Инновационная технология исторического образования




Кризис исторического образования,о котором так много пишут последние годы, на мой взгляд, нельзя связывать лишь с крахом марксистских догматов. Этот кризис носит системный характер.

Следует помнить и о том, что всякий кризис — это не только крушение старого, но и рождение нового, его канун. Сегодня всё более очевидной становится исчерпанность той детерминистской парадигмы, из которой выросло традиционное школьное историческое образование. В центре этой парадигмы всегда находился учебник истории, а основными ее проблемами считались отбор и подача материала.

Обратите внимание на то, как организовывалась учебная деятельность школьников на уроках истории. Если отбросить методические уловки (вроде «развития познавательного интереса у школьников»), то в остатке получим только репродуктивную деятельность — воспроизведение прочитанного или сказанного учителем.

Самым большим достижением учебниковой образовательной парадигмы можно считать проблемное обучение. Но что такое проблемное обучение, как не игра в открытие давно открытого? Познавательная деятельность неизменно ограничивалась рамками известного учителю и неизвестного ученикам.

Парадокс современного состояния исторического образования я вижу в несоответствии усвоенных (в основном из западной педагогики) тезисов о личностно ориентированном процессе познания старым способам организации обучения. В основе этого противоречия лежит недоверие к личности ребенка, к его интеллектуальному потенциалу. Положив перед школьником учебник истории, содержащий в свернутом виде и программу, и стандарты, и способы работы, мы должны честно сказать ребятам о недоверии к ним: учебник рассчитан на согласие читателей и на воспроизведение заложенных в книгу смыслов, даже если автор предлагает оспорить свои выводы. Ни один школьный учебник не пишется в расчете на дей­ствительное несогласие читателя-ученика.

Учебники строятся таким образом, что даже не предполагают постановку проблемы исторической достоверности. Модальность вероятности, тем более неуверенности вовсе отсутствует на страницах учебных книг истории. Даже если авторы излагают историографичес­кие гипотезы, они приписывают сомнения академической науке, коллегам-историкам; позиция самих авторов не прикреплена ни к историографической, ни к методической, ни к какой-либо иной линии текста, т.е. безответственна. Безупречность учебника оборачивается непригодностью для диалога с учениками.

Вопросы и задания обычно предполагают работу с текстом учебника, т.е. внимательное чтение учебника автоматически обеспечивает успешность исторического образования. Однако известно, что реальное понимание текста требует зазора между содержащимися в этом тексте значениями и порождаемыми ими личностными смыслами читателя. Продуктивность читательского восприятия определяется несовпадением реального получателя текста с обозначенным в тексте адресатом.

Это, например, означает, что смысловая емкость рассказа учебника о крещении Руси несопоставима с соответствующим фрагментом Повести временных лет: текст учебника школьник может и должен принять к сведению и запомнить, а летописное повествование требует значительных мыслительных усилий для адекватного его понимания. Смысловой потенциал исторического документа неизмеримо шире за счет несовпадения языка современников текста и потомков, воспринимающих его спустя несколько столетий. Временная (и историко-культурная) дистанция усиливает смыслы воспринимаемого текста и даже генерирует их.

Работа в школе с историческим документом позволяет всерьез поставить не только проблему исторической достоверности, но и целый ряд проблем историографических. Такая работа сродни работе профессионального историка (реконструкция исторических событий и создание связных, внутренне непротиворечивых описаний). Следовательно, стена, разделяющая академическую науку и школьное образование, может быть разрушена. Созданная пятиклассником версия оказывается соизмеримой с интерпретациями ученых.

Разумеется, никто не ставит задачи превращения школьников в маленьких историков, — важна сама возможность реальной познавательной деятельности. Опыт семилетней работы по инновационной технологии исторического образования в десятках школ Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Москвы (общий тираж созданных в рамках этой технологии рабочих тетрадей составил около 1 миллиона экземпляров) убеждает в реальности предлагаемого подхода.

Концепция технологии

Смысл концепции состоит в том, что школьники работают с документально-методическими комплексами (ДМК) и сами выдвигают те или иные версии исторических событий — другими словами, сами пишут историю. Например, в V классе детям предлагается напи­сать свой учебник отечественной истории, в котором все тексты, вопросы и задания, иллю­страции, карты, схемы — плод коллективной работы школьников.

ДМК составляется по определенным правилам и функционирует как квазипроизведение, т.е. целое поле разных, но равноправных интерпретаций и прочтений. Это позволяет организовать в классе реальный учебный диалог, основным признаком которого является непредсказуемость каждого следующего шага в познавательной деятельности. Если ДМК составлен правильно, то могут возникнуть даже взаимоисключающие версии тех или иных событий.

Вместо объяснения или рассказа возникает беседа; особое значение приобретает реплика, иногда свернутая до междометия, иногда развернутая в пространный монолог, который является ответом на чужую реплику и в самом себе содержит предвосхищение речевой реакции собеседников.

В рамках данной технологии предполагается, что на исходе XX века коренным образом изменяется историографическая парадигма и писание истории перестает быть привилегией узкой группы профессиональных историков. К историческим изысканиям, на мой взгляд, вполне применимы выводы Р.Барта, показавшего в эссе «Смерть автора», что настоящим создателем художественного текста является читатель. Поэтому задачей историка сегодня становится не столько создание связных и непротиворечивых исторических описаний, которые обрекают читателей (особенно учеников) на пассивную пзицию внимающих и соглашающихся, сколько составление документальных пакетов, которые позволили бы любому школьнику выстраивать авторскую версию исторических событий.

Смысл исторического образования в школе мы видим в становлении исторического мышления, под которым понимаем набор мыслительных стратегий, дающих школьнику возможность самостоятельно выстроить интерпре­тацию тех или иных событий.

Другая задача исторического образования состоит в демифологизации истории. Побороть мифопорождающую историографию можно благодаря выявлению механизмов мифопорождения и столкновению мифологий. Именно в точке столкновения мифов на мгновение высекается истина, которая живет до тех пор, пока не облекается в связный текст, где благополучно умирает...

Структура программы

В описанной технологии принципиальным оказывается не сюжетно-тематическое планирование, а организация учебной деятельности школьников. Меняется сама структура учебной программы. Предлагаются четыре рубрики:

— тема;

— основные проблемы темы;

— тексты (ДМК);

— мыслительные и поведенческие стратегии школьников.

Тема

Эта рубрика программы традиционна, но в контексте описываемой технологии она утрачивает почти магическую роль, которая придавалась выбору тем в традиционном историческом образовании. Следует преодолеть представление о том, что в тематическом планировании по истории не должно быть никаких сюжетных или хронологических лакун. (Тем не менее, даже самые полные учебники истории обязательно содержат пробелы и умолчания.) Набор тем для изучения подвижен и может меняться — например, в зависимости от сюжетных предпочтений учителя.

Учитель предлагает такой набор исторических сюжетов и тем, который соответствует его собственным интересам; в этом, на наш взгляд, и заключается гуманитарность, противостоящая анонимности и безответственности. Поскольку в рамках новой технологии исторического образования в III или V классе предлагается пропедевтический курс «Эпизоды отечествен­ной истории», а акцент делается на формировании основных мыслительных стратегий школьников, тематический раздел технологии играет второстепенную роль. Допустимо, например, ограничиться кругом сюжетов, отраженных в скульптурной композиции новгородского памятника «Тысячелетие России».

Основные проблемы темы

Задача этой рубрики — ввести учителя в историографическую ситуацию. Оторванность школьного педагога от академической среды, невозможность следить за новыми интерпретациями и специальной литературой диктуют необходимость сообщать педагогу, о чем спорят историки. Эта рубрика программы нуждается в постоянном обновлении. Знакомство учителя с дискуссионными проблемами поможет расслышать самые интересные реплики учеников и со­отнести их с интерпретациями историков.

Тексты (ДМК)

Этот раздел программы обеспечивает запуск учебного диалога в классе. Основной принцип технологии — работа с подлинными текстами изучаемой эпохи. Слово текст понимается в семиотическом смысле: остатки жилищ, предметы быта, наскальная живопись — всё это тексты. Только в работе с подлинными остатками прошлого может быть сформулирована проблема исторической истины.

Вопросы к текстам организуются на двух уровнях: репродуктивном (ответ лежит на поверхности документа) и творческом (школьник должен «вытащить» из текста скрытые факты, датировать документ, определить круг возможных авторов). Вопросы первого уровня помогают ученику освоить текст, войти в него; творческий уровень работы с документом предполагает активное привлечение внетекстовой информации, учет формулярного, этикетного, лингвистического, стилистического и прочих пластов изучаемого документа.

Пафос работы с документально-методическим комплексом состоит в том, что историческая действительность запечатлевает себя в текстах сложным и опосредованным образом; у историка нет другого способа познать прошлое, как вглядываться в него сквозь «замутненное стекло» текстов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: