Правила составления анкеты для опроса




Как составить анкету?

От того, как составлена ваша анкета, напрямую зависит результат исследования. Так, непонятная для респондентов анкета с неверно выстроенной логикой уменьшит количество заполнений и не принесет желаемого результата. Как составить анкету правильно, чтобы она не только показалась респондентам интересной, но и смогла собрать информацию, на основе которой можно было бы сделать полезные выводы.

Правила составления анкеты для опроса

Определитесь с задачами предстоящего исследования. Именно их решению должны служить вопросы, последовательно задаваемые в вашей анкете. У вас есть четкая цель – выяснить отношение к... и вы должны ей следовать на протяжении всей анкеты.

Поприветствуйте респондентов во вступлении к анкете, кратко опишите, с какой целью проводится опрос, при необходимости проинструктируйте, как нужно заполнять вашу анкету. По завершении анкетирования не забудьте поблагодарить опрошенного за потраченное время.

Составляйте грамотные, короткие и понятные вопросы. Давайте короткие и понятные варианты ответов к ним.

Избегайте двойственности в вопросах – вас могут не так понять, это исказит результаты.

Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости поле «другое» для свободного ответа.

Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.

Используйте минимум специальных терминов. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Нужно понимать, что эти люди не являются специалистами в вашей области. Если при составлении анкеты вы используете термины, поясняйте их. А лучше из вообще избегать. Чем более доступна анкета для понимания респондента, тем более охотно он на нее отвечает.

Не делайте больше 3-х вопросов на одной странице. Это просто удобно для восприятия и располагает участника опроса к дальнейшему заполнению анкеты.

Общее количество вопросов в анкете может быть самым разным – все зависит от задач и глубины проводимого исследования. Однако если анкета слишком большая, не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное вам время – дарите фирменные сувениры, буклеты, просто благодарите за участие в вашем исследовании.

Обязательно следуйте логике при составлении анкеты. Правильная логика не вызовет недоумения и желания бросить заполнение вашей анкеты на полпути. При составлении анкеты запросто запутаться с логикой. Будьте внимательны, задавая ветвления для вопросов. Обратите внимание, что ветвление направляется на страницу, поэтому вопрос, для которого задается ветвление, должен быть на странице один-единственный.

Следите за порядком вопросов. Расположенные в разной последовательности одни и те же вопросы могут давать различную информацию и даже искажать результаты исследования. Поэтому социологи и психологи при ответе на вопрос, как составить анкету правильно, советуют составлять вопросы от простых к сложным.

Обязательно оставляйте для респондентов поля, дающие возможность высказать свое мнение: «Ваши пожелания по улучшению работы …», «Как Вы считаете..», «Выскажите Ваше мнение по поводу…».

Будьте аккуратны в выражениях и вежливы. Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.

Протестируйте опрос. После составления анкеты просмотрите ее еще раз, уберите все лишние слова, «засоряющие» вопросы. Добейтесь четкости формулировок. Дайте заполнить анкету своим знакомым, коллегам, друзьям. Если они найдут в ней неточности, сбитую логику, скорректируйте анкету согласно рекомендациям.

Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит.

Удачных вам опросов!

При составлении анкет предлагается следовать следующей процедуре, состоящей из семи шагов:

Шаг 1. Определение требуемой информации. Так как анкета — это связующее звено между потребностями в информации и собираемыми данными, исследователь должен иметь на руках полный список всех информационных нужд, а также четкое определение группы респондентов. Обычно то и другое устанавливается в ходе зондирующего исследования и выработки гипотезы. Определить требующие оценки концепции исследователю помогут различные формы реакции рынка.

Шаг 2. Определение типа анкеты. Сбор данных может осуществляться в виде личного интервью, телефонного опроса или рассылки анкет по почте. Выбор того или иного варианта во многом зависит от типа информации, которую необходимо собрать. На этом этапе нужно определить тип анкеты, так как от этого зависят содержание, формулировка и порядок вопросов, а также длина анкеты. К примеру, решение о проведении совместного анализа исключит возможность проведения телефонных опросов. Таким образом, на этом шаге рыночный аналитик должен точно определить, как будут собираться необходимые первичные данные и как они будут анализироваться.

Шаг 3. Определение содержания вопросов. После того как будут установлены характеристики требуемой информации и метод сбора данных, исследователь может приступать к составлению вопросов. Определив их содержание, необходимо учитывать следующее:

• Нужен ли этот вопрос? Избегайте использования вопросов интересных, но не связанных напрямую с требуемой информацией.

• Не нужно ли разбить вопрос на два и более? Некоторые вопросы могут содержать два и более элемента. Если оставить их все в одном вопросе, интерпретировать его будет крайне сложно. В особенности это относится к вопросам «почему?».

• Обладает ли респондент требуемой информацией! Здесь следует ответить на три вопроса: (1) имеет ли респондент опыт в отношении того, о чем его спрашивают; (2) может ли респондент запомнить требуемую информацию; (3) должен ли респондент проделать сколько-нибудь значительную работу, чтобы получить эту информацию?

• Предоставят ли респонденты информацию? Даже когда респонденты обладают необходимой информацией, они иногда не отвечают на вопросы, потому что (1) не могут сформулировать свой ответ или (2) не хотят отвечать.

Шаг 4. Определение типа вопроса. Подбирая конкретные формулировки, исследователь может выбирать между тремя основными типами вопросов:

• Вопросы без предлагаемых вариантов ответа: респонденты должны формулировать ответы сами.

• Вопросы с несколькими вариантами ответа: респондент должен выбрать один или несколько ответов из предлагаемого списка.

• Дихотомический вопрос: крайняя форма вопроса с несколькими вариантами ответа, когда респонденту на выбор предлагаются всего два варианта, такие, как да/нет, согласен/не согласен и т. п.

В вопросах с несколькими вариантами ответа сами варианты могут быть ранжированы, и тогда целью является не просто определение категории, как при использовании номинальной шкалы, а, скорее, «оценка» степени согласия, степени важности или уровня предпочтения. Могут использоваться два типа шкал: ординарная или порядковая, значения которой просто упорядочены по ранжиру, и интервальная, которая обладает всеми свойствами ординарной шкалы, но при этом расстояния между значениями могут заметно колебаться. На практике в вопросах о важности и предпочтениях чаще всего применяются интервальные шкалы.

Шаг 5. Выбор формулировки вопросов. Теперь нам необходимо сформулировать сами вопросы, причем сделать это так, чтобы: (1) респондент мог легко понять их; (2) не наводить респондента на «правильный» ответ. В этой связи имеет смысл учитывать ряд моментов.

1. Четко ли обозначена суть вопроса? Необходимо убедиться, что каждый вопрос ясно сформулирован по шести составляющим: «кто», «где», «когда», «что», «почему» и «как».

2. Должен ли вопрос быть субъективным или объективным! Субъективный вопрос формулируется на языке, близком индивиду, объективный — в наиболее распространенных терминах. Как правило, ответы на субъективные вопросы более достоверны.

3. Используйте простые слова. Используемые в формулировках вопросов слова должны иметь только одно толкование, причем это толкование должно быть общеизвестно. Существует множество примеров неправильного понимания обычных, казалось бы, слов. В частности, следует избегать маркетинговых жаргонизмов («имидж бренда», «позиционирование» и т, п.). Для устранения возможных недостатков полезно проводить пробное анкетирование.

4. Избегайте двусмысленных вопросов. Двусмысленные вопросы разные люди понимают по-разному. Неопределенные слова, такие, как часто, иногда, много, хорошо, значительно, плохо и т. д. могут иметь множество разных значений. Например, частое чтение журнала для одного человека может означать шесть-семь номеров в год, а для другого — два номера за тот же период.

5. Избегайте наводящих или односторонних вопросов. Наводящий вопрос — это вопрос, формулировка которого подводит респондента к определенному ответу. Односторонние вопросы связаны с какой-то одной стороной проблемы. Вопрос должен звучать как можно более нейтрально. Для этого в нем не должно упоминаться название других организаций, либо проблема должна рассматриваться со всех сторон.

6. Избегайте двойственных вопросов. Двойственный вопрос — это вопрос, допускающий два «правильных» ответа, что ставит респондентов в трудное положение. В таком случае следует задавать два вопроса вместо одного.

7. По возможности модифицируйте анкету. Единственно правильных формулировок вопросов не существует. Когда у вас есть возможность выбирать между двумя формулировками одного и того же вопроса и вы не можете отдать предпочтение ни той, ни другой, можно в половине анкет использовать одну формулировку, а в другой половине — вторую.

Шаг 6. Определение последовательности вопросов. Как правило, анкета состоит из трех частей: (1) основная искомая информация; (2) социо-демографическая информация, используемая для построения профиля респондента;(З)специальные ячейки, которые заполняет интервьюер. Общее правило таково: сначала идут основные вопросы анкеты, затем — соцнодемографические вопросы, если только они не используются в качестве фильтра для отбора респондентов. Также исследователь должен обратить внимание на следующие моменты:

1. Первые вопросы должны быть простыми и интересными. Если открывающие анкету вопросы будут интересными, понятными и простыми для ответа, респондент вероятнее заполнит анкету целиком.

2. Используйте принцип воронки. Принцип воронки состоит в том, что вначале вы задаете общий вопрос, а затем постепенно формулируете все более конкретные вопросы по той же теме.

3. Располагайте вопросы в логическом порядке. Порядок вопросов должен быть логичен для респондента. Внезапные изменения темы сбивают респондентов с толку, вызывают неуверенность.

4. Сложные или чувствительные вопросы располагайте ближе к концу анкеты. Чувствительные вопросы следует относить в конец анкеты, так как к этому моменту респондент будет полностью вовлечен в исследование.

Относительно анкет, заполняемых респондентом самостоятельно, следует помнить, что заполнение их респондентом сопряжено с рядом специфических трудностей. Дело втом, что такая анкета должна сама заинтересовать респондента. «Ответственность» ложится на первые несколько вопросов. Далее вопросы должны располагаться логически. В подобных опросах трудно добиться той же последовательности ознакомления респондентов с вопросами, что и в личных интервью, так как респондент сам определяет, в каком порядке ему отвечать на вопросы. В таких анкетах особенно важны композиция и внешняя привлекательность.

Шаг 7. Предварительное анкетирование. Прежде чем начинать полномасштабный опрос, имеет смысл провести предварительное анкетирование в полевых условиях. При такой ситуации анкета распространяется среди ограниченного числа потенциальных респондентов, которые кажутся наиболее подходящими для опроса, но не слишком отличны от изучаемой группы. Впрочем, статистическая выборка на данном этапе не требуется. Предварительное анкетирование позволяет установить, не возникает ли у респондентов трудностей с пониманием анкеты и нет ли в ней двусмысленных или предвзятых вопросов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: