!
- У этих аналитиков, - авторитетно произнес Олдсмит, - своя логика. Раз Кай дружит семьями с Ним Гоком, то он тоже красный радикал.
- А почему не наоборот: «Ним Гок тоже черный полинезиец»? Звучит неплохо.
- Потому, Билл, что красный радикал звучит страшнее, и вызывает острый интерес у зрителей CNN. А полинезиец… Подумаешь! У янки на Гавайях полно полинезийцев, никого в Америке ими не удивишь. Но это все так, ерунда. Проблема в другом. Мы в полной жопе Билл, из-за двух сраных правозащитных катеров из Панкалпинанга.
- Хм… Я не совсем понял, Джед, Ты думаешь, что они попробуют нас блокировать, подставляя нам свои борта, или что они попытаются влезть на борт к нам?
- Они могут попробовать и то, и это, - ответил капитан, - Экологические террористы придумали кучу методов, как насвинячить военному кораблю, а исламисты теперь пользуются этим, добавив сюда свои сюрпризы, вроде бомб - поясов шахидов. Мы, конечно, можем сыграть в игру «О, черт, мы их не заметили!»…
- Протаранить их, если они встанут бортом по нашему курсу? – уточнил помкэп.
Джед Олдсмит неопределенно пожал плечами.
- Что-то вроде того. Но, на обоих катерах будет пресса, и не сомневайся: они станут транслировать online самые выгодные ракурсы. Получится, что не катер влез поперек нашего курса, и подставился, а мы гонялись за ним по морю, и наехали.
|
- Хм… - снова произнес Сеймур, - А что, если мы не станем их таранить, а вызовем индонезийскую морскую полицию?
- Их полиция не поедет в нейтральные воды. А у нас нет разрешения двигаться в их территориальных водах, за исключением обычного прохода через проливы. В общем, индонезийцы в это вмешиваться не будут. Оно им на хрен не нужно с любой стороны.
- Джед, а что если попросить у штаба разрешение повернуть на восток? Мы оставим с севера – Вьетнам, а с юга – Борнео. Там никаких исламистов. Дойдем до Филиппин, а дальше - Меганезийское море. Повернем домой к югу, мимо Фак-Фак…
- Нет, Билл. Во-первых, у нас не хватит ресурса.
- Мы можем взять ресурс в меганезийской лагуне Бай-Транг по дороге мимо Борнео.
- Да, - капитан кивнул, - Это запросто. Но, нези поставят ресурс на расчеты с нашим флотом, и финотдел потом врежет нам так, что мы год будем заикаться. Кроме того, я сказал: «во-первых». А есть еще «во-вторых». Штаб не разрешит нам сменить курс.
- Из жадности? – спросил помкэп.
- Нет, из принципа. И правильно. Какой мы, на хрен, боевой флот, если мы боимся встретиться с какими-то сраными правозащитными катерами?
- Значит, нам дают добро, чтобы, если что, грохнуть их, да, Джед?
- Нет. Черт возьми! Мы должны соблюдать международные нормы гуманизма!
Билл Сеймур в глубоком недоумении потер ладонью лоб.
- То есть, как…?
- В разумных пределах, - совсем тихо добавил капитан.
- Хм… Э… А что это, примерно, означает?
- Это, Билл, интуитивное понятие. Так что подумай над этим. И очень быстро.
- В каком смысле подумать?
- В прямом смысле, - уточнил Олдсмит, - Плюнь на все остальное, возьми нескольких парней по своему выбору, используй материально-техническое обеспечение нашей любимой калоши, и сделай так, чтобы к полудню у нас было практическое решение проблемы с этими ебучими правозащитниками. Извини, Билл, но это приказ.
- Ясно, сэр, - со вздохом, произнес помкэп, - разрешите приступить к исполнению?
- Не дуйся, Билл.
- Я не дуюсь, Джед. Ничего такого. Просто, скажи: почему все так через жопу?
- Потому, - лаконично ответил Олдсмит.
- Я так и знал, - обреченно произнес Сеймур.
…
Позднее утро. Фетиамити (округ Туамоту, Меганезия)
Проснуться после гулянки в 10 утра - не велика сложность. Просто, надо поставить будильник погромче. Но вот вытащить свой организм из кровати, затащить под душ, вымыть, потом одеть этот организм во что-нибудь, и отправить его на поиски новых впечатлений – это почти подвиг. И Дженифер Арчер его совершила.
Постоянные и временные жители полусинтетического атолла, в основном спали после вчерашней (еще только первой) серии Хэллоуина. Некоторые из них (меньшинство) - в мини-отеле на втором и третьем этажах Анти-Каабы, прочие (большинство) - либо на надувных матрацах под тентами, либо прямо в лагуне, на дрейфующих проа, катерах, авиетках, поплавковых дельтапланах и прочих легких плавсредствах. Яркое огромное солнце уже прошло с востока до половины зенита, а на западе наблюдался блестящий аэростат-сервер над центральной башней «Лексингтона» - видимо, под утро авианосец сменил позицию. Соответственно, из четырех лучей-барьеров Дженифер выбрала для поиска приключений именно западный…
По мере удаления от Анти-Каабы, концентрация ярких тентов и надувных матрацев с дремлющими гостями падала, и на последней трети луча, сошла на нет. А затем, на оконечности «луча», австралийка увидела компанию шимми-бонобо. видимо, это был прайд, или групповая семья. Гоминиды, одетые в компактные оранжевые спасжилеты, бродили по берегу, иногда заходя в воду по пояс, реже - по грудь, и громко вздыхали. Несколько людей стали видны немного позже – они плавали в узком проливе между оконечностью луча и изгибом внешнего пятиугольного барьера атолла. Хорошенько приглядевшись, можно было заметить, что там не только люди… И Дженифер очень обрадовалась, что взяла кроме обычной TV-камеру также дайверскую… Бросив свою спортивную сумку на берегу, репортер вошла в воду, и через пару минут доплыла до купающихся, и тут же встретила кое-кого из знакомых. Точнее, они встретили ее.
Две черных физиономии синхронно выпрыгнули из-под воды справа и слева.
- О, черт… - выдохнула Дженифер.
- Hi! – ответил Каа, - Тут интересно, знаешь?
- Тут ныряющие шимми, - уточнила Фзии, - те, которые маленькие.
- Где?
- Вот, - лаконично ответил Каа, и парочка буньипов нырнула. Австралийке ничего не оставалось, кроме как нырнуть следом за ними, и…
…2-годовалые шимми действительно плавали под водой. У них это получалось не так ловко, как у здешних маленьких человеческих детей (в своих предыдущих поездках по Дженифер насмотрелась на детей утафоа, которые учатся плавать и нырять намного раньше, чем ходить по суше)… Но, ныряющие шимми производили фантастический эффект, переворачивая привычные представления о человекообразных обезьянах, как исключительно сухопутных существах. Эти малютки комфортно чувствовали себя на глубине около метра, и проводили там примерно четверть минуты, потом спокойно всплывали к поверхности, делали несколько глотков воздуха, и так же спокойно опять погружались. Подводный мир чем-то их привлекал. Возможно, яркими коралловыми рыбками, а возможно – людьми, которые ныряли рядом и старались приучить шимми к каким-то то определенным движениям… Дженифер снимала эти удивительные сцены примерно полчаса, пока от частых нырков у нее не начало шуметь в голове. Тогда она улеглась на спине на поверхности воды, стараясь восстановить нормальное дыхание.
И снова была встречена знакомыми людьми.
- У героического репортера биофутурологический шок! – объявил Уфти Варрабер.
- Прикольно, - отозвался Лауа Нтай, - И чем этот шок снимают? Марихуаной?
- Какого черта вы издеваетесь? – лениво проворчала Дженифер.
- Мы не издеваемся, мы преклоняемся, - послышался резкий мужской баритон.
- Мы твои фанаты, прикинь? – добавил бархатный женский голос.
- Блин.. – произнесла австралийка и повернувшись в воде обнаружила рядом еще двух персонажей: плотно сложенную девушку-маори и очень жилистого смуглого парня непонятной расы.
- Мы реально твои фанаты, - подтвердил парень, - Если что, обращайся без проблем.
- Обращайся-обращайся, - весело сказал Уфти, - это Дарт Тигрис. Когда я учился на спецкурсе снайперов, он у нас был лучшим в группе, ага. А Шейла Бритт, она просто монстр. Ей даже оружие не нужно. У нее взгляд, как у медузы-горгоны. Ну, как бы, в древнюю эпоху, когда у нас был Мауна Оро, в море Медитеррия жили такие медузы, которые вместо яда использовали лучи из глаз. Круче Годзиллы… Ой…
Уфти нырнул, чтобы избежать чувствительного удара по голове.
- Когда-нибудь, я его взгрею, хоть он и полковник, - сообщила Шейла.
- Шейла и Дарт, это моя команда, - гордо проинформировал Лауа Нтай.
- А я не поняла, - сказала австралийка, - вы здесь занимаетесь космосом или шимми?
- Всем понемногу, - ответил суб-лейтенант, - Больше, конечно, космосом, а для этих мелких мы, вроде как, морская половина родичей. Сухопутная, как видишь, сидит на берегу и психологически страдает.
- Давайте уже вытаскивать мелочь из воды, - предложила Шейла, - А то их мамы там реально получат стресс. И потом в баре смешают нам такое, что… Ну вы поняли.
- А, между прочим, - сказал Тигрис, обращаясь к австралийке - док Джерри и Абинэ поймали обоих твоих буньипов.
- В смысле? – удивилась она.
- В смысле, поймали и тиранят вопросами. Вот на том летающем проа. Ну, видишь, хреновина с зеленым дельта-крылом и желтыми надувными поплавками.
- Док Джерри, это Винсмарт? – уточнила она.
- Ну, а кто же? Можешь сплавать, познакомиться. Они там все равно бездельничают.
- Они восстанавливают энергию «ци», - поправила Шейла, - нет, не в том смысле, в котором ты подумала, а чисто умозрительно. Так что…
- …А за обедом встретимся в баре, ОК? – договорил Лауа Нтай, вылавливая из воды первого шимми, - Hei foa! Почему я один занимаюсь детьми? Помогайте уже!
Арчер поняла, что тут ничего интересного больше не предвидится, махнула рукой, и поплыла к застывшему на спокойной воде лагуны зелено-желтому дельтаплану.
…Буньипов никто не тиранил. Они разместились на тонком легком настиле между поплавками в тени крыла и по очереди глотали какао из кружки - крышки термоса. Мужчина - янки средних лет, слегка гротескно смотревшийся в папуасских шортах с полудюжиной кучей карманов, и молодая женщина - утафоа, одетая только в яркий матерчатый браслет – чехол с woki-toki, что-то извлекали из рюкзака…
- Aloha oe! – крикнула австралийка, - Я не помешаю, если…
- …Ты поможешь, - весело перебила утафоа, - У нас тут куча китайских закусок.
- Наш кэп Банги Ресардо, - пояснил янки, - назвал это «экстренным пайком». По его инструкции, любой автономно действующий экипаж должен быть снабжен едой.
- Запросто помогу, - подтвердила Дженифер, - Я не завтракала, если не считать кофе, сваренного парнем-шимми, который был за стойкой бара. Он еще предлагал булочку, однако, в тот момент я еще не нагуляла аппетит… А с чем этот китайский пирожок?
- Не знаю, - честно сказал Винсмарт, - можно позвонить коку и спросить, но проще, наверное, съесть и определить органолептическим методом.
- Я так и сделаю, - объявила она, цапнула пирожок, и укусила, - …Кажется, это птица. Наверное индейка, или чипи, или что-то такое. В общем, вкусно. Mauru-roa! А можно отвлечь вас от восстановления энергии «ци» и…?
- От чего отвлечь? – перебил основатель Ктулху-колледжа.
- Просто, отвлечь на несколько вопросов для зрителей Gibb-river-TV?
- Валяй, - разрешил он, и вытащил из рюкзака огромную пластиковую бутылку с ярко-зеленой жидкостью, - не смотри с таким ужасом, это просто свежий сок флореллы.
- Ясно! – Дженифер кивнула, - Это как раз в тему. Док Джерри, вот мы, люди, создаем совершенно новые виды живых существ, таких, как флорелла, или модифицируем уже существовавшие виды, и получаем триффиды. Или чипи. Или птиц Бэ, или…
Австралийка неуверенно замолчала, глядя на него.
- …Или шимми, ты это хотела сказать?
- В общем, да, - подтвердила она, - Одно дело, если это какие-то растения, или если это птицы у которых чайная ложка мозгов, и совсем другое дело, если это такие существа, которые разумны, почти как люди. Существа, которые общаются с людьми и довольно осознанно участвуют в человеческих делах. Это серьезная проблема, верно?
- Это, прежде всего, серьезное научно-практическое достижение, - ответил Винсмарт.
- Конечно, это достижение, док Джерри. Но сразу возникает вопрос: кем считать этих говорящих шимми? Это животные, или люди, или что-то третье? Ведь они вырастут, начнут встраиваться в общество. А какие у них будут права по сравнению с людьми?
- Наш суд давно высказался на эту тему, - заметила Абинэ Тиингеле, - на этот вопрос приходится отвечать так часто, что я помню решение наизусть: «Любое существо, выполняющее человеческие функции в обществе, обладает и социальными правами, которые Хартия связывает с такими функциями».
- Под функциями имеется в виду работа? – спросила Дженифер.
- Нет. Под функциями имеется в виду как раз не работа. Работать может даже робот-бульдозер. А здесь разговор о человеческих отношениях. Дело не только в том, что бонобо работали, а в том, что они стали для людей партнерами. И тот шимми, который работает в баре, это не то же самое, что робот в авто-кафе. Это партнер в определенных отношениях. Даже те, совсем маленькие, двухлетние шимми, с которыми ты плавала и ныряла, выполняют совершенно человеческую функцию.
- Какую? – удивилась австралийка.
- Функцию детей, - пояснила Абинэ, - их здесь все и воспринимают, как детей.
- А если не здесь? Не на Фетиамити, и вообще не в Меганезии?
Молодая утафоа неопределенно пожала плечами.
- Ну, знаешь… Мало ли, что бывает не здесь. В мире даже сейчас куча стран с такими режимами, при которых человека могут зарезать на мясо, а из шкуры сшить штаны.
- Мне кажется, - заметила Дженифер, - что это похоже на уклонение от ответа.
- Ответа на этот вопрос нет, - вмешался Винсмарт, - Вообще нет. И быть не может, по определению. Это вопрос договоренности между людьми. Ты читала Жана Веркора, «Люди или животные?», новеллу 1952 года?
- Я читала. Там похожая ситуация. Когда я прилетела сюда, у меня практически сразу возникла аналогия между вымышленными «тропи» и здешними шимми. Но, имеется принципиальная разница. У Веркора «тропи» это естественный биологический вид, и проблема возникла естественным образом. А шимми созданы искусственно, вместе с проблемой, кем их считать, людьми или животными.
- Я не буду придираться к термину «искусственно», - ответил Винсмарт. – Я спросил, читала ли ты Веркора, чтобы напомнить его мысль по поводу решения проблемы.
- Это я тоже помню, - сказала она, - Там написано то же, что и ты сказал. В спорных случаях биологические критерии не работают, и людям надо просто договариваться, принимать данный вид живых существ в элитный клуб «Люди» или не принимать.
Доктор Винсмарт утвердительно кивнул, закурил сигару и прокомментировал.
- Да, действительно, у Веркора написано именно так. И это огромная ошибка. Она не отменяет качества поднятой проблемы, и качества самой новеллы, но…
- …Почему ошибка? – перебила Дженифер.
- Потому, что нет единого клуба «Люди». Существует некоторое число сообществ животных биологического вида homo sapiens, но это разные клубы, с принципиально разными правилами вступления и членства. На многие архаичные языки невозможно перевести слово «человек». Есть слово, обозначающее соплеменника, а есть слово, обозначающее чужака, который очень хитрое животное, похожее на нас, но не…
- Стоп, - снова перебила она, - док, ты сам сказал: это архаика! Сейчас все иначе!
- Да что ты? – с невеселой иронией спросил он, - Ты правда так считаешь?
- Я правда так считаю. Сейчас в любом нормальном обществе никого не беспокоит, родился человек белым, желтым или черным. Это человек, и точка. Все проблемы возникают не из-за биологии, а из-за культуры, которую этот человек воспринимает значительно позже. Если эта культура сильно отличается от нашей, то подросшего человека далеко не все у нас будут считать человеком… Ты понимаешь?
- Понимаю. Здесь людей из некоторых культур вообще не считают людьми. Но, это отдельная тема, а мы говорим о моменте рождения. Как ты определишь, кто родился? Человек какой-то расы, сильно отличающейся от всех известных тебе рас людей или существо другого биологического вида, хотя и похожего в чем-то на homo sapiens?
- Ну… Наверное, если отбросить пограничные ситуации, то это не так сложно.
- В данном случае, - ответил Винсмарт. - Нельзя отбрасывать пограничные ситуации, потому что даже приблизительное положение границы неизвестно.
- Ты, Джерри, сейчас совсем закошмаришь Дженифер, – вмешалась Абинэ. – Все-таки, приблизительное положение известно, и ты сам сто раз об этом говорил. Что-то там в электрической схеме коры на лбу… В смысле, не на лбу, а на фасаде мозга…
- Да, я это говорил. Но по такому критерию в наш клуб попадут вообще все гоминиды. Шимпанзе, бонобо, орангутаны, гориллы и даже гиббоны. Туда же попадут почти все китообразные и ластоногие. И, возможно, с малой вероятностью, кто-нибудь еще.
- Это не так уж много, - резюмировала она, - это не проблема.
- Я не поняла, в чем смысл этого критерия, - заметила австралийка.
- Речь идет о структурах мозга, которые определяют абстрактное мышление, - пояснил Винсмарт, - у перечисленных мной существ, абстрактное мышление есть.
- И это, по-твоему, делает их людьми?
- Это, по-моему, дает им право претендовать на клубную карточку.
Дженифер Арчер доела китайский пирожок и взяла протянутую Фзии кружку какао.
- Спасибо. А что ты об этом думаешь?
- О чем? – спросила девушка-буньип.
- О шимми. Они, на твой взгляд - люди или нет?
- Такие особенные люди, - без колебаний, ответила та.
- Но, - осторожно заметила Арчер, - они ведь очень сильно отличаются от нас.
- Мы тоже очень сильно отличаемся от вас, - спокойно сказала Фзии.
- Э… Да. Но, шимми отличаются сильнее, не правда ли?
- Как ты сравниваешь, Джени? – поинтересовался Каа.
- Ну… - Дженифер усилием воли подавила свою политкорректность, - …Они сильно уступают и вам и нам в смысле ума, как мне кажется.
- Да, - Каа кивнул, - Но есть много людей, у которых ума меньше, чем у шимми.
- Ты видел таких людей? Как они выглядят? Где они живут? – спросила австралийка, подумав, что, наверное, буньип путает людей со всеми обезьянами сразу.
- Я их видел у нас, на реке Вааа, выше по течению, около гор. Их привезли туда, чтобы таскать тяжелые вещи и копать ямы для индонезийской фирмы по минералам.
- Их привезли из страны Бангла, - вставила Фзии, - А при свободе, папуасы их убрали. Иногда по TV показывают похожих людей. У них ума примерно как у экскаватора.
- У экскаватора совсем нет ума, - возразил Каа, - У экскаватора есть процессор, такой кубик, который думает по программе, если включить электричество от батарейки.
- Да, - Фзии выразительно развела руки в стороны, - Я это и сказала.
Буньипы обменялись еще парой фраз на своем щебечущем языке и, видимо, исчерпав заданную тему, занялись исследованием «экстренного пайка» в рюкзаке Винсмарта.
- Ну, как? – не без некоторого ехидства, полюбопытствовала Абинэ.
- Черт… - буркнула Дженифер, - я понимаю, что чернорабочие из Бангладеш выглядят далеко не гениями, но сравнивать их с бонобо, а тем более, с роботом-экскаватором…
- Между прочим, Джени, - заметил Винсмарт, - Это ты настояла на построении шкалы разумности для определения границы человек – не человек. И ребята предъявили тебе результат своих независимых наблюдений, понятный без комментариев.
- Черт! - повторила она, - Но, док Джерри! Ведь, на самом деле, любой человек, даже чернорабочий из какой-нибудь азиатской дыры, гораздо умнее, чем бонобо!
- Потенциально, да, - Винсмарт кивнул, - но, этот потенциал ни в чем практически не проявляется. Вероятно, у значительной части таких людей, этот потенциал утрачен, и интеллект редуцировался до уровня упомянутого программируемого процессора. А у бонобо при условии стимулирующей практики с детства, потенциал раскрывается полностью и, судя по тестам IQ, достигает уровня среднего американца, что доказано исследованиями, проведенными в начале нашего века. Это невысокий уровень, и ряд авторов используют выражение «средний американец» как синоним слова «дебил», но примерно четверть населения нашей планеты не дотягивает даже до этой планки.
- Черт! - в третий раз произнесла австралийка, - И что ты предлагаешь? Предоставить шимми человеческие права?
Джерри Винсмарт улыбнулся и нарисовал своей сигарой в воздухе знак вопроса.
- Я занимаюсь, в основном, наукой, а не политикой. Я имею дело с научным фактом: интеллекта бонобо, или даже продвинутого шимми, недостаточно, чтобы осознанно действовать в области, выходящей за рамки бытовой деятельности, или сравнительно простых работ. В более сложных ситуациях, они могут только копировать действия человека, и то не всегда. Следовательно, их правильнее рассматривать не как людей в социальном плане, а как партнеров человека. Замечательных партнеров, обладающих некоторыми психомоторными способностями, которые отсутствуют у нас. Тут можно проследить некую цепь: сто тысяч лет назад первобытный охотник нашел отличного партнера: собаку. Помните, как у Киплинга в «кошке, которая гуляла сама по себе?». Сейчас, на следующем витке истории технологий, мы нашли еще одного партнера, соответствующего нашим современным целям.
- Слава богу, если бог есть! - Дженифер облегченно вздохнула, - Я поняла эту мысль. Появление у людей такого отличного партнера и друга можно только приветствовать! Однако, возникают некоторые проблемы. Я с них и начала. Какие будут права у этих симпатичных существ? Мы уже выяснили, что не такие как у людей. А конкретнее?
- Если конкретнее, - сказал Винсмарт. – то мы снова возвращаемся к Веркору и к теме членства в клубе «Люди». Точнее, в разных клубах с таким названием. Как уже сказала Абинэ, в клубе «Люди Меганезии», шимми это ассоциированные члены. На них тут распространяется часть артикулов Хартии – так решил суд. Это серьезная защита.
- Я буду придирчивой! – объявила Дженифер, - В чем может проявиться эта защита? Например, кто-нибудь купит нескольких шимми и вывезет в страну, где на них не распространяются никакие законы о защите. Что тогда?
Абинэ хлопнула в ладоши и предложила.
- Давай, я объясню так, как я бы рассуждала, если бы оказалась судьей?
- Давай, это интересно, - с азартом ответила австралийка.
- Так… - утафоа снова хлопнула в ладоши, - Если отбросить бантики, то наши шимми находятся под контролем партнерства «Playa Artificial» на таких же условиях, что и каторжники. Их можно эксплуатировать и ограничивать их свободу, но ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать их право на безопасный режим труда, на отдых и на социальное развитие. Конечно, шимми не за что сажать на каторгу, но это получается ближайшая аналогия, значит, применяем именно ее. Ага!
- И что будет, если кто-то продаст каторжника за границу? – спросила Дженифер.
- То же самое, - ответила Абинэ, - как если кто-то продаст в рабство любого нашего гражданина. Судья объявляет «roja autodefenca code», и далее, по всей процедуре.
Дженифер Арчер похлопала ладонью по поплавку дельтаплана.
- В чем состоит эта процедура? Вообще, такое когда-нибудь случалось?
- Ну… - Абинэ покрутила пальцами в воздухе, - Во время нашей 2-ой координатуры, команда наших ребят с Хотсарихиэ-Палау подрядились строить элементы нефтяных платформ в Соронге, в Восточной Новой Гвинее, тогда еще индонезийской колонии. Рекрутинговая фирма решила подержать ребят в рабстве, чтобы они построили для заказчика еще несколько объектов даром. Наш суд поставил «черную метку» всем владельцам и менеджерам рекрутинговой фирмы, и фирмы-заказчика.
- Черную метку? – переспросила австралийка, - Приказ на убийство?
- Да. Несколько убитых людей и сожженных танкеров, и все наши вернулись домой.
- Ну, а если бы кого-то из ваших рабочих убили в порядке мести?
- Тогда суд приказал бы сжечь нефтяные вышки Соронга и убить еще кого-нибудь.
- Но это же дикость! Это… Первобытный подход.
- Да, - согласилась Абине, - Но, этот подход снижает угрозу для наших граждан.
- И, - спросила Арчер, - судья приказал бы убить людей, которые продали шимми?
- Да. Это его обязанность по Хартии. И не только продавцов, но и посредников, и покупателей. Но, Хартия дает время на возврат по-доброму: один день и один час. Понимаешь, членов клуба «Люди Меганезии» нельзя продавать. Такие дела.
Австралийка покачала головой и снова похлопала ладонью по поплавку.
- А если в Новой Гвинее создали своих шимми, и торгуют ими? Что тогда?
- У нас Фриюнион, - сообщил Каа, - Мы тоже убиваем работорговцев.
- Ладно, - сказала Дженифер, - пусть это будет, например, Германия.
- Magna Carta te fenua to ou, aita to tahi, - сказала Абинэ, - Великая Хартия для нашей страны, а не для чужих. Они не из нашего клуба. Пусть торгуют хоть друг другом.
- Вот как? И ты считаешь, что это нормально? Что вы за это никак не отвечаете?
- А ты предлагаешь за это разбомбить Берлин? – иронично отозвался Винсмарт.
- Нет, конечно! Но, мне кажется, лучше не создавать таких пограничных ситуаций.
- Остановить прогресс, чтобы не вводить в искушение? – съязвил он.
- Но, док Джерри! Почему обязательно надо двигать прогресс так, а не иначе?!
Джерри Винсмарт покрутил в пальцах потухшую сигару.
- Я вспомнил аксиому Дюшарма. Если внимательно смотреть на любую проблему, то увидишь самих себя как часть проблемы. Проблема вообще не в шимми, а в том, что некоторые человеческие общества принципиально не способны построить разумные отношения с говорящими гоминидами, не относящимися к человеческому роду. Ты, разумеется, можешь сказать, что когда появится значительное количество говорящих шимми, то и в Меганезии, и в Папуа, это вызовет некоторые проблемы, и ты будешь права. Но эти проблемы не будут экстраординарными. Два-три частных случая станут предметом судебного разбирательства, по ним быстро вынесут простые, понятные и достаточно разумные решения, а остальное отрегулируется по аналогии. Совершенно иначе получится в странах, где политическая власть и регулирование опираются на мистические концепты библейского типа. Там шимми - это угроза для фундамента. Говорящая обезьяна! Ужас! Если «бессловесная тварь» начинает вполне осознанно говорить, то все пропало! Становится очень сложно внушить подданным, что они не разновидность животных, а элитные творения библейского бога. А, не внушив это подданным, невозможно убедить их вести биологически противоестественный образ жизни, с абсурдными целями и абсурдной моралью… Что делать истеблишменту? Разумеется, уговаривать общество отказаться от той ветки прогресса, на которой появляются шимми. Но шимми, это частный случай. У прогресса множество веток, несовместимых с сохранением морально-мистического фундамента власти. И когда очередная такая ветка начинает расти, некто сразу запускает в общество идею, что от данного проявления прогресса надо отказаться по этическим соображениям.