Когда CAN-шине не спится




Автор: Сергей Павлович Газетин

 

Владелец Мерседеса С-класса обратился к нам с просьбой помочь разобраться с проблемой разрядки аккумулятора. Пока зима была мягкой, это его не сильно напрягало. Но вот наступили холода, и температурный столбик по ночам стал опускаться до минус двадцати и ниже. При таких условиях просто необходимо, чтобы АКБ была хорошо заряжена. А когда за ночь из неё бесследно исчезает десяток-другой ампер-часов, говорить об уверенном пуске уже не приходится. Хочешь - не хочешь, придётся разбираться. Или поручить разобраться другим. Ну тем, кто что-то в этом понимает. Кстати говоря, проблема эта не такая уж и редкая. С похожими жалобами к нам обращаются с завидным постоянством, ну а зимой – особенно.

Сканирование электронных блоков автомобиля в таких случаях обычно ничего не выявляет. Вот и на данном автомобиле, сканер хоть и обнаружил в ряде систем несколько кодов неисправностей, но к существу проблемы они никакого отношения не имели. Поэтому будем воевать «врукопашную». Первым делом достаём бесконтактный датчик тока и одеваем его на минусовой (массовый) провод АКБ (фото 1).

 

Фото 1 - подключение бесконтактного датчика тока

 

Как следует из этого фото, величина тока, потребляемого от аккумулятора, составляет два с лишним ампера. Это вполне нормальное значение, поскольку у нас открыты двери и капот, а значит, в салоне горит свет и как минимум несколько электронных блоков не выключены. Закрываем двери, принудительно закрываем замок капота, оставляя сам капот открытым, закрываем автомобиль штатным брелоком. Нештатная сигнализация отключена, по крайней мере, так утверждает владелец машины. Ждём несколько минут, и смотрим на дисплей датчика. Ток, как и ожидалось, падает, но всего лишь до значения 1.07 ампера (фото 2).

 

Фото 2 - значение тока после запирания автомобиля

 

Многовато будет. Ждём ещё минут двадцать. Ничего позитивного не происходит. Значение тока флуктуирует в незначительных пределах, но это объясняется дрейфом «нуля» самого датчика. После истечения ещё такого же промежутка времени ток продолжает оставаться на прежнем уровне. Становится очевидным, что ниже ампера он, скорее всего, не опустится. Вот отсюда и проблемы. Для владельца автомобиля это конечно плохо, ну а нам именно это и нужно. В том смысле, что дефект стабилен, и можно спокойно заняться поиском компонента, потребляющего повышенный ток.

Как обычно в таких случаях, начинаем по очереди вынимать из своих гнёзд предохранители. Блок под капотом мы смело заносим в «пассив» – удаление ни одного из его предохранителей на значение протекающего тока никак не влияет. Переходим к блоку с левого торца панели приборов (фото 3).

 

Фото 4 - блок предохранителей в салоне

 

И сразу же отмечаем интересный факт: при удалении любого из предохранителей зелёного цвета в верхней части, ток снижается примерно на 0.2 – 0.3 ампера. Удалив все четыре, снижаем ток до 0.16 Ампера (на самом деле он ещё меньше, но об этом чуть позже). Получается что компонента, который потребляет зарегистрированный нами ток в один ампер, вроде бы как и нет. А есть сразу несколько потребителей, между которыми данный ток равномерно распределяется. Но они же не могут быть неисправны сразу все! Сопоставив номера удалённых предохранителей с электросхемой, выясняем, что все они защищают цепи блоков управления дверьми. Что ещё, кроме назначения объединяет указанные блоки? То, что они имеют общую информационную шину, она собственно так и называется – шина CAN систем комфорта (автомобиль выпущен в 2002 году, кузов W203). Почему блоки управления этой шины остаются не выключенными? Скорее всего, потому, что они продолжают обмениваться данными, или, говоря иначе, шина «не засыпает». Проверим наше предположение.

Приподняв коврик со стороны левого порога, находим первый попавшийся на глаза разъём, к которому подсоединена витая пара проводов. Один из них коричневый – это провод CAN Low, другой – коричневый с красной полосой, это провод CAN Hihg. Это и есть интересующая нас шина комфорта. С тыльной стороны разъёма, с помощью штатных адаптеров с иглами, подключаем к выводам Hi и Low измерительные кабели осциллографа CarmanScan VG (фото 4). Осциллограмма на его дисплее отображает наличие обмена данными между блоками (экран 1).

 

Фото 4 - подключение осциллографа к шинеCAN

 

Экран 1 - обмен данными на шине

 

Устанавливаем все предохранители на место. Ещё раз «закрываем» автомобиль. Поскольку водительская дверь у нас теперь открыта, имитируем её закрытое состояние, заблокировав кнопку обычным гаечным ключом (фото 5).

 

Фото 5 - "специнструмент" для имитации закрытой двери

 

Как мы и предполагали, удаление любого из предохранителей, отвечающих за питание блоков шины комфорта, приводит только к падению тока, но не останавливает обмен данными на шине. Значит, есть ещё какой-то блок, который не даёт шине уснуть. Продолжаем последовательно удалять предохранители (не забывая после этого вставлять их на место!), наблюдая за дисплеем осциллографа. Наконец, удалив самый нижний (фото 6), получаем желаемый результат – обмен данными на шине замедляется (экран 2), а затем шина и вовсе «засыпает» (экран 3). При этом ток потребления по плюсовой цепи снижается до 0.16 Ампера (фото 7). Согласно схеме этот предохранитель отвечает за питание комбинации приборов. Вот именно этот «участник» CAN-шины и не даёт уснуть остальным. Ну что поделаешь, видимо скучно приборной панели, вот она сама не спит и другим не даёт.

 

Фото 6 - удаление предохранителя

 

Экран 2 - замедление обмена на шине

 

Экран 3 - шина "уснула"

 

Фото 7 - значение тока после "засыпания" шины

 

Ну и напоследок об измеренном значении тока. Вообще-то говоря, 0.16 Ампера - это тоже многовато, но даже при полностью заснувшей шине, меньше получить уже не удаётся. Но мы ведь измеряем ток бесконтактным датчиком, абсолютная погрешность которого тем выше, чем ниже измеряемый ток. Если измерить этот же ток обычным мультиметром, то окажется, что это значение куда как меньше – всего 72.4 миллиампера (фото 8).

 

Фото 8 - истинное значение тока

 

Это уже приемлемо. Почему мы сразу не стали измерять ток мультиметром? Это долго объяснять, но если говорить коротко, то здесь есть свои тонкости. Собственно эту последнюю проверку мы выполнили просто так, для самоуспокоения. Вся основная работа уже проведена. И окончательный вердикт вынесен – замена комбинации приборов. Хотя вряд ли владелец потянет покупку новой «приборки». Скорее всего, привезёт бэ-ушную, с разборки. А установить такую панель совсем не так просто, как новую. Но это уже совсем другая история.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: