Что такое конфликт.
Конфликт — наиболее острый, категоричный, эмоциональный способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются движущей силой развития при их мирном, конструктивном решении.
Выделите и напишите 7 самых распространённых ошибок руководителя в конфликте и 7 ошибок подчиненных.
Причины конфликтов по вине руководителей'.
- нарушение трудового законодательства;
- нарушение порядка распределения премий, несовершенная система стимулирования, неразвитая система мотивации;
- игнорирование проблем карьеры работников;
- неумение расставить людей в соответствии с их квалификацией и интересами;
- нарушение производственной субординации (соподчиненности), установленной штатным расписанием;
- размытые личные цели и ценности руководителя;
- высокая потребность во власти;
-нарушение межличностных отношений, грубое принуждение;
- неодинаковое личное отношение руководителя к подчиненным (любимчики и пасынки);
Причины возникновения конфликтов по вине подчиненных.
- отсутствие сознательной дисциплины и ответственности;
- эгоистические устремления отдельных личностей, завышенная самооценка;
- личная неорганизованность работников;
- нечестное отношение к труду;
- сложившаяся косность и инертность в стиле работы коллектива;
- антипатии, неприязнь друг к другу;
- чувство обиды и зависти одних людей к другим;
- низкий уровень профессиональной и коммуникативной культуры;
3. Решение ситуации: определите в нижеприведенных ситуациях характер конфликтогена и форму ее проявлении (пользуйтесь таблицей на стр. 3)
Образец оформления
характер конфликтогена | форма проявления. | |
ситуация | характер конфликтогена | форма проявления. | |
Дочь стала пререкаться со своей мамой, тем самым вызвав у нее раздражение. | Регрессивное поведение | Наивные вопросы; пререкания; ссылки на других при получении замечания. | |
Студент перед группой рассказывает о своих мнимых успехах на любовном фронте. Одна девушка не сдержалась и крикнула: «Заткнись, достал уже!» | Хвастовство | Восторженный рассказ о нереальных и мнимых успехах. | |
На подшучивания классного руководителя студент крикнул: «Посмотрите сначала на себя!» | Снисходительное отношение | Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание; | |
Студентка приказным тоном попросила у свой подруги конспекты, на что та обиженно сказала: «Нет!» | Прямое негативное отношение | Приказ, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм. | |
У преподавателя была своя точка зрения, свое суждение, и если студенты пытались его опровергнуть, то преподаватель начинал злиться | Менторские отношения | Категорические оценки, суждения, высказывания; навязывание советов, своей точки зрения; нравоучения и поучения. | |
Студенты на лекциях «сидят» в сотовом, тем самым игнорируют рассказ преподавателя | Нарушение этики | Причинение случайного неудобства без извинения; игнорирование партнёра по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами); Перебивание собеседника. | |
Не выполненное обещание, сын объясняет своей раздраженной маме как «Я забыл, а ты почему мне не напомнила?» | Регрессивное поведение | Наивные вопросы; пререкания; ссылки на других при получении замечания. | |
Девушка обманула своего юношу. | Неискренность и нечестность | Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляция сознанием человека. | |
Руководитель, вызвав к себе работника, угрожая, что лишит его премии, довел работника до конфликта. | Прямое негативное отношение | Приказ, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм. | |
Пожилая женщина в магазине начала учить продавца, как нужно правильно взвешивать товар, тем самым вызвала у нее возмущение | Менторские отношения | Категорические оценки, суждения, высказывания; навязывание советов, своей точки зрения; нравоучения и поучения. |
Выполните тест агрессивности Басса—Дарки.- напишите комментарий 8 видов агрессивного поведения человека, подчеркните свои.
Обработка результатов.
Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов:
1. Физическая агрессия: «да» —0; «нет» — 0
2. Косвенная агрессия: «да» — 4; «нет» — 3 = 7
3. Раздражение: «да» — 4; «нет» —2 = 6
4. Негативизм: «да» — 2
5. Обида: «да» —3; «нет» — 0 = 3
6. Подозрительность: «да» — 5; «нет» — 1 = 6
7. Вербальная агрессия: «да» — 5; «нет» — 0 = 5
8. Угрызения совести, чувство вины: «да» — 9
Комментарий.
Данный тест выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций.
1Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.
2Косвенная агрессия — агрессия окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и пр.).
3 Раздражение — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
4 Негативизм — оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и правил).
5 Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
6 Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены вред.
7 Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки).
8 Угрызения совести, чувство вины — выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.
Напишите3-5 положительных последствий конфликта.
Положительные последствия:
- совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь;
- стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем;
- эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» – страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности;
- улучшаются отношения между людьми;
- люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.