Эмили же считали симпатичной, но она была настолько странной, замкнутой и угрюмой особой, что окружающие ее даже побаивались. Она обожала одинокие прогулки по вересковым пустошам, в любую погоду, при любом ветре. И есливстречала кого-то из селян, смотрела «сквозь него», словно сквозь пустое место. Да еще и что-то бормотала при этом.
В Хауорте поползли слухи, что средняя из Бронте не в себе. Никто и не догадывался, что Эмили все время сочиняет, что в голове у нее влюбляются, ненавидят, яростно спорят герои еще не написанных произведений. Иногда она застывала на месте, иногда вдруг садилась на траву, а потом вскакивала, размахивая руками. Ее герои ревновали, неистовствовали, совершали преступления - к преступлениям они были особенно склонны, равно как и к страданиям! - и иногда эта внутренняя жизнь прорывалась наружу вот такими странными выходками.
Жертва Анны
Анна после окончания пансиона получила место гувернантки. Она зарабатывала больше всех в семье. При этом тихо ненавидела свою работу, все ужасы которой она живописала в романе «Агнес Грей». Анна жертвовала собой ради того, чтобы не только не быть обузой для родных, но еще и посылать домой деньги, которые были очень нужны, потому что отцу платили мало, а Брэнуэлл никак не мог найти себе работу.
Летом 1840 года в Хауорте появился молодой, обаятельный, веселый помощник священника Уильям Уэйтмен. Он с удовольствием проводил время с барышнями Бронте, собравшимися во время каникул в родном доме. Шарлотта считала, что Уильяму непременно должна понравиться Эмили, в которой старшая сестра видела истинно романтическую натуру, но Уэйтмен оказался человеком более простым: его прельстили чудесные глаза и золотистые локоны Анны, ее приветливость и кротость.
Анна и Уильям решили соединить свои судьбы, но со свадьбой не торопились: им надо было заработать хоть какие-то средства. Анна вернулась в тот дом, где работала гувернанткой, а Уильям остался в Хауорте.
Главная любовная история жизни Шарлотты
Шарлотта тем временем решила, что смена обстановки, заграничное путешествие может привнести в их повседневность яркие краски Она заявила, что им сЭмили непременно надо улучшить свой французский. И в 1842 году они поехали в Брюссель, в пансион месье Эгера, где уже училась одна из приятельниц Шарлотты. Эмили согласилась, вернее - покорилась. Ей снова тяжело далась разлука с домом.
Зато Шарлотта в Брюсселе была счастлива: она безоглядно влюбилась в хозяина пансиона. Именно месье Константин Эгер стал прообразом самого главного и знаменитого персонажа творчества Шарлотты Бронте - мистера Эдварда Рочестера. Все, кто знал месье Эгера, при чтении «Джен Эйр«видели в описании внешности Рочестера его портрет. Правда, месье Эгер, в отличие от мистера Рочестера, не обладал суровой и пылкой натурой: нет, это был веселый, приятный, очень рассудочный француз, способный оценить в женщине ум и талант, но при этом явно предпочитавший внутренним достоинствам внешние. Он очень любил свою жену, хорошенькую кокетливую француженку.
Из двух сестер Бронте месье Эгер выделял Эмили.
-Ей следовало бы родиться мужчиной, великим навигатором, - так писал он о ней. - Ее могучий ум, опираясь на знания о прошлых открытиях, открыл бы новые сферы для них, а ее сильная, царственная воля не отступила бы ни перед какими трудностями или помехами, рвение ее угасло бы только с ее жизнью.
Шарлотту же месье Эгер не то чтобы не замечал - напротив, он стал тяготиться ее влюбленностью. И вздохнул с облегчением, когда она уехала. Но - ненадолго. Шарлотта засыпала его страстными и откровенными письмами, на которые месье Эгер предпочитал не отвечать...
В общем, главная любовная история ее жизни кончилась скверно. Так же как и у ее младшей сестры Анны, которой тоже не суждено было выйти замуж за любимого: в ноябре 1842 года Уильям Уэйтмен серьезно простудился и умер от воспаления легких.
Рядом, но не вместе
Поддержку и утешение сестры искали друг у друга. Элизабет Гаскелл вспоминала: - У Анны и Эмили настолько совпадали вкусы и привычки, что жили они, словно близнецы. Одна - от замкнутости, вторая - от душевной робости, но обе доверяли лишь Шарлотте и никому из посторонних. Эмили не поддавалась ничьему влиянию, не признавала власти общественного мнения, сама решала для себя, что хорошо, что плохо, и этим руководствовалась в поведении, в манере одеваться, не допуская ничьего вмешательства. Ее любовь безраздельно принадлежала Анне, как и любовь Шарлотты - ей. Впрочем, все три сестры любили друг друга больше жизни...
Однажды деятельная Шарлотта решила собрать стихи, которые она и ее сестры сочиняли для развлечения друг друга и находили весьма неплохими, в одну книжку и издать ее - деньги для этого требовались небольшие. Поскольку барышням из хороших семей было неприлично заниматься сочинительством, книга вышла под псевдонимами - авторами на обложке значились Каррер, Эллис и Эктон Белл.
Особого восторга стихи Бронте у критиков не вызвали. Однако неудача лишь раззадорила сестер, и каждая из них решила сочинить по роману. Шарлотта написала роман «Учитель», Эмили - "Грозовой перевал», а Анна - «Агнес Грей». Эмили в качестве сюжета взяла историю из жизни своих предков: когда-то у Бронте жил неблагодарный приемыш, влюбившийся в родную дочь своего благодетеля. Воображение Эмили преобразило семейную историю и одновременно окрасило ее в мрачные готические тона. Часть событий происходит на кладбище или возле кладбища, часть - на вересковых пустошах, любимых местах прогулок Эмили.
Шарлотта описала в романе свою любовь к месье Эгеру, а Анна - неблагодарный труд гувернантки. Сочиняли они свои романы, сидя за одним столом и зачитывая друг другу отрывки.
Опять же по настоянию Шарлотты сестры предложили книги издателю Т. Ньюби. К великому разочарованию старшей из Бронте, ее «Учителя» издатель отверг сразу же, но согласился издать «Грозовой перевал» и «Агнес Грей», если авторы внесут 50 фунтов в счет расходов на типографию. Сестры согласились.
И все же Ньюби откладывал публикацию - так долго, что Шарлотта успела написать еще один роман, «Джен Эйр», и напечатать его в другом издательстве - без всяких предоплат. Ее книга, вернее книга Каррера Белла, - она по-прежнему пряталась под псевдонимом - снискала такой быстрый и громкий успех, что Ньюби поспешил выпустить романы Эллиса и Эктона Беллов, не сомневаясь, что фамилия Белл на обложке поможет книгам быстро продаться.
Правда об авторстве нашумевших романов стала известна, когда издатель Т. Ньюби решил выпустить в Америке все книги Каррера, Эллиса и Эктона Беллов под одним именем - Каррер Белл. Благодаря «Джен Эйр» это имя уже прославилось за океаном, и Ньюби надеялся, что оно привлечет внимание и к остальным романам.
Но сестер это не устраивало. Шарлотта и Анна, оставив Эмили дома, отправились в Лондон, где раскрыли свое инкогнито и доказали, что они являются авторами книг, предъявив переписку с издателями. Если «Агнес Грей» приняли спокойно, хотя некоторых читателей возмутила критика существующего строя, которая там пусть робко, но высказывается, то «Грозовой перевал» шокировал общественность, хотя в то время в английской литературе уже прошло увлечение готическими романами, и всевозможных ужасов британцы прочитали немало.