Процесс создания и внедрения любой ИС принято разделять на четыре последовательные фазы: анализ, глобальное проектирование (проектирование архитектуры системы), детальное проектирование и реализация (программирование). Разработка концепции ИС ограничивается первыми двумя фазами: анализ предметной области и глобальное проектирование, т.е. представление ИС в «целом». При этом фаза глобального проектирования не предусматривает детальную декомпозицию ИС и процессов, происходящих в ней.
Определение целевых рынков покупателей услуг территории. Покупателями услуг территории могут быть физические и юридические лица, которые а) очень важны для населенного пункта (например, градообразующие предприятия); б) представляют для него интерес (разовые посетители); в) не представляют для него интереса (криминальные элементы).
В целом можно выделить четыре основных целевых рынка покупателей:
1. Приезжие
2. Жители и работающие по найму
3. Отрасли экономики (промышленность, торговля и т.п.), инвесторы
4. Внешние рынки
Охарактеризуем коротко каждый из них.
Рынок приезжих складывается из деловых (бизнесмены, командировочные, коммивояжеры) и частных посетителей (туристы, путешественники, друзья или родственники).
Второй важный целевой рынок представляют жители и работающие по найму. Основной характеристикой этой группы является долговременное присутствие ее представителей на конкретной территории, что означает хорошее знание представителями этой группы региона, его проблем и возможностей.
Третью категорию целевых рынков образуют отрасли промышленности и инвесторы. Как правило, все регионы стремятся усилить свой экономический базис, чтобы привлечь инвестиции в создание новых или в развитие существующих предприятий, что позволит создать для своих жителей новые рабочие места и получить дополнительные бюджетные доходы. Предпосылкой выступает соответствие территории критериям размещения производительных сил: инвестиционному климату, качеству жизни, доступности, качеству трудовых ресурсов и т.д.
|
Четвертая группа целевых рынков - это отечественные инорегиональные и международные рынки, т.е. способность региона производить товары и услуги, необходимые находящимся за его пределами другим территориям, физическим и юридическим лицам.
Оценка потенциала региона. При разработке маркетинговой стратегии оценку потенциала региона целесообразно проводить комплексно, т.е. одновременно учитывать следующие составляющие:
- Экономическая ситуация в регионе;
- Социальная ситуация в регионе;
- Политическая ситуация в регионе;
- Ресурсная база;
- Экология региона;
- Уровень развития инфраструктуры;
- Законодательная база (возможности для ведения бизнеса, защищенность, гарантии);
- Культурно-историческое наследие, менталитет жителей региона.
Оценку каждой составляющей удобно проводить бальным методом единой размерности с целью более удобной графической интерпретации. Другими словами, оценивая экономический потенциал региона по двадцатибальной шкале, оценка социальной и других составляющих также должна проходить на шкале, имеющей размерность от 0 до 20 баллов. Таким образом, при формировании комплексной оценки потенциала региона необходимо разработать метод бальной оценки с учетом веса каждого показателя.
|
Экономическая ситуация в регионе. Комплексная составляющая, определяемая набором макроэкономических показателей, таких как объемы и качественный состав экспорта и импорта, сальдо внешнеторговых операций региона, ВРП региона, ВВП, дефицит/профицит бюджета региона, средний уровень зарплат, стоимость покупательской корзины и т.д. Предполагается выставление комплексной оценки с учетом веса каждого параметра [5,c.318].
Кроме того, целесообразно также учитывать потенциал региона в отраслевом разрезе. Другими словами необходимо показать, какие отрасли, представленные в регионе, имеют больший потенциал для развития, а какие наоборот, подвержены тенденции сокращения и, возможно, ухода из региона. При оценке потенциала региона в отраслевом разрезе также целесообразно использовать бальный метод, основанный на оценках экспертами фактических показателей деятельности предприятий отрасли.
Исходной информацией для анализа являются данные месячной, квартальной или годовой отчетности предприятия: баланс, отчет о прибылях и убытках, структура выручки и затрат на производство.
Результатом такой оценки послужит следующая диаграмма, позволяющая наглядно оценить потенциал региона в отраслевом разрезе (рисунок 2)
1. Рис.2. Пример графической интерпретации бальной оценки отраслей промышленности региона
Если же построить подобную диаграмму на основании данных соседнего региона и сопоставить с оценками потенциала рассматриваемого региона, то несложно увидеть слабые и сильные стороны по сравнению с соседним регионом. Пример такой диаграммы представлен на рисунке 3.
|
Информацию о потенциале региона в отраслевом разрезе целесообразно представлять вместе с бальной оценкой экономического потенциала региона.
2. Рис.3. Пример сравнительного анализа бальных оценок отраслей промышленности двух регионов
Социальная ситуация в регионе. Включает в себя уровень преступности, продолжительность жизни, уровень смертности и рождаемости, уровень образованности населения. Комплексная бальная оценка потенциала региона по этой составляющей выставляется экспертами с учетом значимости перечисленных выше параметров.
Политическая ситуация в регионе. Включает в себя политическую стабильность, включающую взаимоотношения исполнительной и законодательной властей, имидж администрации и законодательного органа, наличие/отсутствие реакционных политических сил, текучесть кадров среди высшего управленческого состава администрации региона. Экспертам, выставляющим комплексную бальную оценку, необходимо учитывать вес каждого параметра, оказывающего влияние на общую политическую ситуацию в регионе.
Ресурсная база. Принято выделять две группы ресурсов региона: наличие полезных ископаемых, доступность дешевой электроэнергии; и наличие и качество человеческого ресурса. Комплексная оценка может выставляться как общая, так и по группам ресурсов в отдельности. При оценке ресурсов, объединенных в группу «сырьевые ресурсы» необходимо учитывать как количественный, так и качественный состав, а так же доступность этих ресурсов (сложность добычи, удаленность и т.п.). При оценке человеческих ресурсов необходимо учитывать уровень образованности населения и ситуацию на рынке труда (избыток или дефицит рабочей силы).
В силу неравномерности географического распределения сырьевых ресурсов, целесообразным представляется выделение оценки обеспеченности региона такими ресурсами в отдельную группу для более корректного сравнения потенциала региона с соответствующим потенциалом соседнего, т.к. комплексная оценка не будет полностью и точно отражать ресурсный потенциал региона. Кроме того, такое выделение может преследовать и еще одну цель: оценка перспектив функционирования (или создания) предприятий отдельных отраслей, деятельность которых в значительной степени зависит от наличия конкретных сырьевых ресурсов.