Двигатель мотоцикла Иж Юпитер 5, при разборке и сборке коробки передач, необходимо снять с рамы. При этом цилиндропоршневую группу можете не разбирать, но впускной патрубок обязательно отсоедините от цилиндров. Масло из картера перед разборкой слейте.
Разборка. Снимите рычаги пускового механизма и переключения передач, левую крышку картера и прокладку.
Разберите муфту сцепления, передачу от двигателя на сцепление и пусковой механизм.
Отсоедините от картера двигателя нижний патрубок чехла цепи привода на колесо мотоцикла. Выбейте установочную втулку в передней части двигателя наполовину ее длины.
Выверните семь винтов крепления половин картера и, отвернув гайки, выньте болт крепления двигателя в задней части.
Снимите крышку люка полости выносного маховика с прокладкой и слейте масло.
Ослабьте специальным ключом из комплекта инструмента затяжку болта, стягивающего маховик. Разъедините половины картера при помощи отверток, установив их в пазы задней и передней частей картера, или при помощи молотка и выколотки.
Снимите выносной маховик и шпонки.
Выньте из посадочных мест первичный и промежуточный валы с шестернями и шайбами, червячный вал с вилками переключения передач, при этом отметьте места установки и количество регулировочных шайб. Разберите механизм переключения передач в следующем порядке:
* разогните концы шплинта и выньте его из отверстия вала механизма переключения передач;
* отверните стяжной болт на кулачке, снимите регулировочные шайбы и кулачок автомата сцепления, выньте шпонку из паза;
* выньте вал переключения передач, стопор анкера и сектор, соблюдая меры предосторожности, так как пружина механизма своими концами заведена за упор анкера;
* разогните стопорную шайбу и отверните гайку, крепящую упор анкера к картеру; отсоедините пружину из зацепления с упором болта и выньте стопор.
|
Разборку вторичного вала производите в следующей последовательности:
* снимите резиновый колпачок с толкателем муфты сцепления;
* разогните стопорную шайбу звездочки вторичного вала;
* отверните гайку (резьба левая) и, придерживая вал, снимите шайбу и звездочку;
* выньте вал, проследив за тем, чтобы не рассыпались ролики;
* выпрессуйте сальник, выньте установочное и опорное кольца из отверстия половины картера;
* выпрессуйте наружное кольцо роликового подшипника.
Коробка Иж Юпитер 5 или же ее детали, непригодные для дальнейшей эксплуатации, (валы, шестерни, вилки, пружины, сальники, подшипники) подлежат замене.
В запасные части поставляется вторичный вал в сборе с роликовым подшипником. Для фиксации наружного кольца на вторичном валу имеется специальное стопорное кольцо, которое при сборке необходимо удалить.
Если вторичный вал разбирался, замените сальник, так как при выпрессовке он повреждается.
При сборке не допускается установка роликов или колец из другого комплекта.
Перед сборкой коробки передач отрегулируйте осевой зазор червячного вала переключения передач, а после сборки - осевой зазор вторичного вала и промежуточного. Проверку и регулировку червячного вала производите в следующем порядке:
* положите опорную шайбу толщиной 1,35 мм на торец отверстия правой половины картера и вставьте червячный вал пазами для фиксатора вверх;
* замерьте при помощи линейки и глубиномера штангенциркуля высоту выступания опорной плоскости вала над плоскостью разъема картера;
* замерьте на левой половине картера расстояние между опорной плоскостью посадочного места вала и плоскостью разъема. Разница этих размеров дает осевой зазор вала червячного, который должен быть 0,1...0,4 мм;
* если зазор более 0,4 мм, то подберите необходимое количество шайб толщиной 0,2...0,3 мм, которые при сборке установите на конец вала со стороны пазов под фиксатор;
* выньте червячный вал и опорную шайбу.
|
Сборка. Сборку вторичного вала и установку его в правую половину картера производи те в следующем порядке:
* установите в отверстие правой половины картера опорное и стопорное кольца;
* запрессуйте наружное кольцо роликового подшипника и сальник до упора;
* накерните картер по кольцу подшипника в трех-четырех точках;
* чтобы при сборке ролики не рассыпались, уложите их в канавку вторичного вала, заполненную консистентной смазкой;
* осторожно, не повредив рабочую кромку сальника, установите вторичный вал в картер;
* установите звездочку, стопорную шайбу и заверните гайку, подогните шайбу на две грани гайки.
Сборку коробки передач производите на правой половине картера. Предварительно соберите механизм переключения передач в следующем порядке:
* вставьте возвратную пружину и стопор в отверстие упора анкера;
* заведите концы возвратной пружины за упор анкера и установите ее против отверстия вала в картере;
* установите на место вал переключения передач с сектором переключения и анкером; сектор должен быть надет на палец поводка так, чтобы пазы были обращены в сторону упора анкера, при этом введите стопор в паз анкера;
* наденьте на конец вала текстолитовую шайбу, вставьте в паз вала шпонку, наденьте кулачок автомата сцепления и установите шплинт в отверстие вала. Проверьте осевой зазор вала переключения передач, который должен быть 0,1...0,45 мм. Он регулируется установкой шайб толщиной 0,3...0,4 мм между кулачком автомата и шплинтом путем сдвига кулачка автомата к правой половине картера.
|
Окончательное положение кулачка автомата отрегулируйте после сборки муфты сцепления. При перемещении переднего конца рычага переключения передач на 5...6 мм не должен срабатывать механизм управления муфтой сцепления. При дальнейшем перемещении рычага муфта сцепления должна выключаться.
Сборку коробки передач проводите при расположении шестерен, соответствующем 4-й передаче, в следующем порядке:
* для уточнения толщины распорной шайбы между первичным и вторичным валами определите расстояние от приварочной плоскости правой половины картера до торца втулки вторичного вала. При размере 24,960...25,268 мм устанавливайте шайбу толщиной 2-0,06 –0,12 мм, при размере 25,268...25,576 мм – шайбу толщиной 2,5 -0,06 –0,12 мм;
* установите промежуточный вал со всеми шестернями на место;
* соберите вилки с червячным валом, установите вилку 1-й и 3-й передач так, чтобы вырезка на ступице со стороны пазов вала вошла под фиксатор. Вилки устанавливайте ступицами в разные стороны.
* вставьте штифты в вилки и пазы вала и зашплинтуйте их;
* положите на торец втулки отверстия вторичного вала опорную шайбу толщиной 2 или 2,5 мм в зависимости от указанных выше размеров;
* на бобышку отверстия под червячный вал механизма переключения положите шайбу опорную толщиной 1,35 мм;
* вставьте шестерню 2—4-й передач первичного вала и шестерню 1—3-й передач промежуточного вала в вилки червячного вала;
* установите червячный вал в картер, при этом совместите метку (точка, выбитая керном) на валу с меткой на зубе сектора переключения передач;
* установите первичный вал, проследив, чтобы с торца вторичного вала не упала опорная шайба. Шестерню 2–4-й передач первичного вала введите в зацепление с кулачками вторичного вала;
* наденьте на конец червячного вала необходимое количество регулировочных шайб, установленное при определении зазора перед началом сборки;
* замерьте при помощи линейки и; глубиномера штангенциркуля высоту расположения торца шестерни первичного вала со стороны подшипника от плоскости разъема правой половины картера. Так же замерьте на левой половине картера расстояние между торцом подшипника первичного вала (подшипник: должен быть запрессован до упора в стопорное кольцо) и плоскостью разъема картера. Разница этих размеров даст осевой зазор вторичного вала.
Если зазор больше 0,5 мм, то установите на первичный вал (под подшипник) такое количество шайб толщиной 0,2...0,5 мм, чтобы осевой зазор стал 0,1...0,5 мм;
* зачистите плоскости разъема картера;
* нанесите кисточкой на плоскость разъема правой половины картера тонкий слой бакелитового лака СБС-1, БФ-4 или лака ВК-1 в смеси с 10... 15% алюминиевой пудры и 3...5% нитроэмали или другие герметики.
Удалите подтеки лака с внутренних стенок картера;
* вставьте шпонки в пазы полуосей и установите выносной маховик на полуось правой половины картера;
* придерживая через боковое окно левой половины картера шестерню 1-й передачи промежуточного вала у отверстия подшипника (шестерня обращена выточкой в сторону стенки картера), соедините половины картера, совмещая отверстия с валами и шпонку на полуоси коленчатого вала с пазом для шпонки маховика;
* при зазоре между половинами картера 5...10 мм отведите фиксатор через отверстие левой половины и соедините половины картера;
* регулировку фиксатора необходимо проводить до сборки коробки ттередач, установив червячный вал переключения передач в левую половину картера. Между стойкой контакта нейтрали и контактом фиксатора должен быть зазор 1,5 мм при включенных передачах коробки передач. Зазор регулируется подгибкой контакта фиксатора. При нейтральном положении шестерен в коробке передач между рычагом фиксатора и червячным валом должен быть зазор 0,5 мм и плотное прилегание контакта фиксатора к стойке нейтрали на картере;
* запрессуйте установочную втулку в переднюю часть картера и установите на место болт крепления двигателя в задней части;
* стяните половины картера винтами и проверьте переключение передач;
* перед затяжкой маховика для обеспечения зазора между стенками кривошипной камеры и щеками коленчатого вала передвиньте легкими ударами деревянного молотка правый коленчатый вал навстречу левому (левый коленчатый вал при этом трогать не следует). Маховик установите посредине линии разъёма картера и закрепите болтом с максимальным моментом затяжки; залейте в полость маховика 0,1 л масла согласно Руководству по эксплуатации мотоциклов;
* установите крышку люка с прокладкой и закрепите ее;
* отрегулируйте осевой зазор промежуточного вала, который должен быть 0,1...0,4 мм. Для этого с помощью выколотки и молотка ударами в наружное кольцо подшипника промежуточного вала сдвиньте его внутрь картера до упора. Замерьте с помощью щупа зазор между торцом наружного кольца подшипника и стопорным кольцом. Если зазор будет больше 0,4 мм, то подберите такое количество шайб толщиной 0,2...0,3 мм, чтобы зазор стал 0,1...0,4 мм;
* снимите стопорное кольцо, положите шайбы на торец подшипника, снова установите кольцо и через отверстие в заглушке с правой стороны картера легкими ударами молотка сместите левый подшипник промежуточного вала до упора в кольцо;
* проверьте переключение передач, отверстие в заглушке закройте пластмассовой пробкой;
* произведите дальнейшую сборку пускового механизма, передачи от двигателя на сцепление, муфты сцепления, крышки картера и рычага пускового механизма и переключения передач (см.: "Муфта сцепления, пусковой механизм, передача от двигателя на сцепление");
* залейте через люк в левой крышке картера 1 л масла согласно Руководству по эксплуатации мотоцикла. Установите крышку люка с прокладкой и закрепите ее винтами.