Летию Эмили Бронте, английской писательницы
Сестры Бронте - Шарлотта (21 апреля 1816 - 31 марта 1855), Эмили (30 июля 1818 - 19 декабря 1848) и Энн (17 января 1820 - 28 мая 1849) - не просто английские писательницы 40-х и 50-х годов XIX века, сестры Бронте - это явление. В честь сестер - писательниц и их брата-художника Бренуэлла назван кратер на Меркурии.
Название одного из лучших произведений Шарлотты Бронте - «Джейн Эйр» - увековечено в названии российской альтернативной рок-группы...
Каждая из сестер Бронте не дожила до своих тридцати лет, но их романы произвели сенсацию. При опубликовании они были признаны классикой английской литературы, впоследствии переведены на все языки мира и до сих пор переиздаются с успехом, не утратив актуальности: их и сейчас не менее интересно читать, чем сто пятьдесят лет назад.
В истории, конечно, бывали талантливые семьи, но чтобы настолько, причем в одном поколении сразу три представителя - другого примера и не найдешь! Сестры Бронте неотделимы друг от друга в литературе, да и в жизни тоже были так близки, что трудно рассказывать об одной и не уделить внимания двум другим.
Роман Эмили Бронте «Грозовой перевал» читателей попросту напугал!
В нем обстоятельства и характеры реалистичны, но страсти сверхъестественны, а поступки невероятны. Персонажей связывает преступная любовь, а жестокость воспринимается как неотъемлемая часть жизни. Главный герой Хитклиф выкапывает тело своей возлюбленной Кэти, чтобы в последний раз побыть с ней рядом...
И до сих пор исследователи биографии и творчества Эмили Бронте пытаются понять, как в воображении этой тихой девушки, прожившей скучную и малособытийную, по общепринятым меркам жизнь, родились такие фантазии.
При жизни ее сравнивали с Диккенсом и Теккереем, однако их книги тогда позволяли читать барышням, а «Грозовой перевал» считали романом опасным, вредным и порочным. Почему? Почему долгое время никто не догадывался, что автором этого самого скандального и непристойного английского романа 19-го века была скромная дочка пастора, невзрачная старая дева, практически не покидавшая отцовского дома? Почему никто не мог поверить, что эту книгу написала женщина?
Тем не менее, роман прославил английскую литературу и сегодня считается одним из самых экранизируемых романов, а гениальным писателем признана именно Эмили Бронте, а не Шарлотта или Энн.
Давайте вместе с читателями библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти» познакомимся с кратким содержанием романов сестер Бронте - «Грозовой перевал», «Учитель», «Агнес Грей», «Джен Эйр». Немного ближе прикоснемся к биографиям писательниц в надежде пролить чуть больше света на эту историю.
Итак…
Трудное детство
Литературный талант в этой семье передавался по наследству. Дед, Гут Бранти, был сказителем. Отец, священник англиканской церкви Патрик Бронте, написал две книги нравоучительных стихов.
И даже мать, Мэри Брэнуэлл, стала автором эссе «Преимущество бедности в религиозных делах». Когда молодая счастливая жена, ожидавшая своего первенца, писала это эссе, она еще не успела познать бедности, и ее произведение было несколько умозрительным. Но со временем у Мэри появилась возможность на собственном опыте понять, есть ли у бедности преимущество в религиозных делах.
Патрик мечтал о сыне, но одна за другой рождались девочки. Мэри, названная в честь матери, потом Элизабет. 21 апреля 1816 года родилась Шарлотта. И только следом за ней долгожданный мальчик Брэнуэлл, которому в качестве имени дали фамилию матери, - в надежде, что состоятельная родня как-то будет ему помогать. Затем на свет появились еще две девочки: 30 июля 1918 года- Эмили, а 17 января 1820 года - Анна.
Частые роды истощили организм Мэри Бронте. Она плохо справлялась и с хозяйством, и со всей этой малолетней оравой. Счастливая совместная жизнь, о которой мечтали Патрик и Мэри, превратилась в тягостное выживание. Но взаимная любовь их была по-прежнему сильна: только на этом семья и держалась. В любви они воспитывали и своих детей.
В 1820 году, когда Мэри ожидала рождения своей последней дочери Анны, а маленькой Эмили не было и двух лет, Патрик наконец получил постоянный приход в деревушке Хауорт. Дом священника находился рядом с церковью и кладбищем, несколько в стороне от деревни, окруженный бескрайними вересковыми пустошами, в которых круглый год завывал ветер. Обычного английского садика возле дома не было: дети Бронте играли на кладбище. Неудивительно, что творчество сестер Бронте приобрело несколько мрачный оттенок.
Последние роды дались Мэри Брэнуэлл-Бронте очень тяжело. После появления Анны она уже не встала с постели и в сентябре 1821 года скончалась. Патрик в один день постарел от горя. Хотя на помощь ему пришла свояченица мисс Брэнуэлл, незамужняя сестра Мэри, все же справляться и детьми, и с приходом было трудно. Когда ему предложили поместить девочек в школу для дочерей духовенства в Кауэн-Бридже, он с радостью согласился. Он хотел дать дочерям хорошее образование.
В школу отправили Мэри, Элизабет, Шарлотту и Эмили. Анна была еще слишком мала для учебы - на своё счастье, ибо кауэн-бриджская школа была форменным адом на земле: сестры Бронте позналитам холод, голод, жестокость некомпетентных преподавателей. Мэри и Элизабет заболели чахоткой. Их в срочном порядке вернули домой, но выходить не сумели. После смерти старших дочерей Патрик забрал из Кауэн-Бриджа Шарлотту и Эмили.
Шарлотта запомнила эту школу навсегда, и ее яростное негодование выплеснулось потом на страницы романа «Джен Эйр». Эмили была еще слишком мала, но понимала: хорошо может быть только дома. Со временем это превратилось в настоящую фобию: всю оставшуюся жизнь она страдала от страха покинуть родные места. Если ей случалось уезжать, она начинала болеть, ибо все в ней противилось разлуке с домом.
В Кауэн-Бридже о ней осталась следующая запись: «Эмили Бронте. Поступила 25 ноября 1824 года. Возраст 5 лет. Читает очень недурно, умеет немного шить. Выбыла 1 июня 1825-го. Дальнейшая судьба - гувернантка».
С дальнейшей судьбой Эмили Бронте они ошиблись. Гувернанткой она так и не стала,в отличие от обеих своих сестер.
Брэнуэллу повезло больше, чем сестрам. Единственного сына, его берегли и лелеяли, не отправляли ни в какие школы. Сначала Патрик Бронте сам учил мальчика. Но Брэнуэлл настолько замечательно рисовал и был так музыкален, что отец решился потратиться на учителей. Патрик Бронте был уверен, что именно Брэнуэлл прославит их семью.
Литературная игра
Когда Эмили было девять лет, она придумала самую интересную игру в жизни юных Бронте: предложила им сочинять пьесы. Началось все с деревянных солдатиков, которых отец привез Брэнуэллу. Ими играли все четверо, причем не в войну, а в приключения. Постепенно придумались страны, где происходит действие всех игр, - острова Гаалдин и Гондал, чем-то напоминающие Англию, но с более кипучей политической жизнью. Острова были населены страстными людьми, похожими скорее на героев древних легенд, чем на обывателей.
Сначала дети фантазировали вслух, потом выдумки стали записывать.
«Наши пьесы были созданы: «Молодые люди» - июнь 1826 года. «Наши сотоварищи» - июль 1827 года, «Островитяне» - декабрь 1827-го. Вот наши три великие пьесы, которые не держатся в тайне. Лучшие пьесы Эмили и мои были задуманы 1 декабря 1827-го. Остальные в марте 1828-го. Все наши пьесы - очень странные»», - записала Шарлотта в своем дневнике в 1829 году.
Ей, старшей, тогда едва исполнилось тринадцать лет.
Богу - богово, кесарю - кесарево
Несмотря на пережитые в Кауэн-Бридже страдания. Шарлотта хотела учиться дальше. Она поступила в пансион Ри-Хед и провела в нем несколько счастливых лет сначала в качестве ученицы, а потом как преподавательница. Шарлотта настояла на том, чтобы и Эмили продолжила свое образование. Она привезла сестру в Ри-Хед... Но расставание с домом превратилось для Эмили в настоящую трагедию. В пансионе она затосковала и расхворалась. Через четыре месяца ее отправили домой с подозрением на чахотку.
В очередной раз Эмили покинула дом два года спустя: несмотря на отсутствие диплома, ее сочли достаточно образованной для того, чтобы взять учительницей в пансион в Галифаксе. Бедная Эмили продержалась на учительском месте полгода, возненавидела учениц и коллег, снова впала в депрессию и так тяжело заболела, что ее не сочли возможным и дальше держать подле детей.
Писательница Элизабет Гаскелл, изучавшая биографию Бронте, приводила такие слова Шарлотты:
-Моя сестра Эмили души не чаяла в болотах, мрачнейшая из пустошей казалась ей цветущей розовой поляной, в любой безрадостной расселине она готова была видеть рай. Это унылое безмолвие дарило ей немало упоений, и самым важным, самым дорогим была свобода. Свобода ей нужна была как воздух, без нее она задыхалась. Ей оказалось не под силу сменить родимый кров на школу, сменить уединенное и очень тихое, но не стесненное ничем природное существование на подчиненный твердой дисциплине распорядок (пусть и под самым добрым покровительством). Ее дух не сумел перебороть естество.
После утреннего пробуждения стремительно подступавшие образы родного дома и родных болот тоскливой темной пеленой подергивали нарождавшийся день. Никто, кроме меня, не ведал, что ее гнетет, но я-то знала слишком хорошо. От этих внутренних борений ее здоровье быстро разрушалось: бледное, бескровное лицо, исхудалые члены, слабеющие силы - все говорило об угрозе близкого конца. Я чувствовала сердцем - если она не вернется домой, то погибнет, и, ясно это понимая, настояла на ее отъезде. Всего три месяца провела она в чужих стенах, но лишь по прошествии нескольких лет мы вновь решились отослать ее из дому.
Эмили взяла на себя все домашние обязанности: у Бронте была всего одна служанка, да и ту, старую, всеми любимую, старались щадить. Эмили пекла хлеб, шила и штопала. Причем умудрялась одновременно замешивать тесто и читать лежащую на столе книгу. Гаскелл рассказывала:
- Проходя мимо открытой кухонной двери, можно было видеть, как Эмили, вымешивая тесто, заглядывает в стоящий перед ней учебник немецкого языка, впрочем, и самые увлекательные занятия не отражались на вкусе хлеба, всегда воздушного и пропеченного. Книги, разумеется, не были редкостью в этой кухне: правда, отец внушал девочкам сдетства, что женщины, по крайней мере женщины их положения, должны принимать самое деятельное участие в хозяйстве, а тетка проводила этот принцип в жизнь, но, бережно распоряжаясь своим временем, сестры умудрялись улучить свободную минутку, даже когда в духовкеподходил пирог, и управлялись с несколькими делами сразу почище Гая Юлия Цезаря.
Из трех сестер Бронте самой хорошенькой считалась Анна. Она к тому же отличалась покладистым характером и ангельским терпением. Все в округе считали, что если у кого-то из девочек Бронте и есть шанс выйти замуж, то только у Анны.
Шарлотта, при всем очаровании своего характера, была чрезвычайно некрасива. К тому же уже в молодости она потеряла почти половину зубов, из-за чего не смела улыбнуться и во время беседы прикрывала рот рукой. Свою внешнюю непривлекательность Шарлотта очень тяжело переживала. Несмотря на крайнюю бедность семьи, женихи к ней сватались трижды, но она всем отказала: верила, что когда-нибудь выйдет замуж по любви...