Оглавление
Введение 3
Цель исследования 3
Задачи исследования 3
Объект исследования 4
Методы исследования 4
Из истории пермогорской росписи 4
О работах на тему «Чаепитие» 5
Освоение элементов пермогорской росписи. Материалы для работы 5
Этапы изготовления платья 5
Вывод 6
Заключение 6
Список использованной литературы 6
Приложения №1-№6 7-13
Птица Сирин, о чём ты поёшь
На снегу вместо райского древа?
Разве ты в Пермогорье живёшь,
Разве с Севера ты, королева?
«Потому что,- сказала она –
Здесь на белом художники пишут,
Это их снеговая страна
Красотой и спокойствием дышит.
Потому что, когда на снегу
Распускаются алые розы,
Как в раю распевать я могу,
Позабыв про буран и морозы».
Введение.
На занятиях по декоративно - прикладному искусству я познакомилась с яркой, радостной и красивой пермагорской росписью. Плавность линий, изящество завитков, яркие цвета письма завораживают. Я осваила простые элементы и применила их на практике. Но мне захотелось узнать больше об этом виде народного искусства. Как и где зародилась эта роспись? Какие ещё элементы и сюжеты для неё характерны? Смогу ли я создать собственные декоративные композиции по мотивам этого письма. Вместе с руководителем приняли решение о продолжении изучения и приобретения навыков по росписи. В наше время актуально обращаться к истокам народного творчества. Мы ценим красоту работ, созданных своими руками и материалами. (Приложение №1)
Цель исследования:
1. Усвоить навыки письма более сложных элементов.
2. Создать композиции для декоративного оформления предметов быта, не только на традиционных материалах, но и на ткани.
Задачи исследования:
1. Узнать больше об пермагорской росписи.
2. Освоить способы и последовательность выполнения разнообразных элементов росписи, и применить их на практике.
3. Подойти к творческому созданию собственных композиций, используя не только традиционные материалы, но и ткань.
Объект исследования: применение пермогорской росписи на ткани.
Методы исследования: 1. Изучение истории возникновения и развития пермогорской росписи из книжных источников.
2. Просмотр информации о народном промысле в интернете.
3. Освоение техники письма и применение его на традиционных материалах и ткани.
4. Использование архивных материалов и работ учащихся детской художественной школы с. Борисово – Судское.
Из истории пермогорской росписи.
Удивительно своеобразна и красива природа Севера, она дарит множество мотивов для художественного творчества. Именно там, на границе Вологодской и Архангельской областей родилась пермогорская роспись.
Интересный факт: возникла она, вероятнее всего, в 18 веке на основе росписей Великого Устюга, так как ещё в конце 17 века было развёрнуто изготовление расписных лубяных коробов на данной территории Вологодской области. Перед вами один из таких коробов, который храниться в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге. Так же своё влияние оказывали великоустюжские эмали, чернение по серебру, теснение и резьба по бересте. Вот эмалевая и серебряная ладаницы 18 века. Первая храниться в Великоустюгском краеведческом музее, а вторая в Вологодском областном краеведческом музее. Берестяную шкатулку того же периода можно увидеть в музее Великого Устюга. Все эти изделия украшены орнаментом с похожими элементами, которые характерны для пермогорской росписи (Приложение №2).
Пермогорье расположено на самом высоком берегу Северной Двины. Здесь местность гористая, поэтому и пристань называется Пермогорье. В этом поселении есть несколько деревень с общим названием Мокрая Едома. Они являлись центром пермогорской росписи до 30-х годов прошлого столетия. Затем был перерыв в деятельности промысла. И только в 60-е годы её стали возрождать на фабрике «Беломорские узоры». Все свои изделия мастера изготавливают из липы, осины и бересты, поэтому роспись выполняется на светлом фоне, так как цвет дерева и бересты позволяет не тонировать фон, а сделать только многослойную грунтовку из крахмального клея. На более поздних образцах можно видеть белые фоны, что делает краски ярче и сочнее, а контурный рисунок чётче. Примером этого может служить белое платье, одетое на мне и оформленное по мотивам данной росписи (Приложение №3). Для неё характерен плавный растительный орнамент с мотивом стрельчатого листа и четким чёрным контуром изображений с раскраской внутри. Основным цветом является красный, а сопутствуют ему зелёный и жёлтый, редко синий. В самых ранних работах использовали чуть «золота». Это придаёт пермагорской росписи неповторимые черты и узнаваемость.