Предметный потенциал технологии




Предметный потенциал

Ученикам средней школы предлагается всерьез приобщиться к самой сути предметной деятельности историка — добыванию фактов и складыванию из них внутренне непротиворечивого исторического описания.

Серьезность познавательной деятельности гарантирована непредсказуемостью версий и интерпретаций, возникающих в ходе работы с ДМК (это могут быть и версии, конгениальные историографическим). Документально-методические комплексы можно рассматривать как действующую модель современной парадигмы работы историка: они содержат аутентичные тексты изучаемого времени, а также вопросы и задания, позволяющие оценить достоверность показаний документов (используется, например, игровая шкала достоверности: правдадомысел — вымысел).

В комплексы включены фрагменты исторических сочинений и исследований — от Повести временных лет до трудов современных историков. Следовательно, можно говорить и об историографическом компоненте ДМК. Наконец, сами задания, которые предлагаются ребятам, по типу приближены к исследовательским.

Основная задача гуманитарного образования — формирование мнений; в документальных пакетах эта задача решается за счет сопоставления трех позиций (точек зрения) — современника событий, потомка и иностранца. При этом акцентируются несовпадения указанных позиций, а школьнику предлагается выстроить свою версию, которая не совпадет ни с одной из известных ребятам точек зрения.

Воспитательный (педагогический) потенциал

Технология предполагает отказ от лобовой назидательности, от прямолинейного воздействия на школьников средствами предмета истории. Идеологическая и политическая ангажированность нашего предмета скомпрометировала тезис о воспитании историей. Мы исходим из того, что ни отбор героико-патриотических сюжетов из истории России, ни подчеркивание самобытности и непохожести национального пути нашей Родины не составляют задачи изучения истории.

Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в предоставлении школьнику реальной возможности самовоспитания, возможности примерить на себя исторические костюмы, маски. Кроме того, история помогает школьнику преодолеть монологизм мышления. Когда оказывается, что древнерусский князь Святослав под пером Нестора предстает идеальным мужем и храбрым воином, а в описании византийского историка Льва Диакона дан как грубый варвар, поневоле придется отказаться от однозначных и прямолинейных суждений и пристально присмотреться к обоим текстам и авторским позициям.

Стоит подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны, примерять на себя исторические роли, а с другой — войти в круг тех, кто эти роли оценивает. Воспитательный потенциал истории заключается в преодолении сплюснутой картины мира, в восстановлении синхронного и диахронного восприятия действительности. Изучение истории придает взгляду на мир новое измерение; историзм оказывается универсальным свойством культуры, примиряющим человека с действительностью.

«Прошедшее — не корректурный лист, а нож гильотины, — писал А. Герцен. — После его падения многое не срастается, и не всё можно поправить. Оно остается как отлитое в металле... Прошедшее имеет свои права, оно факт, с ним надобно сладить, а не забыть его».

Воспитательный потенциал технологии особенно явно обнаруживается в пропедевтических темах («Имя и родословная», «Мой дом, улица, город»), задача которых — вернуть школьникам ощущение исторического времени и пространства.

Интегративный потенциал

Помещенные в ДМК тексты отличаются многожанровостью и обычно являются произведениями литературы или изобразительного искусства.

В рамках новой технологии возможно говорить не только о сюжетно-тематических пересечениях материала, изучаемого, например, на занятиях по истории и литературе, но и о синхронизации разных предметов. Интеграция, на мой взгляд, состоит в одновременной работе учителей разных предметов с одним и тем же текстом (при этом историк работает с ним как с источником, а словесник— как с художественным произведением). В результате ученикам становится заметно несовпадение способов анализа: для историка текст играет роль средства, с помощью которого можно реконструировать затекстовую реальность — прошлое, а для учителя литературы, напротив, текст становится самостоятельным предметом изучения и освоения.

Документальные пакеты позволяют проводить интегративные уроки истории и литературы (на основе анализа летописей, исторической прозы и т.п.). Возможны уроки истории и русского языка (анализ лексики, фразеологизмов, синтаксиса архаичных текстов и т.п.). Плодотворны интегративные уроки истории и изобразительного искусства (иллюстрирование написанных школьниками текстов, знакомство с древнерусской книжной миниатюрой, изготовление предметных реконструкций).

Документальные пакеты и самообразование

Набор текстов и система включенных в ДМК вопросов и заданий рассчитаны и на то, чтобы дети, не имеющие возможности посещать школу или желающие получить дополнительное историческое образование, могли работать самостоятельно. ДМК построены таким образом, что каждый следующий раздел учитывает итоги работы с предыдущим.

Самообразовательный потенциал пакетов усиливается благодаря проверочным вопросам и заданиям, которые школьник может использовать для самоконтроля.

Эстетический потенциал

Эстетический потенциал ДМК определяется включением в них художественных произведений и исторической публицистики. Документальный слой пакетов обычно обеспечивает не­сколько «осколочное» видение эпохи. Задача художественных и историко-публицистических текстов — «склеивать» разрозненные сведения и впечатления в органическую картину. Чтобы не нарушать художественного восприятия текстов для домашнего чтения, к ним, как правило, не ставятся вопросы и не предлагаются задания.


* Юрий Львович Троицкий — кандидат исторических наук, возглавляет лабораторию «Текст», г. Новосибирск.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: