Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка».




Особенности композиции стихотворения А. Блока «Незнакомка»

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

А.А. Блок

Стихотворение «Незнакомка» явилось важным этапом в формирующейся системе образов Блока-символиста. До этого звучали в его поэзии полунамеки и неясные фантастические тени. В этом же стихотворении поэтом создан образ его идеала, сквозь который проглядывают конкретные черты прекрасной незнакомки. Это стихотворение как бы соткано из противоречий, противопоставлений.

Композиция произведения построена на антитезе. Эстетствующий поэт почти с отвращением описывает обстановку, на фоне которой позже появится его героиня.

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Поэт как бы нагнетает неприятное впечатление от окружающей пошлой и приземленной обстановки. Он готовит «площадку», на которой появится его героиня, ярким контрастом с окружающими.

...Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна.

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

Поэт не просто любуется дамой, он восхищен ее нарядом, «синими бездонными очами». Возвышенная лексика подчеркивает благоговение автора перед героиней. Он лишь издали с восторгом наблюдает за ней, не решаясь приблизиться, нарушить ее покой и одиночество.

А затем звучит восторженная ода собственной фантазии, родившей этот возвышенный неземной образ, способный поднять поэта над действительностью, увести его в волшебный мир иллюзий, мистики и ворожбы. Блок горд, что ему открылся этот мир, скрытый от глаз обывателя.

Глухие тайны, мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Стихотворение «Незнакомка» явилось своеобразной визитной карточкой Блока-символиста и времени, которое мы называем «серебряным веком». Автор сумел емко и образно открыть читателю мир своей души, показать сокровища, таящиеся в его фантазии, поэтическом мире поэта-лирика.

 

Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка».

(Восприятие, истолкование, оценка)

«Незнакомка» входит в число самых известных стихотворений Блока. Написанное в 1906 году, оно было включено во второй сборник поэта — «Нечаянная радость». Если первый сборник — «Стихи о Прекрасной Даме» — отражал ранний, романтический период творчества Блока, то в «Нечаянной радости» происходит трагическое разрушение единого образа Прекрасной Дамы. Вечная Женственность не исчезает — она распадается в сознании поэта, бликует и множится. Блок готов видеть Прекрасную Даму не только в своём идеальном мире, но и в грубой реальности. Она становится более близкой к земле — и в то же время безмерно далёкой от лирического героя поэта, который из идеальных сфер опускается в самую гущу жизни.

Посмотрим на композицию стихотворения: чётко выделяются две части. Первая посвящена житейской пошлости, она разрушает романтическое представление о весне и любви. Весенний дух, который традиционно воспринимается как животворящий, у Блока становится “тлетворным”. Вечерний воздух из свежего превращается в дикий и глухой. Любовь опускается из высоких сфер на пыльные переулки. С дамами гуляют не влюблённые, а “испытанные остряки”, и не по аллеям, а среди канав; над озером раздаётся не мелодичный смех, а “женский визг”; таинственная луна превращается в бессмысленно кривящийся диск, который приучен к любым, даже самым непоэтичным сценам.

Среди этого деструктивного мира лирический герой пытается погасить свой экзистенциальный кризис в стакане “влаги терпкой и таинственной”. Герой одинок; единственный его друг — он сам: “И каждый вечер друг единственный // В моём стакане отражён…” Но вино не помогает найти свой путь: оно лишь временно оглушает, смиряет взбунтовавшиеся чувства.

Часть вторая. Явление Незнакомки не сопровождается какими-то знамениями, оно происходит словно бы обыденно (обратим внимание на анафору:“И каждый вечер…”). Вечная Женственность присутствует не только в высших сферах, она разлита во всём мире, её надо только уметь различить среди уродливых проявлений жизни.

Образ Незнакомки — квинтэссенция образа женщины в символизме. Одиночество, духи, туманы, “древние поверья”, “упругие шелка”, “шляпа с траурными перьями”, “в кольцах узкая рука”, “тёмная вуаль” — Блок воплотил в слове образ, ставший архетипическим. «Незнакомка» И.Н. Крамского ассоциируется именно с Незнакомкой Блока.

Интересно прокомментировать строфу:

И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Не забудем, что Блок — символист. Символом чего является “берег очарованный”? Чем является этот берег для лирического героя стихотворения? Может быть, он видит смысл и цель своей жизни, которых не может достичь из-за трагической двойственности: ему поручены “глухие тайны” — и “чьё-то солнце”, и эти противоположные силы борются в душе героя. Борьба заставляет его подключать все силы, душа не выдерживает высокого напряжения, которое гасится “терпким вином”.

Ключевые строки стихотворения:

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!

Никто не может за человека выполнить то, что предназначено сделать именно ему. Высшие силы могут только послать напоминание — дыхание Вечной Женственности в образе Незнакомки.

Парадоксальными кажутся финальные строки:

Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Блок загадывает нам загадку. Как мы её решим? Может быть, истина для поэта в чувстве вины, которое способно заставить лирического героя вырвать самого себя из житейской пошлости и вновь обратиться к подлинному знанию, скрытому в излучинах его души?

По ходу анализа можно отметить, что стихотворение написано четырёхстопным хореем с перекрёстными рифмами, первая и третья строки строфы имеют дактилическое окончание. Рифмы просты и органичны, внимание сосредотачивается не на них, а на содержании. Говоря о средствах художественной выразительности, отметим антитезы в первой, жёстко реалистичной части, и характерность символических эпитетов для второй части.

Для ученика важно показать личностное восприятие этого стихотворения. Закончить можно словами, что Блок как поэт, воспевающий Прекрасную Даму, был дорог немногим, а “Блок «Незнакомки» стал любимцем толпы” (С.Соловьёв).

 

Стихотворение «Незнакомка» было написано А.А. Блоком в 1906 году. Оно вошло в цикл «Свирель запела на мосту». Это был сложный, трудный период в жизни поэта, его многие стихи пронизаны острым трагическим ощущением переломной эпохи. Сложности присутствовали и в личной жизни: у жены Блока, Любови Дмитриевны Менделеевой, был роман с его другом, поэтом Андреем Белым. В этой атмосфере «растерзанной мечты» и родилась блоковская «Незнакомка».
Жанр произведения – рассказ в стихах. Сюжет – встреча с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема – столкновение мечты и реальности. Об этом писал сам Блок статье «О современном состоянии русского символизма»: «Итак, свершилось: мой собственный волшебный мир стал ареной моих личных действий, моим «анатомическим театром», или балаганом, где сам я играю роль наряду с моими изумительными куклами… <…> Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством… Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец-то то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо. <…> Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено»[1]. Таким образом, Прекрасная Дама из первых стихотворений поэта трансформируется здесь в образ своего «демонического двойника», куклы.
Отметим, что в этом произведении поэт использует устойчивые в символизме мотивы, образы, ситуации. Это мотив вечера, солнца, романтического опьянения. Сама ситуация встречи с Незнакомкой уже присутствовала в произведениях В.Я. Брюсова. Однако у Блока все устойчивые символистские мотивы и ситуации трансформируются и обретают новый, зачастую противоположный смысл.
В основе композиции стихотворения лежит принцип антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Первая часть – это подчеркнуто гротескная картина обывательского быта. Открывается стихотворение описанием весеннего вечера. Однако лирический герой не чувствует свежего дыхания весны:


По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Образ ресторана здесь также символичен. Это воплощение пошлости, бытового мира, окружающего героя. И этот мир поэт представляет нам зримо, слышимо, ощутимо конкретно. В этом описании передано не только мироощущение лирического героя, но и конкретные детали современной поэту действительности. Друг Блока, Евгений Павлович Иванов, вспоминал, что, будучи у него в Озерках (дачное место под Петербургом), видел показанные поэтом вывески булочной, канавы, прислушивался к крикам плывущих на лодках по озеру. И действительно, мы видим канавы и шлагбаумы, вдыхаем «переулочную пыль», ощущаем горячий, несвежий весенний воздух, слышим пьяные окрики, скрип уключин, «детский плач», «женский визг». Детали пейзажа также демонстративно снижены у Блока: луна равнодушно взирает на происходящее:


А в небе ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.

Вместо солнца золотится «крендель булочной», любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками». Во всем здесь отталкивающая дисгармония – звуков, запахов, красок и форм, ощущений и чувств. Все эти выразительные детали ярко характеризуют лирического героя, передавая его мироощущение, неприятие им уродливой, прозаической реальности.
В стихотворении звучат два устойчивых мотива. Один из них – мотив опьянения. Задают «окрики пьяные» в ресторане, «пьяницы с глазами кроликов», кричащие «Invinoveritas!». Незнакомка у Блока идет «меж пьяными». О «влаге терпкой и таинственной» говорит и сам лирический герой:


И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

Однако опьянение его – это еще и погружение его в мир мечты, романтики, любви:


И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

Другой устойчивый мотив «Незнакомки» – мотив вечера. Открывается стихотворение описанием вечернего ресторана, вечернего пейзажа. Далее анафора («И каждый вечер…») повторяется трижды: в бытовой, пошлой картине прогулок дам и их местных кавалеров, в описании ощущений лирического героя (его опьянение), в описании Незнакомки.
Вторая часть стихотворения открывается появлением Незнакомки:


И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

Повествование здесь переходит в романтический план. «Дыша духами и туманами», Прекрасная Незнакомка возникает словно из страны грез, старинных преданий:


И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука…

Старинные предания и сказки вновь оживают в душе героя. И ему неважно, наяву или во сне происходит эта метаморфоза: он уходит в «очарованную даль» от окружающей пошлой реальности, ото всего, что оскорбляло его эстетическое чувство. Погружаясь в мир мечты, он открывает иную действительность:


Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие, бездонные,
Цветут на этом берегу.

Духи и туманы, бездонные синие очи, дальний берег – все эти детали составляют целостный, единый образ мира мечты и поэзии. И пусть образ этот только греза, видение, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается герою именно в эти минуты. Именно об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю – истина в вине».
Что стоит за образом Незнакомки у Блока? Как мы уже отмечали выше, толкования этого образа в литературоведении различны: Незнакомка – трансформированный образ Прекрасной Дамы; это обычная посетительница загородного ресторана, «падшая звезда»; это «смутное видение» лирического героя. Образ этой героини символизирует раздвоенность сознания героя, создает мотив двоемирия. Он уходит от грубой, пошлой действительности, однако окружающий мир никуда не исчезает, он продолжает существовать, именно в него приходит Незнакомка. Все это лишает образ лирического героя цельности, необходимой для гармонической, счастливой жизни, придает этому образу трагедийные ноты.
Как мы уже отмечали, в основе композиции произведения – принцип антитезы. Первая часть (первые шесть строф) – описание реальной действительности. Вторая часть – (последние семь строф) – уход лирического героя в мир мечты и сказки. Два эти мира у Блока несовместимы. Точно подметил это А. Терновский: «Его упования, его представления об истинном и прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишен конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это – его «сокровище» – единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям»[2]. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («берег очарованный», «терпкое вино», «очи синие бездонные»), метафору («очи синие бездонные Цветут на этом берегу», «И все души моей излучины пронзило терпкое вино»), инверсию («В туманном движется окне»), аллитерацию («По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух»), ассонанс («Дыша духами и туманами»).
Блоковскую Незнакомку исследователи сравнивали с героиней Гоголя из повести «Невский проспект». У Гоголя панельная красотка сводит с ума несчастного художника, представ перед ним в виде неземного видения. Блок же рассматривает этот сюжет в ином ракурсе: иллюзия торжествует у него над пошлостью и однообразием жизни. Впоследствии эту тему поэт развивает в лирической драме «Незнакомка». Однако в этой пьесе Блок утверждает уже горько-ироническое отношение к ситуации: поэт у него обречен на вечную тоску по прекрасному идеалу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: