Задание 1. Изучите тему
Весь торгово-технологический процесс можно разделить на две основные части:
1. Вспомогательный ТТП - операции с товарами до предложения их покупателям:
- разгрузка транспортных средств;
- доставка товара в зону приема;
- приемка товара по количеству и качеству;
- доставка товара в зону хранения, подготовка к продаже или непосредственно в торговый зал в зависимости от степени готовности к продаже);
- хранение товаров;
- подготовка к продаже;
- перемещение в торговый зал, выкладка на торговом оборудовании.
2. Основной ТТП - операции непосредственного обслуживания покупателей (наиболее ответственная часть торгово-технологического процесса в магазине);
- встреча покупателей;
- предложение, показ товара;
- отбор товаров покупателями;
- расчет за отобранные товары;
- оказание покупателям дополнительных услуг.
структура и последовательность выполнения работ в розничном торговом предприятии
Условия хранения для непродовольственных товаров:
Верхнюю одежду развешивают на плечиках в шкафах или на вешалках.
Белье - стопами или в коробках на полках стеллажей.
Ткани, штучные текстильные изделия в коробках на стеллажах.
Трикотажные изделия хранят на стеллажах.
Кожаную обувь в коробках укладывают рядами не более восьми в высоту, обувь без коробок - не более пяти рядов с прокладкой картоном. Резиновую обувь хранят на полках стеллажей в фабричной упаковке. Валяную обувь - в фабричной упаковке штабелями, с высотой укладки не более 1,5 м.
Головные уборы хранят в коробках на стеллажах или в ящиках, уложенных штабелями на деревянных настилах.
Меховые товары - в вентилируемых слабоосвещенных помещениях при температуре 0-8°С.
Меховую одежду на вешалках в полиэтиленовых чехлах.
Ювелирные изделия из драгоценных металлов - в несгораемых шкафах.
Стеклянные и керамические изделия хранят распакованными на полках стеллажей,
Ковры и ковровые изделия укладывают в штабеля на подтоварниках, на расстоянии от пола не менее 20 см в расправленном виде, лицевой стороной вверх.
Культтовары, электронные товары в заводской упаковке. Крупногабаритные изделия на подтоварниках.
Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют:
- при повышенной влажности помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства;
- при пониженной - воздух в помещении увлажняют (разбрызгивают воду и т.д.).
Размещая товары на хранение надо учитывать длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал (в первую очередь - ранее завезенные товары).
Ближе к двери, на нижних полках стеллажей располагают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые.
За каждой группой товаров закрепляются постоянные места.
Способы укладки товара зависят от свойств товара, вида товара:
- на стеллажах - товары в распакованном виде, стопками, рядами, маркировкой наружу (для облегчения подсчета товаров рекомендуется укладывать их в округленных количествах (десятками и т.д.);
- в штабелях хранят товары затаренные в мешки, бочки, ящики на поддоны, подтоварники.
Высота штабеля определяется с учетом предельной нормы нагрузки на 1 м2 пола, прочность тары и упаковки, вид груза.
Грузы массой более 50 кг - не более 2-х метровый штабель. Стеллажи и поддоны устанавливаются на расстоянии не менее 1 м от отопительных систем, и не менее 50 см от источников освещения и электрической проводки.
Укладка товара должны обеспечивать циркуляцию воздуха.
Недопустимо попадание на товары прямых солнечных лучей.
Санитарный режим - обязательное условие хранения. Необходимо товары периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли, проводить дератизацию, дезинсекцию, дезинфекцию.
Особенности подготовки товара к продаже: распаковка, сортировка, очистка, фасовка, упаковка, утюжка, маркировка.
При распаковке:
- освобождают от внешней транспортной тары - сортируют по ассортиментным признакам;
- очищают от пыли, загрязнения, антикоррозийных смазочных материалов;
- устраняют мелкие дефекты.
Фасуют в основном сыпучие товары, кондитерские изделия, овощи, фрукты.
Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки или тару-оборудование.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Товары доставляют в торговый зал в период наименьшего посещения покупателей.
Перемещают товары тележками или в таре-оборудовании.
Эффективность работы и качество обслуживания покупателей зависит и от размещения товаров в торговом зале - это:
- правильно спланированный покупательский поток;
- сокращение времени на отборку товара;
- рост пропускной способности магазина;
- снижение затрат труда персонала магазина.
Исходя из этого, размещение товаров в торговом зале должно проводиться с учетом следующих основных требований:
- предоставление покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов товарных групп и совершении покупки в минимально короткий срок;
- создание условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;
- предоставление покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;
- оптимального использования торговых площадей магазина;
- обеспечение сохранности материальных ценностей;
- организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.
Существуют и особенности при размещении товаров:
- соблюдение товарного соседства;
- стремиться закреплять постоянную зону за каждой группой товара;
- товары, подготовка которых проводиться в торговом зале, размещают ближе к месту реализации;
- крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала;
- товары, требующие длительного ознакомления с ними, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи покупательскому потоку;
- товары с высокой оборачиваемостью нужно располагать ближе к источникам пополнения;
- на первых этажах магазина необходимо располагать товары более частого спроса и не требующие длительного выбора.
В торговом зале товары размещают на различном оборудовании с соблюдением основных принципов:
- однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая лучшую их обозримость;
- целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую, навалом и т.д.);
- декоративную выкладку (только с рекламной целью);
- полки горок и прочее оборудование не следует переполнять товаром;
- в оптимальной зоне обзора (1-1,6 м) необходимо размещать товары, для которых предпочтительна быстрая реализация.
Метод розничной продажи товаров – совокупность приемов и способов и операций, направленных на рациональную организацию процесса продажи товаров.
Различают следующие методы:
- индивидуальное обслуживание покупателей или продажа товаров через прилавок (традиционный метод продажи);
- открытая выкладка товаров;
- продажа товаров по образцам или каталогам;
- продажа товаров методом самообслуживания;
- продажа товаров по предварительным заказам;
- электронная торговля.
Таблица. Методы продажи товаров
Метод продажи | Характеристика метода | Достоинства | Недостатки |
Индивидуальное обслуживание покупателей или продажа товаров через прилавок | Все операции по обслуживанию покупателей выполняет продавец | Эффективен для товаров, которые требуют консультации или дополнительной информации, когда покупатель просит разрушить общую упаковку (взвесить небольшое количество товара, отмерить количество ткани и т.д.) | Снижает уровень обслуживания покупателей, увеличивает затраты времени на приобретение товаров, ограничивает самостоятельность покупателей при выборе товаров. Качество услуги зависит от квалификации торгового персонала, знания им ассортимента, соблюдения этики взаимоотношений с покупателями |
Самообслуживание | Покупатели имеют свободный доступ к товарам, открыто выложенным в торговом зале, самостоятельно отбирают их в инвентарные корзины или тележки, оплачивают покупки в узле расчета при выходе из магазина (секции) | В торговых залах можно разместить и реализовать на 20-30% больше разновидностей товаров, чем в магазинах при продаже товаров с индивидуальным обслуживанием; на 15—20% увеличиваются пропускная способность магазинов и товарооборот на 1 работника | «Забывчивость покупателей» (кража) |
Продажа товаров с открытой выкладкой | Покупатели имеют свободный доступ к товарам, открыто выложенным на рабочем месте продавца, самостоятельно отбирают их, пользуясь консультацией и помощью продавца, оплачивают товары в столе упаковок или непосредственно на рабочем месте продавца | Более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно ознакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавца на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте; позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов и повысить производительность труда продавцов | Время на обслуживание больше, чем при самообслуживании |
Продажа товаров по заказам | Покупатели делают предварительный заказ на необходимые им товары через стол заказов или по телефону; в обусловленное время получают товары в магазине или товары им доставляют на дом. Оплата заказов проводится либо предварительно, либо в момент получения заказа | Позволяет покупателям экономить время на приобретение товаров | Необходимо дважды приходить в магазин (для заказа товара и для его выкупа) или в случае доставки на дом – ждать товар |
Продажа товаров по образцам | Покупатели самостоятельно или с помощью продавцов-консультантов выбирают товары по представленным в торговом зале образцам и после оплаты покупки получают их непосредственно в магазине либо им доставляют товары на дом (за дополнительную плату или без нее) | На сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров | Выставленные в торговом зале образцы должны иметь ценники с полной информацией о товаре. При возникновении дополнительных вопросов покупатели должны прибегать к помощи продавцов-консультантов |
Продажа товаров по каталогам | Вместо натуральных образцов товаров предлагается каталог с их фотографиями и описанием; после выбора товаров и расчетов за него товар доставляется покупателю по почте или завозится курьером | Простота организации торгово-технологического процесса | Покупатель не видит товар, он вынужден верить описаниям, представленным в каталогах |
Электронная торговля | Совершение покупки товаров электронным путем, т.е. с использованием компьютерно - сетевых технологий. Оплаченные товары доставляются либо по почте, либо курьером | Простота организации торгово-технологического процесса, возможность использования различных форм оплаты (наличными при доставке товаров курьером; банковским переводом; наложенным платежом; почтовым переводом, виртуальными деньгами; банковской картой) | Покупатель не видит товар, он вынужден верить описаниям, представленным на сайтах электронных магазинов |
Задание 2
Ответьте на вопросы
1. Перечислите основные операции торгово-технологического процесса
2. Назовите условия хранения белья
3. Назовите условия хранения обуви
4. Назовите недостаток метода продажи самообслуживание
5. Назовите недостаток метода продажи товаров по каталогам
Методы розничной продажи товаров. - Режим доступа: https://studepedia.org/index.php?vol=1&post=737
Если вы не поняли задания при изучении материала, сформулируйте вопросы, и пришлите на адрес электронной почты: altieva.galia@yandex.ru
Спасибо!
С уважением, Галия Шавалиевна