Сущность и классификация методов социально-культурной деятельности




При определении понятия "метод" теоретики часто опираются на такие его толкования, как путь, прослеживание, способ достижения цели, совокупность приемов или операций теоретического и практического освоения действительности, человеческой деятельности[36, с. 633 – 634]. Вследствие многообразия парадигмальных ориентаций в педагогической науке существуют различные подходы к определению сущности метода.

Однако образ действий педагогов, специалистов социально-культурной деятельности и степень включённости личности в её процессы требуют более конкретизированного определения метода.

Для дальнейшего выяснения сущностных характеристик методов социально-культурной деятельности следует обратиться к концепции М. Бубера[9, с. 89 - 90], который рассматривал воспитание, развитие и образование личности как диалогический процесс. Диалогичность предполагает духовную взаимосвязь между педагогом и воспитанником, (включённое восприятие).

Глобальная цель социально-культурной деятельности состоит в уникальном саморазвитии, самовоспитании личности. Но это процесс межличностного, а не внутриличностного становления. Самовоспитание – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности, зависит от педагогических условий и условий социокультурной среды. Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, согласно В. А. Сластёнину, происходит на определённой стадии развития личности, её интеллектуальных способностей и общественного самосознания человека. С возникновением этого нового своеобразного фактора человек целенаправленно сосредотачивает усилия на собственном самовоспитании и саморазвитии [33, с. 249-251].

Диалогичность воспитания, «включённое восприятие» М. Бубера находят своё продолжение в парадигме педагогического взаимодействия. Следствием педагогического взаимодействия являются взаимные изменения педагога и воспитанников, проявляемые в их поведении, деятельности и отношениях.

По утверждению В. А. Сластёнина, методы являются механизмами, обуславливающими взаимодействие. Такое взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли педагога, выступающего руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся» [34,с. 330]. Метод задаёт определённую логику, определяет педагогическую тактику и условия достижения целей социально-культурной деятельности.

В теории и практике социально-культурной деятельности обоснована связь методов с психологическими закономерностями развития и формирования личности в процессе деятельности. Определена зависимость выбора методов от возраста, жизненного опыта и индивидуальных особенностей личности. В процессе реализации методов следует опираться на практический педагогический опыт, исходя из конкретных условий и закономерностей социально-культурной деятельности.

Методы способствуют вовлечению личности в активную педагогически целесообразную социально-культурную деятельность: а) опираются на стимульные возможности деятельности; б) влияют на личность со стороны педагога и коллектива; в) в своем развитии переходят в мотивацию поведения.

Е. Г. Григорьева [35, с. 35], Г. Н. Новикова [21, с. 39] дают следующую классификацию методов социально-культурной деятельности: методы учебно-познавательной деятельности, методы формирования общественного сознания, методы включения в социально-культурную деятельность и формирование опыта общественного поведения, методы стимулирования социально-культурной активности, методы социологических исследований деятельности. Классифицировать методы не простая задача, в связи с их многообразием и сложностью нахождения общего основания для классификации. В современной педагогической науке накоплен богатый арсенал методов социально-культурной деятельности. Их классификация позволяет более отчетливо выявить специфику, назначение, особенности и закономерности функционирования, способствует разностороннему осмыслению сущности данной педагогической категории. Существует множество оснований для их классификации: по способу деятельности воспитуемого; по источникам передачи и приобретения знаний; по степени самостоятельности деятельности воспитуемого; по длительности педагогического влияния; по направленности воспитательного процесса и др.

Методы социально-культурной деятельности можно классифицировать по отношению к деятельности: 1) методы организации деятельности и общения: педагогическое требование, соревнование, перспектива, метод естественных последствий, опора на личный жизненный опыт, переключение на новые виды деятельности, романтика, взаимная ответственность, игровой метод, и др.; 2) методы изменения отношений: положительный пример, "взрыв", традиции и обычаи, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, установка, эмпатия, доверие и др.; 3) методы изменения компонентов системы социально-культурной деятельности: коллективные и педагогические цели, диспуты, идеал, проблемно-поисковый, столкновение спорных точек зрения, оценка и самооценка и др.

В социально-культурной деятельности имеются свои специфические методы – художественные: метод театрализации, творческий метод, метод иллюстрирования и игры, и драматический метод. [37, с.64]

Творческий метод представляет исторически выработанное, художественно обусловленное творчески выраженное отражение действительности. Творческий метод предполагает художественный отбор материала, его творческое обобщение и типизацию, художественный стиль. Типизация – соединение общего и индивидуального в художественных образах. Творческий метод связан с художественным стилем и определяется историческими, социальными, эстетическими принципами и индивидуальным подчерком творческих работников социально-культурной сферы. Творческие методы имеют свои технологические корни и различные модификации, которые обуславливают широкий спектр их использования в социально-культурной деятельности.

Сюжетно-ролевой метод предполагает роли, действующие в сюжетной коллизии, определяющих деятельность и поведение людей в предлагаемых обстоятельствах.

Иллюстрирование предполагает зримое воспроизведение информации, показ, демонстрацию, особую организацию содержания в документальной или предметной форме. Иллюстрирование усиливает восприятие темы зрителем. Метод иллюстрирования организует выразительные средства. Одна и та же тема может быть различно иллюстрирована.

Игра как метод описана достаточно подробно в педагогической литературе. Это метод используется в целях обучения, воспитания и развития личности, в целях организации жизни коллектива. Метод игры создаёт одновременно две реальности – условную и воображаемую, предполагает импровизацию. Метод игры является основным при создании досуговых игровых программ, усиливаясь различными выразительными средствами [22].

Главное отличие метода театрализации это наличие композиции и организация выразительных средств на принципах художественности. Метод театрализации позволяет создать эмоциональный настрой. Зрелищно-активная ситуация повышает интеллектуально-эмоциональную активность каждого участника культурно-досуговой программы.

Метод драматургии предполагает внутриаудиторное действие и внутриаудиторное общение. В основе драматургии лежит фактологический материал, который выстраивается в сюжетно-художественную композицию. Основные компоненты метода драматургии – это сюжет, конфликт, композиция. Основные требования - логическая связь между эпизодами, и их смысловая законченность, нарастание действия. Для создания эмоциональной напряжённости используются такие приёмы, как «создание беспокойства», «задержание желаемого события», «узнавание», «обманутое ожидание» и «действие, не показанное до конца». Все эти методы обеспечивают социально-культурной деятельности богатство и многогранность выражения содержания, делают её разнообразной и увлекательной [15].

В социально-культурной деятельности методы выступают в единстве. Разделение методов на группы подчеркивает их преимущественную направленность. Сочетание методов в различных комбинациях – одно из существенных условий успешности социально-культурной деятельности. Методы обеспечивают диалогические отношения, взаимодействие между субъектами социально-культурной деятельности.

В современной педагогической науке, по мнению В. И. Андреева [3, с. 362], более прогрессивным является бинарный подход к методам. Такой подход позволяет определить направленность педагогического влияния, этапность построения целей, видов деятельности, специфические приемы, средства. Бинарный подход к методам обучения раскрыт В. А. Сластёниным. Со стороны педагога они представлены как методы преподавания, а со стороны обучающегося как методы учения [34]. Бинарный подход к методам предполагает разделение их на парные методы воспитания и самовоспитания: убеждение и са­моубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфе­ра), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), вос­питывающие ситуации и социальные пробы-испытания (пред­метно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексии (экзи­стенциальная сфера). В педагогической практике при выделении парных групп методов ожидается, что применение методов воспитания, вызывает (как отклик) соответствующие методы самовоспитания. Но методы воспитания и самовоспитания могут иметь и относительную самостоятельность. Например, самооценка воспитанника может быть не сопряжена с оценкой педагога, а убеждение воспитателя может не подвести к самоубеждению ребёнка и т. д. Поэтому, проблема осмысления и совершенствования практического применения методов социально-культурной деятельности требует дальнейшего изучения.

Согласно В. И. Андрееву и др. элементом метода является педагогический прием, при помощи которого можно решить часть педагогической задачи [3, с. 365]. В трудах В. А. Сластёнина [33] и др. доказано, что приёмы по отношению к методу имеют подчиненный характер, они зависят от задач, на достижение которых направлен метод. Приём состоит из рациональных действий, оптимальность применения которых определяётся правилами. Правило – нормативно-описательная модель приёма, а система правил это нормативно-описательная модель метода для решения опредёлённых задач социально-культурной деятельности.

Метод не является простой суммой приёмов. Приёмы в то же время определяют своеобразие методов работы педагога, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности [34]. Одни и те же приёмы могут входить в систему различных методов и, наоборот, в зависимости от ситуации, педагог один и тот же метод наполняет разнообразными приемами: доброжелательное внимание, одобрение, признание, поддержка, награда, оценка и т. д.

Если рассматривать метод как систему приёмов направленную на решение определённых задач воспитания и исходить из диалогичности отношений и педагогического взаимодействия, то можно утверждать, что бинарный подход выражается не только в определении парности методов, но и в фиксации парности системы приёмов самого метода. Поэтому правомерно выделение в методе две подсистемы – системы приёмов характерных для педагога и системы приёмов, характерных для воспитанника соответственно.

Методы социально-культурной деятельности включают систему стимульных приёмов педагога и систему приёмов мобилизации воспитанников.

Стимульные приёмы – научно-обоснованная объективная система педагогических приемов, побуждающая и направляющая последовательный и системный процесс социально-культурной деятельности (переходящий в результате в самовоспитание). Система стимульных приёмов реализуется в соответствии с содержанием, заданной социальной целенаправленностью, педагогическими закономерностями и принципами, учитывает возрастные и индивидуальные особенности, психофизиологическое состояние личности в настоящий момент, проявляется в личностно-ориентированной и социально-преобразовательной деятельности.

Приёмы мобилизации – субъективная система побудителей объективного значения, личностных отношений, действующая в интропсихологических процессах, побуждающая и направляющая процесс воспитания (стремящийся к самовоспитанию) и проявляющаяся в личностно-ориентированной и социально-преобразовательной деятельности воспитуемого [8].

Системы стимульных приёмов и приёмов мобилизации как подсистемы методов социально-культурной деятельности условно обозначены, как свойственные (соответственно) педагогу и воспитуемому. В действительности они обладают взаимопереходной субъектно-объектной связью, аналогично тому, как объективные стимулы переходят во внутренние побудители деятельности.

Обеспечение бинарности системы методов социально-культурной деятельности возможно, если следовать следующим правилам: а) уважительное отношение к силам и возможностям участников социально-культурной деятельности; б) предвидение педагогом, организатором социально-культурной деятельности возможности использования того или иного метода, если метод не срабатывает, то подготовить условия для его применения; в) применение различных педагогических средств, повышающих эффективность метода; г) реализация дифференцированного и индивидуального подхода, учитывая актуальные способности, возрастные особенности и возможности выполнения соответствующих действий участниками социально-культурной деятельности; д) выявление характера отношений между субъектами социально-культурной деятельности, так как они изменчивы; е) своевременная адекватная оценка педагогической ситуации; ж) ориентирование на интеллектуально-эмоциональное и физиологическое состояние участников социально-культурной деятельности в текущий момент времени; з) применение стимульных приёмов в соответствии с приёмами мобилизации (включённое восприятие) на основе соблюдения диалогичности отношений между участниками социально-культурной деятельности..

Таким образом, бинарный подход выражается в определении парности приёмов системы методов социально-культурной деятельности, включает систему стимульных приёмов и систему приёмов мобилизации. Взаимопереходность стимульных приёмов и приёмов мобилизации обеспечивает взаимодействие субъектов социально-культурной деятельности, диалогичность процессов образования, обучения, развития и воспитания в социально-культурной сфере.

Метод социально-культурной деятельности – это система стимульных и мобилизующих приёмов, обеспечивающих целенаправленность деятельности, диалогичность и взаимодействие участников социально-культурной деятельности на основе закономерностей педагогических процессов, развития личности и общества. Методы применяются в сочетании с формами и средствами социально-культурной деятельности, что является обязательным требованием повышения её эффективности и профессиональным применением технологий социально-культурной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: