Истоки и современное развитие промысла»




 

Цели и задачи:

· познакомиться с историей развития городецкой росписи и изделиями промысла;

· воспитывать любовь и интерес к родной культуре, её истории и традициям;

· развивать творческую и познавательную активность, фантазию, художественный вкус;

· формировать навыки работы в области художественной городецкой росписи.

 

Оборудование:

· зрительный ряд по теме;

· художественные материалы;

· ИКТ

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

План урока:

1. Организационная часть.

2. Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.

3. Постановка художественной задачи.

4. Практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов.

 

Содержание урока:

- Здравствуйте ребята.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над блоком тем II четверти «Связь времён в народном искусстве», продолжим разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. На этом уроке мы отправимся в соседнюю с нами Нижегородскую область, которая находится на противоположном берегу реки Оки, на берегу которой стоит наш любимый город Муром.

- Сегодня на уроке я познакомлю вас с искусством Городца (сопровождается презентацией).

- Искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ

г. Городца, недалеко от Нижнего Новгорода. В окрестных сёлах этого края крестьяне издавна украшали удивительной росписью прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Каждый предмет промысла – настоящее произведение искусства.

 

 

Каждую неделю, по субботам, сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов, в том числе и из Нижнего Новгорода. И как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из Хлебаихи, Курцева, Коскова и других деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба.

Быстро летит время. Кажется, давно ли на смену деревянной посуде пришла фарфоровая! А сколько игрушек делается теперь из резины, пластмассы, синтетических материалов? Забыто и домашнее прядение. Люди шьют себе платья из тканей фабричной работы. Немало изделий, продававшихся встарь на субботних городецких базарах, украшают ныне лишь музейные стенды, считаясь истинными произведениями народного искусства.

Два типа украшения деревянных поверхностей знало городецкое искусство – это резьба и роспись. Городецкие резчики становятся известны за пределами своего края уже в начале восемнадцатого века. Неглубокие, но выразительные прорези, определявшие контуры рисунка, дополненные инкрустацией морёным дубом, охотно раскупались.

С годами трудоёмкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Целые живописные полотна появились на донцах прялок и другой домашней утвари. Надменно и серьёзно смотрели нарядные «дамы и кавалеры», военные в форме тех давних лет лихо маршировали и гарцевали на конях. Основные «сюжеты» часто дополнялись изображениями цветов, птиц, животных. Яркость и разнообразие делали городецкую роспись особенно декоративной. В рубленных деревянных избах вдруг расцветает праздник красок. Будучи предметом первой необходимости в крестьянском быту, прялка, например, служила одновременно и картиной, когда после окончания работы хозяйка вешала её на стену. Картина эта, украшая убогое жилище, радовала глаз и сердце крестьянина. Ведь мастер, создавший её, был таким же крестьянином, и то, что поражало и радовало его, не могло не поразить и не порадовать того, для кого он старался.

Позднее в местах бытования старинного промысла, возникла фабрика художественных изделий «Городецкая роспись» (г. Городец).

Теперь здесь выпускают игрушки, деревянную детскую мебель, декоративные тарелки и хозяйственную утварь. Роспись выполняется масляными красками по текстуре дерева и по цветному фону.

На городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавкими, зелёными веточками.

В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы.

Упругие ветки и букеты, составленные из ярких декоративных цветов, придают этим вещам неповторимый облик. Мастер наносит лёгкие, уверенные мазки, не прибегая к подробному контуру.

Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение.

Интересно разобрать приёмы, с помощью которых народный мастер быстро и уверенно наносит цветочный узор. Розан и купавка отражают самые главные признаки, присущие многим цветковым растениям, - венчик из лепестков, ярко выраженный центр цветка и т.д. Несколькими уверенными круговыми движениями кисти мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Яркие и плотные по цвету, эти разноцветные круги быстро наносятся на поверхность украшаемого предмета таким образом, что сразу становится ясным композиционный замысел цветочной росписи. Круги для розана делаются побольше, для купавки – поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называют подмалёвком или замалёвком. Уже на этой стадии видны характерные для городецкой росписи цвета, обычно составленные из двух красок. Одна из них – красная, оранжевая или синяя, другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешивая белила с одной из ярких красок. Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка. У купавки он смещается влево или вправо; обычно он заполняется чистой краской, без белил. Особую прелесть цветам придают лепестки, выполненные полукруглыми кружками. Чтобы получить дужку красивой формы, её начинают прописывать кончиком кисти, почти не нажимая на неё, затем сильным нажимом (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. Мастер держит кисть перпендикулярно расписываемой поверхности. Цвет дужек совпадает с цветом центра каждого вида цветочного узора. После прописывания дужек-лепестков цветы преобразились: поверх первоначального силуэта цветного круга обозначился ажурный венчик розана и купавки.

Завершающий этап росписи – оживка, или линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще всего белилами. Белые штрихи и точки как будто освещают цветы, придают особую выразительность ритму лепестков, заставляют празднично сиять весь рисунок.

С помощью элементарных средств декоративного решения: силуэта, линии и ритма – достигается эстетическая значимость изделия, выполненного из простого материала.

 

Постановка художественной задачи.

- Ребята в начале урока вы узнали о городецкой ярмарке, а сейчас мы будем готовить для неё товары – разделочные доски. Вначале выполним построение доски на листе. Посмотрите, какие разнообразные формы разделочных досок показаны на доске. Теперь покроем фон эскиза доски жёлтой краской или охрой. Заливку цвета выполняем сверху вниз широкой кистью. Украсим эскиз доски городецкой росписью, используя гуашь и кисти разных размеров. Продумаем композицию росписи. Крупной кистью наносим основные пятна замалёвки в форме цветов (красные, оранжевые, синие), птиц и коней (чёрные). Листочки пишем сразу в один мазок, сделаем оживку белой краской.

Подведение итогов.

- Ребята, с каким художественным промыслом мы сегодня познакомились?

- Где находится данный промысел?

- Какие изделия выполняют городецкие мастера?

- Что изображает мастер на изделии?

- Как называются диковинные цветы городецких мастеров? С каким праздником их связывают?

- На это урок закончен. До свидания!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: