Критерии образования современных государств




Современный мир отличается исключительным разнообразием типов государств. По наименованию страны можно, например, определить к какой форме государства оно относится: государство-город Ватикан, Федеративная Республика Германия, Республика Корея, Исламская республика Иран и т.д. Вплоть до XIX века типичным было деление государств на республики и монархии. Не утратила эта классификация своей актуальности и сегодня, но все--таки в наши дни главным критерием являются скорее методы осуществления власти. Значит, тип современного государства зависит от критерия, в соответствии с которым осуществляется его классификация. Некоторые из них упоминали, но для полноты картины повторим эти критерии еще раз: ………1).формы..правления; ………2).национально-территориальная организация государств; ……....3)приоритетные..функции; ………4).политические..режимы; ………5).политическая..стабильность; ……… ………6)отношение..к…религии..пр. ………..Рассмотрим эти критерии. Если не вдаваться в детали, а обобщить, то критерий формы правления подразумевают, что под формой правления понимается формирование и взаимоотношения высших форм власти. Сами формы правления различаются по источнику власти; это может быть и монархия, во главе которой стоит монарх; и республика, где власть выбирает народ. В настоящее время сохранилось довольно много монархий, но они существенно разные по своей сути. В конституционной монархии возможности, власть и функции монарха оговариваются конституцией; абсолютные же монархии, которые в большинстве своем сохранились в Азии (Саудовская Аравия, Катар, Бруней, Оман и т.д.) характеризуются властностью и абсолютизмом монарха и, часто, отсутствием конституции и всяких парламентов. Такие монархии могут иметь государственную религию, что помогает им управлять народом. Особый вид монархии существует в Малайзии и ОАЭ- выборная монархия, где из числа эмиров, правителей субъектов, выбирают главу,- монарха. Государства, где формы власти выбираются народом, называется республикой, и они могут быть президентской, парламентской и полу-президентской. Типичным примером президентской республики является США, а вот, например, в странах Латинской Америки данная форма власти вылилась в суперпрезидентскую, где роль президента гипертрофирована, парламент и правительство очень слабы и мало- функциональны. В европейских странах Италия, Германия, Греция распространена парламентская республика, где народ избирает парламент и его главу, а парламент, в свою очередь, выбирает президента. При наличии некоторых особенностей в выборах президента и парламента некоторые республики, такие как Финляндия, Португалия, Франция, относят к полу-президентским. Итак, вывод: разница между современными парламентскими монархиями и парламентскими республиками невелика,- общее у этих форм правления институт парламентаризма в целом, а потому в типологии современных государств выделили семь основных типов: парламентская, президентская, полу-президентская, суперпрезидентская, военно-полицейская, монархическая и псевдопарламентарная республика.[3] Следующий критерий -это национально-территориальная организация государств и, согласно ему, все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедерации. Унитарное государство - это обычно мононациональное государство с единой конституцией и гражданством, с крепкой системой власти, а если и есть представители других наций, то они автономно территориально обособлены (Великобритания, Италия). Федерации могут создаваться по территориальному (США, Мексика, Австрия, Германия) и национально-территориальному принципу (Чехословакия, Югославия, СССР) и, как показало время, первый вариант более жизнеспособен, чем второй. Федерации- это государства, которые имеют в своем составе государственные образования: республики, штаты, земли и пр., обладающих определенной экономической и законодательной самостоятельностью. Федеративное правительство проводит общую политику с учетом мнений субъектов федерации. Современная РФ построена на основе смешанного принципа: национально-территориального и административно-территориального. Конфедерации- это более рыхлое, слабое образования, которые существовали в определенный период истории, затем или распадались, или становились федерациями. ………Очередным критерием классификации современных государств выступают приоритетные функции, которые делят государства на правовые, социальные и военно-полицейские. Правовое государство отличает господство закона, развитое общество, гарантированные права и свободы, высокий уровень демократизации в обществе. Социальное государство ставит приоритетным заботу о гражданах, высокую степень их социальной защиты, принцип социальной справедливости. Военно-полицейские государства базируются на силе военных, которые полностью контролируют все институты власти страны.. ………. Политический режим, как критерий, подразделяет все государства на тоталитарные, авторитарные и демократические (подробно режимы рассматривались..в…предыдущей…гглаве.) ……… Критерий - устойчивость политической жизни, определяет стабильные и нестабильные государства. В нестабильных государств постоянно происходят войны, смена власти, перевороты, и обычно страны Латинской Америки. ……… Отношение к религии, как критерий, делит государства на светские и религиозные; в религиозных странах религия может быть признана государственной и духовное лицо может управлять государством и контролировать все институты власти. ………Рассмотрим новые тенденции развития современных государств и критериии, участие которых определяет это развитие. Государство, как институт, постоянно развивается и одной из причин этого развития -глобализация современного мира. Глобализация - это процесс всемирной экономической, политической, культурной интеграции, основными характеристиками которого являются: распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах планеты человеческих и природных ресурсов, стандартизация экономических и технологических процессов, сближение культур разных стран. Глобализация неизбежна, болезненна, утрачивается индивидуальность, самобытность народов, нагнетается приведение к единому знаменателю; рано или поздно такими темпами мир может прийти к единому правительству. Глобализация неизбежна хотя бы потому, что, объединившись и сблизившись, государствам легче справляться со своими глобальными же задачами, как потепление, военные конфликты, борьба с терроризмом, борьба за права и свободы личности. Глобализация также оказывает влияние и на правовые нормы и системы, способствуя их унификации и проникновения одна в другую. Переход к демократии для многих стран обеспечил стабильный экономический рост и высокий уровень благосостояния граждан. При общей демократизации государств в условиях взаимозависимого глобального мира решение военных, экономических, экологических, социальных проблем предполагает разумное отношение к требованием других государств. Например, требование ликвидировать последствия разлитой нефти в море не воспринимается больше как вмешательство во внутренние дела государства. ………Под воздействием глобализации стал формироваться новый тип государства - государство в экономических границах. Суть этого типа государства заключается в расширении экономической зоны хозяйствования за свои пределы и превращение своей страны в страну - систему, где политический, территориальный суверенитет не совпадает с экономическим. Такое государство формируется в основном в сопредельных государствах. Несопредельные государства- еще один новый тип государства включающий в себя несопредельные анклавы, то есть распространение национальных диаспор по всему миру и тяготение их к материнской системе в виде налаживания экономических связей. Возможно формирование государства в государстве, появление которого может быть обусловлено в разнице сущности государства в условиях глобализации.[4] Важными факторами в развитии современного государства являются с одной стороны интеграция политической и экономической жизни, а с другой- оживление национальных движений и дробление уже существующих государств. В Европейский Союз хотят войти все новые и новые страны, в большинстве своем - республики бывшего СССР, уступая свой экономический рынок «новым партнерам». Также создаются межгосударственные и наднациональные органы власти типа Европарламента как контролирующего органа. Политическая и экономическая интеграция проходят одновременно и параллельно с дроблением государств, что приводит к увеличению государств с расшатанной экономикой. В девяностых годах распался СССР, Чехословакия, Югославия. Сегодня дезинтеграционные процессы затронули Бельгию, которая распалась на три языковых сообщества, создавших федерацию. Вроде и неплохо - стремление к самостоятельности, но только все эти процессы распада государств сопровождаются этническими конфликтами, подрывающих стабильность любой политической системы. Глобализация открывает человечеству огромные возможности процветания но одновременно таит и большие опасности. Так, отрицательные последствия глобализации выражаются в утрате национальной индивидуальности, экономической самостоятельности. Поэтому глобализация и пути еѐ развития- предмет острых дискуссий. Возникли общественные движения, выступающие с требованиями предотвратить отрицательные последствия этого процесса. Политологи заговорили о пределах дробления государств на базе национальных и политических движений. Они предлагают разрешать национальные проблемы расширением автономий и предоставлением им больших прав как в правовой, в политической, так и в социально-духовной сфере. Создание новых «мощных» автономий определит все предпосылки для формирования мелких государств с неустойчивой, неструктуированной политической, экономической, правовой базой, в условиях которой индивидуум увидит угрозу своему благосостоянию, или вообще его утрату, что впоследствии может привести к конфликту между властью и обществом, то есть формированию переходного периода государства и, возможно, формирования его нового типа. ………Рассмотрев критерии современных государств, можно сказать, что некоторые из них несостоятельны. Но причины, по которым тот или иной критерий «не сработал» не в его несостоятельности, а в его несвоевременности. Ничего не изменилось. Тип государства определяется множеством факторов: экономика, политика, власть, права, духовность, религия, культура, личность и пр. Совокупность всех этих факторов создает зыбкое равновесие, которое формирует государство, но при определенных условиях это равновесие нарушается, и впоследствии перевес одной из этих составляющих решит, каким событиям случиться, и какому государству на данном этапе быть.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: