Лабораторная работа №6
Тема: Получение, собирание и распознавание газов
Цель: Научиться опытным путем получать, собирать и распознавать
Водород, кислород, углекислый газ.
Оборудование: Штатив с пробирками, спички, лучинка
Реактивы: Zn, HCl,KMnO4,CaCO3, Са(ОН)2
Ход работы:
1. Записать описание опыта.
2. Записать наблюдения
3. Составить уравнения реакций получения Н2, О2, СО2 в молекулярном виде.
4. Дать характеристику реакции.
5. Привести наблюдения и уравнение реакции на распознавание Н2 и СО2 в молекулярном виде.
Сделать вывод.
Опыт 1. Получение, собирание и распознавание водорода
Соберите прибор для получения газов (прибор Кирюшкина) и проверьте его на герметичность.
В пробирку положите 1—2 гранулы цинка и прилейте в нее 1—2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой (см. рисунок) и наденьте на кончик трубки еще одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.
Снимите пробирку с водородом и, не переворачивая ее, поднесите к горящей спиртовке. Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»).
Вопросы и задания
· Что происходит при взаимодействии цинка с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
· Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
· Опишите физические свойства водорода, непосредственно наблюдаемые при проведении опыта.
· Опишите, как можно распознать водород.
Опыт 2. Получение, собирание и распознавание кислорода
|
Соберите прибор, как показано на рисунке 114, и проверьте его на герметичность. В пробирку насыпьте примерно на ¼ ее объема перманганата калия KMnO4 и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород. Наличие кислорода в сосуде проверьте тлеющей лучинкой.
Вопросы и задания
1. Что происходит при нагревании перманганата калия? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
3. Опишите физические свойства кислорода, непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, как вы распознавали кислород.
Опыт 3. Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)
В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1—2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2—3 мл известковой воды.
Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии мела или мрамора с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите проведенную реакцию в свете теории электролитической диссоциации.
|
3. Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, как вы распознавали оксид углерода (IV).
Работа рассчитана на 2 часа
Литература: стр. 208-209, Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. стереопит. – М.: Дрофа, 2013. – 223, [1]с.: ил.