Козлов В.В. ТЕСТ «ЛОКАА». ОПРОСНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛУБИННЫХ ЛИЧНОСТНЫХ СЦЕНАРИЕВ МУЖЧИНЫ/ЖЕНЩИНЫ. Методическое руководство. Москва, 2001.
Достаточно интересным и информативным методом исследования гендерной идентичности является Тест «ЛОКАА» (Личностный Опросник Козлова АнимаАнимус) - опросный метод исследования глубинных личностных сценариев мужчины/женщины.
Предложенный В.В. Козловым тест направлен именно на выявление латентных (глубинных) аспектов гендерной идентичности, ее психологического ядра, того, что личность представляет для себя самой, как мужчина или женщина. Он представляет два самостоятельных теста, один из которых предназначен для женщин, другой для мужчин.
Основанием для такого разделения явились базовые положения теории Юнга об изначальных принципах мужского и женского поведения, действующих как вечные противоположности. Эрос - женский принцип связности, соотнесенности, родственности. Логос — принцип рациональности, знания. Юнг ввел эти понятия, чтобы указать, насколько они архетипичны в своем проявлении на протяжении многих эпох человеческой истории. Они остаются абстрактными паттернами человеческого поведения и в наше время и персонифицируются в женских (Афродита, Дева Мария) и мужских (Аполлон, Христос) образах. Чтобы активизировались те или иные архетипы, необходимы определенные условия, которые, как правило, соответствуют духу времени. Индивид лишь следует стереотипу поведения, который господствует и востребован в данный-момент. Внимательный анализ господствующих сегодня в массовом сознании имиджей мужчин и женщин, которые широко тиражируются СМИ, позволяет разглядеть в них архетипические черты. А современные мужчины и женщины выбирают их в качестве моделей для идентификации.
|
Разработанные В. В. Козловым опросники позволяют определить бессознательные установки, характеризующие типы идентификации мужчин и женщин с различными архетипическими качествами и ролями.
Введение
Греческое слово «архетип» в переводе на русский язык означает первообраз. Под архетипами К.-Г. Юнг понимал элементы коллективного бессознательного, обозначающие суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование личности, понимание мира, внутреннее единство, взаимосвязь и взаимопонимание людей. Архетип является универсальным мифологическим сюжетом или символом, присутствующим в большинстве культур, который может по-разному интерпретироваться в любых обстоятельствах, не теряя при этом своего основного звучания.
Анима и Анимус являются архетипическими конструктами в юнговской психологии, выражающими женское (Анима) и мужское (Анимус) начало в интерперсональном бессознательном.
Предложенные методы являются инструментами исследования того слоя, который обозначен в традиции глубинной психологии архетипами коллективного бессознательного. Они позволяют исследовать глубинные личностные сценарии мужчины и женщины.
Тест «АНИМУС». Опросный метол исследования глубинных личностных сценариев мужчин
Теоретическое обоснование
Анимус, означающий архетипическую символику мужского начала, связывается с сознанием, с организующими, эгентропическими силами в коллективном бессознательном, соответствует отцовскому Логосу. Анимус описывается такими эпитетами, как свет, дух, духовность, разум, огонь, космос, власть, сила, персонифицируется постоянно меняющимся Гермесом.
|
Мифы народов мира являются ключами к разгадке вечных аспектов реализации мужской энергии Анимуса. В них содержатся базовые матрицы пути мужчины-героя: божественное рождение; спуск в подземный мир; героические поступки, которые он совершает, например битва с чудовищем, выполнение опасного задания; помощь спутников мужского и женского пола, либо животного; мотивы искушения, поражения, крушения надежд, смерти и воскрешения. Именно таким образом происходит великая внутренняя алхимия развития Эго-сознания мужчины.
Мужское качество всегда рождается в героических мифах и волшебных сказках через ритуальную инициацию. Герой подвергается испытаниям в царстве мертвых, или на небе, или в другой стране, населенной злыми духами, чудовищами и т. п. С этим же связан мотив проглатывания героя чудовищем (изначально - тотемным животным) с последующим его освобождением из брюха чудовища или пребыванием группы мальчиков во власти демонической лесной старухи.
Пребывая в чреве чудовища или в контакте с лесными демонами (то есть после выделения из коллектива и возвращения в него), герой тем самым демонстрирует свою стойкость, приобретает духов-помощников, магические (шаманские) силы, власть над стихиями, а в мифах о культурных героях добывает людям космические объекты или культурные блага, уничтожает чудовищ, мешающих их мирной жизни.
|
Следует отметить, что мужские архетипические качества являются результатом не физического, но духовного возрождения, не данностью, а приобретением в результате усилий, иногда неимоверных и чудовищных.
Эта инициация всегда связана со смертью и страхом смерти. Она имеет тройственный характер:
1. внутренний, личностный, субъективный: смена структуры личности при переходе из одного этапа жизненного пути в другой, приобретение новообразований, новых качеств;
2. внешний, социальный - смена социальной ситуации, разрушение старых социальных ролей, ставших неадаптивными, и нарождение новых идентичностей, ролевых функций и механизмов;
3. глубинный - получение доступа к новым архетипическим энергиям, конкретизация этой энергии во взрослом качестве, определение ее протосценариев, первые шаги в разворачивании их в реальной жизни.
Инициация как смерть всегда связана с ростом и трансформацией личности и характера. Если это инициация, то у нас нет выбора: мы не можем убежать от зова и внутренних побуждений к тому, что пришло время, расти и меняться кардинально. Это также верно для образов смерти и умирания в мировой мифологии.
Наиболее близкая для европейского мышления метафора - это трагедия Иисуса Христа из Назарета. Его добровольное жертвоприношение имеет ясную бинарность инициации:
• смерть как сознательно принимаемая стадия перерождения и воссоединения с Отцом;
• как необходимость заклания, которую не превозмочь, ибо является миссией во имя блага человечества.
Рассмотрим основные аспекты Анимуса: Царь, Воин, Маг, Возлюбленный. Четыре основных архетипа Анимуса, четыре ипостаси, которые являются его сущностными энергиями в интерперсональном бессознательном, актуализируются на всех уровнях психической реальности мужчины.
Многолетняя работа с клиентами в исследовании архетипов показала неудовлетворительность однозначного понимания архетипов (царь как властелин, маг как мудрец). Даже юнгианские парности (Анима-Анимус, Эго-Тень, Мудрец-Трикстер и др.) недостаточны для полноты возможных архетипических проявлений, возможных сценариев реализации архетипа, палитры качеств воплощения.
Для более адекватного и полного понимания содержания архетипов мы решили воспользоваться теорией гун философской школы санкхьи, которая широко раскрыта при описании дхарм
(целостностей психических состояний) в буддизме. Под гунами в санкхье понимаются три основных начала материальной природы, три «режима деятельности» иллюзорной энергии майи, обусловливающей живые существа (дживы). Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обусловливают. В этой традиции любая проявленная и непроявленная природная субстанция (пракрити) имеет три гуны (качества, свойства): сатва — уравновешенное, гармоничное, благое начало; раджас - подвижное, страстное, деятельное; тамас - косное, инертное, темное.
Воспользовавшись этой классификацией, мы предположили, что каждая архетипическая реализация Анимуса имеет три аспекта, три качества энергии, три способа манифестации:
• сатьва - уравновешенное, духовное, возвышенное, гармоничное, благое начало;
• раджас - подвижное, чувственное, эмоциональное, вовлеченное, деятельное, стремящееся начало;
• тамас - косное, инертное, темное, деструктивное, разрушительное начало.
Таким образом, мы можем вычленить 12 возможных манифестаций Анимуса (рис. 2).
Общая характеристика архетипов
Любой архетип Анимуса имеет три возможных энергии, фиксации (сатьва, раджас, тамас), качества идентификации и проявления. Рассмотрим подробно выражение четырех архетипов Анимуса в каждой из трех энергий.
Архетип царя
Царь-сатьва — это благородный царь, мудрый, правильно осознающий свое место, живущий во благо своей страны и подданных правитель. Все жители его государства благоденствуют, конфликты и войны отсутствуют, внутренние коллизии сведены к нулю. Его царство является образцом государственности, метафорическим садом Эдема. Сатьва в силу своего рождения (мессианской предопределенности) имеет позитивные лидерские качества, он не конкурирует, а побеждает, так как уверен в себе, своем успехе, он властвует организмически, сливаясь с волей своих подданных. Его властвование безупречно.
Как правило, существует только миф о правителе-сатьве. Этот миф отсылается либо в эволюционную перспективу, либо в историю существования человеческой цивилизации. Мифы о царе-мудреце являются неким образцом для государственного деятеля.
Рис. 2. Типы (манифестации) Анимуса
На Руси князь Владимир Святой был образцом сострадания и добродетели, был «истинным отцом бедных». Всякий нищий и убогий мог приходить на княжеский двор и получать там «всякую потребу, питье и яства, от скотниц кунами». Для больных, которые не могли дойти до его двора, князь повелел развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед и квас, и люди его, ходя по городу, спрашивали, где нищие, недужные, и наделяли их всем необходимым.
Как мудрый, справедливый правитель, как, безусловно, лучший из восточных царей, вписан в историю древнеперсидский царь Дарий, который пользовался уважением даже своих врагов. Эсхил, евреи сохранили о нем благодарное воспоминание: во 2-й год царствования он разрешил возобновить работы по построению 2-го храма (Ездры 4, 24. 5, 5. 6, 1), а в 6-й год храм был освящен. По Диодору, египтяне уважали этого царя наравне со своими фараонами и законодателями, даже отдаленные карфагеняне признавали его власть.
Царь-раджас во многих смыслах является строителем государственности. Он издает указы, формирует новые институты власти, занимается политическими распрями. Раджаса, безусловно, интересует благоденствие государства, но не это для него главное.
Цель правителя-раджаса — это повсеместное расширение власти и манифестация царственной воли. Классическим царем такого рода в российской истории является Петр Великий, сознающий и создающий взамен старого новый порядок жизни. Не важно, насколько дальновиден, мудр, искусен царь-раджас. Ему не избежать стремления к расширению государства или его переустройства.
В наиболее успешных вариантах эта манифестация имеет Божественный характер (в случаях с Александром Македонским, Юлием Цезарем). В соответствии с историей, великими качествами царя-раджаса обладал Александр Македонский. Ему были присущи благородный дух, величие политических замыслов и подвигов, щедрость, с которою он покровительствовал наукам и искусствам, стремление связать победу греческой культуры с успехами своего оружия.
Манифестация царя-раджаса может проявиться на любом другом уровне реализации мужской воли, когда мужчина обретает ответственную жизненную позицию, он «царит», «правит» миром. Это может выразиться в отцовстве, когда через воспитание и посвящение сына он возрождается в нем как мужчина власти и передает ему царственный жезл (рпаИов) к власти, к «Я» и к «Миру». Руководитель предприятия, института, социального учреждения, политического движения — воплощение архетипа царя и через власть, волю он проявляет свою способность влиять на «сыновей», на социальные процессы.
Царь-тамас является ярчайшим выражением негативности, деструктивное власти. Это может быть тиран, неправильно использующий королевскую силу. В качестве примера мы можем привести иудейского царя Ирода, чье имя в массовом сознании стало нарицательным. Когда он понял, что еврейский народ ненавидит его и готов низвергнуть, он превратился в жестокого и кровожадного деспота, который беспощадно истреблял всех и все, в чем только видел признак крамолы. Он истребил дом Асмонеев - потомков законных правителей еврейского народа, убил Мариамну, свою жену и сына Антипатра.
В народе царь Ирод более известен по евангельскому сюжету, изложенному св. Матвеем (гл. II). Он услышал от восточных волхвов весть о том, что родился истинный царь Иудейский. Ему не удалось найти его и убить, поэтому Ирод не остановился перед поголовным избиением грудных младенцев в Вифлееме.
Пораженный тяжкою болезнью, заживо съедаемый червями, он неистовствовал даже на одре смерти и дал приказ в самый день его смерти истребить всю еврейскую знать, собранную для того в цирк.
Это может быть слабый правитель, недоумок, не обладающий связностью: несчастная страна, нищие, потерявшие смысл жизни подданные.
Наличие тамаса во главе государства, как правило, ведет к его опустошению, обнищанию, расцвету воровства, казнокрадства, манипуляций властью и, в конце концов, к краху царской воли, когда она принимает аспект или безумия, или шутовства. Тамас царя - это проявление деструктивного аспекта власти, когда она не творит, но уничтожает: государственность, естественный ход событий, жизнь людей из-за неспособности к различению границ между собой и миром, когда жажда всемогущества, обладания, ассоциировано, с неспособностью выдержать аффективного напряжения и адекватно воспринимать реальность.
Архетип Воина
Воин-сатьва — это совершенный витязь, которого не интересуют манифестации силы, превосходства, энергии воли. Архетип Воина в его полной силе: благородный витязь, воплотивший в себе все возможные мужские качества - честность, чистоту помыслов, красоту и эстетичность действия, доблесть, справедливость, осознанность. Сатьве важно само состояние. Одним из известнейших примеров воина-сатьвы может служить былинный персонаж - Илья Муромец.
А из исторических личностей Суворов Александр Васильевич - генералиссимус русской армии. Он явно не богатырь русский по телосложению и в детстве был малорослым, хилым и невзрачным мальчиком. Великий полководец, пробил себе дорогу к высшим почестям не силой могущественных связей, а только своими личными дарованиями, духом воина, железным характером. Обладая чрезвычайной личной храбростью, он не демонстрировал ее без необходимости, но там, где считал нужным, бросался в самый пыл боя, расплачиваясь за это неоднократными ранами.
Как всякий воин-сатьва, он не поступался правилами нравственности, но отличался бескорыстием, щедростью, религиозностью, добродушием, простотой в обращении.
Придавая большое значение нравственному элементу воина, он везде ставил дух воина выше формы и при этом давал свободу другим в решительности и самостоятельности в действиях.
Воин-сатьва — Великий Воин Духа. Александр Суворов в течение своего долголетнего военного поприща ни разу побежден не был.
В силу того, что воина-сатьву интересует состояние, он обусловлен воинским духом и не требует платы за проявление энергии воина. Сатьве важен сам путь воина, причем в той степени, в которой он не входит в противоречие с,идеей пути. Для него не имеет значения, кому помогать, он с легкостью может попрощаться с жизнью, спасая ребенка, бродягу, или погибнуть за честь страны.
Воин-раджас. Его основная идея - борьба, жизнь без которой он не приемлет. На бытовом уровне это звучит приблизительно следующим образом: «Нет войны — борись с соседом». Для него имеет важность наличие врага, а противник это или однополчанин — не столь важно. Раджаса интересует социальная форма и перспектива ее улучшения, в том числе достижение определенных воинских отличий, но он в основном обусловлен самой идеей борьбы и преодоления сопротивления. Классический мифологический образец Геракл или Геркулес — национальный греческий герой, сын Зевса и Алкмены. Уже с рождения он проявляет героический дух — когда Гера послала двух страшных змей, чтобы убить его, он задушил их. В жизни ему принадлежат 12 подвигов.
1.Бой с немейским львом, которого Геракл задушил в его собственной пещере своими руками.
2.Умерщвление лернейской гидры, ядом которой Геракл обмазал свои стрелы, так что наносимые ими раны делались смертельными.
3.Охота на эриманфского вепря, опустошавшего Аркадию и пойманного им живьем.
4.Поимка керинитской или менальской лани, с золотыми рогами и медными ногами.
5.Истребление стимфалийских птиц, снабженных медными когтями, крыльями, клювами и перьями, которыми они стреляли, как стрелами.
6.Приобретение пояса царицы амазонок Гипполиты для Адметы, дочери Эврисфея.
7.Очищение Авгиевых стойл, совершенное в один день, путем провода через них реки, после чего Геракл, одолев Авгия и истребив его, со всем его родом, учредил олимпийские игры.
8.Поимка критского быка, подаренного Посейдоном Миносу, но взбесившегося вследствие ослушания последнего.
9.Приобретение кобылиц Диомеда, царя бистонов во Фракии, бросавшего коням на съедение иностранцев. Геракл одолел Диомеда и отдал его самого кобылицам на съедение, коней же привел к Эврисфею, который отпустил их на волю.
10.Похищение коров Гериона, чудовища с тремя туловищами, обитавшего на крайнем западе в океане, на острове Ерифее. Геракл прошел через Европу и Ливию и воздвиг, в воспоминание этого странствования, Геркулесовы столбы. Во время обратного пути, на том самом месте, где впоследствии основан был Рим, у Геракла была похищена часть коров исполином Каком, который после жестокого боя погиб от руки Геракла. За освобождение страны от разбойника туземцы учредили у себя культ Геракла, который перешел затем и к римлянам. К этому подвигу Геракла приурочивается борьба с Антеем, властителем Ливии, непобедимым великаном, который при всяком прикосновении к матери-земле восстановлял в себе силы: Геракл приподнял его над землей и задушил в своих объятиях.
11.Похищение золотых яблок из сада Гесперид, находившегося на крайнем Западе, за океаном. В поисках за этими яблоками Геракл пришел к Атланту, который достал для него три яблока в то время, как Геракл поддерживал за него небо.
12.Укрощение Цербера, работа самая трудная и потому считаемая обыкновенно последней. Геракл спустился в ад при Тенаруме и, согласно условию, одолел стоглавого пса без всякого оружия, вынес его связанным на свет и, показав Эврисфею, отнес его опять в преисподнюю.
Не менее героично продолжение его жизни. После своих двенадцати подвигов Геракл отправился в Фивы, где выдал свою прежнюю жену Мегару за Иолая, а сам удалился в Ойхалию, где посватался за Иолу, дочь царя Еврита. За убийство в припадке бешенства Ифита, сына Евритова, Геракл по приказанию оракула должен был три года прослужить лидийской царице Омфале, которая заставила его прясть шерсть в женском одеянии, тогда как сама облачилась в львиную шкуру и носила палицу.
Окончив служение Омфале, Геракл напал на Трою, взял город и умертвил царя Лаомедонта со всеми его сыновьями, за исключением одного, которого выкупила его сестра Гезиона, после чего он стал называться Приамом (то есть выкупленным). Отсюда Геракл вернулся в Грецию, где в городе Пилосе истребил весь род Нелея, кроме Нестора, и ранил самого Плутона, помогавшего пилосцам.
Геракл получил руку Деяниры, дочери этолийского царя Ойнея, из-за которой сразился с водяным богом Ахелоем и отрубил у него один из его рогов, превращенный наядами в рог изобилия. Деянира, чтобы привязать к себе Геракла, посылает ему облачение, пропитанное ядом, который она считала любовным зельем. Как только одежда согрелась на теле, яд начинает оказывать свое действие, и Геракл, мучимый ужасною болью, велит отнести себя в Трахин, где Деянира в отчаянии налагает на себя руки.
Даже смерть Геракла — смерть героя. Он соорудил для себя на Эта костер и велел зажечь его проходившему мимо Пеанту, которому за эту услугу он подарил свой лук.
Среди ударов грома и сверкания молний преображенный Геракл вознесся в облаке на небо, где, примирившись с Герой и сделавшись супругом Гебы, богини вечной юности, он продолжил свою жизнь в сонме олимпийских богов.
Менее известным, но не менее ярким воином-раджаса является Аттила — царь гуннов, сын Мундцука, который был грозой Восточной Римской империи и покорил своей власти все правое побережье нижнего Дуная, простер свои набеги до окрестностей Константинополя, прошел Германию до Рейна, завоевал Италию. Вне сомнения, Наполеон Бонапарт — тоже великий раджас-воин.
Мифы демонстрируют нас чрезвычайную кровожадность воина-раджаса. Иногда нам кажется, что в этом есть чрезвычайный негативизм воина-завоевателя, для которого идея борьбы, преодоления, победы над врагом является смыслом и сутью жизни.
Но необходимо понять, что кровь и смерть — дань духу воина-раджаса, а его путь, если это путь завоевателя, путь через трупы людей и раджас-воин — не раджас, если от его меча не пахнет кровью врага, а от одежды — потом борьбы и преодоления всех преград.
Воин-тамас отличается тем, что полностью отвергает дух или любую перспективу борьбы. Его интересует лишь ее внешняя форма. Он — типичный солдафон, мародер, полностью аморальный и деструктивный. Искаженный аспект воина — трус, потерявший доблесть, разбойник, сильный, но потерявший честность, мародер, бесчестный, потерявший чистоту помыслов, солдафон, сильный, но глупый и ограниченный. Воин-тамас избегает успешных «мужчин-Героев», он комфортнее чувствует себя в присутствии женщин, где много и преувеличенно говорит о своих несуществующих победах.
Часто мифологический сюжет нам дает героя, в котором сплетены все искаженные аспекты архетипа Воина. Как версию мы можем встретить этот архетип в слабом Эго, когда отсутствие воли к физической борьбе, агрессии («Я-умник») проявляется в неспособности постоять за себя, защитить свои взгляды, ценности.
Архетип Возлюбленного
Возлюбленный-сатьва является истинным выражением платонической, одухотворенной, возвышенной любви. Архетип Любовника в его расцвете, силе — это романтическая любовь, культ Прекрасной Дамы, чистота и мужское достоинство. Причем само состояние любви является для Анимуса более ценным и значимым, чем любовь как отношение. Именно в этом аспекте любовь рассматривается в мифологии Будды как нирванический опыт милосердия. Об архетипическом качестве сатьвы говорится в проповедях Иисуса Христа (любовь к ближнему — идеальное начало духовного и общественного единения — агапе).
Возлюбленный-сатьва — мудрец, «пррсветленный», имеющий положительную, чистую энергию любви и сострадания ко всему живому и неживому, к проявленным и непроявленным формам бытия. Это не только мощное выражение личного самоутверждения и самоотрицания, но и реализация совершенной полноты жизни, бытия в мире. В то же время через это состояние Анимус становится высшим символом идеальных отношений между людьми.
Не меньшей по глубине и убедительности описанием архетипи-ческого качества Анимуса возлюбленного-сатьвы является понимание любви древнегреческим философом Платоном как связывающего земной мир с божественным стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда «творчество в красоте». Аналог в новой философии — представление о любви Спинозы, отождествляющего ее с абсолютным познанием и утверждающего, что философствовать есть не что иное, как любить Бога.
Сатьва как архетипическое качество возлюбленного доступно реальному мужчине в романтическую эпоху своей эволюции, обычно—в подростковый или юношеский период, когда молодой юноша «захватывается» сатьва возлюбленным.
В этот момент мужчине важен не столько объект, сколько само состояние, им испытываемое. Более того, любовь сатьва имеет безобъективный характер. Примерами такого чувства могут служить любовь Фридриха Ницше к женщине, любовь Ромео к Джульетте.
Возлюбленньш-раджас «исповедует» страстность, высокие энергии, влюбленность в объект, а не в образ и, как правило, в архети-пические качества Елены или Евы. Раджас - это Дон Жуан, охотник. В сильном аспекте заниженное™ это Дон Жуан, влюбчивый, быстро вспыхивающий, быстро остывающий, неспособный к крепким связям, человек, для которого все просто череда событий, влюбленностей. Точнее было бы сказать, что его более интересует не объект, а процесс «охоты» на него, не любовь, а ее достижение. Основная идея — победа над Анимой, после которой сама Анима теряет смысл до следующего оформления чувства Анимуса.
Мы, наверно, можем в качестве примера Возлюбленного-раджа-са привести жизнь почти любого существа мужского пола, упоминаемого в истории, начиная от Зевса и Геракла, заканчивая вчерашними воспоминаниями о жизни соседа по школьной парте.
Я думаю иногда, что архетипическое качество Возлюбленного-раджаса — эволюционная энергия мужского рода, если не всегда всей жизни каждого мужчины, то явно определенного периода.
Если Анимус жив, то явно в нем пульсирует Возлюбленный.
Возлюбленный-тамас «признает» непосредственно объект. Причем форма объекта не играет для него решающей роли. Можно сказать, что тамас имеет деструктивный характер.
Мы можем вычленить несколько аспектов тамаса-Возлюбленного:
1. Любовь как горе и несчастье, когда мужчина страдает, «сгорает» от любви, впадает в депрессию; когда чувства его пожирают, забирая всю его энергию.
2.Возлюбленный не является творческим и лишен мужского своеволия. Более того, любовь негативна в том отношении, что лишает Анимуса аспекта Демиурга. В этом качестве Анимус полностью обусловлен Анимой, он раб ее косной энергии. Мужчина не может реализоваться ни в один из зрелых базовых архетипов, и в некотором смысле он не взрослеет, пребывает в состоянии архетипа Младенца и ищет женщину-Мать, которая должна относиться к нему по-матерински. Он становится ее невольником, ведет себя как настоящий младенец, требующий тепла, заботы, любви и, что самое страшное, идея жизни ассоциируется с идеей бессознательной связи с женщиной, безволие способом существования. Женщина представляется ему непорочной Анимой, независимо от того, как она ведет себя на самом деле. Находясь во власти своих иллюзий, он не в состоянии увидеть реальность и осознать свою бесконечную зависимость, инфантильность. Застревание на этой стадии ведет к тупиковому развитию по типу «маменькиного сыночка», когда патологическая любовь к маме и сильная привязанность к ней ведут к инфантилизации во всех сферах жизни, в том числе и по отношению к другим женщинам, которые всегда находятся на втором плане. Не менее грустная версия «Синей Бороды», «вечного юноши».
3.Возлюбленный-тамас становится «паразитом», альфонсом Анимы. Этот феномен проявляется в следующих вариантах:
- Анимус паразитирует на потребности женщины любить мужчину;
- Анимус паразитирует на потребности Анимы иметь ребенка и отдавать ему свою безусловную любовь;
- Анимус паразитирует на-комплексе Анимы ребенка по отношению к отцу, на желании иметь, ухаживать, поклоняться отцу. Особой версией Возлюбленного-тамаса является отсутствие воли к интеллектуальной деятельности, фаллическая завороженность (Мачо), когда вся энергия и воля мужчины направлены на сексуальную активность и желание быть востребованным мужиком.
Каждая Анима является тайной воздыхательницей по отношению с Анимусом Возлюбленным-сатьвой, но так как Анимусасатьва не интересует энергия Анимы, то отношение Анимы к Анимусу бессмысленно.
Архетип Мага
Маг-сатьва — это мудрец, ученый, «творец космоса», расширяющий сферу знания. Маг в силе сатьва - это пробужденный исследователь, нашедший или находящийся в процессе поиска философского камня. Архетип Мага в расцвете всей силы воплощает в себе лучшие качества мужской энергии и мистической, демиурговой в том числе.
Для мага-сатьвы важен не столько результат творчества и даже не его процесс, а лишь состояние творчества, причем не в обыденном смысле, а за чертой реальности, проживание истинного откровения, некий дионисовский экстаз, где безумие сочетается с предельной ясностью понимания, наслаждение с ужасом. Именно в этот момент маг проживает высший пик своего состояния, когда уничтожены обычные пределы бытия и человеческая личность сливается с истиной.
Возможен другой путь — философский и духовный инстаз, который ассоциирован Аполлоном, богом созидательных сил в греческой мифологии. В нем соединяются свобода от всяких необузданных порывов и мудрое спокойствие, которое в буддийской традиции обозначено Равностностью, а в даосской раскрыто через принцип вей у вей. Уже при жизни человек в соответствии с буддизмом и джайнизмом может достигнуть нирваны, благородного, совершенного, высшего состояния человеческого сознания, характеризуемого абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей и эгоистических желаний. Маг-сатьва на вершине своего поиска обладает самой сокровенной и священной тайной мироздания, которая дает мужчине ощущение внутренней и внешней гармонии. Архетип мага раскрывается мужчине в особо трудные мгновения жизни и указывает дальнейший путь, а также задает матрицу развития другим.
В классической греческой философии образцами мага-сатьвы, наверное, являются Сократ и Аристотель, которые имели глубокую, искреннюю любовь к истине, ясное понимание действительности, аполлоническое трезвое, спокойное мышление.
Несмотря на содержание культивируемого состояния — экстаза или инстаза — в этом процессе основной интерес Анимуса — истина. Маг-сатьва является выражением самой тонкой и одухотворенной энергии Анимуса, энергии творческого мышления и познания.
Маг-раджас, так же как и маг-сатьва, занимается поиском истины, но его уже интересуют определенные формы истины и ее качества. Свои силы он направляет в основном на утверждение истины в социуме и на ее социальную адаптацию. Он заинтересован в претворении своих идей непосредственно в жизнь, в их распространении, институ-циализации. Раджас с удивительной ловкостью оперирует формами истины, постоянно шлифуя их. Для него имеет огромную важность продуцирование форм, теорий, концепций, статей, монографий и т. п.
Этого мага весьма интересует тиражирование себя в социальном пространстве. Классическими образцами являются ученые, которые создавали школы в точных и гуманитарных науках во всех исторических эпохах, начиная от древнегреческих авторитетов и заканчивая современной мелкотой (в силу самой дифференциации науки).
Маг-тамас больше фиксирован на борьбе с магами. Его мало или совсем не интересует истина, а значение для него имеет лишь социальное пространство среди магов. В искаженном аспекте Маг -это мошенник, недоумок, вообразивший в себе экстрасенсорные, черно- и беломагические свойства и объявляющий себя чудотворцем или колдуном всея Руси... Тамас не имеет своих идей и живет тем, что присваивает чужие. Во все времена существовали низкие обманщики, бессовестно эксплуатировавшие народное суеверие. Они опираются на веру в «золотой ключик», чудо, тайну непознанного и непознаваемого.
Во времена больших перемен, в «Сумерках богов», когда ценности и устои шатки, они получают все большее и большее влияние в любом обществе. В такие времена они появляются целыми стадами на всех уровнях общественного устройства. Некоторые из них, как, например, Кашпировский, Чумак, отец Виссарион, Гробовой, приобретали громкую известность. Неважно, на каких позициях идеологических, псевдодуховных или псевдонаучных, они держались, важно, что они являются приверженцами всего таинственного и непостижимого.
Еще один аспект Мага-тамаса - это безумие Демиурга, когда творческая энергия лишает, мага личности, идея уничтожает его. Или воплощение в Трикстера - плута, мошенника и обманщика, живущего в интригах, пороках за пределами добра и зла. Следующий исход мага-тамаса - превращение в злого Гения, разрушителя.
Как правило, Маг-тамас хорошо адаптирован в социуме, он манипулирует истиной в корыстных целях, его можно назвать карьеристом. Многие из них имеют не только глобальные сети клиентов, но и свои большие школы, живут в славе и богатстве.
Базовые обобщения
Каждый мужчина - это манифестация определенного качества архетипа. Обычно он фиксируется на определенном архетипе. Более того, гарантом чистой реализации архетипа, наиболее мощной и полной реализации его энергии является «чистое», без примеси, каналирование архетипического качества.
Чистый и реализованный Маг — это мужчина, который отказался от всех других выборов - власти, пути воина, страстей возлюбленного.
Реализованный Царь отказывается от всех других архетипиче-ских качеств или использует их как инструменты властвования, подавления, трансформации.
Безупречный Воин — это мужчина, чья воля безупречна в служении мечу.
И если индивид хочет быть тотально Возлюбленным, реализацией архетипа Возлюбленного — не следует оборачиваться в сторону остальных трех - Мага, Воина, Царя и тогда, именно тогда его ждет растворение в Анцме. Когда откроются воды, станет возможным соприкосновение с глубинами ее силы и прохладной девственностью ее природной чистоты.
Анимус — это космос по существу. Именно эта ограниченность, фиксация является гарантом не только чистоты реализации архетипа, но и устойчивости социума, жизни, общества, воспроизводства традиции, преемственности в передаче знания и опыта.
Тест «Анимус»
Благодаря данному опроснику представляется возможным определить в контексте интегративной психологии бессознательные установки, характеризующие типы идентификации мужчин с различными архе-типическими качествами и ролями, описанными в теории В. В. Козлова.
Инструкция. Вам предстоит ответить на 72 вопроса. Отвечайте «да» или «нет», не задумываясь. Помните, что нет плохих и хороших ответов. На бланках ответов отметьте, пожалуйста, свой возраст, семейное положение, число и пол ваших детей, образование и профессию. Спасибо!
Текст опросника
1.Смысл жизни мужчины — править миром во имя людей.
2.Смысл власти — в изменениях жизни народа.
3.Власть надо использовать в своих целях.
4.Мне в детстве нравилось сказание об Илье Муромце.
5.Воин всегда в сражениях.
6.Меня всегда привлекала военная форма.
7.Женщина божественна.
8.В любви важен флирт.
9.Смысл жизни женщины — служить мужчине.
10.Ученый живет ради истины.
11.Наука должна служить людям.
12.Меньше знаешь - лучше спишь.
13.Счастливый народ - счастливый государь.
14.Хороший правитель всегда при команде.
15.Своя шкура ближе к телу.
16.Великий полководец всегда гуманист.
17.Путь воина в борьбе.
18.Сила есть - ума не надо.
19.Любовь - это поэзия души.
20.Много любил и в страсти нашел смысл.
21.Мне нравится, когда женщина мне приносит все.
22.Лучше журавль в небе, чем воробей в руках.
23.Знание - сила.
24.Слово в карман не положишь.
25.Служение другим — высший смысл.
26.Настоящий царь всегда завоеватель.
27.Цель оправдывает средства.
28.Честь воина — в помощи слабым и обездоленным.
29.Война - судьба воина.
30.Война без золота, что телега без колес.
31.Любовь и творчество - удел мужчины.